Конспект НОД по познавательному развитию Путешествие в страну математических наук


Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе
«Путешествие в страну математических наук»
Цель: развитие логического мышления через дидактические игры.
Программные задачи:
- упражнять детей в количественном и порядковом счете;
- закреплять знания детей числового значения палочек Кюзинера;
- развитие сенсорного восприятия по цвету (цветовые оттенки: фиолетовый, розовый, оранжевый);
- учить детей сравнивать цилиндров по высоте в убывающем порядке на основании зрительного соотнесения и толщине в возрастающем порядке;
- формировать представление об измерении веса предметов с помощью весов;
- развивать познавательные интересы, логическое мышление, воображение;
- способствовать формированию мыслительных операций, умению аргументировать свои высказывания;
- активизировать словарь детей словами: цилиндр, вес.
Ход НОД
- Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся.
Доброе утро!
- Ребята, я вас приглашаю в гости к ученику профессора математических наук. Но что-то он задерживается!
- Ребята, посмотрите, к нам пришло электронное письмо.
Сл.1
(На экране надпись «Нажмите кнопку «ввод». Воспитатель читает и нажимает кнопку.
Сл.2
Ребята смотрят видеопослание: «Ребята, здравствуйте! Вы меня простите, что не смог вас встретить, у меня на это серьезные причины. Но вы представляете, именно сегодня профессор должен прислать задания с математической галактики. У меня к вам просьба, помогите мне выполнить задания профессора математических наук.)- Ребята, поможем ученику профессора?
- А где же задания?
Сл.3 (На экране появляется надпись «Пуск». Показ презентации галактик по которым идет посылка. Дети называют планеты.) - Ребята, смотрите, наша посылка с заданиями путешествует по небесным галактикам.
- Кто знает, как называется эта планета?
- Правильно. Планета ……(рассказ о планете 3-4 предложения)
- А что же это за планета?
(Свернуть презентацию)
- А вот и посылка доставлена.
(Открывают посылку, в которой находятся цифры – 2,5,6,4,7.Воспитатель достает цифры и ставит их на мольберт.)
- Ребята, что это? (цифры)
- Давайте их назовем.
- Зачем нужны цифры?
(Без цифр мы не будем знать, сколько нам лет; цифры нужны, чтобы знать номер дома; с помощью цифр мы в магазине узнаем, сколько стоит товар….)
- Какие примеры можно составить с помощью этих цифр?
(Дети выкладывают примеры: 5+2=7, 6-4=2, 4+2=6)
- Молодцы, ребята.
- Ребята, здесь еще и письмо есть. Это письмо – приглашение от цифр. Они приглашают нас к себе в гости.
- Хотите отправиться в гости к цифрам?
- Как вы думаете, где они живут?
Сл.4
Цифры живут в сказочной стране Математических наук. Это очень большая и удивительная страна, и путь туда не ближний.
На чем мы туда отправимся – вы сейчас отгадаете. Слушайте внимательно:
1) Это наземный вид транспорта.
- Что значит наземный?
- Как вы думаете, что это может быть?
2) Для передвижения нужны рельсы.
- Молодцы, догадались.
- Ну что же, давайте приготовим свои поезда из палочек Кюзинера, и в путь – дорогу!
Д/и «Построй поезд»
(Дети подходят к столам и составляют «поезд» из палочек Кюзинера, начиная с самой короткой и заканчивая самой длинной)
- Строим вагоны в порядке возрастания по длине от самого короткого до самого длинного.
(Пока дети выполняют задание, звучит спокойная музыка «Про дружбу» - минусовка)
- Вот мы и построили свои поезда. Давайте пронумеруем выгоны: белый какой цифре соответствует? – 1, розовый – 2 и т.д.
(Дети подставляют под «вагоннами» цифры)
- А сейчас проверим, готов ли поезд к путешествию. Нужно быстро отвечать на вопросы:
- Сколько вагонов у нашего поезда? (7)
- Назовите номера вагонов в порядке возрастания.
- А теперь назовите номера вагонов в порядке убывания.
- Каким по порядку стоит желтый вагон?
- Вагон, какого цвета стоит шестым?
- Каким по порядку вагон находится между розовым и красным?
- Какой вагон левее голубого?
- Перечислите по порядку цвета вагона слева направо.
- Перечислите по порядку цвета вагона справа налево.
Все в порядке, и мы можем отправляться в путь.
- Чтобы сесть в поезд, что нам необходимо приобрести? (билеты)
- Билету у нас не простые, они зашифрованы. Чтобы найти свое место в вагоне, мы должны расшифровать билеты.
- Посмотрите внимательно на места в вагоне, как они пронумерованы? (геометрическими фигурами)
- Назовите их.
Д/и по блокам Дьеныша – отрицание.
(Дети берут билеты и находят свое место в «поезде».На каждом стульчике прикреплены геометрические фигуры.)
(У меня не круг, не квадрат, фигура красного цвета. Это красный треугольник. И т.д.)
красный треугольник желтый квадрат голубая трапеция


желтый круг фиолетовый треугольник розовый квадрат


оранжевый круг зеленая трапеция
- Итак, все заняли свои места. Вы справились с заданием, и мы отправляемся в путь. Поезд тронулся и поехал.
- Какие звуки мы слышим, когда едет поезд?
(Музыка из мультфильма «Паровозик из Ромашково»1.- Мы прибыли на первую станцию «Сказочная».
(Дети встают со стульев и подходят к воспитателю напротив интерактивной доски.)
- Вы, наверное, догадались, почему так называется эта станция.
- Правильно, здесь живут сказочные герои.
Сл.5
- Герой сказки зашифрован в этой таблице. Слово нужно прочитать по расположению цифр, которые написаны рядом с таблицей.
1
Н 2
Л 3
Г
4
К 5
О 6
В
6, 5, 2, 4
(Работа на интерактивной доске.)
- Назовите сказку с этим героем? («Волк и 7 козлят»)
- Какие вы еще знаете сказки, в которых есть цифры?
( «3 поросенка», «2 жадных медвежонка», «3 веселых гуся», «Белоснежка и семь гномов», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «3 медведя», «3 орешка для Золушки», «3 Богатыря», ..)
- Молодцы.
- Ребята, сказочные герои любят играть с буквами.
Сл.6
- Назовите героев известного мультфильма. ( пчелка Мая и пчелёнок Вилли)
- Мая и Вилли просят помочь собрать нектар с определенных цветов.
Мы должны назвать букву, определить какой звук, гласный или согласный. В соответствии с буквой найти нужный цветок.
(Звук А гласный, потому что он поется. Маю я посажу на цветок, который называется астра.) и т.д.- Чтобы попасть на следующую станцию, мы должны пройти волшебный лес по узенькой тропинке.
Звучит музыка шума леса.
(Дети идут по дорожке здоровья)
- По тропинке мы пойдем
Через камни перейдем.
2. - Вот мы и попали на следующую станцию «Внимательная».
- Ребята, если станция называется «Внимательная», какими мы должны быть?
- Ребята, у вас на столе набор предметы. Как они называются?
(цилиндры)
- Давайте рассмотрим их, сравним, найдем отличия.
(Они одинаковой формы, сделаны с одинакового материала – деревянные, но разные по высоте, толщине.)
- Покажите мне самый высокий цилиндр. Теперь самый низкий цилиндр.
– Начнем игру мы с вами,
Послушайте меня.
Цилиндры перед вами
И первое задание.
Разложи фигуры так,
Как на схеме елочки стоят.
Сл.7(Схема на доске)
10344161485902151380148590-3371855715
319659074930
- Молодцы.
- Ребята, просмотрите и скажите, по толщине одинаковые цилиндры?
- Покажите мне самый толстый цилиндр. Теперь самый тонкий цилиндр.
- Выложите цилиндры в порядке возрастания от самого тонкого до самого толстого.
(Дети выкладывают цилиндры)
- А теперь давайте проверим.
Сл.8 (На экране схема)

- Ребята, вы справились с заданием. А теперь я предлагаю немного отдохнуть. Музыкальная физминутка «Пяточка – носочек»
- Мы отдохнули, набрались новых сил и отправляемся в путь дальше.
3.Следующая станция на нашем пути «Познание».
(Дети подходят к столам, где на каждого лежат мешочки) с крупой и ватой одинакового размера, но разные по цвету и весы на каждого ребенка.)- Ребята, профессор приготовил для своего ученика волшебные мешочки. Посмотрите, мешочки одинаковые? Чем они отличаются? (по цвету)
- По размеру мешочки одинаковые, но есть свойства предметов, которые мы не можем увидеть. Определите на ощупь, что находится в желтом мешочке?
- Что ощущаете? Какой мешочек мягкий или твердый? На что похоже?
- А теперь определите, что находится в голубом мешочке?
- Какой мешочек, мягкий или твердый? Какие крупинки гладкие или нет?
- Как вы думаете, какая крупа находится в мешочке?
- Возьмите мешочек с крупой в правую руку, с ватой – в левую. - Мы можем сказать, какой мешочек у нас тяжелее, а какой легче?
- Когда мы говорим «легче» или «тяжелее», то имеем в виду свойства предметов, которое называется «вес».
- Как же называется это свойство предметов?
- Какой прибор поможет нам сравнить предметы по весу?
(Весы)- Положите мешочки на чашу весов.
- Какой пакет тяжелее с крупой или ватой?
(С крупой, он находится на нижней чашке.)
- Какой пакет легче? (С ватой, оннаходится на верхней чашке весов.)
- Как уравнять вес пакетов? (Можно добавить ваты или убавить крупы.)
- Давайте добавим мешочек с ватой.
- Что мы можем сказать о вес пакетов сейчас? (Чашка весов на одном уровне.)
- Чтобы уравнять вес, сколько нам понадобились мешочков с ватой?(3)
- Скажите, сколько голубых мешочков у нас на весах? (1)
- Сколько желтых мешочков? (3)
- Составьте условие к задаче с нашими мешочками.
На одной чаше весов 3 мешочка с ватой, а на другой 1 мешочек с крупой.
- А теперь поставьте вопрос к задаче.
Сколько мешочков на весах?
- Как решим эту задачу. Составьте пример. 3+1=4- Молодцы! Отправляемся на следующую станцию.
Звучит музыка «Паровозик»
(Дети строятся паровозиком и подходят на коврик, где лежат квадраты Воскобовича.)
4. – Вот мы и прибыли на станцию «Сюрпризная»
- Ребята, как вы думаете, почему так называется эта станция?
- Что такое сюрприз? (неожиданный подарок)
- А вы любите сюрпризы?
-Давайте мы приготовим сюрприз для жителей страны Математических наук из квадратов Воскобовича.
(Дети садятся на коврик, звучит музыки «Маленький принц»- минусовка.)
Д/и «Квадрат Воскобовича»
- Что можно построить из квадрата?(Давайте построим домик для жителей математической страны.)
- Хорошо, построим для них уютный домик, чтобы они могли в нем встречать гостей.
- А что еще можно сделать из квадрата?(Давайте мы сделаем им конфетку)
- Прекрасно, делаем конфетку.
- Ребята, я предлагаю для жителей Математической страны сделать конвертик, чтобы они смогли нам написать письмо.
- Молодцы. Я думаю, что им понравится наш сюрприз.
- Ребята, я предлагаю сделать сюрприз и нашим гостям.
Продуктивная деятельность - конструирование замка Математических наук на большом панно.
Вот и закончилось наше путешествие. Ученику профессора мы помогли, пора отправляться домой.
Звучит музыка «Паровозик»