Конспект урока по литературе. Тема: Реализм в русской литературе (9 класс)


____ ноября 2013г. № урока: _______
Выполнила: студентка факультета РФиНК
5 курса «А» Юркова А.Г.
Проверила: ________________________
Конспект урока объяснения нового материала
на тему «Литературные направления. Реализм»
(9 «А» класс)
Цели:
а) образовательная- представить концепцию мира и человека в мировой реалистической литературе и показать отличительные черты русской литературы XIX века;
б)воспитательная- воспитание чувства любви к родному языку и родной речи;
в)развивающая- развивать аналитическое мышление у учащихся.
Задачи:
-объяснить значение термина «реализм»;
-развивать навыки конспектирования лекции.
Форма проведения: урок-объяснение нового материала
Методы и приемы:
-словесные и практические: творческий метод, исследовательский метод, интерактивный метод;
Учебное оборудование:
-компьютер, презентация, проектор;
Ход урока
Организационный момент. (1 мин.)
Учитель: Здравствуйте, ребята, я рада вас видеть! Давайте проверим, кто сегодня отсутствует на занятии.
(проверка явки)
Повторение изученного материала. (4 мин.)
Учитель: Давайте с вами вместе вспомним, какие бывают литературные направления и попытаемся привести примеры произведений, написанных в русле того или иного направления.
(дети приводят примеры: «классицизм – «», сентиментализм-«Бедная Лиза», романтизм-ранняя поэзия Пушкина, «Мцыри» и т.д.)
Учитель: Замечательно, молодцы. А теперь давайте откроем тетради и запишем нашу сегодняшнюю тему: «Литературные направления. Реализм». А под ней сделаем три маленьких столбика: «Классицизм», «Сентиментализм», «Романтизм». Я буду называть тот или иной принцип литературного направления, представителя или произведения, а ваша задача будет заключаться в том, чтобы правило их расположить в таблицу.
(дети расписывают факты по нужным столбцам)
Учитель: Хорошо. А теперь давайте кого-нибудь попросим нам зачитать его вариант.
(вызванный ученик отвечает)
Учитель: Молодец, все правильно. (Неправильно -> Давайте послушаем еще чей-нибудь вариант) А теперь давайте взглянем на слайды, в которых уже подробно расписаны все принципы и представители каждого литературного направления.
Объяснение нового материала (30 мин.)
Учитель: А вы помните, как на одном из первых слайдов в списке литературных направлений мы оставили четвертую строку пустой? Давайте же посмотрим, кто занимает это место. Это литературное направление носит название «реализм». Давайте запишем определение этому понятию: «Это направление в искусстве, которое своей целью ставит изображение действительности в ее типических чертах». Скажите, а что значит «направления в искусстве»?
(Ученики: «То есть не только в литературе, но и в музыке, живописи и т.д.»)Учитель: Вы правы. И прежде, чем перейти к принципам именно литературного реализма, давайте посмотрим, как он проявляется, например, в живописи. В сравнении с романтизированными картинами особенности стиля станут особенно заметны.
(На слайде: И.К. Айвазовский «Девятый вал» и И.Е.Репин «Бурлаки на Волге»)Учитель: Кто-нибудь может сказать, какая картина написана в романтическом стиле и почему?
Ученик: Картина Айвазовского, потому что здесь присутствуют яркие контрастные краски, изображена буря, борьба людей со стихией, - все это свойственно романтизму.
Учитель: Хорошо. А что вы можете сказать о картине И.Е.Репина?
Ученик: Здесь реальный, т.е. настоящий, не преувеличенный, не утрированный пейзаж. Люди выглядят изнуренными от своей работы, они тащат за собой судно по песку. Их эмоции настоящие, они покорились своей судьбе.
Учитель: Правильно. Та ситуация, которую вы видите на картине, - это типичная картина для 19 века, потому что бурак - наёмный рабочий в России XVI — начала XX веков, который, идя по берегу (по т. н. бечевнику), тянул при помощи бечевы речное судно против течения. В XVIII—XIX веках основным типом судна, водимым бурлацким трудом, была расшива.
Бурлацкий труд являлся сезонным. Лодки тянули по «большой воде»: весной и осенью. Для выполнения заказа бурлаки объединялись в артели. Труд бурлака был крайне тяжёлым и монотонным. Скорость передвижения зависела от силы попутного или встречного ветра. При попутном ветре на судне (расшиве) поднимался парус, который значительно ускорял передвижение. Выдерживать темп движения бурлакам помогали песни. Одной из известных бурлацких песен является «Эх, дубинушка, ухнем», которая обычно пелась для координации сил артели в один из самых тяжёлых моментов: страгивании расшивы с места после подъёма якоря.
Бурлацкий труд полностью исчез с распространением пароходов. Некоторое время вместо перемещения судна бурлаками также использовался такой способ передвижения, как завоз якорей вверх по течению и подтягиванию к ним судна на лебёдке с конной или паровой тягой.
Учитель: Заметили ли вы, что я сказала слово «типичный»? Это слово очень важно для такого литературного направления как реализм. Какое слово-антоним «типичному» подходит для романтизма?
Ученик: Индивидуальный.
Учитель: Совершенно верно. Все романтические герои – это яркие индивидуальности, которые не похожи друг на друга. В реализме же, наоборот, каждый герой – это самый обычный, типичный представитель того или иного социального круга и т.д.
Давайте теперь взглянем и запишем основные принципы реализма в литературе.
(ученики записывают в тетради основные черты реализма)
Учитель: Если помните, мы с вами говорили о том, что все герои в романтизме – это индивидуалисты. Это необычные, сильные, умные, красивые личности. Давайте посмотрим и запишем, какие новые герои появятся в реализме. С ними вы будете знакомиться на протяжении дальнейшего курса литературы, ну а сейчас их просто зафиксируем как таблицу.
(дети списывают с слайда)
Учитель: Для реализма свойственны прозаические формы изложения. Поэтому давайте запишем, что основные жанры реализма – это очерк, рассказ, повесть и роман. И пока вы пишите, кто-то нам даст определения этих понятий, чем они отличаются. Если что-то забыли или не знаете, подпишите себе.
Очерк, одна из разновидностей малой формы эпической литературы — рассказа, отличная от другой его формы, новеллы, отсутствием единого, острого и быстро разрешающегося конфликта и большей развитостью описательного изображения.
Рассказ или новелла — более краткая форма художественной прозы, нежели повесть или роман. Восходит к фольклорным жанрам устного пересказа в виде сказаний или поучительного иносказания и притчи. По сравнению с более развёрнутыми повествовательными формами в рассказах немного действующих лиц и одна сюжетная линия (реже несколько) при характерном наличии какой-то одной проблемы. Рассказам одного автора свойственна циклизация. В традиционной модели отношений «писатель-читатель» рассказ, как правило, публикуется в периодическом издании; накопленные за определённый период произведения затем издаются отдельной книгой как сборник рассказов.
По́весть — прозаический жанр, не имеющий устойчивого объёма и занимающий промежуточное место между романом, с одной стороны, и рассказом или новеллой, с другой, тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни. В зарубежном литературоведении специфически русскому понятию «повесть» коррелирует «короткий роман» (англ. short novel или novella). В России первой трети XIX века термин «повесть» соответствовал тому, что теперь называют «рассказ»[1]. Понятия рассказа или новеллы в то время не знали, а термином «повесть» обозначали всё, что не дотягивало по объёму до романа[2]. Повестью называли в том числе и короткое повествование об одном происшествии, иногда анекдотическом («Коляска» Гоголя, «Выстрел» Пушкина)
Рома́н — литературный жанр, как правило, прозаический, который предполагает развернутое повествование о жизни и развитии личности главного героя (героев) в кризисный, нестандартный период его жизни.)Учитель: Роман – это литературный жанр, заметим: как правило, прозаический. Какой же еще может быть роман?.. Правильно, роман стихотворный. А точнее, роман в стихах – этот жанр придуман основателем русского реализма А.С.Пушкиным. И какое же произведение реалистического характера было написано в форме романа в стихах? Правильно, «Евгений Онегин», и о нем мы с вами поговорим на следующем уроке.
Подведение итога(3 мин.)
Ученик: Итак, мы сегодня с вами познакомились с новым литературным направлением – реализмом, особенностью которого является типичность.
Домашнее задание(2 мин.)
Учитель: Прочитать первую главу «Евгения Онегина», познакомиться с образом Евгения Онегина, с описанием одного дня из жизни героя.
____ ноября 2013г. № урока: _______
Выполнила: студентка факультета РФиНК
5 курса «А» Юркова А.Г.
Проверила: ________________________
Конспект урок-беседа
на тему «Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Образ главного героя»
(9 «А» класс)
Цели:
а)образовательная - сделать более полным представление об образе героя;
-раскрывать перед учащимися глубинные пласты смыслов данного произведения;
б) развивающая – развивать у учащихся аналитическое мышление;
в)воспитательная – воспитывать чувство любви к родному языку.
Задачи:
-познакомить учащихся 9 «А» класса с историей создания романа
-обобщить и систематизировать те знания, которые получили учащиеся на предыдущих уроках;
-дать учащимся возможность анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать эти навыки;
Форма проведения: урок-беседа на материале первой главый романа
Методы и приемы:
-словесные и практические: творческий метод, исследовательский метод, интерактивный метод.
Учебное оборудование:
-компьютер, презентация, проектор, роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
Ход урока
Вступительное слово (2 мин.)
Учитель: Здравствуйте, ребята. Давайте проверим отсутствующих.
(проверка явки)
Повторение пройденного материала(1 мин.)
Учитель: Помните ли вы, какой роман стал первым реалистическим произведением в русской литературе?
Ученик: «Евгений Онегин»
Учитель: Совершенно верно. Сегодня мы начнем наше знакомство с этим произведением. И, конечно, для начала давайте узнаем, как же создавался роман в стихах. Для этого мы попросим одного из ваших товарищей рассказать о том, что он выяснил в ходе своего исследования истории создания «Евгения Онегина».
Проверка индивидуального домашнего задания. (7 мин.)
Ученик: Роман «Евгений Онегин» был начат поэтом в южной ссылке (9 мая 1823 г.) и закончен Болдинской осенью (25 сентября 1830 г.).
Но на этом работа над романом не прекратилась. В 1831 году поэт переделал последнюю восьмую главу и написал письмо Онегина к Татьяне. Вполне естественно, что в течение семи лет план романа менялся. Последний набросок плана «Евгения Онегина» (26 сент. 1830 г.) включает десять глав. Восьмая глава должна была стать десятой, а вместо нее после седьмой главы Пушкин намеревался подробно описать путешествие Онегина. Заключался роман десятой главой, где говорилось о зарождении тайных декабристских обществ. Десятая глава и «Путешествие Онегина» не были завершены поэтом, хотя он придавал своему замыслу большое значение и не раз впоследствии возвращался к нему.
Современники, которым Пушкин читал десятую главу, и сам поэт понимали, что по цензурным причинам она не могла появиться в печати. 19 октября 1830 г., в день очередной лицейской годовщины, Пушкин сжег десятую главу, как об этом свидетельствует: пометка на рукописи «Метели». Но, по-видимому, Пушкин оставит в своем распоряжении какие-то копии десятой главы, потому что отрывки из нее он читал П.А. Вяземскому и А.И. Тургеневу. Кроме того, в бумагах поэта были обнаружены текст начальных четверо стиший первых шестнадцати строф, тщательно зашифрованных, и недоработанный черновой текст трех строф (XV, XVI, XVII).
Пушкинисты нашли ключ к шифру автора, и теперь нам известны в отрывках и с пропусками семнадцать строф десятой главы. Однако ни «Путешествие Онегина», ни десятая глава в окончательный текст романа не вошли, хотя отрывки из «Путешествия Онегина» Пушкин опубликовал в примечании к роману. Таким образом «Евгений Онегин», состоящий из восьми глав, представляет собор законченное произведение.
Действие романа развивается с 1819 по 1825 год. Именно в это время, насыщенное большими политическими событиями в истории России и Европы, складывался и сложился тип человека, подобного герою пушкинского произведения. Поэт хотел воссоздать духовную атмосферу, в которой рождался тип Евгения Онегина.
В течение семи лет и сам Пушкин не оставался неизменным Поэт запечатлел в произведении и собственный духовный рост и развитие своих героев. Пушкин смотрел на них глазами современника и глазами человека, для которого они стали уже историческими типами. Так в романе Пушкина объединились история и современность. В «Евгении Онегине» предстала реально движущаяся история русского общества.
(остальные ученики конспектируют)
Лекция учителя (5 мин.)
Учитель: Закончив роман, А.С. Пушкин составил план полного издания «Евгения Онегина», озаглавил каждую главу и разбил весь роман на три части:
Часть первая. Предисловие
I песнь. Хандра. Кишинев. Одесса
II – Поэт. Одесса. 1824
III – Барышня. Одесса. Михайловское. 1824
Часть вторая
IV песнь. Деревня. Михайловское. 1825
V – Имянины. Михайловское. 1825. 1826
VI – Поединок. Михайловское.1826
Часть третья
VII песнь. Москва. Михайловское. Петербург. Малинники. 1827 – 1828.
VIII – Странствие. Москва. Павловск. 1829. Болдино
IX – Большой свет. Болдино
(ученики фиксируют данные в тетради)
Учитель: В тексте романа названий у глав нет, как нет и деления на части. Но мы пойдем вслед за авторским планом, подберем цитаты из текста глав, объясняющие эти названия, проанализируем эпиграфы, предваряющие каждую главу, и перед нами откроется вся панорама романа.
Беседа по тексту (25 мин.)
Учитель: Итак, перед нами 1 глава романа. В плане Пушкина она называется «Хандра». Почему? Приведите цитаты из текста.
Ученик: «Хандра-мрачное, тоскливое настроение, томительная скука.»(Словарь Ожегова) Это состояние, которое овладело Евгением О. Напоминает нам об этом постоянное повторение таких слов как «надоело», «скука», «охладел» и т.д.
XXXVIII
«Недуг, которого причину
Давно бы отыскать пора,
Подобный английскому сплину,
Короче: русская хандра
Им овладела понемногу;
Он застрелиться, слава богу,
Попробовать не захотел,
Но к жизни вовсе охладел.
Как Child-Harold, угрюмый, томный
В гостиных появлялся он;
Ни сплетни света, ни бостон,
Ни милый взгляд, ни вздох нескромный,
Ничто не трогало его,
Не замечал он ничего.»Учитель: Совершенно верно. Это душевное состояние героя, с которым нам еще только предстоит познакомиться. А как вы думаете, почему все-таки первая глава озаглавлена не именем главного героя? Напомню вам, что это произведение, написанное в русле реализма, где герои типичны для своего времени, своего социального слоя.
Ученик: Это состояние свойственно не одному Евгению Онегину, это общее настроение поколения.
Учитель: Скажите, а Пушкин близок к этому поколению или он осуждает его?
Ученик: Да, Пушкин сам относит себя к поколению Онегина:
«Позвольте познакомить вас:
Онегин, добрый мой приятель,
Родился на брегах Невы,
Где, может быть, родились вы
Или блистали, мой читатель;
Там некогда гулял и я:»Учитель: Автор приравнивает себя к герою, говорит, что он такой же, как Онегин или подчеркивает, что они всего лишь хорошие знакомые?..
Ученик: « LVI
Цветы, любовь, деревня, праздность,
Поля! я предан вам душой.
Всегда я рад заметить разность
Между Онегиным и мной,
Чтобы насмешливый читатель
Или какой-нибудь издатель
Замысловатой клеветы,
Сличая здесь мои черты,
Не повторял потом безбожно,
Что намарал я свой портрет,
Как Байрон, гордости поэт,
Как будто нам уж невозможно
Писать поэмы о другом,
Как только о себе самом.» Учитель: Хорошо, давайте тогда поближе познакомимся с типичным представителем 1820-х гг. Начнем с того, что попытаемся понять, сколько же лет главному герою?
Учитель: В начале романа ему около 22-23 лет, т.к. точный возраст Онегина Пушкин указывает в романе:
«Онегин (вновь займуся им),
Убив на поединке друга,
Дожив без цели, без трудов
До двадцати шести годов,
Томясь в бездействии досуга
Без службы, без жены, без дел,
Ничем заняться не умел.
(Гл. 8, стр. XII)
Это в конце произведения, когда Онегин возвращается из путешествия в Петербург. В это время Татьяна уже замужем, как говорит Онегину ее муж, «около двух лет» (Гл. 8, стр. XVIII). Сколько лет прошло с того момента, как Онегин «убив на поединке друга», отправился в путешествие? Не меньше трех, так как мы знаем, что 1) отправился в путешествие он сразу после дуэли; 2)вскоре после гибели Ленского Ольга была уже замужем, можно предположить, что между этими двумя событиями (гибелью Ленского и замужеством Ольги) прошло всего несколько месяцев, так как Ленский был убит в январе (Гл. VI), а события следующей главы (VII) начинается весной, а заканчиваются зимой – Татьяну везут в Москву на «ярмарку невест» (стр. XXIX: Вот север, тучи нагоняя, / Дохнул, завыл - и вот сама / Идет волшебница зима; стр. XXX: Татьяне страшен зимний путь). Значит, между убийством Ленского и замужеством Татьяны проходит около года или чуть больше года.
Учитель: Итак, перед нами человек 22 лет, который младше автора произведения всего на 2 года. Он полон сил, свеж и юн. Однако поглощен тоской, «русскою хандрой». Расскажите о его детстве, как его воспитали? Зачитайте отрывки из романа.
Ученик: «Судьба Евгения хранила:
Сперва Madame за ним ходила,
Потом Monsieur ее сменил.
Ребенок был резов, но мил.
Monsieur l'Abbe, француз убогой,
Чтоб не измучилось дитя,
Учил его всему шутя,
Не докучал моралью строгой,
Слегка за шалости бранил
И в Летний сад гулять водил.»Учитель: Как мы видим, Онегина учили только французы, которым не было особого дела до воспитания русских детей дворян. Здесь мы можем отметить осуждение Пушкина своего поколения за то, что взрослые лишают русских детей с самого детства чистого, народного слова, русских сказок, которые развивают воображение.
Учитель: И что же?.. Когда Онегин подрос, отличался ли он тем, что имел исключительно французское, поверхностное воспитание и образование?
Ученик: Нет. Вот мой Онегин на свободе;
Острижен по последней моде,
Как dandy {2} лондонский одет -
И наконец увидел свет.
Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно;
Чего ж вам больше? Свет решил,
Что он умен и очень мил.
Учитель: Совершенно верно. Посмотрите, раз «свет решил», значит, все имеют точно такое же образование и воспитание.
«Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь,
Так воспитаньем, слава богу,
У нас немудрено блеснуть.»Учитель: Как вы сами видите, Пушкин рисует не только образ Пушкина, но и всего его окружения: «Онегин был по мненью многих
(Судей решительных и строгих)»
Учитель: Скажите, а какими же знаниями, умениями и навыками надо было обладать, чтобы сойти в обществе «за своего»?
Ученик: Немногими. «Ученый малый, но педант:
Имел он счастливый талант
Без принужденья в разговоре
Коснуться до всего слегка,
С ученым видом знатока
Хранить молчанье в важном споре
И возбуждать улыбку дам
Огнем нежданных эпиграмм.»Ученик: Латынь из моды вышла ныне:
Так, если правду вам сказать,
Он знал довольно по-латыне,
Чтоб эпиграфы разбирать,
Потолковать об Ювенале,
В конце письма поставить vale,
Да помнил, хоть не без греха,
Из Энеиды два стиха.
Он рыться не имел охоты
В хронологической пыли
Бытописания земли:
Но дней минувших анекдоты
От Ромула до наших дней
Хранил он в памяти своей.
VII
Высокой страсти не имея
Для звуков жизни не щадить,
Не мог он ямба от хорея,
Как мы ни бились, отличить.
Бранил Гомера, Феокрита;
Зато читал Адама Смита
И был глубокой эконом,
То есть умел судить о том,
Как государство богатеет,
И чем живет, и почему
Не нужно золота ему,
Когда простой продукт имеет.
Отец понять его не мог
И земли отдавал в залог.
Учитель: То есть, посмотрите, насколько поверхностное у него было образование. Но, скажите, в этом виноваты только учителя? Или он сам не тянулся к глубокому познанию чего-либо?
Ученик: Нет, не тянулся. Он обладал минимумом багажа знаний и был этим доволен.
Учитель: А раз так, что же увлекало и занимало Онегина?
Ученик: Но в чем он истинный был гений,
Что знал он тверже всех наук,
Что было для него измлада И труд, и мука, и отрада,
Что занимало целый день
Его тоскующую лень, -
Была наука страсти нежной»
Учитель: И в чем же заключается эта «наука страсти нежной»?
Ученик: «Как он умел казаться новым,
Шутя невинность изумлять,
Пугать отчаяньем готовым,
Приятной лестью забавлять,
Ловить минуту умиленья,
Невинных лет предубежденья
Умом и страстью побеждать,
Невольной ласки ожидать,
Молить и требовать признанья,
Подслушать сердца первый звук,
Преследовать любовь, и вдруг
Добиться тайного свиданья...
И после ей наедине
Давать уроки в тишине!»
Учитель: Итак, как мы видим, все, что занимало ум, в общем-то, неглупого, способного человека – это лицемерие, легкий флирт, погоня за женскими сердцами. Мог ли Онегин потратить свое время и свои способности на нечто более существенное?
Ученик: Да, например, он мог заниматься искусством или наукой: XLIII
«Отступник бурных наслаждений,
Онегин дома заперся,
Зевая, за перо взялся,
Хотел писать - но труд упорный
Ему был тошен; ничего
Не вышло из пера его,
И не попал он в цех задорный
Людей, о коих не сужу,
Затем, что к ним принадлежу.»или
«И снова, преданный безделью,
Томясь душевной пустотой,
Уселся он - с похвальной целью
Себе присвоить ум чужой;
Отрядом книг уставил полку,
Читал, читал, а все без толку:
Там скука, там обман иль бред;
В том совести, в том смысла нет;
На всех различные вериги;
И устарела старина,
И старым бредит новизна.
Как женщин, он оставил книги,
И полку, с пыльной их семьей,
Задернул траурной тафтой.» Учитель: Ну, хорошо, действительно возможно, что Онегин достиг бы каких-нибудь вершин, если бы не проклятая хандра… А помните, мы говорили, что для реалистического произведения очень важны обстоятельства, в которых разворачивается действие? Давайте припомним, где мы застаем главного героя и почему он там оказался? Может быть, на героя и его состояние так повлияла его судьба?
Ученик: Мы застаем Онегина (в начале произведения) в пути, он направляется в деревню к дяде, а затем – в имении покойного родственника. Его отец промотал все деньги, умер, оставив все долги на сына, но Евгений продал имущество в счет уплаты долгов и уехал к дяде, от которого пришла весточка, что он хочет попрощаться с племянником.
Учитель: Заметим, что некая инфантильность, которая проявляется у Онегина, свойственна и его отцу (это к слову о реализме). Итак, скажите, типичные ли для 19 века обстоятельства? (Молодой человек вынужден оплачивать долги своего отца и жить на наследство от других родственников?) Вполне типичные. Повлияли ли они как-то на душевное состояние Онегина? Вряд ли, потому что мы видим, что наш герой оказывается в деревне, и какие чувства он испытывает по приезде?
Ученик: LIV «Два дня ему казались новы
Уединенные поля,
Прохлада сумрачной дубровы,
Журчанье тихого ручья;
На третий роща, холм и поле
Его не занимали боле;
Потом уж наводили сон;
Потом увидел ясно он,
Что и в деревне скука та же,
Хоть нет ни улиц, ни дворцов,
Ни карт, ни балов, ни стихов.
Хандра ждала его на страже,
И бегала за ним она,
Как тень иль верная жена.»Учитель: Совершенно верно. Ему скучно было всегда, в любых обстоятельствах. Давайте-ка, кстати, воссоздадим с вами типичный день Евгения Онегина. Перед вами слайд, составьте у себя в тетради правильный порядок пунктов в «маршруте» Онегина.
Маршрут Евгения:
-дом
-бульвар
-дом
-ресторан
-театр
Учитель: Итак, перед нами типичный день для Онегина. Расскажите о нем поподробнее. (гл. XV - XXXV)
Учитель: Итак, из Петербурга действие перемещается в поместье дядюшки, о событиях в котором мы поговорим на следующем уроке.
Домашнее задание (1 мин.)
Прочитать вторую главу «Евгения Онегина», разобрать отношения Онегина и Ленского, сравнить Петербург и деревню(таблица).
Заключительное слово (4 мин.)
Учитель: Ребята, давайте подведем итог сегодняшнего урока и вспомним, что мы сегодня узнали на занятии.
Ученик: Сегодня мы узнали о том, кто такой Онегин, как он оказался в деревне, поговорили о его состоянии и пришли к мысли, что онегинская хандра – типичная «болезнь» легкомысленной молодежи 19 века, воспитанной французами.