Научно — познавательная статья на тему Развитие логического мышления на уроках математики в начальной школе


Развитие логического мышления на уроках математики в начальной школе.
В последние годы вопрос о необходимости специальной работы учителя начальных классов над развитием логической составляющей мышления ребёнка приобретает особую остроту по нескольким причинам:
во-первых, появились новые учебники, требующие от учителя активной мыслительной деятельности для усвоения их содержания;
во-вторых, как в начальном, так и в среднем звене внедрён предмет “Информатика”, для изучения которого необходимо усилить логическую подготовку учеников младших классов;
в-третьих, изменения в российском образовании, связанные с достижением нового образовательного стандарта: “Всестороннее развитие личности обеспечивается единством нравственного, умственного, эстетического и физического воспитания. Умственное воспитание выступает как формирование у детей интеллектуальных умений, в состав которых входят логические приёмы мышления.
Основные задачи логического развития детей состоят в следующем:
воспитать умение самостоятельно применять доступные способы познания (сравнение, измерение, классификацию и др.) с целью освоения зависимостей между предметами, числами;
строить простые высказывания о сущности выполненного действия;
находить нужный способ выполнения задания, ведущий к результату наиболее экономным путем;
активно включаться в коллективную игру, предлагать нестандартные способы решения игровых задач;
свободно разговаривать со взрослыми по поводу игр, творческих задач и способов их решения.
Под логическим мышлением понимается способность и умение ребёнка младшего школьного возраста самостоятельно производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация), а так же составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем – индуктивной, или дедуктивной.
Целесообразнее развивать логическое мышление в русле математических знаний. Математика, как ни одна другая наука даёт возможность глубокого и осмысленного перехода от наглядно-действенного к образному, а потом и к логическому мышлению. Объекты математических умозаключений и принятые в математике правила их конструирования способствуют формированию у индивида умения формулировать чёткие определения обосновывать суждения, развивать логическую интуицию.
Почти все современные учебники математики для начальных классов содержат специальные упражнения. Их цель–развитие логических приемов умственных действий (сравнение, обобщение, синтез, анализ, классификация). Однако эти задания часто воспринимаются как дополнительные и необязательные и поэтому адресуются в лучшем случае наиболее развитым ученикам.
Задания на развитие мышления в 3 классе.
Сравни примеры, найди общее и сформулируй ново правило:
40+4141+4242+4343+4445+46
Вывод: сумма двух последовательных чисел есть число нечетное.
125+10-10           86+5-5           256+28-28
Вывод: если к любому числу прибавить и затем из него вычесть одно и то же число, то получится первоначальное.
54:2х2           75:5х5            91:7х7
Вывод: если любое число разделить на одно и то же число, то получится первоначальное число.
Сравни выражение, найди общее в полученных неравенствах, сформулируй вывод:
8+9 * 8х9            21+22 * 21х22             10+11 * 10х11
 Вывод: сумма двух последовательных чисел всегда меньше произведения этих же чисел – неверный так как
 0+1>0х1,      1+2>1х2.
Разбей числа на группы, чтобы в каждой группе были числа, похожие между собой:
53, 33, 84, 75, 22, 13, 11, 44
По какому правилу записан каждый ряд чисел?
Продолжи его:
 10, 30, 50, 70 …
 14, 34, 54, 74 …
В каждой тройке запиши числа, соседние с данным:
                   207, … , ….
                  …. , 105, ….
                  …. , …. , 546
Найди закономерность и напиши ещё два числа в каждом ряду:
                   85, 97, 109, 121, 133, … , …
                   901, 802, 703, 604, … , …
                   5, 6, 8, 11, 15, 20, … , …
 Задачи на смекалку
На груше росло 37 груш, а на иве меньше. Сколько груш росло на иве?
Сколько часов вместе длятся ночь и день?
Последний дом на одной из сторон улицы имеет номер 27. Сколько всего  домов на этой стороне улицы?
Два лыжника выехали одновременно навстречу друг другу. Первый ехал до встречи 2 часа. Сколько времени ехал до встречи второй лыжник?
Две девочки идут из школы домой, а навстречу им три мальчика. Сколько всего детей идёт домой?
На столе лежит яблоко. Его разделили на 4 части. Сколько яблок лежит на земле?
Летели три страуса. Охотник одного подстрелил. Сколько страусов осталось?
Формирование логического мышления – важная составная часть педагогического процесса. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы.
Список литературы:
Баракина Т.В. Возможности изучения элементов логики на уроках математики и информатики в начальной школе // Начальная школа плюс до и после. - 2009. - №4. - С. 33 - 37.
Белошистая А.В. Развитие математических способностей школьника как методическая проблема // Начальная школа. - 2010. - №1. - С.44 - 45.
Григорьева Г.И. Логика. Занимательные материалы для развития логического мышления. 2 класс. - Учитель - АСТ, 2004. - 112с.
Иванова Е.В. Развитие логического мышления на уроках математики // Начальная школа плюс до и после. - 2006. - №6. - С.59 – 60
Керова Г.В. Нестандартные задачи по математике 1 - 4 классы. Москва: ВАКО, 2008. - 237с.
ФГОС НОО.
http://festival.1september.ru/articles/611611/http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/2012/04/10/razvitie-logicheskogo-myshleniya-na-urokakh-matematiki-v