Урок-презентация Биография И.С.Тургенева. Роман Отцы и дети


Биография и творчество И.С.Тургенева.
Роман «Отцы и дети»
Пояснительная записка.
Урок по данной теме является вводным. Его можно отнести к уроку-презентации. Опережающая работа проводится в трёх формах: групповой, фронтальной, индивидуальной. В основе урока лежит самостоятельная проектная деятельность студентов, нахождение необходимого фактического материала, составление таблицы и схемы, выразительное чтение, поиск ответов на вопросы, что помогает вызвать интерес к личности писателя, изучению его творчества.
Цель урока:
Через самостоятельную творческую работу расширить представление студентов о личности писателя, о времени, в котором он жил, об истоках, питавших его творчество.
Задачи урока:
Обучающие – самостоятельно подготовиться к изучению биографии и творчества писателя; использовать полученные знания на уроках литературы и при выполнении творческих работ;
Развивающие – способствовать развитию наглядно-образного мышления, формированию культуры учебной деятельности, навыков работы с компьютером при самоподготовке;
Воспитательные – способствовать формированию культурного, интеллигентного человека; воспитывать чувство патриотизма; приобщать к русской и мировой культуре.
Оборудование: компьютер, большой экран.
План урока.
1 ЧАСТЬ. Биография и творчество И.С. Тургенева.
Вступительное слово преподавателя.
Презентация.
Студенты записывают тезисы по теме.
Поэтическая страница – стихотворения, посвященные И.С. Тургеневу.
Фронтальный опрос.
Творческая письменная работа с музыкальным сопровождением (ноктюрны Федерика Шопена).
2 ЧАСТЬ. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети».
Лекция преподавателя:«Эпоха, в которую написан роман «Отцы и дети».
Индивидуальное домашнее задание: «Смысл названия романа «Отцы и дети», его идейно-художественное и композиционное своеобразие»( схема, таблица на экране).
Вывод ( записывается в тетрадь ).
Оценки с комментарием.
Домашнее задание.
Литература.
1. Болдырев Н.Ф. И.С. Тургенев. / Библиотека Флорентия Павленкова.
В 20 т. / Н.Ф. Болдырев; [ составление, послесловие. С.-Петербург ].–Ч. : «Урал», 1996. – Т. 11. – 275 с.
2. Культура общения: книга для учащихся / Н.А. Лемяскина, И.А. Стернин – Воронеж: «Родная речь», 2006.-120 с.
Письма И.С. Тургенева к П. Виардо // «Иностранная литература». – 1971. - №1. – 12 с.
Приложение¹
Памятка.
Выразительное чтение – это чтение с чувством, настроением, когда исполнитель передаёт своё отношение к тому, что читает.

Правила выразительного чтения.
Чистое правильное произнесение звуков и их сочетаний ( дикция ).
Интонация чтения должна соответствовать содержанию стихотворения.
Необходимо выделить важные по смыслу слова.
Скорость чтения должна соответствовать содержанию стихотворения.
Громкость должна соответствовать содержанию стихотворения.
Жесты и мимика должны соответствовать содержанию стихотворения.
Приложение²
В презентации «Биография и творчество И.С. Тургенева» были использованы материалы учебно-исследовательской деятельности студентов:
Дом-музей «Спасское-Лутовиново».
И.С. Тургенев и Полина Виардо.
«Повести о любви» И.С. Тургенева.
Романы И.С. Тургенева.
«Стихотворения в прозе» И.С. Тургенева.
Приложение³
В презентации прозвучали ноктюрны Ф. Шопена и романс на стихи
И.С. Тургенева «Утро туманное».