Изучение новеллы Оноре де Бальзака «Гобсек».


Урок литературы в 10 классе
Изучение новеллы Оноре де Бальзака «Гобсек». Художественное совершенство произведения писателя – реалиста. Бальзак – знаток человеческой души.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Цели урока: 1. Показать на примере конкретного
произведения мастерства Бальзака в
изображении человека и общества;
2. Развивать навыки идейно-художественного
анализа произведения;
3. Содействовать формированию представлений
учащихся об истинных жизненных ценностях.
Словарная работа: новелла
Оборудование: портрет О.Бальзака, текст повести, опорная схема «Композиция повести «Гобсек» и система образов», таблица «Противоречия» поведения и характера Гобсека.
Ход урока
I. Мотивационно-ориентировочный этап
1.Вступительное слово учителя:
Новелла «Гобсек» – одно из первых произведений Бальзака – реалиста. Она написана в 1830 году и входит в раздел «Сцены частной жизни» «Этюдов о нравах». Какой бы частный случай ни описывал Бальзак, он всегда приходил к познанию скрытых, затаенных законов общественной жизни. Многие образы его произведений стали символами определенной эпохи и жизненной философии. Ростовщик Гобсек из одноименной повести яркое тому подтверждение.
«Гобсек» Бальзака – это сложное по жанру и композиции произведение.
Жанр произведения – новелла (небольшое эпическое произведение с авантюрным сюжетом, часто неожиданной развязкой). Практически все элементы данного жанра присутствуют в произведении.
Поиски художественного синтеза определили композицию произведений Бальзака. Часто они построены на развитии двух равных по своему значению сюжетов, по принципу «рассказа в рассказе». Так, в повести «Гобсек», кроме истории жизни ростовщика, повествуется о двух аристократических семьях: графа де Ресто и виконтессы де Гранлье. Благодаря хорошо продуманной композиции разные сюжетные линии, переплетаясь и дополняя друг друга, сливаются в яркий рассказ о жестоком мире, в котором правят деньги.
II.Коммуникативный этап1. Работа над опорной схемой «Композиция повести «Гобсек» и система образов». Диалог с учащимися.
В данном произведении мы встречаем кольцевую и ретроспективную композицию. Как вы думаете, с какой целью автор в таком небольшом произведении использует столь сложную композицию?
(Такая сложная композиция предназначена для более полного и глубокого раскрытия образа главного героя произведения – Гобсека.)
Еще одной характерной особенностью новеллы является образ рассказчика – повествователя – Дервиля. Расскажите о нем более подробно.
(Дервиль – стряпчий. Это молодой человек, который сделал карьеру исключительно своим трудолюбием и профессиональной честностью. Дервиль – «человек высокой честности» (так отзываются о нем герои произведения). Он друг Гобсека.)Объясните причину появления в рассказе Дервиля?
(Гобсек и Дервиль – люди одной профессии.)
Учитель:
Дервиль помогает читателям понять юридические термины и понятия, упоминаемые в произведении.
Автор вводит образ рассказчика-повествователя с целью более полного и объективного изображения образа Гобсека.
Благодаря Дервилю мы видим Гобсека как бы «изнутри» (каков он в быту, каковы его человеческие пристрастия и слабости, узнаем его предысторию и взгляды на жизнь).
Дервиль – порядочный человек, поэтому мы можем доверять его мнению.
Бальзак был монархистом. Он всю жизнь мечтал стать представителем аристократического общества и ненавидел буржуазию за её косность и жажду денег. Но прежде всего, Бальзак был гениальным писателем, поэтому талант заставил его правдиво и всесторонне показать представителей различных слоев населения.
Первое впечатление от образа Гобсека резко-негативное. Это связано с его профессией (ростовщика) и определяющей чертой характера (скупость). В мировой и русской литературе мы уже встречались с подобными персонажами.
Приведите в пример героев других произведений.
(Это Скупой из одноименной комедии Мольера, гоголевский Плюшкин, ростовщик из повести Гоголя «портрет», старуха-процентщица Алена Ивановна из романа Достоевского «Преступление и наказание». Все они являются резко отрицательными персонажами. Авторы изобличают их за духовное оскудение и стремление разбогатеть за счет слабостей и несчастий других людей. В этих образах нет ни одной положительной черты, поэтому ни автор, ни читатели не испытывают к ним никакого сочувствия).Определите свое отношение к Гобсеку.
Учитель:
Таким, на первый взгляд, кажется и Гобсек. Но его образ гораздо глубже, чем образы названных нами героев. Поможет доказать это утверждение таблица «противоречий поведения и характера Гобсека»
III. Работа с таблицей и беседа с учащимися
Вывод: Гобсек – сложная, многогранная и противоречивая личность.
Учитель:
Попытаемся дать объясните поступкам и характеру Гобсека.
(Прежде всего, Гобсек – ростовщик, и профессия накладывает отпечаток на его личность и отношение е нему людей.)
Объясните , почему Гобсек выбрал профессию ростовщика? Каково его жизненное кредо?
(Гобсек сознательно выбрал профессию ростовщика. Он считает деньги товаром, который можно выгодно продать и купить. Поэтому он не видит ничего безнравственного в том, чтобы давать деньги в долг под большие проценты и получать от этого прибыль. Таковы правила любой торговли.)Гобсек с умилением говорит о Фанни: «Она во что-то верила…». А во что верит сам Гобсек?
(Гобсек верит в безграничную силу и власть золота. Он заявляет: «Золото – вот духовная ценность нынешнего общества».)Как Гобсек доказывает свою позицию?
(«Вы всему верите, а я ничему не верю. Ну что ж, сберегите свои иллюзии, если можете. Я вам сейчас подведу итог человеческой жизни. То, что в Европе вызывает восторг, в Азии карается. То, что в Париже считается пороком, за Азорскими островами признается необходимостью. Нет на земле ничего прочного, есть только условности, и в каждом климате они различны… всяческие наши нравственные правила и убеждения – пустые слова… Вот поживите с мое, узнаете, что из всех земных благ достаточно надежное, чтобы стоило человеку гнаться за ним. Это…золото. В золоте сосредоточены все силы человечества… А что касается нравов человек везде одинаков: везде идет борьба между бедными и богатыми, везде. И она неизбежна. Так лучше уж самому давить, чем позволять, чтобы другие тебя давили».)Таким образом, Гобсек утверждает, что в мире нет абсолютных ценностей и истин. У разных народов своя мораль, свои законы, свое понятие о нравственности.
И лишь золото является абсолютной истиной и ценностью во всех странах и во все времена. Только золото может дать человеку абсолютную, реальную власть над миром.
Учитель:
Власть Гобсека над миром безгранична. Тогда объясните, почему герой использует свою силу в полной мере (живет как нищий, сам собирает дань с клиентов, готов мириться с тем, что его называют «поставщиком»)?
(Главное, что отличает Гобсека от других героев, это внутреннее чувство превосходства, возможность быть независимым. )Учитель:
Мне все послушно, я же – ничему;
Я выше всех желаний; я спокоен;
Я знаю мощь мою; с меня довольно
Сего сознанья
Это цитата из монолога пушкинского Скупого рыцаря. Но эти строки дают точное объяснение к поведению Гобсека
Найдите в тексте доказательства больших испытаний, выпавших на долю Гобсека.
( 1.«Мать пристроила его юнгой на корабль, и в десятилетнем возрасте он отплыл в голландские владения «Ост-Индии, где и скитался двадцать лет. Морщины его желтоватого лица хранили тайну страшных испытаний, внезапных ужасных событий, неожиданных удач, романтических превратностей, безмерных радостей, голодных дней, попранной любви, богатства, разорения и вновь нажитого богатства, смертельных опасностей, когда жизнь, висевшую на волоске, спасали мгновенные и, быть может, жестокие действия, оправданные необходимостью.»2.Перед посещением Гобсека Максимом де Трай ростовщик готовит пистолеты, говоря: «…я уверен в своей меткости, потому что мне случалось и на тигра ходить и на палубе корабля драться в абордажной схватке не на живот, а на смерть…»
3)В разговоре Дервиля с графом де Ресто стряпчий так говорит о прошлом Гобсека: « Я ничего не знаю о его прошлом. Возможно он был корсаром; возможно, блуждал по всему свету, торговал бриллиантами или людьми, женщинами или государственными тайнами; но я глубоко уверен, что ни одно душа человеческая не получила такой жестокой закалки в испытаниях, как он».
Пожалуй, Дервиль является самым близким человеком для Гобсека. Но даже для него ростовщик не сделал исключение и дал необходимую сумму под большие проценты. Как сам Гобсек объясняет причину своего поступка?
(Я избавил тебя от признательности, и теперь мы лучшие в мире друзья». В данном случае Гобсек поступил очень мудро: он действительно избавил Дервиля от лицемерия, унизительного положения зависимого человека, и сейчас их объединяет не денежные отношения, а искренняя симпатия друг к другу.)Учитель:
Таким образом, можно сделать вывод о том, что Гобсек – продукт своего времени, истинное порождение буржуазного мира. Он живет по законам этого мира, принимает установленные правила игры и честно их выполняет. Не случайно Дервиль в разговоре с графом де Ресто прямо говорит о Гобсеке: «…вне этих дел он человек самой щепетильной честности во всем Париже».
Он кажется безжалостным, но если он хотя бы раз окажется великодушным, то разорится. Не случайно Гобсек навсегда запомнил, как однажды «пощадил одну женщину» и «доверился ей», а она здорово его «общипала». Гобсек – скептик и материалист, он много пережил, поэтому не верит в незыблемость общечеловеческих ценностей, для него не существует ни религии, ни морали. Возможно, он сам об этом сожалеет, когда «с умилением» отмечает, что белошвейка Фанни «…во что-то верила» (!) А он уже ни во что не верит. Поэтому герой сам создает свое учение, где главная истина – это золото. А по уровню власти над миром он почти сравнял себя с Богом. Не случайно, Гобсек говорит: «У меня взор, как у господа бога: я читаю в сердцах».
Итак, при всей сложности образа Гобсека многие его поступки можно понять и оправдать. По мере углубления в этот образ автор начинает испытывать к нему сочувствие и невольную симпатию. Поэтому сцена смерти наполнена в произведении поистине трагическим пафосом. Перечитаем её:
(«Он приподнялся на постели; его лицо четко, как бронховое, вырисовывалось на белой подушке. Протянув иссохшие руки, он вцепился костлявыми руками в одеяло, будто хотел за него удержаться, взглянул на камин, такой же холодный, как его металлический взгляд, и умер в полном сознании, явив своей привратнице, инвалиду и мне образ настороженного внимания, подобно тем старцам древнего Рима, которых Летьер изобразил позади консулов на своей картине «Смерть детей Брута». - Молодцом рассчитался, старый сквалыга! – по-солдатски отчеканил инвалид».)IV. Работа над образами представителей высшего света
Учитель:
С беспощадной критикой обрушивается Бальзак в новелле не на Гобсека, а на представителей высшего света: графиню де Ресто и Максима де Трай.
В характеристике Максима де Трай мы не найдем ни одной положительной черты. Приведите соответствующие цитаты.
(Рассказчик называет его «элегантным мерзавцем». «Бойтесь его как дьявола, - шепнул я на ухо старику», - вспоминает Дервиль.
«…я с отвращением смотрел на её молодого спутника, сущего убийцу, хотя у него было такое ясное чело, румяные, свежие уста, милая улыбка, белоснежные зубы и ангельский облик».)
Объясните, в чем сила воздействия этого человека на окружающих? Почему даже Дервиль, знающий низкую натуру Максима де Трай, попал под его влияние?
(Максим де Трай умеет ловко манипулировать людьми. Он способен найти в каждом человеке сокровенные струны и сыграть на них на них нужную ему мелодию. Он прекрасно знает, что графиня де Ресто всерьез увлечена им и боится его потерять поэтому он шепчет ей на ухо: «Прощай, добрая Анастасия. Будь счастлива. А я… Завтра я уже избавляюсь от всех забот».)Учитель:
И обезумевшая влюбленная женщина готова пойти на преступление, чтобы сохранить их связь.
(Зная щепетильную честность и порядочность Дервиля, Максим де Трай опутывает его словами. Господин де Трай его «околдовал». «Этот златоуст де Трай сумел просто с волшебной ловкостью опутать меня своими речами, ввертывая в них, и всегда очень к месту, такие слова, как «честь», «благородство», «графиня», «порядочная женщина», «добродетель», «отчаяние» и так далее», - вспоминает рассказчик)Максим де Трай является в рассказе своеобразным двойником Гобсека. Как сам герой говорит об этом?
(«Мы с вами друг для друга необходимы, как душа и тело»)
Учитель:
Гобсек – человек проницательный, он прекрасно знает низкую и коварную натуру людей, подобных Максиму де Трай, поэтому отказывается принять его вызов на дуэль, заканчивая свою речь очень точными словами: «Чтобы пролить свою кровь, надо её иметь, милый мой, а у тебя в жилах вместо крови – грязь».
После подобных сцен невольно начинаешь понимать психологию Гобсека и оправдывать его поступки.
Один из самых драматических эпизодов новеллы – это сцена смерти графа де Ресто. Сын графа с негодующим и скорбным выражением лица преградил Гобсеку дорогу к двери, чтобы его мать могла проститься с умирающим и искупить перед богом свои грехи. Но ростовщик «засмеялся своим беззвучным смехом», отбросил юношу, как перышко, открыл дверь и… как всегда оказался прав. Перечитаем этот эпизод.
(«Какое зрелище предстало перед нами! В комнате был подлинный разгром. Графиня стояла неподвижно, растрепанная, с выражением отчаяния на лице, и растерянно смотрела на нас сверкающими глазами, а вокруг неё разбросано было платье умершего, бумаги, скомканные тряпки… Труп графа лежал ничком, головой к стене, свесившись за кровать, презрительно отброшенный, как один из тех конвертов, которые валялись на полу, ибо и он теперь был лишь ненужной оболочкой».)Графиня вместо запоздалого раскаяния сжигала бумаги, думая, что это измененное завещание мужа. После таких сцен начинаешь понимать, почему Гобсек ненавидел своих наследников. Он слишком часто становился свидетелем подобных сцен. Но даже в этой ситуации Гобсек остается ростовщиком. Автор говорит: «В этой крупной афере Гобсек был ненасытным удавом».
О какой афере идет речь?
(Он получил юридическое право пользоваться чужим имуществом для передачи его в дальнейшем третьему лицу)
Как ведет себя Гобсек в этой ситуации?
(Даже совершив эту сделку, герой повел себя достойно. Он не воспользовался выгодной ситуацией и не погрел руки» на наследстве графа, а, напротив, приумножил его.)Но и здесь Гобсек остался верен себе. До совершеннолетия он выделил Эрнесту крайне скудное содержание. Как Гобсек объясняет это решение?
(«Несчастье – лучший учитель. В несчастье он многому научится, узнает цену деньгам, людям – и мужчинам, и женщинам. Пусть поплавает по волнам парижского моря. А когда станет искусным лоцманом, мы его в капитаны произведем».)V.Подведение итогов работы
Автор завершает свой рассказ о жизни и смерти ростовщика абсолютно закономерной сценой – описанием его богатства. Это описание достойно кисти фламандских живописцев, подобно тому, как образ самого Гобсека «достоин кисти Рембрандта».
И все-таки итог жизни героя плачевен. Мы вслед за Дервилем можем лишь пожалеть старика, который поставил на карту своей алчности все ценности мира: дружбу, любовь близких, благополучное существование. Итог жизни старика не утешителен: все нажитое им добро пришло в негодность или осталось невостребованным .Таким образом, после изучения новеллы можно сделать следующий вывод.
Мар наживы, частью которого был Гобсек и власть которого над собой он не хотел признавать, все-таки оказался выше героя и поглотил его в свою бездну.
Невольно приходят на память обращение к молодому поколению из поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души»: «И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! мог так измениться! И похоже это на правду? Все похоже на правду, все может статься с человеком. Нынешний же пламенный юноша отскочил бы с ужасом, если бы показали ему его же портрет в старости. Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!»
Это напутствие русского писателя молодому поколению может стать своеобразным итогом новеллы Бальзака «Гобсек».
VI.Домашнее задание. Написать эссе на одну из тем:
Какие мысли Гобсека актуальны в наше время?
С какими высказываниями вы не согласны?