Исследовательская работа: Были ли правила в кулачных боях на Руси?


VI районная научно-практическая конференция исследовательских, проектных и творческих работ учащихся «Первые шаги в науку»
Исследовательская работа


Автор работы:
Натахин Денис,
ученик 3а класса
МБОУ «Инсарская СОШ№2»
Руководитель:
Лапшина Елена Александровна,
учитель начальных классов
МБОУ «Инсарская СОШ№2»



Инсар, 2014 г.

Информационная страница
МБОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа №2»
Директор школы:Щеголева Татьяна Викторовна
Адрес школы:431430, Республика Мордовия, г. Инсар,
ул. Советская, д. 55.
Телефон школы:2 – 10 – 18, 2 – 10 – 05, 2 – 11 – 93.
Автор работы:Натахин Денис Валерьевич ,
ученица 3«а» класса,
431430, Республика Мордовия, г. Инсар,
ул. 2- Полевая, д. 9.
Руководители работы: Лапшина Елена Александровна
учитель начальных классов.
Исследовательская работа по теме: «Были ли правила в кулачных боях на Руси»
Оглавление
Введение………………………………………………………….4
«Как сходилися, собиралисяУдалые бойцы...» ………………5
Схватки, как проба сил и воли, известные многим народам ….6
Неписаные правила строги и справедливы………….….7
Тюштянь налксемат………………………………………………9
Кулачные бои в Инсаре и близлежащих селах.
Выводы и рекомендации……………………………………….8
Приложения ………………………………………………………9
Библиографический список………………………………….......10
Введение
Тема: «Были ли правила в кулачных боях на Руси »
Цель: изучить историю кулачных боев на Руси и конкретно в нашей местности, узнать о правилах проведения боев, если они были.
Объект исследования: история кулачных боев.
Предмет исследования: наличие правил в кулачных боях.
Актуальность: в современном мире нужно вести здоровый образ жизни, тренироваться, чтобы быть всегда готовым защитить Родину, своих близких и себя.
Гипотеза: если мы будем изучать историю своего народа, его обычаи и традиции, то вырастем настоящими патриотами своей страны.
Задачи исследования:
1. Изучить специальную литературу по проблеме исследования.
2. Изучать материалы краеведения по проблеме исследования.
3. Сопоставить виды единоборств и их правила в прошлом с настоящим.
4. Ценить прошлое своего народа и сохранять ценности и традиции.
5. Сформулировать выводы по результатам исследования.
Методы исследования:
а) Теоретические:
1. Анализ собранного материала исследования.
2. Обобщение результатов исследования.
б) Эмпирические:
1. Воспоминания участников и очевидцев событий.
2. Изучение материалов краеведческого музея, архива,
3.Сбор и систематизация материала.
База исследования: Республика Мордовия, Инсарский район.
Сроки исследования: 2.02.14 – 9.04.14.
Практическая значимость: показать, как развивалось искусство рукопашного боя в России, совершенствовались его правила.
При работе использовались следующие материалы: Рукописная книга В.И. Иконникова «История Сиалеевской Пятины Инсарского районакнига, материалы краеведческого музея.
«Как сходилися, собиралися Удалые бойцы...» В Древней Руси большую роль играли физические упражнения типа кулачных и фехтовальных боев, борьбы и т.п., способствующие развитию физической силы, ловкости, выносливости и решительности, подготовке к обороне. Даже в славянском военно-погребальном обряде эти упражнения применялись в качестве средств военно-физической подготовки воинов.
Кулачный бой на Руси появился к 9-му веку.
Кулачные бои описывал в своих летописях, относящихся к 1068 году, Нестор. Уже в то время кулачный бой играл значительную роль в культуре и истории русского народа. «Как сходилися, собиралися Удалые бойцы...» Так как войны шли непрерывно (редкий год на Руси удавался мирным), то каждый мужчина должен был иметь ратные навыки. С самого раннего детства в мужчине воспитывался необходимый для бойца комплекс этих навыков. Это происходило в боевых играх, бойцовских обрядах, специальных упражнениях и в труде. Маленькие ребятишки учились там борьбе, метанию, играли в прятки, бегали наперегонки и т.п., для ребят постарше состязания заменялись кулачными и палочными боями, где прикладной характер был выражен ярче. На кулачных состязаниях детские бои предваряли бои взрослых, и старшее поколение имело возможность наблюдать рост мастерства молодёжи. Как бы итогом проверки бойцовской подготовки были кулачные и палочные бои.
Летописцы говорят о кулачном бое и в начале 13-го века.
С 14-го века устраивались кулачные бои в Москве.
В 16-м веке при царе Иване IV Грозном кулачный бой был также широко распространён, что отразил в своей картине «Кулачный бой при Иоанне IV» художник Михаил Иванович Песков.
В то время как в Европе только-только формировалась техника кулачного боя, в русской армии образца 17-го века система военно-физической подготовки уже включала обязательный кулачный бой.
Тем временем православная церковь выступала инициатором запрета кулачного боя на Руси. Православное духовенство называло кулачные бои «богомерзкой забавой» и карало кулачников отлучением от церкви, проклятием и многими другими наказаниями. Однако кулачный бой в народе возродился, и, как следствие, это сыграло важную роль в победе русских под Полтавой 27 июня (8 июля) 1709 года над шведами. В 9 часов завязался рукопашный бой, а русская конница начала охватывать фланги противника. Шведы стали отступать, к 11 часам обратившись в беспорядочное бегство.].На Руси дух был всегда силён. Поэтому после очередного запрета «кулачки» возродились. В 18-м веке император Руси Пётр II Алексеевич (1715 – 1730) всё свое время посвящал развлечениям, особенно охоте с собаками и соколами, травле медведей и кулачным боям. Граф Григорий Григорьевич Орлов (1734 – 1783) постоянно участвовал в кулачных боях, и граф Алексей Григорьевич Орлов (1737 – 1807/1808) прославился победами в кулачных боях.
Кулачным боем увлекались и русские писатели.

Схватки, как проба сил и воли, других народов.
Схватки, как проба сил и воли, известны многим народам. Будь-то восточные единоборства, состязания на античных олимпиадах, бои гладиаторов, рыцарские поединки, бокс. В восточных единоборствах — это игра с элементами духовной философии; в античных олимпиадах — проявление индивидуальности; в боях гладиаторов — желание выжить; в боксе — жажда денег и славы. Все виды национальных единоборств ведут свою историю от местных вариантов рукопашного боя. Но ни один из них не может похвастать такой исторической глубиной как русский кулачный бой.
Неписаные правила строги и справедливы
Русские кулачные бои прежде всего, закаляют тело, воспитывают волю, укрепляют дух общины. К тому же они — забава, потеха, а порой, и проба сил закадычных друзей. Такие бои впитали природу страны, опыт истории и быта народа — русские зимы, бездорожье, могучие реки, постоянные нашествия будь-то иноземцев, будь-то супостатов-соседей. И необходимость защищать себя, свой дом, свою семью, свою малую родину.
Бои проходили главным образом зимой, в святочные дни или в масляную неделю, а иногда и летом. Так сходились или один на один, или стенка на стенку. Шли улица на улицу, деревня на деревню. В стеношном бою отрабатывали совместные действия плечом к плечу, инициатива в действиях и личное умение будущих народных ополченцев — это была тренировка в условиях максимально приближенных к боевым. Неписаные правила были строги и справедливы: не бить по лицу, голове, бой вести до первой крови, лежачего на бить, убегающего не преследовать, в спину не бить, драться только лицом к лицу. В кулак, рукавицу тяжелые предметы не закладывать. За это преследовали. Толпа в таких случаях была беспощадна: и противники, и свои набрасывались на виновника, били нещадно «смертным боем».
В бою «сам на сам» порой сшибались закадычные друзья. Перед схваткой трижды целовали друг друга. После боя шли в кабак, где было «веселие пити». Бой начинали мальчишки. Затем они отходили прочь и в дело вступали взрослые. Начинался настоящий бой. «Стенки» сходились со страшным гулом, свистом, криками. Видно было, вспоминает очевидец, как два потока сшибались друг с другом, как они, точно волны колыхались, то отступая, то набегая друг на друга. Противники выискивали и вызывали на бой каждый себе равного. Победа одного из единоборцев иногда решала исход боя — противник бежал. Общая свалка принимала гомерические размеры, страсти разгорались и, наконец, одна из стенок стремительным натиском сламывала и обращала в бегство другую. И все это без злобы и ожесточения. Если одному противнику удалось свалить на землю ударом другого, он как спортсмен-кулачник удовлетворён, он победитель, и ему уже совершенно нет цели бить противника ещё и далее лежащего на земле. Это правило кулачного боя настолько популярно, что оно вошло уже в поговорку: «лежачего не бьют»»
«Дрались отчаянно, — вспоминал Ф. И. Шаляпин, тоже участник боев в Казани, — но в горячке яростной битвы никогда не нарушали установленных искони правил: лежачего не бить, присевшего на корточки — тоже, ногами не драться, тяжести в рукавицы не прятать». Бой и в самом деле превратился в праздник.
Правила обычного, развлекательного русского кулачного боя были таковы:
лежачего не бьют;
мазку (на ком кровь) не бьют;
рукавички долой;
лежачий в драку не ходит и пр.
Сама императрица Екатерина Первая в 1726 году выступала с попыткой регламентации кулачных боев с целью смягчения царящих там обычаев. В изданном ей Указе говорилось: «Чтобы увечного боя не было б и кто упадёт, лежащих никого не били б». Существовали разновидности кулачного боя. Наши кулачные бои были:
один на один – единоборство;
стена на стену – стена – сомкнутый, тесный ряд людей, из ряда не выходили, а старались сбить, попятить и погнать весь противный строй, «в бою шли стена на стену, впереди каждой – силачи, а сзади – остальной люд, напирающий на противников массою»;
сцеплялка – сцепной дракой, сцепным кулачным боем или сцеплялкой называлась на Руси свалка врассыпную или рассыпным, где всякий схватывался в одиночку, и это, как говорят Брокгауз и Ефрон, «самый жестокий»

Тюштянь налксематКак рассказывает тренер по национальной борьбе центра олимпийской подготовке г.Саранска Павел Мигунов: « Мордовский народ воинскому искусству обучил еще Тюштя. Тюштя (Тюштян) - герой мордовского эпоса. Он научил мордву многим ремеслам. А когда настало время защищаться от врагов, собрал большое войско и обучил его воинскому искусству. Для всех мужчин Тюштя провел первое испытание: те, кто забежит на высокую гору вслед за ним, станут воинами. Состязания устраивались и среди войска, самые сильные и ловкие воины назначались ушмандеями (военачальниками). После победы над очередным врагом устраивались игры (налксемат), на которых парни показывали свою силу, умение владеть оружием, показывали свою готовность стать воинами. Это и были первые «Тюштянь налксемат» (Игры Тюшти)». Кстати, и сегодня в мордовских селах, когда говорят о самых давних временах, обозначают их как Тюштянь пинге (времена Тюшти).
В мордовской истории немало богатырей, которые могут дать фору даже мифическому Гераклу. Например, в селе Ачадово Зубово-Полянского района жил мордвин, который весил более 120 кг. Он был смирным и тихим, но во время традиционных поединков по борьбе мог запросто победить 10 сельских силачей, да еще подкидывал их на крышу сарая, за что его и прозвали Сараем.
Один из потомков Сарая – Фадей Шамонин (Фотька)имел очень высокий рост и могучие плечи, в его полушубок помещались два взрослых человека. Как-то Фотька боролся с ручным медведем, и когда зверь застонал от боли, отпустил косолапого. Но потапыч поднялся и порвал шубу Фотьки. Тот, разозлившись, одним ударом убил зверя.
В селе Баево Ардатовского района жили силачи братья Аверьяновы. Старший – Варма бодя (Дедушка Ветер) одним ударом мог проломить добротную дверь.
Нельзя не отметить мастера спорта СССР по самбо, уроженца Большеберезниковского района Михаила Аношкина, мастера спорта международного класса по дзюдо, чемпиона Европы, чемпиона мира среди ветеранов Виктора Раздолькина из Атяшева. Мастера спорта СССР братья Константин и Владимир Кокурины из Ичалковского района, Константин Комаров из Большого Игнатова являются основателями современной школы борьбы в Мордовии. Великой школы, воспитавшей сотни мастеров спорта и олимпийского чемпиона Алексея Мишина.
Кулачные бои в Инсаре и близлежащих селах.
В Инсаре и Инсарском районе также проводились кулачные бои, о которых я прочитал в рукописной книге Иконникова. Проводились в масленичную неделю. Бои шли стенка на стенку. С утра начинали бой подростки, потом подхватывали бой парни и взрослые мужики, а к вечеру даже старики-любители кулачного боя. После расхождения стен все обменивались впечатлениями, давали характеристики силачам, советовались, как распределить силы в следующий раз. Правила были похожи на вышеперечисленные

Выводы и рекомендации:
Я изучил историю кулачных боев и узнал о том, что в кулачных боях были строгие правила. Узнал, что русский рукопашный бой ведёт свою историю из русского кулачного боя. Рекомендую всем своим сверстникам выбрать для себя вид спорта по душе и быть успешным наяву, а не только в компьютерных играх.
Список литературы
Севостьянов В. М., Бурцев Г. А., Пшеницын А. В. Рукопашный бой. — М.: Дата Стром, 1991. — 190 с. — ISBN 5-7130-0003-6
Шатунов М. В. Русская профессиональная драка. — М.: Рипол Классик, 2002. — 558 с. — 7000 экз. — ISBN 5-7905-1363-8
Русская земля-журнал о русской истории и культуре. Кулачные бои в Воронежской губернии. Проверено 28 августа 2008. Архивировано из первоисточника 9 февраля 2012.
Кулачный бой на Руси // Спортивная жизнь России : ж. — 1998. — № 7.
Ермаков Н. Я. Пословицы русского народа. СПб: 1894. С. 34.
Агапкина Т. А. Мифопоэтические основы славянского народного календаря. Весенне-летний цикл. — М.: Индрик, 2002. — 816 с. — (Традиционная духовная культура славян. Современные исследования).Бои кулачные // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Календарные обряды и обрядовая поэзия Воронежской области. Афанасьевский сборник. Материалы и исследования. — Вып. III / Сост.: Т. Ф. Пухова, Г. П. Христова. — Воронеж: Изд-во ВГУ, 2005. — 249 с.
Ровнинский Д. Русские народные картинки. Книга V. — СПб.: Типография Императорской Академии наук, 1881. — 567 с.