Конспект открытого занятия «Использование мнемотехники для социально-коммуникатиного развития детей с нарушением речи в подготовительной логопедической группе» Тема: «Весенние цветы»

Управление образования Администрации г. Новочеркасска.
Методический кабинет Тематическая неделя
Тема : « Современные подходы к содержанию и организации образовательного процесса ДОУ, обеспечение психолого-педагогических условий реализации Программы в условиях введения ФГОС ДО».









Конспект открытого занятия
«Использование мнемотехники для социально-коммуникатиного развития детей с нарушением речи в подготовительной логопедической группе».
Тема: «Весенние цветы»






Подготовила: Шишляникова Л,Ф,
учитель-логопед МБДОУ
детского сада№14.


г. Новочеркасск 2015г.29 05 .2015




Цель: Создание психолого –педагогических условий для развития связной речи у детей с нарушением речи. . 

Задачи :
Коррекционно- образовательные:
- закрепить знания о весенних цветах-первоцветах ;
- упражнять детей в составлении описательного рассказа по предметным картинкам с опорой на мнемотаблицу ;
Коррекционно –развивающие:
-развивать логику, мышление ,память;
-закрепить умение выделять нужные звуки в начале , середине, в конце слова в названии цветов посредством игры «Есть ли звук в слове?» ;
- закрепить умение подбирать определения к существительным(активизировать прилагательные)посреством Д\И «Какие цветы?»;
-развивать умение сочетать речь с движениями;
-развивать основные движения логоритмикой ;
-развивать мелкую моторику посредством раскрашивания раскрасок «Весенние цветы»;
Коррекционно-воспитательные задачи:
- формировать у детей навык сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности , посредством использования психогимнастики « Круг добра» ;
- воспитание бережного, заботливого отношения к природе и к цветам.

Оборудование:
- экран, ноутбук;
- аудиозапись , изображение цветов;
- раскраски «Весенние цветы»;
-краски, салфетки, кисточки ,стаканчики для воды, фломастеры, цветные карандаши,
- конверт для детских работ ; костюм для Маши , искусственные цветы, ваза для цветка.










I часть. Интеллектуальная разминка
Организационный момент.
Психогимнастика «Круг добра»
«Дети, поприветствуем уважаемых гостей .Станем в «Круг добра», касаясь ладонями друг друга. Улыбнемся и произнесем добрые, ласковые слова друг другу по цепочке.»
-«Молодцы, ребята, мы все подарили друг другу частичку добра»!
. 2. Проблемная ситуация: Появление Маши из мультфильма « Маша и медведь» с сорванным цветком-первоцветом. Маша: «Здравствуйте ! Я пришла к вам в гости с красивым цветком. Ой, он завял. Но ничего я сейчас новый сорву
Логопед: «Стой, Маша, что ты делаешь? Ты разве не знаешь правила поведения в природе?»
Маша: «Какие еще правила. Зачем они нужны?»
Логопед: « А вы, дети, знаете правила поведения в природе? Тогда рас- скажите Маше ,что нельзя делать в лесу , на лугу и почему?»
( предполагаемые ответы детей)
Пояснение в форме беседы – как правильно вести себя на природе и не причинять ей вреда. Дети рассказывают Маше правила поведении:
Не ломай ветви деревьев и кустарников.
Не повреждай кору деревьев!
Не собирай березовый сок. Помни, что это вредит дереву.
Не рви в лесу, на лугу цветов- первоцветов. Их так мало осталось в природе. Пусть красивые растения остаются в природе!
Из лекарственных растений можно собирать только те, которых в вашей местности много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.
. Съедобные ягоды, орехи собирай так, чтобы не повреждать веточек.
Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков
Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.
Не разоряй гнезда шмелей. Шмели - насекомые, численность которых в последнее время повсеместно резко сократилась
Не сбивай грибов, даже ядовитых.
Не разоряй муравейники.
Береги лягушек, жаб и их головастиков.
Не убивай змей, даже ядовитых
. Не лови диких животных и не уноси их домой.
Не подходи близко к гнездам птиц.
16 Не разоряй птичьи гнезда.
17 Если у тебя есть собака, не пускай ее гулять в лесу или в парке весной или в начале лета.
18 Не лови и не уноси домой здоровых птиц и зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные.
19. В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву. От вытаптывания погибают многие растения, насекомые.
20 Не шуми в лесу, в парке.
21 Не жги весной траву на лугу.
22 Не оставляй в лесу, парке, на лугу, у реки мусора.
Логопед:» Вот сколько правил надо знать и выполнять их правильно».
Маша: «Ой, как много я узнала правил поведения. Теперь я сама буду беречь природу и научу правильно себя вести в природе моего друга Мишу». Вот только о каких-то цветах- первоцветах я не очень поняла? И почему их надо беречь и не рвать?
Логопед: «Объясните Маше какие цветы называются первоцветами ?»
( предполагаемые ответы детей).
Маша: « А ! Эти цветы я уже видела и не знала ,что их мало осталось.»
Логопед: «Но чтобы ты больше узнала о цветах- первоцветах, которые надо беречь и охранять, мы приглашаем тебя в путешествие по стране цветов. А экскурсоводами будут наши дети.

3 Музыкальный этюд « Танец цветов»
Звучит музыкальное произведение Поля Мориа « В мире животных» –Логопед : « Ой, послушайте, какая чудесная музыка звучит !
Маша : «Ой, как здорово!»
Логопед: «Эта замечательная музыка приглашает нас с вами в самую красивую, пеструю, наполненную чудесными ароматами, волщебную страну.
-Как вы думаете, в какую страну?
(«Страну цветов-первоцветов»)
Маша: « И я хочу!»
Логопед: «Представьте себя цветами и слушайте музыку»!
Дети и Маша слушают музыку и изображают цветы.
II часть. Основная часть.
Цель: закрепить знания о весенних цветах- первоцветах, упражнять детей в составлении описательных рассказов по мнемотаблице.
1 Описательный рассказ с помощью схемы-подсказки «О первоцветах»:
(Подснежник, ветреница, медуница, ландыш, одуванчик, примула).
Логопед:«Посмотрите на экран , вспомните названия этих цветов- первоцветов и постарайтесь рассказать нам с Машей о этих цветах все что вы о них знаете .
Но что нам поможет правильно рассказать о каждом цветке-первоцвете?
( предполагаемые ответы детей : (схема - подсказка).
Маша: « А мне не понятно, что это за рисунки в квадратиках ?»
Логопед: « Дайте пояснение Маше о рисунках в схеме! Что стоит в верхнем левом квадрате ? О чем надо говорить в верхнем среднем квадрате?» И т.д. ( предполагаемые ответы детей)
Логопед: « Рассмотрели все квадраты по схеме и вот выходит 1-й экскурсовод, и рассказывает Маше о первом первоцвете».
Презентация «Цветы- первоцветы». И каждый ребенок-экскурсовод составляет описательный рассказ с помощью схемы- подсказки « О первоцветах"
И с опорой на фото цветка на слайде.

2 Маша: «Какие красивые цветы-первоцветы! Мне они очень нравятся.!
А вот какую пользу приносят эти цветы что-то не знаю ?
( предполагаемые ответы детей ):
( «Кормят пчел и бабочек нектаром ,а пчелы делают мед из нектара, украшают землю, луг, лес, сад, очищают воздух» ).
Маша :«Какие вы умные, и я много узнала о цветах-первоцветах!». Теперь я их не буду рвать, а только буду любоваться ими.

3 Д\И « Есть ли звук в слове?» Цель: закрепить умение выделять звук в слове.
Логопед: «Маша сегодня узнала много новых названий цветов- первоцветов. Но чтобы она их еще лучше запомнила, предлагаю помочь Маше найти среди цветов, те в названиях которых есть звуки : С , Ц , Л , РЬ ?
Подснежник- ( С) медуница-( Ц) ,ландыш-( Л), ветреница( РЬ)
Ветреница- ( Ц ) примула –( Л) примула (РЬ)
Маша: « А я услышала, что в одуванчике нет этих звуков!. Вот и я теперь буду играть в такие интересные игры в лесу с Мишей.

А теперь мы узнаем все ли Маша запомнила о первоцветах ?
-Загадывание загадок детьми о первоцветах для Маши .
Цель: закрепить знания о цветах- первоцветах через загадки.
-«Послушай и попробуй отгадать загадки о цветах и покажи их на экране».  1. На проталинках лесных  Видим цветики весны:  Беленькие, нежные  Первые. (подснежники). 
2. Под забором, у калитки, и в лесной глуши, Вот, смотри и не дыши:  Как горошины на нитке  Беленькие... (ландыши). 

3.Он спешит весне навстречу,  Я везде его замечу:  Жёлтенький кафтанчик  Носит...(одуванчик). 

4. Это прозвище недаром у красивого цветка.
Капля сочного нектара и душиста и сладка.
От простуды излечиться вам поможет (медуница).
5 Что за чудо ,за цветок-
Нежный белый лепесток
С ветерком играет ,
Дубраву украшает.. (ветреница)

6. На верхушечке свечи
Висят связкою ключи,
Те ключи не простые,
А литые, золотые.
Их весна заберет-
Лету дверь отопрет. (примула)
Маша: «Ой, какая я молодец! Я все запомнила и правильно отгадала, теперь не перепутаю».

Логопед: «Скажите, а могут ли цветы говорить на своем языке ? ( предполагаемые ответы Маши и детей). Превратимся опять в цветы и покажем , что они умеют делать»
5 Динамическая пауза с элементами логоритмики «Цветы»
Цель: закрепить умение соотносить основные движения с речью.

Говорит цветку цветок  -  поворот головы влево-вправо
Подними-ка свой листок  -  руки в стороны, ладоши вверх
Выйди на дорожку  -  ходьба на месте
Да притопни ножкой  -  топнуть ногой
Да головкой покачай, -  наклоны головы влево-вправо
Утром солнышко встречай  -  разводим руки
Стебель наклони слегка  -  наклоны туловища в разные стороны
Вот зарядка для цветка  -  наклоны вперёд
А теперь росой умойся,  -  умываемся
Отряхнись и успокойся  - встряхиваем кисти рук

Логопед: « Цветы очень любят, когда их хвалят, говорят им красивые , приятные слова. А мы им скажем эти слова? ( предполагаемые ответы детей).

Цель: закрепить умение подбирать определения к именам существительным ( активизировать в речи прилогательные).

6 Д/ И. «Какие цветы?» Маша и дети подбирают определения к именам существительным: красивые, нежные. трепетные. свежие, пестрые .яркие. скромные ,ароматные ,молодые , крупные , мелкие , садовые луговые , весенние .
Логопед :» Вот теперь вы молодцы все рассказали о первоцветах Маше!

7 Проблемная ситуация.
Цель: развивать мелкую моторику посредством раскрашивания раскрасок по теме «Весенние цветы» и формировать у детей навык сотрудничества.
Маша :« Да , теперь я стала такая умная! Я - то о правилах поведения в лесу все теперь Мише расскажу! А как рассказать о первоцветах без картинок я не знаю. Что делать?»
Логопед; «Как помочь Маше?» .
( предполагаемые ответы детей :«Нарисовать» )
А что еще можно сделать , чтобы получились красивые картинки весенних цветов? (раскрасить).
Маша: « Ой, как много у вас на столах предметов! Что это ? (предполагаемые ответы детей).
Логопед: «Предлагаю приступить к раскрашиванию рисунков - первоцветов, но сначала договориться, кто какой цветок будет рисовать и чем . Чтобы все картинки цветов были у Миши. Дети договариваются.
Распределились, приступаем к работе.
Маша рассматривает рисунки и говорит : «Какая красота! А как же я их донесу теперь домой?
Логопед: «Вот тебе конверт для рисунков»
Маша : «Теперь Миша познакомится со всеми первоцветами! Спасибо вам, ребята! Мне с вами было очень весело! Ребята, а как вы интересно рассказываете, много знаете загадок, красиво и аккуратно раскрашиваете рисунки, наверное, в школу собираетесь идти?».
Дети : «Да. Не забывай нас Маша и приходи в гости на выпускной наш праздник!»
Маша : « До свидания ребята!»

III часть. Подведение итогов занятия.
Логопед: «Наша встреча подходит к концу . И вы ребята, молодцы, что помогли Маше ! А как мы помогли ?
(предполагаемые ответы детей : « Раскрасили красивые весенние цветы-первоцветы, рассказали о них рассказы, загадали загадки, напомнили друг другу и Маше правила поведения на природе».
Логопед : « Вы все сделали доброе дело и на земле прибавилось добра!
А на прогулке вас ждут другие добрые дела. Какие?»
( Предполагаемые ответы детей : рыхление , поливание цветов на участке).




15