Критический анализ принципа манипулирования сознанием при организации общественной среды в школе


Критический анализ принципа манипулирования сознанием
Экспансия
Необходимость определения полей взаимодействия с общим полем.
Экспансия на общественное сознание, опознавательные признаки. Среды индексирования экспансий и поглощения. Формирование собственной неэкспансивной жизненной позиции.
Уровни сознания: подражание (инстинктивное), идентификация (культурные ценности, принадлежность общности – педагогические средства).
Предлагаемый принцип подобия: позиция (убеждения, самоопределение, собственный выбор, действия – педагогические методы, регуляторы поведения).
Ситуация выбора. Инициатива, действие.
Доверительный источник, находящийся на границе двух экспансий. Обучение дискуссиям или формирование «комплекта знаний».
Обратная связь ребёнка с доверительным источником. Множественная идентификация по принципу подобия.
Способы взаимодействия сред экспансии
(технология формирования позиции)
Формы взаимодействия.
Среда самоопределения: движение не только от интересов ребёнка, но и от интересов педагога. Педагог считает, что ребёнку следует сделать один выбор, а ребёнок делает другой.
Интересы педагога:
Включить ребёнка в активные действия.
Уметь принимать эти действия самому.
Уровни сознания Регуляторы поведения Среда и педагогические средства
Подражание Мода, стиль, пример Толпа(манипулирование)
Идентификация Ценности Общественная среда (субкультуры)
Позиция Убеждение Среда самостоятельного выбора. Создание проблемной ситуации, активного действия
Проблема: Кого вырастим: функционера или самостоятельного члена общества.?
Направления воздействия: Социальный заказ со стороны государства. Социальный заказ со стороны педагога.
Социальные эффекты и последствия
Школа имеет возможности: предметы, формы, технологии. Возможности школы оценивает аналитическая группа, не принадлежащая школьной структуре и элементам и областям воздействия.
Аналитическая группа
(оценивает влияние экспансии со стороны)
Поле угроз
Разрушение социальности.
Стирание социдентичности: этническая, государственная, религиозно-конфессиональная, маргинализация.
Манипулирование ребёнком (педагог может говорить только о «школьнике».)
Экспансивные политические, религиозные структуры
В этих условиях происходит самоопределение школы, создающее условия для самоопределения учеников.
Школа + социум; социум: Втягивание в заданную форму. Воспроизведение заданной формы. Ребёнок совершает целевое преобразование. Создаётся новый проект.
Воспитание через идентификацию или через мировоззренческое самоопределение.
Фиксирование базовых образовательных ситуаций, возникающих в процессе самоопределения:
Воспитание =? Доброжелательная среда.
После это ставятся вопросы:
С чем согласны или не согласны? Что должно измениться в деятельности школы?
Возможные направления деятельности:
Прорывные совместные взросло-детские проекты. Какие задачи они будут решать в своей интегративности?
Дети работают с социальными ситуациями: разобраться, выработать, согласовать; выходят в жизнь с целью её преобразовывать.
Проблема: Что школа как социальный институт должна делать в нынешней социальной ситуации?
Программа социализации и воспитания субъекта социального действия
228600013525500
419100077470Ребёнок (микросоциум)
00Ребёнок (микросоциум)
304800150495Мир (макросоциум)
00Мир (макросоциум)

28194001333500
55626008890Решение соцпроблем00Решение соцпроблем914400123190Индиффе-рентность00Индиффе-рентность34290005715002819400571500
434340062230соцэффект00соцэффект
624840011557000358140011239500259080011239500
38100005461000381000054610005867400168910общность
00общность
4343400168910готовность
00готовность
3048000165735соцдействие00соцдействие2133600165735позиция
00позиция

289560010795000548640010795000419100010795000
47244001619250026670004762500358140016192500
3048000100965Поле взаимодей- ствия00Поле взаимодей- ствия4191000100965Детско-взрослая общность
00Детско-взрослая общность

281940015430500548640026860500586740040005социум
00социум
39624004000500205740040005субъект
00субъект

Ступени развития
Уровень действия Уровень сознания Формы работы
1. Включение в деятельность подражание 2. Воспроизведение освоенной деятельности идентификация Интерактивный лагерь, деловая игра, стажировки, пробы.
3. Целевая (проектная) деятельность Социальная позиция и самоопределение 518160013652500228600013652500Учебный процесс
533400075565Действие ребёнка в заданной форме
00Действие ребёнка в заданной форме
365760075565Проблемный контур
00Проблемный контур
83820075565Буферный социальный фильтр
00Буферный социальный фильтр
23622007556500
4876800128905002438400128905школа
00школа

67818001212850069342001212850032766006985003657600121285Социальные институты
00Социальные институты

83820060325Социальная среда
00Социальная среда

Школьная среда
41910001670050067818001670050041910001670050041910005270500518160052705Социальный быт
00Социальный быт

2819400106045Социальные лаборатории
00Социальные лаборатории

Проблема ставится в исследовательском и проектном режиме. Дети могут не видеть проблему, но выражать к ней отношение.
Образовательная среда
Технология организации общественной среды школы:
10668008318500411480083185Школа актива
00Школа актива
121920083185цели
00цели
259080083185актив
00актив

106680013652500190500013652500190500013652500182880013652500365760013652500
-7620075565Обычный представи- тель00Обычный представи- тель
320040014605001219200128905смысл
00смысл

106680069850022098006985Взаимодействие со взрослой средой
00Взаимодействие со взрослой средой

457200-635001219200113665задачи
00задачи

106680016700500
152400010604500
12192004508500 Субкультурные организации
472440098425Спектр воздействий
00Спектр воздействий
3810009842500
29718003746500
16764008318500
Организационные меры по организации общественной среды:
Формирование клубного пространства,
Мастер-классы, стажировки,
Подготовка кадров,
Сотрудничество научных сотрудников и практиков,
Научные конференции, семинары.