Использование ИКТ в начальной школе рамках требования ФГОС второго поколения + презентация


Использование ИКТ в начальной школе в рамках требования ФГОС второго поколения
Лютикова Татьяна Михайловна, учитель начальных классов МКОУ «Тяжиновершинская начальная общеобразовательная школа»
Слайд 1
XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.
Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах.
Традиционно считается, что грамотность ребенок получает в начальной школе, где его учат писать, читать и считать. Это, несомненно, так. Но современному обществу нужны новые способы деятельности, что требует развития у человека целого комплекса умений и навыков — поиска необходимой информации, ее обработки, предоставления другим людям, моделирования новых объектов и процессов, самостоятельного планирования и выстраивания своих действий. Наряду с обучением навыкам чтения, письма и счета важно учить детей использованию цифровой техники в качестве рабочего инструмента в учебе и повседневной жизни, начиная с первого класса, что отражено в требованиях к результатам освоения основных общеобразовательных программ начального общего образовании, зафиксированных в Федеральном государственном образовательном стандарте.
Перед учителем, стоит задача обучать детей таким образом, чтобы они могли быстро реагировать на изменяющиеся условия, были способны обнаруживать новые проблемы и задачи, а также находить пути их решения. Достичь хорошего результата в выполнении этой задачи можно в условиях различного подхода в обучении, в том числе использование ИКТ. Благодаря использованию ИКТ на уроках в начальной школе учитель переходит от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний обучающимися. Проведение уроков с использованием информационных технологий – это мощный стимул в обучении. Посредством таких уроков активизируются психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, гораздо активнее происходит возбуждение познавательного интереса. Дидактические достоинства уроков с использованием информационных технологий – создание эффекта присутствия. Всем известно: «Услышал – забыл, увидел – запомнил, сделал – понял». У детей появляется интерес, желание узнать и увидеть больше. Компьютер становится средством распространения и обмена информацией между учеником и учителем, и способствует развитию повышенного интереса к предмету.
Слайд 2
Применение ИКТ на уроках в начальных классах помогает учителю по-новому организовать учебный процесс, оживить и разнообразить, сделать более интересным и позволяет:
усилить образовательные эффекты;
повысить качество усвоения материала;
осуществить дифференцированный подход к детям с разным уровнем готовности к обучению;
организовать одновременно детей, обладающих различными возможностями.
Слайд 3
Внедрение ИКТ осуществляется по следующим принципам:
создание презентаций к уроку;
работа с ресурсами Интернета;
использование готовых обучающих программ;
разработка и использование собственных авторских программ
Слайд 4
Электронные материалы активизируют учебно-познавательную деятельность. Применение электронных ресурсов органично сочетается с использованием проблемных, исследовательских, игровых методов обучения, что способствует развитию мышления и творческих способностей обучающихся. Происходит это через:
получение информации;
практическое применение информации;
проверка полученных знаний
Использование ИКТ уместно на любом этапе изучения темы и любом этапе урока.
Дидактический материал ИКТ разнообразный по содержанию и по форме. Я часто применяю презентации: как собственного создания, так и подобранных согласно учебной программе по предметам. Презентация – мощное средство наглядности, развитие познавательного интереса. Она незаменима, когда рассказ учителя должен сопровождаться демонстрацией рисунков, картин, фотографий.
Слайд 5
На всех уроках пользуюсь готовыми презентациями с сайта «Образовательная система Школа 2100». Это очень интересные презентации, разработанные в рамках требований ФГОС НОО.
Слайд 6
На уроках математики, при помощи компьютера, дети с большим удовольствием отрабатывают навыки устного счёта, решают задачи на движение, играют в различные игры, совершают путешествия, посещают спортивные игры, ходят на прогулки, помогают меньшим братьям.
Слайд 7
На этом слайде вы видите задание, с помощью которого можно отрабатывать навыки устного счёта в пределах 10. Но легко заменить эти числа и можно будет отрабатывать навыки счёта в пределах 20 или 100. Задание интересное. Детям надо нажимать на рыбку, чтобы сумма равнялась 9. Если правильно посчитано, то рыбка поймана, если неправильно, то рыбка в ведёрко не попадёт. Сумму легко заменить на другие знаки.
Слайд 8
Для развития интереса к основным предметам предлагаю творческие задания, которые могут выражаться: в разгадывании кроссворда, ребуса, составленного к определённым темам.
Слайд 9
Для закрепления материала по русскому языку и математике пользуюсь различными тренажёрами (табличное умножение, словарная работа, сложение и вычитание в пределах 10, 20, 100; решение уравнений, решение выражений, решение задач и т.д).
Слайд 10
На уроках русского языка детям предлагаю различные интересные интерактивные задания в зависимости от темы (например: закончи предложение, соедини стрелками фразеологические обороты с глаголами, собери и запиши слова, вставь окончания существительных и т.д.)
Слайд 11
На уроках литературного чтения использую презентации при знакомстве детей с биографией, творчеством автора. В содержание литературного чтения включаю аудио и видео материалы, предлагая не только просмотр, но и записи образцового чтения небольших по объёму литературных произведений. Это обучает выразительному чтению, умению прочувствовать настроение, определить характер героев.
Слайд 12
Особенно яркими и результативными с позиции информационных технологий получаются уроки окружающего мира.
Слайд 13
Применение на уроке компьютерных тестов, самостоятельных работ, позволяет за короткое время получить объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать. Тесты я составляю сама на основе конструктора тестов с выбором ответов. Автор – Алексей Анатольевич Баженов. Когда я предложила первый раз ответить на вопросы теста и компьютер поставил им отметку, в их глазах было столько радости!
Слайд 14
На своих уроках использую готовые программные продукты на компакт-дисках. Среди мультимедийных дисков в первую очередь хочу отметить диски «Уроки Кирилла и Мефодия» для 1-4 классов. Это увлекательные путешествия в мир знаний, представленные в виде интерактивных заданий в игровой форме. Живое интересное изложение, яркое красочное оформление, доступность в использовании – всё это делает незаменимым помощником в познании мира маленьким «почемучкам». Энциклопедия уроков содержит множество полезных сведений об окружающем мире, о существующих и исчезнувших цивилизациях, великих эпохах и далеких мирах, выдающихся деятелях прошлого и настоящего, о необычных явлениях природы, животных и растениях. Разнообразная иллюстрированная информация в игровой форме помогает пробудить в ребенке жажду открытий, доступно объясняет и знакомит с серьезными энциклопедическими знаниями, помогает освоить школьные предметы. «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия» - это более 10.000 удивительных фактов и явлений, богатейшая сокровищница знаний обо всем.
Слайд 15
На этом слайде представлены некоторые интерактивные задания с этого диска, которые дети с большим удовольствием выполняют, потому что можно самим записывать числа и буквы, управлять техникой, соединять, расставлять предметы по местам и т.д. А вот и вести с уроков, где второклассники сами выполняют эти задания.
Внедрение в процесс обучения младших школьников информационных технологий обеспечивает доступ к различным информационным ресурсам. Обучающиеся приобщаются к исследовательской деятельности. Компьютеры представляют возможность самостоятельного поиска материалов для подготовки докладов, сообщений, при этом есть замечательная возможность представить работу в виде книжечки, реферата. Вот такие работы получились у обучающихся 2 класса (рефераты по окружающему миру- информацию добывали с помощью учителя, книжка-малышка по литературному чтению –сказка собственного сочинения, сказка-перевёртыш, оформленная на компьютере самим учеником.
Информационные технологии помогают мне организовывать не только уроки, но и внеклассную работу, работу с родителями, внеурочную деятельность.
Слайд 17-18
Большая роль в воспитательной работе отводится классному часу. Применение ИКТ делает работу классного руководителя более эффективной и результативной. Детям очень нравятся мероприятия с применением информационных технологий, они их ждут с нетерпением и помогают их готовить. Это всевозможные беседы с использованием слайдов (например: кл.час «О вредных привычках», «Уроки вежливости в картинках», КВН, интерактивные игры, беседы с видеоматериалами о войне и многое другое).
При подготовке к уроку или внеклассному занятию я не забываю соблюдать санитарно-гигиенические требования. Большое внимание уделяю здоровью детей. Обязательно включаю физические и динамические паузы,
электронные физминутки.
Слайд 19 Вот одна из них. Можете сделать гимнастику для глаз.
Слайд 20
К результативности применения ИКТ на уроках в начальной школе можно отнести:
Рост положительной мотивации на уроках с применением ИКТ;
Повышение уровня использования наглядности на уроке;
Повышение производительности учебно-воспитательного процесса;
Качественное изменение взаимоотношений между участниками учебно-воспитательного процесса;
Слайд 21
В своей работе часто обращаюсь к следующим сайтам. Там очень много полезного и интересного.
Слайд 22
Спасибо за внимание!
Библиографический список Интернет-источников:
1. Щелухина А.С. Возможности использования ИТ в преподавании блока дисциплин «Культура и искусство». http://isoproject.ru/vmk2-1-paper1.doc2. Кехтер Т.А. Необходимость применения в практике работы учителя начальных классов информационно-коммуникативных технологий.kexter@mail.ru3. Intel “Обучение для будущего» (при поддержке Microsoft): Учеб. пособие. - 9-е изд. исправленное и дополненное – М.:Интернет-Университет Информационных Технологий, 2007.
4. Руденко Н.Н. Использование ИКТ в процессе обучения в начальной школе.natalirudenko@mail.ru
5. В.В. Гаранжа. Использование информационно-коммуникативных технологий в обучении и воспитании младших школьников.[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/ispolzovanie-ikt-v-obuchenii-i-vospitanii-mlads6.Красильникова В. А. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебное пособие / В.А. Красильникова. - М.: ООО «Дом педагогики», 2006. – 231с.