Доклад по теме: ИКТ-компетентность как средство повышения профессионализма педагога


ИКТ-компетентность как средство повышения профессионализма педагога
Цивилизация неуклонно движется к построению информационного общества, где решающую роль будут играть не природные ресурсы и энергия, а информация и научные знания. Такое общество испытывает высокую потребность в специалистах особой квалификации. Ему нужны не «винтики» для готовых структур, а люди, способные самостоятельно проектировать такие структуры и управлять ими, люди, умеющие учиться, самостоятельно работать с информацией - только они смогут рассчитывать на успех в информационном обществе. Поэтому, основной целью профессионального образования  на данном этапе, является подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности. Необходимым условием создания таких специалистов является совершенствование профессиональной педагогической культуры и компетентности педагогов.
Одним из основных показателей профессионализма педагогов является ИКТ- компетентность. Что же это такое?
В профессиональном стандарте педагога от 2015 года профессиональная ИКТ – компетенция трактуется как «квалифицированное использование общераспространенных в данной профессиональной области в развитых странах ИКТ при решении профессиональных задач там, где нужно, и тогда, когда нужно.»ИКТ- компетентность учителя рассматривают,  как целенаправленное, эффективное применение технических знаний и умений в реальной  образовательной  деятельности.
Выделяют три основных уровня ИКТ- компетентности: 
общепользовательская ИКТ-компетентность, общепедагогическая ИКТ-компетентность и предметно-педагогическая компетентность.       В качестве способов и путей реализации профессиональной ИКТ-  компетентности педагога рекомендуется разумное сочетание всех трех этих составляющих.
В общепользовательский компонет включены пользовательские навыки.     Это, так называемый знаниевый уровень (подготовленность к деятельности), уровень овладения ИКТ. На современном этапе развития российской системы общего образования этот уровень является базовым при формировании и последующей оценке ИКТ- компетентности учителей. Он характеризуется наличием у преподавателей знаний о том, что из себя представляет персональный компьютер, программные продукты, каковы их функции и возможности, это умение «нажимать на нужные кнопки», знание о существовании компьютерных сетей (в том числе Интернет).
Часто  учитель, закончивший (иногда несколько раз) курсы повышения квалификации в сфере ИКТ и имеющий условия для применения ИКТ в профессиональной деятельности, этого не делает. При этом, он благополучно прошел различные тестирования на готовность к работе с использованием ИКТ. Такой учитель не может называться ИКТ-компетентным, поскольку его знания и умения не воплощены в деятельность. Т.е. для компетентности необходим еще и деятельностный уровень.
Деятельностный уровень – это эффективное применение ИКТ в педагогической деятельности.
Сюда относятся общепедагогический и предметно - педагогический компонент.
Общепедагогический компонент включает в себя деятельность педагога в имеющейся информационно – образовательной системе  учебного заведения, в том числе  планирование и анализ учебного процесса; организацию образовательного процесса, при которой учащиеся вместе с учителем ведут деятельность и достигают результатов в информационно-образовательном пространстве учреждения; подготовку и проведение консультаций, обсуждений  с компьютерной поддержкой.
Требования к предметно - педагогическому компоненту зависят от той предметной области, в которой работает учитель. Этот компонент включает в себя использование информационных источников по своему предмету.
Учитель компетентен в области ИКТ, если:
ведёт поиск и отбор дополнительной информации для обучения с использованием Интернет-ресурсов;  участвует в работе сетевых объединений преподавателей, Интернет-конференциях с целью повышения своего профессионального уровня;  разрабатывает компьютерные тесты, системы рейтинговой оценки знаний учащихся на основе стандартных приложений;  создает учебные пособия и материалы на электронных носителях с использованием стандартных приложений и инструментальных средств;  применяет готовые мультимедийные разработки в образовательных и воспитательных целях.
Влияние ИКТ- компетентности педагога на качество образования в условиях внедрения ФГОС
Безусловно, использование учителем современных интернет технологий в значительной степени меняет его подход к обучению. Перечислю лишь основные преимущества использования ИКТ.1.индивидуализация обучения;2.рост объема выполненных на уроке заданий;3.возможность получения различного рода материалов через сеть Интернет и возможность получить большую наглядность и интерес учащихся;4.повышение познавательной активности и мотивации усвоения знаний за счет разнообразия форм работы, возможности включения игрового момента. 5. Получение за короткое время объективной картины уровня усвоения детьми изучаемого материала (например, за счет применения компьютерного тестирования);
Следует отметить, что при использовании данных компетенций роль учителя меняется. Раньше учитель был главным поставщиком знаний. Теперь он превращается в соратника и товарища, который направляет ученика в процессе обучения. Задачей учителя на современном этапе является правильно встроить возможности ИКТ в свой учебный процесс, чтобы учащийся во время занятий как можно больше думал и действовал самостоятельно: организовать деятельность учащихся, сформировать у детей навыки эффективного поиска информации, ее оценки и анализа для дальнейшего использования.
Способы и пути достижения учителем профессиональной ИКТ- компетентности
Согласно стандарту, оптимальная модель достижения педагогом профессиональной ИКТ-компетентности обеспечивается сочетанием следующих факторов:
· Введение Федерального государственного образовательного стандарта.
· Наличие достаточной технологической базы (требование ФГОС): широкополосный канал-интернет, постоянный доступ к мобильному компьютеру, инструментарий информационной среды (ИС), установленный в учебном заведении.
· Наличие потребности у учителя, установки администрации образовательного учреждения на действительную реализацию ФГОС, принятие локальных нормативных актов о работе коллектива образовательного учреждения в ИС.
· Начальное освоение педагогом базовой ИКТ-компетентности в системе повышения квалификации с аттестацией путем экспертной оценки его деятельности в ИС образовательного учреждения.
В реальности же дело с освоением ИКТ – компетенции обстоит по- иному. В настоящее время почти все педагоги владеют знаниевым уровнем ИКТ - компетентности, а вот деятельностный уровень оставляет желать лучшего. Например, учителя используют ИКТ, в основном, при подготовке к занятиям - ищут дополнительную информацию в интернете, работают в сетевых профессиональных сообществах, но очень мало используют ИКТ при проведении учебного процесса. Основной причиной этого является то, что далеко не у каждого преподавателя есть свое автоматизированное рабочее место, во многих учебных заведениях нет даже компьютеров в учительских, а компьютерные классы заняты под учебный процесс. Еще одной из причин является то, что применение информационных технологий требует (особенно в первое время) от учителя дополнительных временных затрат. К этому можно добавить еще и то, что, еще не во всех учебных заведениях есть высокоскоростной доступ к сети интернет. Мешает платность образовательных интернет-ресурсов (почти 30%), ограниченный трафик, контент-фильтры, не позволяющие выходить на нужные образовательные и информационные порталы. Четвертая причина - недостаточная квалификация педагогов в области применения информационно-коммуникационных технологий и недостаток знаний о возможностях интернета и новых появляющихся сервисах. По статистике недостаток информации о «полезных новинках» ощущает четверть преподавателей.
Поэтому я думаю, что для реального овладения этой компетенцией необходимо увеличить объем времени для подготовки учителей, нужно увеличивать финансирование именно на повышение квалификации учителей в этой области. При этом не нужно забывать, что основной задачей сегодняшнего учителя является развитие критического мышления детей, возможность научить их думать. Но не обязательно при этом следовать пустым модным тенденциям и использовать интернет - технологии без необходимости. Дело в том, что сегодня в образовании наступил момент, когда у учителей наблюдается некая «усталость» от бесконечных требований вышестоящих чиновников. Этому способствует огромное количество бумажных и электронных отчетов, обязательность создания презентаций, веб-сайтов, блогов, внедрение электронного журнала наряду с заполнением бумажного, и то прочее, что в конечном итоге мало способствует основной цели преподавания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Несомненно, только компетентный учитель в области ИКТ - сможет по-новому организовать учебную среду, объединить новые информационные и педагогические технологии для того, чтобы проводить увлекательные занятия, поощрять учебную деятельность и сотрудничество школьников.