Итоговый отчёт по опробации учебника Математика 5 класс под редакцией академика РАН В. В Козлова и академика РАО А.А. Никитина . Разработка урока по теме Сложение и вычитание десятичных дробей







Итоговый отчёт по апробации учебника " Математика" 5 класс под редакцией академика РАН В.В. Козлова и академика РАО А.А. Никитина.

1 Общие сведения.
Регион: г. Брянск,
Вид общеобразовательного учреждения: ГБОУ БКШИП "Брянская кадетская школа-интернат полиции им. В. И. Шкурного".
Количество часов на предмет в неделю: 5
Апробируемый учебник: " Математика" 5 класс под редакцией академика РАН В.В. Козлова и академика РАО А.А. Никитина.

Профиль класса: общеобразовательный
Общее количество учащихся, занимающихся по названному учебнику: 26
Ф.И.О. учителя: Ширко Мария Васильевна
Стаж работы: 23 года
Категория: 1
Награды:-
Ученая степень:-

2. Учебник соответствует требованиям стандарта и включает все его элементы.
3. Стиль и доступность изложения не в полной мере соответствуют профилю класса (класс общеобразовательный, в начальной школе не занимался по ФГОС). Поэтому восприятие материала учебника у детей вызывает затруднения. Например, в теме " Сложение натуральных чисел"дана модификация алгоритма, которую детям понять было тяжело ( в начальной школе было иное изложение этого материала). Изучение данной темы проводилось в соответствии с алгоритмом, изученным в начальной школе. Вызвали трудности у обучающихся темы " Об определении разности" стр. 108, "Алгоритм умножения натуральных чисел" и др.
4. Методический аппарат учебника.
В учебно-методический комплект "Математика"5 класс входят:
1. Программа курса "Математика"5-9 класс
2. Рабочая программа "Математика"5 класс
3. Учебник: " Математика" 5 класс
4. Рабочая тетрадь : " Математика" 5 класс
5. Методическое пособие для учителя

Дидактические материалы и мультимедийное пособие в комплекте , полученном от издательства , отсутствовали.

Учебник предусматривает дифференцированный подход к обучению. Задания и материал разделены на три уровня:
1 уровень (общеобразовательный)
2 уровень (технологический- позволяет успешно продолжить обучение в старшей школе, затем в вузе)
3 уровень (специализированный - для детей, которые показывают профессиональный интерес к математике, рассчитан на углубленное изучение предмета.)
Рабочие тетради и наличие тестов в учебнике позволяет разнообразить деятельность учеников. К сожалению высокий темп изучения материала (каждый урок- новая тема) практически не позволил нам воспользоваться рабочими тетрадями.
5. Учебник насыщен геометрическим материалом, схемами, чертежами. Много геометрии - это хорошо, т.к. этот материал развивает пространственное воображение и логическое мышление путём изучения свойств фигур на плоскости и в пространстве. Удачными я считаю задания, в которых плоские фигуры располагаются на клетчатом поле (задания из ЕГЭ)
С другой стороны слишком много геометрии - это плохо, т.к. такой объём даётся за счёт отсутствия текстовых задач, заданий для устного счёта (их нет совсем). Исторического материала тоже слишком мало.

6. Воспитательный потенциал учебника направлен на формирование таких качеств личности как целеустремленность, внимательность, способность к самооценке, самокритичность ( контроль за тестовой работой осуществляли самопроверкой или взаимопроверкой ), способность принимать самостоятельные решения, а также качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность.
7. Если сравнивать данное пособие с учебным пособием Виленкина, то, на мой взгляд учебник Виленкина выигрывает в доступности изложения материала, в последовательности и логичности, он более адаптирован для детей этого возраста общеобразовательного профиля.
8. С какими трудностями мне пришлось столкнуться?
1. Материал 5 класса не соответствует уровню подготовки детей, которые не прошли обучение в начальной школе по ФГОС.
2. Количество часов, отведенные по программе на изучение отдельных тем, недостаточно для прочного усвоения учебного материала . В планировании слишком мало времени отводится на сложнейшие и очень важные темы Действия с обыкновенными дробями с разными знаменателями", Действия с десятичными дробями ( 1 час- на каждое действие !!!???), " Задачи на проценты".
3. Не обосновано изобилие схем, чертежей , нет ярких рисунков.
4. Излишне подробное изложение некоторых тем: " Запись натуральных чисел", а иногда очень сложное изложение материала " Система счисления с основанием 4"
5.В некоторых темах нет заданий 1 уровня , сразу предлагаются задания 2 и 3 уровней.
6.Практически все самостоятельные и контрольные работы приходилось корректировать, т. к в них содержатся задания, с которыми дети не встречались при изучении тем.
7. Так как данный класс получил традиционное обучение в начальной школе, то дальнейшее использование учебника в данном классе не считаю целесообразным.
9. Возможно более эффективно его можно применить с обучающимися, которые в начальной школе занимались по ФГОСам.
10. Трудно оценить системность, преемственность, возможность использования в рамках различных пед. технологий, т.к. детально не знакома с учебником по математике по ФГОС для 1-4 и 6 классов.
11. Информационные материалы по апробации в СМИ регионального и федерального уровней не размещала.
12.Разработка одного урока по апробированному учебнику (прилагается).






























Урок №148

Тема: Правила сложения и вычитания десятичных добей.

Тип урока: Урок совершенствования знаний , умений и навыков.

Цели:
1.Закрепить навыки и умения сложения и вычитания дробей, закрепление навыков использования алгоритмов сложения и вычитания.
2. Развитие познавательных УУД: умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, делать выводы на основе полученной информации.
3. Развитие личностных УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
4. Регулятивные УУД: Развитие навыков самоанализа и самооценки
5. Коммуникативные УУД: Умение слушать одноклассников и учителя, высказывать своё мнение.
6. Развивать умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устой и письменной речи.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Приветствие. Отметить отсутствующих.
Объявить о плане урока. Сформулировать цели урока с помощью обучающихся.

Девиз урока: «Знания имей отличные по теме "Дроби десятичные"».

План урока:
1. Устная разминка (10 минут);
2. Практическая работа (10 минут);
3. Физкультминутка (2-3 минуты);
4. Работа с тестом (самопроверка) (15мин)
5. Рефлексия, обратная связь (5 минут);
6. Итог урока, оценки, домашнее задание (2 минуты).

1. Устная разминка.
1. Какие виды чисел вы знаете?
2. Какие числа называются натуральными?
3. Ноль натуральное число?
4. Какие числа называются десятичными дробями?
5. Что вы умеете делать с десятичными дробями?
6. Сформулируйте правило сравнения десятичных дробей.
7. Как сложить и вычесть десятичные дроби? Сформулируйте алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей .

Вычисли : а) 2,6 - 0,6 б) 3,8 + 0,2 в) 8 - 2,5
+3,5 - 1,4 + 14,5
- 0,5 + 7,4 - 20
: 5 Ч 43 : 76
_______ ________ _______




2. Практическая работа (10 минут)

А) Расположив числа в порядке возрастания, вы узнаете фамилию человека , который впервые подробно описал десятичные дроби ,талантливый фламандский инженер и учёный.

С
Е
В
Т
Н
И

0,06
0,6
1,32
0,32
5, 06
2,3


Учащиеся получают фамилию Стевин. Симон Стевин (15481620 г.г.)


Б) Расставить запятые так, чтобы получились верные равенства.

32 + 18 = 5

3 + 108 = 408

042 + 17 = 212

736 – 336 = 4

63 – 27 = 603

57 – 4 = 17


3. Физкультминутка.

Поднимает руки класс
Поднимает руки класс
Это «раз», (Потягивания под счет учителя.)
Повернулась голова
Это «два». (Движения головой.)
Руки вниз, вперед смотри -
Это «три».
(Приседания.)
Руки в стороны пошире
Развернули на «четыре». (Повороты туловища.)
С силой их к плечам прижать
Это «пять». (Движения руками.)
Всем ребятам тихо сесть
Это «шесть».

4. Работа с тестом (самопроверка) (15мин)

Дети работают с тестом из учебника стр. 295-296. Затем проверяют правильность выполнения по ответам на доске (Учитель заранее записывает правильные ответы за отворотом доски)




Ответы к тесту:

1.1 2) 2.1 1), 2), 4).
1.2 3) 2.2 2), 3).
1.3 4) 2.3 1), 3), 4).
1.4 1) 2.4 4)

Критерии отметки:
нет ошибок - 5
1-2 ошибки - 4
3 - 4 ошибки - 3
5 и более ошибок - 2

5. Рефлексия, обратная связь (5 минут)
1. Что нового вы узнали, чему научились, что вспомнили, повторили?
2. Что запомнится надолго после сегодняшнего урока?
3. Ваши впечатления об уроке. Эмоциональный настрой.

6. Итог урока, оценки, домашнее задание (2 минуты).

Домашнее задание:
№ 16, № 22 , № 24
*№18