Педагогические технологии на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материала.


Преподаватель: Жалмагамбетова К.К.
Предмет новые педагогические технологии
Специальность, группа Начальное образование
Тема занятия: Педагогические технологии на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материала.
Цель: - сформировать понятие об идеях и методах технологии Шаталова В.Ф.
- организовать обсуждение «опережающего» обучения Лысенковой С.Н.
- обобщить материал двух технологий: Шаталова и Лысенковой.
- совершенствование речевой культуры, аналитического мышления
- воспитание стремления творчески решать воспитательные задачи в соответствии
с образцами педагогического поиска мастеров-новаторов.
Оборудование и наглядность: слайд, опорный конспект из книги Шаталова В.Ф.
образцы опорных схем и комментированного управления Лысенковой С.Н.
Ход урока.
1.Орг. момент
2. Новый материал. Работа по изучению методики Шаталова В.Ф. – эмоциональное изложение материала с элементами беседы по плану.
Представление автора технологии и его книг.
Что послужило толчком для творческого поиска?
Характеристика алгоритма действий в технологии Шаталова В.Ф.; подчеркнуть, что изложение материала происходит крупными блоками, и потому время для повторений, многочисленных решений задач и уроков открытых мыслей. Сравнить с картиной…
Что такое опорные сигналы? Пример из книги Перельмана Я.И. о феноменальном мальчике «усики застряли в машине»: «представьте, что доску забирает ученик домой…»
Пример создание опорного плаката из истории русско-турецкой войны. Подчеркнуть определенные требования к созданию опорных конспектов (26 печатных знаков не 900!): образец плаката на открытом стенде, в результате попадается на глаза 15-20 раз…
Диктовка текста для записи: «В основе методики Шаталова лежит конспект, состоящий из опорных сигналов, представляющий собой значок, формулу, число или что-то другое, что способно отразить смысл какого-либо факта и надолго сохраниться в памяти человека. С точки зрения технологического подхода к обучению интересна логическая цепочка, используемая Шаталовым в процессе организации обучения и воспитания школьников».
Впереди теория. Подчеркнуть значение прочного усвоения теоретических знаний, и только после этого к концу второго урока приступают к решению задач и упражнений
Запись студентами алгоритма изучения нового материала по схеме (кодоскоп)
Понятие о тихом и магнитофонном опросе (отсут.псих.напряжение, спросят всех), обретение уверенности, речевая культура
Щадящая педагогика, десант, взаимопроверка.
Повторение и чтение учащимися основных положений Шаталова по раздаточному материалу. (3 мин)
Уроки открытых мыслей
Создание ситуации успеха для слабого ученика. Решение задач одним учеником у доске, остальные наблюдают, типичная задача задается на дом, решить ее могут все.
Изучить самостоятельно «Работа по листам взаимоконтроля»
3. Обсуждение методики Лысенковой С.Н. по вопросам (было заблаговременно дано задание подготовиться по теме самостоятельно, используя соответствующую литературу):
Что послужило толчком к творческому поиску?
Охарактеризуйте идею комментированного управления.
Что такое опережающее обучение? Зачем его использовать?
Когда и как использует опорные схемы?
Как в данной методике обеспечивается переживание успеха для учеников?
Объясните механизм успеха опережающего обучения.
Использует ли реконструирование учебного материала?
Обучая воспитывать?
Ситуация успеха?
Назовите общие идеи, аспекты в технологиях Шаталова, Эрдниева, Лысенковой?

4. Закрепление учебного материала через организацию «Карусели».
Предлагаются для ответов следующие вопросы:
Какие требования предъявляются к опорным плакатам Шаталова и опорным схемам Лысенковой ? Какие «щадящие» приемы использует Шаталов?
Что такое опережающее обучение? Зачем его использовать? (Лысенкова)
Охарактеризуйте алгоритмическую цепочку изучения нового материала по Шаталову В.Ф.; Что такое тихий и магнитофонный опрос?
Охарактеризуйте идею комментированного управления по Лысенковой С.Н.
5. Подведение итогов; домашнее задание повторить материал трех изученных технологий, подготовиться к итоговому контролю по данному разделу.