Доклад на выступление педагогического совета по теме Активизация познавательного интереса для учащихся начальных классов


Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №10»
Обобщенная модель педагогического опыта
учителя начальных классов
Хоровой Валентины Ивановны
Тема: Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках математики.
Идея: Повышение уровня усвоения и углубления знаний, развитие творческой инициативы и самостоятельности на уроках математики через активизацию познавательной деятельности учащихся.
г. Ефремов
План:
Введение
Активизация интереса и познавательной деятельности школьников на уроке.
Психолого-педагогический аспект активизации деятельности на уроке.
Дидактические основы активизации мыслительной деятельности школьников на уроке.
Способы активизации мыслительной деятельности на уроках математики.
Активизация деятельности через самостоятельные задания поискового и творческого характера.
Использование занимательных элементов для активизации деятельности учащихся.
Дидактические игры.
Заключение
Список используемой литература
Цель данной работы:
Проанализировать способы активизации деятельности школьников на уроках математики.
Задачи работы:
Рассмотреть психолого-педагогический аспект активизации деятельности на уроке.
Проанализировать дидактические основы активизации деятельности школьников на уроке.
Изучить способы активизации деятельности на уроках математики.
Выводы.
Идея активизации обучения имеет большую историю. Еще в древние времена было известно, что умственная активность способствует лучшему запоминанию, более глубокому проникновению в суть предметов, процессов и явлений.
Один из первых сторонников активного учения был знаменитый чешский ученый Я.А. Каминский его «Великая дидактика содержит указания на необходимость «воспламенять в мальчике жажду знаний и пылкое усердие к обучению», она направлена против словесно-догматического обучения, которая учит детей «мыслить чужим умом».
Идею активизации обучения с помощью наглядности, путем наблюдения, обобщения и самостоятельных выводов в начале XIX века развивал швейцарский ученый и.Г. Песталоцци.
В России об активизации в обучении первым заговорил К.Д. Ушинский. Он писал, что нужно передавать «не только те или иные знания, но и способствовать самостоятельно без учителя приобретать новые знания».
Активизация интереса и познавательной деятельности
школьников на уроке.
Психолого-педагогический аспект познавательной активности на уроке.
Выявленная современной психологией главная функция психики – функция непосредственного управления конкретными процессами человеческой деятельности, лежит в основе любой деятельности, в том числе и познавательной.
К семи годам завершается созревание лобного отдела больших полушарий, что создает возможность для осуществления целенаправленного произвольного поведения, планирования действий.
Детство для ребенка – это уникальная пора развития всех психических функций механизмов речи, речевого мышления, памяти, социальных эмоций, механизмов контроля произвольных движений, за которые ответственны высшие структуры мозга – его кора. За короткое время формируются у маленького ребенка разные типы мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-речевое, в основе которых лежат ассоциативные процессы.
Особенно интенсивно работают те корковые структуры, которые связаны с деятельностью второй сигнальной системы и сложными аналитико-синтетическими процессами.
Данные различных исследований подтверждают, что современные школьники слабо владеют формами самостоятельной работы с учебником, у них нет желания заглянуть за страницы учебника, нет активного отношения к процессу познания.
Мотивационный компонент (потребности, интересы, мотивы) – обеспечивает включение школьников в процесс активного учения и поддерживает эту активность на протяжении всех этапов учебного познания.
Познавательная деятельность в целом складывается из внутренних взаимосвязанных действий, логическая последовательность которых и определяет ее структуру.
Можно выделить следующие типы познавательного действия:
1.Действия, подводящие типы познавательного действия:
- предварительные практические действия (таблицы, схемы, опыты, примеры), подводящие к осознанию недостаточности известных теоретических знаний, объяснения новых фактов, явлений, процессов; - действия по осознанию практической и теоретической значимости изучаемого вопроса;
- действия, по анализу и сопоставлению фактов, явлений.
2.Действия по осознанию фактической базы для дальнейших теоретических обобщений:
- актуализация известных фактов;
- накопление новых фактов.
3.Действия по обобщению фактического материала.
Дидактические основы активизации деятельности школьников на уроке.
Активизация учения школьников должна рассматриваться не как усиление деятельности, а как мобилизация учителем с помощью специальных средств интеллектуальных, нравственно-волевых и физических сил учеников на достижение конкретных целей обучения и воспитания.
Физиологической основой познавательной активности рассогласование между наличной ситуацией и прошлым опытом. Особое значение на этапе включения ученика в активную познавательную деятельность имеет ориентировочно-исследовательский рефлекс, представляющий собой реакцию организма на необычные изменения во внешней среде. Исследовательский рефлекс приводит кору больших полушарий в деятельное состояние. Возбуждение исследовательского рефлекса – необходимое условие познавательной деятельности.
Выделяют следующие уровни познавательной активности:
Первый уровень – воспроизводящая активность.
Характеризуется стремлением ученика понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий школьника, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний, отсутствие вопросов типа: «Почему?»
Второй уровень – интерпретирующая активность.
Характеризуется стремлением ученика к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.
Характерный показатель: большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что ученик стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.
Третий уровень – творческий.
Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ.
Характерная особенность – проявление высоких волевых качеств ученика, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы. Данный уровень активности обеспечивается возбуждением высокой степени рассогласования между тем, что ученик знал, что уже встречалось в его опыте и новой информацией, новым явлением. Активность, как качество деятельности личности, является неотъемлемым условием и показателем реализации любого принципа обучения.
Принцип связи обучения с жизнью, является содержательной основой для активизации учения школьников, может преодолеть отрыв обучения от жизни, осуществляемым только в случае организации активного учения школьников.
Принцип научности создает основу для активности деятельности учащихся не только по осмыслению и заполнению освещаемого содержания, но и для его теоретического толкования. В то же время проникновение в сущность изучаемых явлений неразрывно связано с качественной познавательной деятельность школьников.
Принцип сознательности и прочности усвоения знаний может быть реализован только в процессе активного учения.
Принцип наглядности, выражения, в основном, единство конкретного и абстрактного, теснейшим образом связанный с сознательностью усвоения знаний, реализуется при активном мышлении учащихся, особенно на этапе перехода от конкретного к абстрактному, и на оборот, от абстрактного к конкретному.
Таким образом, принцип активности в обучении находится в диалектическом единстве со всеми принципами в их системе.
В качестве средств активизации учения школьников выступают: учебное содержание, формы, методы и приемы обучения.
Задача учителя состоит в том, чтобы обеспечить не общую активность учеников в познавательной деятельности, а их активность, направленную на овладение ведущими знаниями и способами деятельности.
Активизация учения – есть прежде всего организация действий учащихся, направленных на осознание и разрешение конкретных учебных проблем.
Особое значение для успешной реализации принципа активности в обучении имеют самостоятельные работы.
Признаки, характеризующие самостоятельную работу:
- наличие цели самостоятельной работы;
- наличие конкретного задания;
- четкое определение формы выражения результата самостоятельной работы;
- определение формы проверки результата самостоятельной работы;
- обязательность выполнения работы каждым учеником, получившим задание.
Основные требования к содержательно-логической (внутренней) стороне самостоятельной работы:
- содержание заданий должно строго соответствовать конкретным дидактическим целям обучения и воспитания;
- содержание заданий должны обеспечить учебно-познавательную деятельность всех степеней познавательной самостоятельности.
Задача учителя – не только сообщать знания (преподавание), но и управлять процессом их усвоения, воспитывать и способствовать развитию ученика, формировать у него необходимые личностные качества.
Задача ученика – учить и путем самовоспитания совершенствоваться, развивая у себя ценные черты характера и личности.
Проблемное обучение не только активизирует мыслительные процессы учащихся, но и посредством поисковых задач порождает у них интерес и тем самым необходимую учебную мотивацию. Активизация учения – есть прежде всего организация действий учащихся, направленных на осознание и разрешение конкретных учебных проблем.
Проблема – это всегда знание и незнание, т.е. осознания недостаточности знаний для удовлетворения возникшей познавательной потребности.
→ проблема → поиск способов решения → решение проблемы
Проблемное обучение не только активизирует мыслительные процессы учащихся, но и посредством поисковых задач порождает у них интерес и тем самым необходимую учебную мотивацию.
Ученики начальной школы не могут учиться «для самих себя». Иногда они учатся за оценку, иногда за похвалу, иногда за подарки. Но любому из этих мотивов приходит конец. Поэтому необходимо формировать учебную мотивацию на основе познавательного интереса. Ребенку должна нравится его деятельность, и она должна быть ему доступна.
Активизация интереса и познавательной деятельности
школьников на уроке.
2.1.Активизация деятельности через самостоятельные задания поискового и творческого характера.
Суть данного метода заключается в том, чтобы активизировать интерес к математике и повысить познавательную активность учащихся в рамках данного предмета за счет подходов, отдающих приоритеты самостоятельному «добыванию» знаний учащимися, что придает школьникам уверенность в своих силах, дает возможность почувствовать радость победы.
При такой системе работы у учащихся развивается интерес к предмету, умение ставить цель, наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формируется поисковый и творческий тип деятельности.
На данном этапе использую групповую форму работы. Принцип формирования групп такой: объединение в группы учащихся примерно одинакового уровня обученности. Слабым – задания базового уровня, а сильным - повышенной трудности и творческие. Это позволяет осуществлять дифференцированный подход. Особое внимание уделяют взаимопроверке работ, что является эффектным средством формирования умений само- и взаимоконтроля в тетрадж учета знаний.
Деятельность педагога заключается в развитии у учащихся самой потребности в самостоятельной работе, в самовыражении, самоактуализации. Самоконтроль, взаимоконтроль. Применение различных педагогических идей: педагогика встречных усилий на уроках математике, творческое взаимодействие учителя и ученика, развитие творческих возможностей учащихся, совместное проектирование содержания урока и самостоятельной работы. Формирование самоорганизации детей с помощью самостоятельно выполненных работ.
2.2.Использование занимательных элементов для активизации деятельности учащихся.
Наряду с традиционными формами организации учебной деятельности эффективно использовать на уроке занимательные элементы. Они традиционно применяются в обучении как средство возбуждения интереса к учению. К ним можно отнести ребусы, кроссворды, карточки, графические диктанты, трехуровневые карточки, которые помимо определенной образовательной функции непосредственно стимулируют интерес обучаемых к изучаемому предмету.
Для организации основных подходов к учебной деятельности не требуется много времени урока, но они выполняют определенную положительную роль в процессе обучения, развития, воспитания.
Решение кроссвордов – полезное умственное занятие на любом этапе обучения. Они позволяют одновременно вспомнить забытые и приобрести новые знания. Кроссворды полезны каждому, т.к. расширяют кругозор, помогают лучше ориентироваться в постоянно возрастающем потоке информации. Их решение тренирует память, оттачивает сообразительность, учит работать со справочной литературой, пробуждает интерес к углублению знаний, вырабатывает умение доводить начатое дело до конца.
Заполнение схемы позволяет мысленно выстроить цепь рассуждений и соответственно расположить учебные понятия так, чтобы ученик получал удовлетворение от правильно выполненной работы. Такой способ позволит ускорить контрольную процедуру в учебном процессе.
Для оценки знаний учащегося в учебно-познавательном процессе можно также использовать математические диктанты . Правильно составленный диктант представляет собой совокупность сбалансированных теоретических вопросов, утверждений. Графический диктант направлен на повышение интереса к результату и оцениванию деятельности учащегося, заставляет мыслить логически, сравнивать, а также рассуждать.
Интерес к изучаемому материалу вызывают трехуровневые карточки, которые дают возможность учащимся выбрать задание по своим способностям и уровню знаний, помогают учащимся испытывать чувство эмоционального обогащения от сделанного, одновременно развивая сообразительность, находчивость, способствует более прочному усвоению знаний.2.3.Дидактические игры.
И наконец, игра – это средство, снимающее неприятные или запретные для личности школьника переживания.
Поэтому учение должно быть организованно таким образом, чтобы оно выступало как свободная форма активности учащихся, и такой формой активности, уже освоенной младшими школьниками, является игра.
Основным типом дидактических игр, используемых на начальных этапах, являются игры, формирующие устойчивый интерес к учению и снимающие напряжение, которое возникает в период адаптации ребенка к школьному режиму.
Игра является одним из средств формирования психологических образований, крайне необходимых для учебного процесса, - мышления, внимания, памяти и т.д.
Дидактическая игра от обычной игрой деятельности отличается тем, что в ней имеются одновременно две задачи: учебно-воспитательная и игровая.
Таким образом, дидактическая игра может быть представлена в виде следующей структуры:
Учебная задача.
Игровая задача.
Правила игры.
Игровые действия.
Структурные компоненты дидактической игры представлены в виде схемы.
Структура дидактической игры
Игровая задача Учебная задача
Игровые действия Учебные действия
Результат игры Решение учебной задачи
Заключение
Одним из главных показателей деятельности учителя я считаю положительную динамику проявления интереса учащихся к предмету. В процессе работы по теме много были подобраны диагностические методы и выявлен уровень творческой активности учащихся.
Применение игры на уроке оказывает положительное влияние на результаты обучения, о чем свидетельствует позитивная динамика учебных достижений моих учеников.
Проанализировав уровень сформированности творческой активности учащихся можно отметить, что уровень активности значительно возрос, в отдельных случаях можно говорить о достаточно хорошем уровне проявления активизации мышления на уроке.
Моя профессиональная деятельность направлена на создание условий для предоставления качественного образования. На успешное усвоение государственных образовательных стандартов направлены рабочие программы.
Результаты контрольных работ свидетельствуют о том, что в моей деятельности сохраняется тенденция повышения качества обучения. Работа по активизации мышления способствовала повышению уровня усвоения и углубления знаний, развитию творческой инициативы и самостоятельности учащихся.
Оценка деятельности учащихся на уроке.
При оценке успеваемости обучающегося необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов.
Можно оценивать:
Степень самостоятельности в выполнении на различных этапах урока.
Степень включенности в групповую работу и четкость отведенной роли.
Практическое использование ЗУН.
Степень осмысления полученных знаний.
Уровень сложности и степень владения умениями.
Таким образом, вопросы активизации учения школьников относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики.
Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т.к. обучение и развитие носят деятельный характер и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания школьников.
Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация учения школьников. Ее особая значимость состоит в том, что учение, являясь отражательно-преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения ученика к самой познавательной деятельности. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения у учащихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач.
Все рассмотренные элементы занимательности доказывают то, что они дают возможность закреплять все разделы математики, основные единицы уровней, важнейшие термины, помогают заложить теоретическую базу, формируют коммуникативные качества, популяризируют предмет. Они заставляют учащихся рассуждать логически, развивают речь, воображение, творчество, зрительное внимание, умение мыслить нестандартно, укрепляют память.