Сложноподчиненные предложения с придаточными причины (урок усвоения новых знаний в 9 классе с казахским языком обучения)


Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными причины
(урок усвоения новых знаний в 9 классе с казахским языком обучения)
Нугманова Б.Ж. Учитель русского языка и литературы КГУ средней школы имени М.Бейсебаева с дошкольным мини-центром.
Алматинская область. Карасайский район. П.Береке
Тема урока: Сложноподчиненные предложения с придаточными причины.
Цели урока: 1. Сформировать знания о СПП с придаточными причины; о структуре СПП с придаточными причины;
2. Научить разбираться в структуре СПП с придаточными причины; совершенствовать языковые и пунктуационные умения и навыки.
3. Воспитание патриотических чувств, интереса к окружающей среде.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: изучение нового материала.
Методы обучения: Словесный, наглядный, поисковый.
ФОПД: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Оборудование: таблицы, опорные схемы, иллюстрации картин.
Ход урока.
Организационный момент.
Психологический настрой.
Постановка цели
Проверка домашнего задания: упражнение – 106. (дописать вторую часть сложноподчиненных предложений. Как она называется и какую роль выполняет?)Повторение пройденного материала.
Учитель записывает на доске предложения (или заранее готовит таблицу), выделив союз чтобы, пропустив запятые между главным и придаточным предложениями.
а) Любовь к труду необходима чтобы построить свободную счастливую жизнь.
б) Язык существует для того чтобы люди общались друг с другом.
При чтении предложений очень важно интонационно выделять границы между главным и придаточным предложениями. Затем следует попросить учащихся ответить, что пропущено в предложении. Дети говорят, что между главными и придаточными предложениями пропущена запятая. После этого ученики расставляют знаки препинания.
Далее следует синтаксический разбор предложений по следующим вопросам:
Какое предложение вы записали?
Почему оно сложное?
Какова главная мысль? (Найти главное предложение)
Какой вопрос можно поставить от главного предложения к придаточному?
Как вы определили, что в этих предложениях придаточные являются цели?
Работа по теме
Слово учителя. Подготовка к восприятию нового материала. Работа с текстом «Родина – мать».
а) Чтение текста.
б) Ответить на вопросы.
Почему нашу страну называем мы Отечеством?
Почему мы называем ее Родиной?
Почему свою страну мы называем матерью?
На какие причины указывает автор, говоря о том, почему мы свою страну называем Отечеством, Родиной, матерью?
Какие предложения вы можете составить, отвечая на данные вопросы?
Изучение теоретического материала.(с. 75-76)
Сопоставительная работа. Сравнить СПП с придаточными причины в русском и казахском языках.
Мы не могли переправиться на другой берег, потому что начался ледоход.
Сең қозғалып, өзеннің арғы бетіне өте алмай қалдық.
Сходы ли данные сложноподчиненные предложения в русском и казахском языках:
а) по строению,
б) по значению придаточных,
в) по средствам связи?
На какое значение действия в главном предложении указывает придаточное?
На какой вопрос отвечает придаточное?
Как связываются главное и придаточное предложения в сложноподчиненном предложении?
Каковы средства связи в себеп бағыныңқылы сабақтас в казахском языке?
Вывод.
Работа в группах. (Ученики получают листы с заданиями и самостоятельно выполняют).
Закрепление изученного материала
Работа над текстом «Секреты Северного оленя»
А) Чтение текста.(упр.120, стр.78)
Б) Найти СПП с придаточными причины. Ответить на вопросы:
Почему северного оленя называют хозяином тундры?
Почему олень не мёрзнет, когда погружается в ледяную воду?
VII. Домашнее задание: упражнение 123, стр. 79
Подведение итогов.
Лист заданий и учета знаний №1.
Номер
учебного
элемента Учебный материал с указанием заданий Руководство к работе
УЭ-0 Интегрирующая цель: В процессе учебной работы ты должен проверить свои знания по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточными причины", уметь различать простые предложения от сложноподчиненных. УЭ-1 Цель: Научиться составлять из простых предложений сложноподчиненные с придаточными причины.
Задание: Из пар простых предложений составьте
сложноподчиненные с придаточными причины,
использую союзы потому что, так как:
1. Трава зазеленела и стала быстро расти. Прошли дожди.
2. В пустыне растительность крайне скудная. В пустыне не хватает влаги.
Выполняй внимательно, не спеши!
2 мин
2 балла
2 балла
УЭ-2 Цель: Уметь переводить сложноподчиненные с придаточными причины с казахского языка на русский язык.
Задание: Переведите с казахского языка на русский язык сложноподчиненные с придаточными причины.
1. Жол ұзақ болған соң, таң біліне аттанып ем.
2. Қонақтар көптен бері Абаймен көріспегендіктен ғана, бүгін қонақша отыр. 3 минуты
2 балла
2 балла
УЭ-3 Цель: Уметь составлять сложноподчиненные предложения с придаточными причины.
Задание: Допишите сложноподчиненные предложения и определите их тип, объясните расстановку знаков препенания.
1. Имя героя стало известно недавно, потому что… .
2. Всем стало грустно, оттого что … . 2 минуты
2 балла
2 балла
УЭ-4 Цель: Уметь правильно составлять по схемам сложноподчиненные предложения.
Задание: Составьте сложноподчиненные предложения по схемам, определите тип придаточных. 1.(Оттого что...),[...] Будь внимателен!
2минуты
3балла
УЭ-5
Поведение итогов Баллы:
15-13-баллов-"5" 12-10-баллов-"4" 9-8-баллов-"3" Лист заданий и учета знаний №2.
Номер учебного элемента. Учебный материал с указанием заданий. Руководство к работе
УЭ-0 Интегрирующая цель: В процессе учебной работы ты должен проверить свои знания по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточными причины", уметь различать простые предложения от сложноподчиненных. -
УЭ- 1 Цель: Научиться составлять из простых предложений сложноподчиненные с придаточными причины.
Задание: Из пар простых предложений составьте
сложноподчиненные с придаточными причины,
использую союзы потому что, так как:
1. Вода в реке заметно прибывала. Снега быстро таяли.
2. По дорогам пробежали ручьи. Стало тепло. Вьшолняй внимательно, не спеши!
2 мин.
2 балла
2 балла
УЭ-2 Цель: Уметь переводить сложноподчиненные с придаточными причины с казахского языка на русский язык.
Задание: Переведите с казахского языка на русский язык сложноподчиненные с придаточными причины.
1. Аяғын баса алмаған соң, еңбектеп есікке келді.
2. Жаңбыр жауып, жер көгерді.
3 минуты
2 балла
2 балла
УЭ-3 Цель: Уметь составлять сложноподчиненные предложения с придаточными причины.
Задание: Допишите сложноподчиненные предложения и определите их тип, объясните расстановку знаков препенания.
1. Мы приехали в город поздно вечером, так как … .2. Мы задержались в горном селении, потому что … .2 минуты
2 балла 2 балла
УЭ-4 Цель: Уметь правильно составлять по схемам СПП с придаточными причины.
Задание: Составьте сложноподчиненные предложения по схемам, определите тип придаточньгх. 1.(Так как ...),[...] Будь внимателен!
2минуты
3балла
УЭ-5
Поведение
итогов Баллы:
15-13- баллов-"5"
12- 10-баллов-"4"
9-8 -баллов-"3"