Статья на тему Активизация познавательного интереса учащихся посредством интеграции предметов


Активизация познавательного интереса учащихся посредством интеграции предметов химии и географии
Красникова И.В. Уч. Географии, сш № 34
Никулина Л.А. Уч. Химии, сш № 34
В свете современных требований системы образования повышается роль и значение интеграции отдельных дисциплин. Межпредметные связи являются дидактическим условием и средством глубокого и всестороннего усвоения основ наук в школе. Химия и география являются одним из основных естественных наук, с которыми связан процесс единого мировозрения. Роль этих наук в приобретении знаний и целостности мира, в создании новых материалов и источников энергии, в образовании и использовании природного сырья, а так же в быту трудно переоценить. Поэтому, общеобразовательный курс двух смежных наук функционирует в обучении, как фактор комплексного воздействия на личность, на её познавательные и нравственные стороны.
Актуальность темы обусловленна тем, что подавляющее большинство учащихся в условиях современных требований, не проявляют интереса к обучению. На уроках они пассивны, часто отвлекаются, не стремятся отвечать на вопросы преподавателя, не обращаются к нему, если материал не понятен. Между тем, познавательный интерес является одним из наиболее значимых мотивов обучения. Познавательный интерес – элемент развива-ющего обучения, это один из самых значительных мотивов учения, фор-мируя который, мы создаем прочную, надежную основу личности. Но, каков современный ученик? Каковы его интересы? Для определения степени сфор-мированности у учащихся мотивации к обучению была использована мето-дика анкетирования. Обработав полученную информацию от учащахся, можно результаты представить в виде следующей таблицы.

Помехи успешной учебы
Процент %

Неумение сосредоточиться
5%

Отсуствие интереса к отдельным
предметам
22%

Невозможность побороть лень
18%

Нереальность выполнения всех
Домашних заданий
7%

Не хватает сил, здоровья
19%

Думаю, что не все предметы нужно учить серьезно
20%

У меня часто бывает плохое настроение
9%


Из полученных данных следует: главными критериями, препятствующими успешному обученю служит: отсутсвие интереса к отдельным предметам (22%) и мнение о том, что не все предметы нужно учить серьезно (20%).
Школьники считают, что есть достаточно причин, обстоятельств, которые могут изменить их отношение к учебе в лучшую сторону. Как правило, к 11 классу меняется мотивация к обучению: выбор жизненного пути близок, и выпускники мыслят несколько иначе. В 11 классе важны предметы, которые будут сдаваться на ЕНТ, их изучают серьезнее и глубже. Более важно для выпускников достигнуть понимания, а не запоминания. Они наконец-то начинают сами понимать, что заучить все невозможно , а понимание предмета обеспечивает им совершенно иное овладение им.
Одним из важнейших направлений является внедрение иновационных методов и форм обучения.
Для достижения высоких результатов общеобразовательного курса были поставлены следующие задачи:
-организовать совместную интеграционную деятельность, обеспе-
чиващую повышенную мотивацию к обучению;
- использовать занимательность, как важнейший стимул развития непостредственного интереса к предметам;
-внедрять элементы проектной деятельности;
- применяь все возможности интерактивной доски;
- развавать познавательный интерес во внеурочное время;
- диагностировать результаты деятельности.
Наибольшая эффективность обучения химии и географии может быть повышена за счет максимального использования универсального интерактивного оборудования.
В процессе изучения смежных тем, предусмотренных госстандартом, целесообразно внедрять интегрированный подход к преподаванию наук в условиях перехода к 12-летнему образованию.В нашем методическом объединении разрабатывается система интегрированного обучения школьников, ориентированная на самосовершенствование и саморазвитие. Межпредметная интеграция особо четко проявляется при изучении следующих тем «Роль кислорода в формировании климата Казахстана» 8 класс, «Черная и цветная металлургия Казахстана» 9 класс, «Глобальные экологие проблемы» 10 класс, «Отрасли химической промышленности» 10 класс, «Нерудные полезные ископаемые Казахстана (соли)»- 8 класс. Формирование познавательного интереса к химии и географии не может ограничиваться только работой с учащимися на уроках. Внеурочная работа неотемлимая часть учебно-воспитательного процесса, она способствует глубокому изучению предмета, а также дает возможность показать связь наук с повседневной жизнью.
Занятия в кружках проходят в форме занимательных мероприятий, таких как «Роль кислорода и озона в формировании климата», «Страну прославили металлы», «Химия в быту» и другие. Работа данных кружков дает возможность более полно раскрыть пути осуществления интеграции предметов географии и химии. Реализация межпредметных связей устраняет дублирование в изучении материала, экономит время и создает благоприятные условия для формирования общеучебных умений и навыков учащихся.
Для опредения степени сформированности у учащихся интереса к интегрированным предметам была применена методика для определения психоэмоционального состояния. Использованный цветовой тест Лутошкина А.Н. означал следующее: красный цвет- радость, желтый-тепло, зеленый-спокойствие, синий-тревогу, и черный угнетение. Тест применялся в начале и в конце урока. На начало урока преобладали окраски синие и черные (18 и 32%) и зеленый 27%. Применив методику интегрированного обучения в эксперементальном классе, получили следующие результаты: процентное содержание красного цвета составило 11%, желтого-29%, зеленого-52%, синего-6% и черного 2%.
Проведя блок интегрированных уроков и мероприятий качество знаний за 1 полугодие в экпериментальном классе выше по химиии , чем в контрольном на 7%, а по географии эта разница между классами составляет 5,8%.
Вывод:
1.значительно повысился интерес к предметам географии и химии;
2. интегрированные уроки изменили эмоциональный настрой учащихся;
3. расширились возможности для реализации проектной деятельности и проявления индивидуальных, творческих способностей.
Литература:
1. Воротынова М.И. Азбука поведения. –Алма-Ата Кайнар, 1990, с 193-
199.
Дик Ю.И.Межпредметные связи курса в средней школе.-Москва «Просвещение», 1987. с 5-18.
3. Кон И.С. Психология ранней юности.-Москва «Просвещение», 1989. с
69-84.