Семинар-практикум для родителей подготовительной к школе группы «Учеба без проблем: интеллектуальная готовность к школе»


Семинар-практикум для родителей подготовительной к школе группы «Учеба без проблем: интеллектуальная готовность»
Цель: создание условий для эффективного сотрудничества школы и семьи в вопросах воспитания детей старшего дошкольного возраста при подготовке их к обучению в школе.
Задачи:
1. активное вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс, обеспечивающий улучшение эмоционального самочувствия детей и обогащение воспитательного опыта родителей;
2. повышение педагогической компетентности родителей при подготовке дошкольников к обучению в школе.
Материал: Экран, мультимедийное оборудование, клубок ниток, листы бумаги, карандаши, дидактический материал для проведения практических заданий.
Ход собрания
Здравствуйте, уважаемые родители! Мне приятно видеть вас, я благодарю вас за то, что нашли возможность прийти на сегодняшнее мероприятие. Сегодняшняя встреча посвящена обсуждению вопроса подготовки детей к обучению в школе. Вы, родители, заинтересованы в школьных успехах своего ребёнка, поэтому как можно раньше необходимо начинать готовить его к поступлению в школу. Что надо сделать, чтобы ребёнок пошёл в школу подготовленным и учился хорошо, получая при этом только положительные эмоции – цель сегодняшнего разговора. Но вначале поприветствуем друг друга.
Приветствие родителей «Клубочек».
Начнем сегодняшнюю встречу с игры-приветствия. У меня в руках клубочек. Сейчас мы будем передавать его по кругу, и каждый, у кого в руках он окажется, будет называть свое имя и коротко рассказывать о своем ребенке.
Упражнение «Экзамен для родителей».
Родителям предлагается сравнить, чем будет отличаться жизнь дошкольника от жизни первоклассника. Для этого им нужно ответить на ряд вопросов.
• Какие занятия проводятся в гпп Какие предметы будет изучать ребёнок в 1 классе? (Коммуникация, Физическое культура, Музыка, ФЭМП, Художественное творчество, Познание) /
• Сколько занятий в день проводится вгпп? Сколько уроков в день будет в 1-м классе? 3/4
• Длительность занятия в подготовительной группе? Длительность урока в школе? 30/40
Готовность к школе — это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.
Итак, психологическая готовность включает:
1. Личностная и социально-психологическая готовность
2. Эмоционально-волевая готовность
3. Мотивационная готовность
4. Физическая готовность
5. Интеллектуальная готовность
1. Личностная и социально-психологическая готовность (коммуникативная)
1. Потребность в общении.
2. Способность устанавливать отношения с другими детьми и взрослыми.
3. Умение подчиняться правилам и интересам группы
Способность действовать совместно с другими. Умение войти в детское общество, действовать совместно с другими детьми, являясь частью одного коллектива.
2. Эмоционально-волевая готовность
1. Способность управлять своими эмоциями и поведением.
2. Умение слушать и слышать учителя
3. Умение выполнять требования
4. Умение действовать по образцу
5. Умение организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нем.
6. Умение думать
7. Умение общаться со сверстниками
8. Умение общаться со взрослыми
9. Стремление преодолевать трудности.
10. Стремление к достижению результата своей деятельности.
11. Положительное отношение к себе и другим.
12. Соблюдение социальных и этических норм.
3. Мотивационная готовность.
1. Принятие позиции школьника.
2. Положительное отношение к школе, учебной деятельности, к учителям, к себе самому.
4. Физическая готовность.
1. Физическое развитие.
2. Развитие анализаторных систем
3. Состояние здоровья.
4. Развитие мелких групп мышц.
5. Координация движений в соответствии с возрастной нормой (прыжки, подскоки, бег и т. д.) .
6. Готовность организма ребенка к учебным нагрузкам.
5. Интеллектуальная готовность предполагает развитость основных психических процессов: восприятия, памяти, внимания, мышления. Ребёнок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнить их, видеть сходное и отличное. Он должен научиться рассуждать, делать выводы.
• Желание узнавать новое, любознательность.
• Сенсорное развитие.
• Развитие образных представлений.
• Развитие речи и мышления в соответствии с возрастной нормой.
• Смысловое запоминание.
• Ориентирование ребенка в окружающем мире, запас его знаний, усвоенных в системе.
Я вам предлагаю, освоить несколько игр на развитие внимания, мышления, восприятия, памяти, знаний об окружающей действительности, их вполне можно применять в любое время, в любой ситуации, заодно проведете время с ребенком с пользой.
Практическая работа.
Игры на развитие внимания, наблюдательности.
Игры с наглядными картинками (игра «Что изменилось», «Найди отличия» (развитие внимания, наблюдательности), игра «Что не дорисовано», 1. Пять груш больше, чем пять яблок? (нет)
2. У рубашки три рукава? (нет)
3. Ноль меньше трех? (да)
4. Неделя заканчивается субботой? (нет)
5. Год начинается в марте? (нет)
6. У квадрата четыре угла? (да)
7. Один меньше, чем много? (да)
Игры на развитие мышления
- игра «Что лишнее» (устно вслух, либо карточки, либо написанные слова) .- игра «Назови одним словом» (устно вслух, либо карточки, либо написанные слова) зачитываются слова с общим признаком: стул, стол, шкаф, диван – мебель и.т. д. - игра «Что перепутал художник? » (перепутанные детали в изображениях предметов) .- игра «Собери похожие картинки» (классификация) .- игра «Скажи наоборот» (слова с обратным смыслом, например: большой – маленький). Ориентироваться на опыт ребенка.
для развития мышления в целом можно использовать всевозможные головоломки, различные виды заданий с палочками и спичками (выложить фигуру из определенного числа спичек, перенести одну из них с тем, чтобы получить другое изображение.)
Игры на развитие памяти
Слуховая память - зачитываются слова (вишня, конфета, лиса, медведь, велосипед, мяч и т. д.) , с интервалов в секунду. Их необходимо повторить.
Зрительная память - предлагается сюжетная картинка, ее необходимо рассмотреть, затем она убирается, перечисляется сюжет. После предлагается такая же картинка, в которой не достает каких-либо деталей, или, напротив, появляются лишние изображения. Аналогичное упражнение: на столе стоит 8-10 предметов, которые ребенок должен внимательно изучить и постараться запомнить, затем эти предметы закрываются ширмой и просят ребенка их перечислить. Можно усложнить, если после запоминания предметов и их расположения изменить порядок размещения и их количество, а затем попросить ребенка точно воспроизвести исходный порядок.
Игры на развитие речи, мышления, знаний об окружающей действительности.
- игра «Составь рассказ по картинке» (предлагается сюжетная картинка)
- игра «Последовательный картинки» (перепутанные картинки, которые необходимо разложить по порядку таким образом, чтобы по ним можно было составить рассказ».Игра «Что нас окружает». С помощью картинок задаются вопросы о предметах и явлениях окружающего мира.
Отдохнем. Я прошу вас встать в круг.
упражнение- «Снеговик». Представьте что вы снеговик, тело напряжено, руки сжаты в кулаки, ноги напряжены (5 сек., но вот выглянуло солнышко и стало пригревать снеговика, вам становиться тепло, спокойно, тело расслабляется, кулаки разжимаются и вы постепенно, таите, тело ваше медленно опускается на пол, стул… .- «Шалтай – Болтай» .Шалтай-болтай
Сидел на стене.
Шалтай-болтай
Свалился во сне.
Поворачиваем туловище вправо-влево, руки свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» резко наклонить корпус тела вниз.
- «Солнечный зайчик»
Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями: на лбу, на носу, на ротике. На щечках, на подбородке (поглаживай аккуратно, чтобы не спугнуть) голову, шею, животик, руки, ноги, он забрался за шиворот, погладь его и там. Он не озорник, он любит ласкать тебя, а ты погладь его и подружись с ним.
Спасибо за участие. Можете вернуться на свои места.
Я надеюсь, что сегодняшняя встреча была для вас максимально полезной. Мы постарались рассмотреть некоторые важные моменты, касающиеся подготовки будущего первоклассника.