Доклад«Активизация познавательного интереса учащихся к урокам биологии»


Тема выступления: «Активизация познавательного интереса учащихся к урокам биологии»
Познавательный интерес – это важнейший мотив учения школьников, залог успеха. Он проявляется в активности и внимании учащихся на уроках, в их эмоциональных реакциях, в вопросах учителю, в чтении дополнительной литературы.
Методические приемы для активизации познавательного интереса учащихся.
Активная работа ученика на уроке – залог успешного обучения.
Известны три вида стимулов интереса учащихся к уроку:
через содержание биологических знаний;
через отношения учитель-ученик и ученик-ученик;
через деятельность учеников на уроке, во внеурочной и внеклассной работе.
Что в содержании урока вызывает интерес к нему? Прежде всего - наличие новизны в учебном материале. Нередко тема урока уже знакома из курса прошлого года, из средств массовой информации и поэтому материал представляется хорошо известным и неинтересным, он воспринимается поверхностно. Необходимо с помощью проблемных вопросов, требующих глубокого понимания темы урока, или путем записи на доске плана урока показать учащимся его новизну. Интерес к уроку могут стимулировать различные аспекты его содержания, но и для их восприятия важно возбудить эмоциональную сторону интереса. С этой целью использую произведения искусства, стихи, музыку, слайды, красочные иллюстрации, живые объекты, эпиграфы к учебной теме, к уроку, которые создают определенный эмоциональный настрой учащихся.
Эмоциональный отклик учащихся вызывает использование краеведческого материала, который позволяет лучше познать и полюбить природу родного края.
Для поддержания и укрепления интереса учеников к урокам особое значение имеет организация учебной деятельности учащихся так, чтобы она бала разнообразной по формам и видам учебной работы в течение урока, поисковой, самостоятельной, развивающей мышление.
Способствует интересу к уроку и такой стиль отношений между учителем и учащимися, который создает доброжелательную и увлеченную совместным процессом познания атмосферу урока, когда учитель проявляет убежденность и эрудицию, поощряет даже маленькие успехи слабого ученика, поддерживает у каждого веру в свои силы..С целью формирования познавательного интереса учащихся, активации их на уроках биологии используются различные приемы. С помощью методических приемов увеличиваются возможности вариативного применения методов, повышается их эффективность.
Например, во время рассказа демонстрируется опыт, отдельные кадры из презентации. Эти приемы можно назвать демонстрационными, они иллюстрируют речь учителя, способствуют образному восприятию биологического объекта или процесса.
Рассказ, беседа сопровождаю рисунком на доске, вычерчиваю схемы развития насекомых, семейств растений, записью новых терминов, определений. Это графические приемы, которые обогащают слово учителя графическим образом, помогают выделить нужный вопрос, привлечь внимание к основному содержанию.
Используются также коррекционные упражнения и приемы по коррекции и развитию высших психических функций, которые требуют проведения анализа явлений, обобщения и систематизации фактов, формулирования выводов.
Прием новизны предполагает включение в содержание учебного материала интересных сведений, фактов, исторических данных.
Проблемные ситуации. Проблемные вопросы можно ставить на любом этапе изучения темы:
Проблемные вопросы, изобретательские и исследовательские задачи позволяют применить такие методические приемы, как поиск способов разрешения противоречия, изложения разных точек зрения на один и тот же вопрос и с разных позиций. Это побуждает учащихся делать сравнение, обобщение и выводы.
Например: Известный географ и путешественник А. Гумбольт утверждал, что «человеку предшествуют леса, а сопровождают пустыни». Почему так считает ученый?(7 класс)
Великий русский ученый М.В.Ломоносов Утверждал: «Умеренное употребление пищи – мать здоровья». Верно ли это утверждение?(9 класс)
На уроках использую биологические задачи. Верным является утверждение, что коль нет познавательной задачи, нет и работы мысли, есть задача - есть поиск ее решения. Постановка задач в процессе обучения повышает активность учащихся. Ученики исследуют явление, ищут пути его решения, выдвигают различные предположения, приводят доказательства, а это, несомненно, способствует активизации мыслительной деятельности школьников, развитию логического мышления, познавательной самостоятельности и в итоге формированию и развитию познавательного интереса к биологии.
Прием динамичности, т.е. показ процессов, явлений в динамике.( процесс пищеварения в желудке). В каком отделе пищеварительной системы происходит расщепление на углеводы, белки, жиры , с демонстрацией слайдов презентации. Появление всходов гороха, проращивание злаковых культур. С демонстрацией видеофрагментов.
Для активизации обучения на уроках биологии используются приемы технологии критического мышления, развивающего обучения, игровых методик. Они способствуют формированию биологических понятий, представлений; создают условия для развития биологических умений учащихся; способствуют развитию бережного отношения к природе.
Биология и литература.
Средством развития познавательного интереса к уроку биологии является и поэзия, при помощи которой создаются на уроке проблемные ситуации.
Урок «Строение сердца», Органы пищеварения и т. д.
Что такое сердце?
Камень твердый?
Яблоко с багрово - красной кожей?
Может быть, меж ребер и аортой
Бьется шар, на шар земной похожий?
Так или иначе все земное
Умещается в его пределы,
Потому – то нет ему покоя,
До всего ему есть дело.
При изучении темы «Земноводные» можно предложить такую сказку в начале урока: «В финской сказке одна царевна сказала: «Что бы такое вышло из меня, к чему прислушаются все люди». А вторая захотела: «Чтобы такое вышло из меня, за чем гоняются все люди». Когда подошла очередь третьей, она промолвила: «Что бы такое вышло из меня, на что дивились бы все люди». И стала старшая дочь кукушкой, средняя – белкой, а младшая превратилась в лягушку»
Вопрос: В конце урока нам предстоит ответить на вопрос - Чем же так удивительна лягушка?
Для активизации учебно – познавательной деятельности широко применяю практические методы. Один, из которых частично-поисковый лабораторный метод. Изучаем части растения, строение цветка, разнообразие плодов, строение луковицы, клубня, семени.
Учащиеся решают проблемный вопрос и добывают часть новых знаний путем самостоятельного выполнения и обсуждения ученического эксперимента. До лабораторной работы учащимся известна лишь цель, но не ожидаемые результаты. А выводы делают после работы.
Заключение:
Применение всего разнообразия методических приемов способствует обогащению методов обучения биологии, более эффективному их использованию в целях прочного усвоения учащимися системы биологических знаний, умений и навыков.
Выводы:
1.Симулируя познавательную деятельность самих ребят и повышая их собственные усилия в овладении знаниями на всех этапах обучения, можно добиться развития познавательного интереса к биологии;
2. Использование рассмотренных приемов в учебном процессе способствует развитию познавательного интереса, углублению знаний учащихся по курсу биология всех обучающихся, как сильных по успеваемости, так и слабых;
3. Педагогическая теория приобретает действенную силу только тогда, когда она воплощается в методическое мастерство учителя и стимулирует это мастерство.
Список литературы
Безух К.Е. Активизация деятельности учащихся при обучении биологии // Биология в школе. – М.: 2007, - №2. – с.44-50.
Мирзоев С.С. Активизация познавательного интереса учащихся. // Биология в школе. – М., 2007, - №6. – с.35-38.
Шамаридина Т.В. Формируем учебно-познавательную компетентность учащихся //Директор школы. – М., 2007 - №4. – С. 57 - 62 .