Статья Роль дидактических игр и упражнений в развитии представлений старших дошкольников о геометрических фигурах


Тезисы
«Роль дидактических игр и упражнений в развитии представлений старших дошкольников о геометрических фигурах».
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования содержит серьёзные требования к познавательной области содержащей математическое развитие дошкольников. В наше время выпускнику детского сада требуются не привычные действия, а быстрота мышления и творческий подход к решению логических, математических задач.
Проблема знакомства детей с математическими понятиями стоит более остро, так как дошкольники недостаточно проявляют к ним интерес. Такие понятия, как: пространство и время, форма и величина предмета, количество и счёт помогают детям лучше ориентироваться в различных ситуациях и предметах и способствуют более успешной учебной деятельности.
Дошкольные образовательные организации пытаются расширить математические знания детей через игровую деятельность, так как игра для детей основная и ведущая деятельность, в которой развиваются и совершенствуются все основные психологические процессы развития личности ребёнка .[4]
Педагогики и психологи всегда пытались сделать игру более доступной и современной, при этом пересматривая само понятие детской игры. Дидактические игры и игровые упражнения широко применяли в своих исследованиях многие отечественные и зарубежные учёные, такие как Мария Монтессори, Эдуард Сеген, Блехер Ф.Н., Сорокина А.К, Тихеева Е.И.,  которые утверждали, что игра для детей это огромный труд, а не забава и она является показателем детских умений, способностей и возможностей. [2]
Формирование у старших дошкольников представлений о геометрических фигурах одна из важных задач в математическом и интеллектуальном развитии детей [3]. Дошкольники в своей практической, игровой деятельности получают свои самые первые представления о фигурах, они учатся манипулировать предметами, и выделяют их форму и свойства. Основная задача воспитателя в работе с детьми заключается в том, чтобы более глубоко познакомить их с простейшими признаками и особенностями знакомых им геометрических фигур.
В дидактических упражнениях и играх с геометрическими фигурами у детей развивается мелкая моторика рук, мышление и речь, память и воображение, а также закрепляется пройденный в организованной образовательной деятельности материал. В играх со счётными палочками, спичками, зубочистками, солёным тестом и пластилином дети лучше всего запоминают объёмные геометрические фигуры, и это развивает их пространственное мышление.
Разнообразные игры на развитие логического мышления: «Подбери недостающую фигуру», «Аналогии», «Продолжи цепочку», «Дорисуй недостающие стороны фигуры» и различные математические головоломки; на умение сравнивать и обобщать «Найди лишнюю фигуру», «Обведи фигуру», «Раскрась коврик», «Выложи по схеме» [5]; также можно использовать геометрический конструктор «Геоконд», «Квадраты Воскобовича», «Блоки Дьенеша», на закрепление знаний детей о свойствах фигур и развитие воображения [1] можно использовать не только в детском саду, но и предложить играть в них родителям дома вместе с детьми.
Использование математических дидактических упражнений и игр по ознакомлению с геометрическими фигурами в ДОО повышает эффективность педагогического процесса. В этих играх дети приобретают определенный уровень знаний и умений, который будет служить основой для их успешной учебной деятельности.
Уникальность: 78,80%
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Богуславская З.М. Психологические особенности познавательной деятельности детей дошкольников в условиях дидактической игры. - М-П. – 1966
Венгер Л.А. Развитие мышления дошкольника /Л.А.Венгер, В.С.Мухина. Дошкольное воспитание. – 1974. № 7 – 26 с.
Козлова С.А. Дошкольная педагогика / С.А.Козлова, Т.А.Куликова. – М.: Академия, 2009. – 416 с.
Менджерицкая Д.В. "Воспитатель о детской игре" М.- 1982.
Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. – М.: Дрофа, 2013. – 261 с.