Конспект урока математики на тему Сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через десяток(3 класс)

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Сарпинская средняя общеобразовательная школа»

КОНСПЕКТ УРОКА по ФГОС и элементами академика П.М. Эрдниева

Предмет: математика
Класс: 3
Учитель:
Тема урока: Сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через десяток.
Тип урока: закрепление
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, карточки для учащихся, учебник
Мультимедийное обеспечение: презентация «В гостях у Красной Шапочки».

Цель урока: формировать умения выполнять сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через десяток, решать составные задачи, изученные на предыдущих уроках.


Коррекционная составляющая урока (занятия):
конкретизировать представления о геометрических фигурах: круг, квадрат, прямоугольник. развивать зрительное восприятие, корректировать индивидуальные пробелы в знаниях.


Планируемые результаты (для обучающихся):

предметные:
научиться использовать свойств вычитания на практике
овладеть навыками сложения и вычитания двузначных чисел

Метапредметные
научиться находить информацию, представленную в неявном виде
овладеть умением находить ошибки и грамотно их исправлять
расширить интерес  к различным видам решения поставленной  учебной задачи  и  к расширению  математических  знаний
научиться работать в парах
потренироваться в умении анализировать, делать выводы, чётко и грамотно формулировать мысль, связно её излагать.

Личностные:
сформировать уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
научиться сотрудничать со взрослыми и сверстниками
добиться результатов при работе в группе
научиться адекватно себя оценивать


Ход урока

Деятельность учителя
Деятельность обучающихся

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Прозвенел звонок, начнем мы урок. Что должно быть у вас на партах, правильно ли вы сидите?
- Дневник, тетрадь, подставка, учебник, пенал
Учащиеся проверяют свою посадку за партой.

2. Определение темы урока. Мотивация учебной деятельности

- Ребята, узнайте в какую сказку мы сегодня отправимся, прослушав стихотворение (слайд 2).
В гости к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый Волк за ней следил,
Обманул и проглотил.
- Красная Шапочка испекла бабушке пирожки. Можно ли назвать их одинаковыми? (слайд 3)
- Пирожки необычные, а математические. В каждом пирожке для вас есть задание. Тот из вас, кто справится с заданиями, получит пирожок, в конце урока мы их посчитаем, кто сколько пирожков получил, и узнаем победителя.
- Первый пирожок поможет нам определить тему урока. Найдите его, если известно, что он не синий, не красный и не круглый (слайд 4). Какой он формы?
На квадратном пирожке задание. Расшифруйте. Вы узнаете, о чем будем говорить на уроке математики (слайд 5 ).
Расположите числа в порядке убывания
Шифр
А Ч Е Д И В З Ы У Н Н
33 20 9 99 35 78 49 15 57 19 11


- Сравните шифр на экране
- Какое слово было зашифровано? (слайд 6)
- Кто догадался, какую тему мы сегодня будем изучать?
- Кто первым расшифровал слово и должен получить «зеленый пирожок»?

- «Красная Шапочка»






- Нет, пирожки разных геометрических форм.








- Это зеленый пирожок, квадратный







- Пишем только буквы в зависимости от чисел, над которыми они записаны. Числа должны идти в порядке убывания.


-Двузначные



(Ответы)


3. Целеполагание. Планирование деятельности.

- Кто подскажет мне какое сегодня число? Дайте характеристику этому числу

- Что вы уже знаете о сложении и вычитании двузначных чисел?





- Чем мы занимались на предыдущих уроках?

- Какую цель мы поставим перед собой на сегодняшнем уроке? (Слайд 7)

- Как выдумаете, что нужно делать, чтобы ее достичь?


- Сегоднячисло.
- Двузначное, нечетное, 1 десяток и пять единиц, соседи числа 14,16. (Ученик, давший полный правильный ответ, тоже получает «зеленый пирожок»)
- Для сложения и вычитания двузначного числа с двузначным надо разложить числа на разрядные слагаемые. В примерах на сложение мы десятки складываем с десятками, единицы с единицами. В примерах на вычитание мы десятки вычитаем из десятков, а единицы из единиц.
- Мы учились решать примеры на сложение и вычитание с двузначными числами, решали задачи

- Еще лучше научиться выполнять сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через десяток.

- Сегодня мы продолжим изучать двузначные числа, будем решать примеры, складывая и вычитая, находить значения числовых выражений, решать задачи.


4. Проверка домашнего задания

- Тема урока для вас не новая, вы закрепляли ее при выполнении домашнего задания. Что вы подготовили к уроку?
- Какое важное условие надо было выполнить?
- Какие трудности возникли при выполнении домашнего задания? Давайте проверим, как вы справились, работая в парах. Предложите соседу по парте решить устно придуманные вами примеры и занесите результаты в таблицу взаимооценки, отметив знаками «+» или «-» каждый его ответ, поставьте отметку, равную количеству полученных «+».

- Кто правильно решил все пять предложенных примеров?
- Какие ошибки допустили остальные? Как вы думаете, почему вы допустили ошибки? Что нужно сделать, чтобы их не допускать?
- Дома мы составляли примеры на сложение и вычитание.

- В примерах должны быть только двузначные числа.


Таблица взаимооценки

Составлял примеры __________________


ФИ
№ примера



1
2
3
4
5
Отметка











- Нужно быть более внимательными, нужно считать быстро, но правильно.


5. Закрепление.

- Как мы планировали тренироваться в выполнении действий с двузначными числами?
- Что мы уже сделали?


- Чтобы узнать следующее задание, надо правильно выбрать пирожок. Он не зеленый, у него не 4 угла (Слайд 9). Какой он формы?
Правильно, и в этом математическом пирожке для вас задание:
- Сейчас, ребята, мы должны помочь Красной Шапочке решить, сколько пирожков надо испечь бабушке с капустой, а сколько с грибами.
Для этого я вам предлагаю разделиться на группы (группа «Пирожки с капустой» и группа «Пирожки с грибами»), каждая группа возьмет себе задание. Кто первый выполнит задание, тот и решит, каких пирожков надо испечь больше, а самый активный получит пирожок.











- Какое задание выполняла группа № 1 «Пирожки с капустой»? Проверьте по ключу правильность выполнения задания. (Слайд 10) Можете ли вы сказать, что выполнили его правильно?



- Какое задание выполняла группа № 2 - «Пирожки с грибами»? Проверьте по ключу правильность выполнения задания. Можете ли вы сказать, что выполнили его правильно? (Слайд 10)
- Какая группа должна получить «пирожки»?

- Что мы учились делать, выполняя это задание?
- Решать примеры, задачи.


- Проверили домашнее задание, порешали примеры устно.

- Это красный пирожок. Треугольный



Задание группы №1
Проверьте действия и внесите числовые выражения в соответствующие колонки таблицы.
а) 50+45=95 б) 12+15=27;
в) 45-24=21 г) 63-12=50
Верное равенство
Неверное равенство











Задание группы №2
Перед вами ряд чисел: 28, 0, 11, 50, 71. Используя только эти числа, составьте вычислительные примеры с применением разных действий без перехода через десяток. Запишите ваши примеры в таблицу.
Действие
сложение
вычитание

Пример




Ключ к заданию группы № 1:
Верное равенство
Неверное равенство

а, в
б, г



Ключ к заданию № 2:
Действие
сложение
вычитание

Пример
28+11=39
28+0=28
28+50=78
28+71=99
50+11=61
11+71=82
0+11=11
0+71=71
0+50=50
28-11=17
71-11=60
71-0=71
50-0=50
28-0=28
11-0=11







- Мы учились работать в группе, составлять примеры, выбирать правильные варианты ответов.


- Можем ли мы сказать, что уверенно выполняем задания? Должны ли мы еще потренироваться? В чем?
- Выберите пирожок с заданием. Он не красный и не зеленый, у него 4 угла, но не все стороны равны (слайд 11)
- Теперь мы работаем по учебнику: стр. 53, задание 4. 1 столбик примеров решают девочки, 2 столбик - мальчики. Надо не просто решить примеры правильно, надо еще и уложиться в отведенное для их решения время – 5 минут.
Запишите в тетрадях число, слова «Классная работа».
- Положили ручки. Какие ответы должны были получиться в примерах у девочек? Проверьте себя по ключу на экране (слайд 13)
- Поднимите руку те, кто успел решить все примеры и сделал это правильно.
- Какие ответы должны были получиться в примерах у мальчиков?
- Поднимите руку те, кто успел решить все примеры и сделал это правильно.
- Кого мы награждаем «пирожками»?
- Мы должны научиться без ошибок складывать и вычитать двузначные числа.

- Это синий пирожок прямоугольной формы


39 + 20 69 – 23
40 + 28 67 -5
78 -20 34+25





Ключ:
Ответы девочек
Ответы мальчиков

59
68
58
46
62
59








6. Физкультминутка.

А сейчас ребята сказка даст нам отдохнуть Сказка даст нам отдохнуть. Отдохнем и снова в путь! Нам советует Мальвина: Станет талия осиной, Если будем наклоняться Влево - вправо десять раз. Вот Дюймовочки слова: Чтоб была спина пряма, Поднимайтесь на носочки, Словно тянетесь к цветочкам. Раз, два, три, четыре, пять, Повторите-ка опять: Раз, два, три, четыре, пять. Красной Шапочки совет: Если будешь прыгать, бегать, Проживешь ты много лет. Раз, два, три, четыре, пять. Повторите-ка опять: Раз, два, три, четыре, пять. Дала нам сказка отдохнуть! Отдохнули?
Выполняют движения вместе с учителем

7. Гимнастика для глаз.

- Помоги Красной Шапочке дойти до бабушки. (слайд 15)
С помощью изображения Красной Шапочки и домика бабушки и лазерной указки выполняют прослеживающие движения глазами.

8. Закрепление (продолжение).

- Что мы еще запланировали с вами в начале урока, но пока не выполнили?

- Наш следующий пирожок с заданием не красный, не синий, без углов (Слад 16)

- Вот какое задание он содержит. По пути к бабушке Красная Шапочка встретила волка, и тот разрешил ей пройти, только если она правильно ответит на вопросы. Давайте поможем Красной Шапочке. Запишите в тетрадях название здания: «Лови ошибку». Слушайте утверждения, записывайте их номера и рядом с каждым номером ставьте знак «+», если утверждение верное, и знак «-», если утверждение неверное.
1. От перестановки мест слагаемых сумма не изменяется.
2. Чтобы найти неизвестное вычитаемое нужно из уменьшаемого вычесть разность.
3. В записи числа 1000 - 6 нулей.
4. 7 – четное число число.
5. Число 50-это круглый десяток
- Какие знаки вы поставили? Какие должны были? Сравните свои ответы с ключом на экране.(слайд 17)
- Пропустит ли волк теперь Красную Шапочку?
- Что мы вспомнили, выполняя задание?
- Кто может получить «пирожок»?
- Какой пункт плана у нас остался невыполненным?
- Пирожок с задачей остался на экране в одиночестве. (слайд 18) Опишите его форму и цвет.
А задание в нем такое: реши задачу (слайд 19).
- Задача записана на экране и на карточках. Прочитайте задачу.





- О чём задача?

- Составьте план решения задачи?
- Что известно в задаче?
- Что нужно найти в задаче?
- Запишите задачу кратко.






- Что найдём первым действием? Как?

- Что найдём вторым действием? Как?

- Как правильно оформить ее решение? Запишите его в тетради.
- Сколько пирожков с повидлом было у Красной Шапочки? - Проверьте решение задачи (слайд 20).


- Кто правильно решил задачу? Кто должен получить «пирожки»?
- Чему мы учились, решая задачу?

- Вспомнить правила.

- Это круглый пирожок.














1. +

2. +


3. -
4. -
5. +





- Мы вспомнили материал учебника, правила.

- Мы не решили задачу.

- Этот пирожок синий, прямоугольный




«У Красной Шапочки в корзине было 25 пирожков с капустой, а с картошкой на 13 пирожка меньше, чем с капустой, а с повидлом столько, сколько пирожков с капустой и картошкой вместе. Сколько у Красной Шапочки пирожков с повидлом?» ответы детей





Краткая запись:
Сколько пирожков с капустой
Сколько пирожков с картошкой и повидлом
С кап. – 25 п.  С карт. - ? на 13 п. меньше С пов.-?


- Первым действием найдем, сколько было пирожков с картошкой.
- Вторым действие найдем, сколько пирожков с повидлом.

Самостоятельная работа.
37


1. 25 – 13 = 12 (п.) – с картошкой. 2. 25+ 12 = 37 (п.) – с повидлом.
Ответ: 37 пирожков с повидлом.



- Делать схему к задаче, подбирать необходимое действие.

9. Подведение итогов урока: рефлексия, оценка деятельности обучающихся.

- Наш урок подходит к концу. Удалось ли нам выполнить план? Чему мы
- Оцените свои впечатления от урока. Запишите на листочках ответ на вопрос: «Что нового я узнал и что самое интересное было на уроке?» и положите в «Волшебный мешочек».
- Давайте прочитаем, какие у вас остались впечатления от сегодняшнего урока.
- Подсчитайте у кого из вас больше всего пирожков?
- Поднимите руки, кто заработал 5 пирожков. Эти ребята получают отметку «5» за работу на уроке.
- Поднимите руки те, кто заработал 4 пирожка. Эти ребята получают отметку «4» за работу на уроке.
- Поднимите руки те, кто заработал 3 пирожка. Эти ребята получают отметку «3» за работу на уроке.
Каждый ученик пишет ответ и кладет его в мешочек

9. Домашнее задание.

«Числовой эксперимент».

Числовой эксперимент
Необходимо купить:
4 кг картофеля; 1 кг мяса; 2 бутылки растительного масла.
Ваша задача определить, в какой из супермаркетов города выгоднее всего отправиться за
покупкой указанного набора продуктов. При выборе магазина постарайтесь учесть все факторы,
требующие затраты денег. Ваши затраты должны быть минимальными.
Выполните необходимые расчёты и дайте ответ на следующие вопросы:
1. В какой магазин вы отправитесь?
2. Какие факторы повлияли на ваш выбор?
















±ђ Заголовок 1±ђ Заголовок 2±ђ Заголовок 315