РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по элективному курсу « ЕГЭ на «отлично»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19 с углубленным изучением отдельных предметов»
Рассмотрена
на заседании ШМО
учителей-предметников
протокол № _____
от «__» ______20_г.
Согласована
заместителем
директора по УВР
________________
«__» ______20_г.
Утверждена:
приказом директора
МБОУ СОШ №19
от «__» _____ 20__г.
№183
____________________
(подпись руководителя ШМО)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по элективному курсу « ЕГЭ на «отлично», 11А класс
(название учебного предмета, класс)
Карасёва Наталья Михайловна, высшая квалификационная категория
(Ф.И.О. учителя, квалификационная категория)
2015-2016 учебный год
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по элективному курсу « ЕГЭ на «отлично» для 11 класса составлена в соответствии с:
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями);
основной образовательной программой основного общего образования на 2015-2020 годы, утвержденной приказом директора МБОУ СОШ №19 от 31.08.2015г № 183
Рабочая программа курса 11 класса рассчитана на 34 часа за учебный год.
Учебник, используемый при реализации курса в 11 классе:
Русский язык Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. (базовый уровень) «Просвещение»
Цель реализации программы « ЕГЭ на «отлично» для 11 класса :
овладение грамотному владению устной и письменной речью , овладеть приемам работы с КИМами ЕГЭ при подготовке к итоговой аттестации;
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике;
повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной
грамотности: подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку.
Задачи программы по курсу « ЕГЭ на «отлично» для 11 класса :
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
систематизировать знания и умения учащихся в ходе подготовки к итоговой аттестации;
скорректировать умения каждого ученика при работе с КИМами;
подготовить учащихся к успешной сдаче ЕГЭ;
развивать познавательную деятельность в работе над незнакомым материалом или трудным заданием;
выработать навыки объективно обосновывать свои суждения, опираясь на жизненный опыт или литературный материал;
целенаправленно развивать диалогическую и монологическую речь учащихся;
формировать умение рассуждать на предложенную тему, приводя различные способы аргументации собственных мыслей, делать вывод/
РАЗВИВАЮЩИЕ:
продолжить формирование орфографических и пунктуационных навыков;
прививать навыки самостоятельной работы со словарями, справочной
литературой и разнообразными учебными пособиями;
формировать навыки грамотного письма;
развивать речевую компетенцию как письменную, так и устную;
развивать внимание при работе с текстом.
совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;
обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах использования;
развивать и совершенствовать способность учащихся создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в разных сферах общения; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
формировать и совершенствовать основные информационные умения и навыки: чтение и информационная переработка текстов разных типов, стилей и жанров, работа с различными информационными источниками. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
воспитывать любовь к слову, к родному и государственному языку.
В результате достижения целей и задач учащиеся приобретут УУД.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение,абстрагирование,оценивание и классификация), информационные ,   (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом),  организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию). Программа курса предполагает дальнейшее развитие у школьников коммуникативной, лингвистической, языковой и культуроведческой компетентности.
Задание №25 Единого государственного экзамена по русскому языку – это задание повышенной сложности, поэтому необходимо особо внимательно отнестись к его выполнению, а значит, и к подготовке. В задании №25 экзаменационного теста помещается задание, требующее развернутого ответа в форме сочинения-рассуждения на основе предложенного текста. Задание проверяет сформированность коммуникативной компетентности, необходимой для понимания и порождения собственных высказываний (текстов), компетентности, важной для профессионального и жизненного становления.
Работа по подготовке к ЕГЭ как особой форме итоговой аттестации ориентирована на формирование следующих составляющих коммуникативной компетентности:
1) опыт восприятия и понимания информации, содержащейся в тексте, базирующийся на:
умении анализировать содержание читаемого текста;
умении формулировать собственное мнение и связно, последовательно его излагать;
умении аргументировано доказывать собственную позицию;
умении структурировать собственный текст и композиционно правильно оформлять письменную работу;
2) опыт использования в речи вариативных грамматических конструкций и лексического богатства языка, а также опыт использования выразительных средств;
3) опыт оформления высказывания в соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическими и лексическими нормами современного русского литературного языка.
Программа курса предполагает дальнейшее развитие у школьников коммуникативной, лингвистической, языковой и культуроведческой компетентности.
Требования к уровню подготовки выпускников по русскому языку (базовый уровень)
Выпускник должен:
знать/понимать
связь языка и истории, культуры русского и других народов;
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;уметь
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
проводить лингвистический анализ текстов различных функ-циональных стилей и разновидностей языка;
аудирование и чтение
использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучаю-щее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебнонаучных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни 3. Содержание курса « ЕГЭ на «отлично» для 11 класса :
Теоретический аппарат курса.
 Введение. Задачи курса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку».
Спецификация ЕГЭ по русскому языку 2015-2016 учебного года.
Орфоэпические нормы .Лексические нормы. Морфологические нормы.
Синтаксические нормы. Пунктуационные нормы. Трудные случаи правописания.
Трудные случаи пунктуации. Лингвистический анализ текста.
Композиция сочинения-рассуждения. Критерии оценивания сочинения-    
рассуждения. Зачин. Роль вступления в сочинении-рассуждении. Формы вступлений .Виды информации в тексте. Формулировка основной проблемы исходного текста. Соотношение тематики и проблематики текста. Комментарий  основной проблемы текста. Виды  и категории проблем, рассматриваемых  авторами в исходных текстах. Авторская позиция. Способы выражения авторской позиции. Лексические и синтаксические средства выражения авторской позиции Логические приёмы мышления. Типы аргументации в изложении собственной позиции. Заключительная часть сочинения.
 Модуль 2. Практикум.  Совершенствование практической грамотности. Творческие работы разной стилевой направленности.
Речевые нормы . Словосочетания и типы связи в словосочетаниях . Предложение. Грамматическая основа предложения .Знаки препинания при обособленных и однородных членах предложения .Синтаксические нормы .Знаки препинания в сложных предложениях разных типов . Синтаксический анализ предложении Знаки препинания в предложениях с обособленными определениями и обстоятельствами Построение предложения с деепричастным оборотом .Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров .Текст, стили и функциональные типы речи . Лексическое значение слова , лексические нормы , функционально смысловые типы речи . Орфография: правописание корней и личных окончаний глаголов и суффиксов причастий .Правописание суффиксов различных частей речи .Орфография: правописание -Н-/-НН- в суффиксах различных частей речи .Анализ композиционной и смысловой целостности текста .Орфография: слитное, раздельное, дефисное написание .
Языковые нормы. Морфологические нормы и морфологический анализ .Орфография: правописание НЕ и НИ. Основные способы словообразования .Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, не связанными с членами предложения . Сложное предложение с различными видами связи .
Текст. Средства связи предложений в тексте .Лингвистический анализ текста.
Средства художественной выразительности в текстах различных стилей .Художественный стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля. Публицистический стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля. Научно-популярный стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту научно- популярного стиля. Экспертная оценка  творческих работ.
4. Тематическое планирование по курсу « ЕГЭ на «отлично» для 11 класса :
№ Наименование раздела программы, тема урока Кол-во
часов Контроль, л/р, пр/рДата проведения
План Факт
1 Введение. Задачи курса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку». Спецификация ЕГЭ по русскому языку 2015-2016 учебного года. Орфоэпические нормы.
  1 5.09 2 Структура ЕГЭ, задание №25. Критерии оценивания 1 Практикум 12.09 3 Композиция сочинения - рассуждения 1 Практикум 19.09 4 К 1.Формулирование проблемы. 1 26.09 5 К 2. Комментарии к проблеме. 1 3.10 6 К 3. Авторская позиция. 1 Практикум 10.10 7 Зачин сочинения-рассуждения. Как начать? 1 17.10 8-9 Пробное сочинение 2 Сочинение 24.10
31.10 10 Анализ работ учащихся, редактирование 1 14.11 11 Тема и проблема текста. Как определить  проблему? 1 21.11 12 Как прокомментировать проблему. Виды комментария. 1 28.11 13-14 Позиция автора. Лексические и синтаксические средства выражения авторской позиции 2 5.12
12.12 15 Как выразить собственное мнение по выявленной  проблеме 1 Практикум. 19.12 16 К 4. Что такое аргумент? Типы аргументирования. Способы ввода аргументов 1 26.12 17 К 5.Построение текста,  абзацное членение, логические ошибки 1 16.01 1
18 Фактические ошибки 1 23.01 19 Соблюдение этических норм 1 30.01 20 Соблюдение языковых норм, виды ошибок 1 6.02 21 Речевые, грамматические ошибки 1 Практикум. 13.02 22 К 6.Точность и выразительность речи 1 20.02 23 Финал сочинения 1 27.02 24-25 Как писать сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля 2 Практикум. 5.03
12.03 26-27 Как писать сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля 2 Практикум. 19.03
9.04 28-29 Как писать сочинение-рассуждение по тексту научно-популярного стиля 2 16.04
23.04 30-31 Итоговая работа по оцениванию текстов в соответствии с критериями ЕГЭ 2 Практикум. 30.04
7.05 32-34 Итоговые занятия. Защита творческих работ 3 Презентация 14.05
21.05
28.05