Конспект НОД по образовательной области Художественно — эстетическое развитие: рисованию для старшей группы Роспись игрушек для ярмарки


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Рябинушка» р.п. Сосновское Нижегородской области
Конспект НОД
по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие»: рисование
«Роспись игрушек для ярмарки»
/старшая группа/
Составила: Танаева Н.А.

2016 год Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Речевое развитие» и «Художественно – эстетическое развитие»
Цель: Расширять знания детей о многообразии предметов народного декоративно - прикладного искусства, обычаях русского народа.
Задачи
образовательные:
* формировать знания и умения детей:
- умение различать характерные особенности изделий дымковского народного промысла. Помочь в освоение детьми характерных элементов, колорита, композиции;
-умение создавать выразительные узоры на игрушке разной формы, ритмично и симметрично располагая элементы узора.
развивающие:
- развивать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к образцам народного декоративно - прикладного искусства;
- формировать эстетическое отношение к окружающей действительности средствами народного декоративно - прикладного искусства;
- развивать творчество, фантазию, ассоциативное мышление и любознательность, речь, наблюдательность и воображение;
- развивать технические навыки и умения.
воспитательные:
- воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастеров русского народа, используя народные пословицы, стихи .Материал: Дымковские игрушки (фото, изделия, репродукции), вылепленные игрушки для украшения, листы белой бумаги для придумывания узора, гуашь, кисточки, баночки с водой, подставки для кисточек, салфетки, русская народная мелодия, конверт с приглашением, конверты с разрезными картинками дымковских игрушек.Предшествующая работа:
Знакомство с дымковской игрушкой (созданием, росписью).
Рассматривание игрушек, картин, репродукций, альбомов «Народно – прикладное искусство в детском саду», «Декоративное рисование в детском саду» Ковальской.
Лепка по мотивам дымковских игрушек.
Составление узоров по мотивам росписи дымковских игрушек.
Роспись плоскостных силуэтов.
Работа с раскрасками, шаблонами.
Заучивание стихов, потешек, пословиц, частушек, русских народных песен.
Дидактические игры «Узорных дел мастера», «Разрезные картинки».
Организация НОД:
(Раздается стук в дверь, заходит Почтальон.)
Почтальон: Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Да, я тот самый почтальон Печкин. Я пришел к вам не с пустыми руками, а принес вам заказное письмо. Распишитесь, пожалуйста. Спасибо! До свидания, ребята!
Воспитатель: Ребята, вам интересно, что написано в письме и от кого оно? Распечатаем? Читаю письмо, слушайте внимательно. (Открываю конверт, в нем приглашение). Да это же приглашение! Хотите узнать, куда нас приглашают? Тогда слушайте. «Дорогие ребятишки! Давненько вы у меня не бывали. Я уже соскучилась по вас. Приходите в мою мастерскую. Здесь вы увидите много интересного. Ваша бабушка – хозяюшка». Ну что, ребята, принимаем приглашение? Интересно узнать, что же приготовила для нас сегодня хозяйка мастерской.
(Дети идут в мастерскую, где их встречает хозяюшка)
Хозяюшка: Здравствуйте, дорогие гости, прошу в мою мастерскую. У меня она просторная, светлая, всем места хватит. Сижу, работу делаю для продажи на Ярмарке.
Воспитатель: Дорогая хозяюшка, покажи нам, пожалуйста, что же приготовлено у тебя для Ярмарки. Нам очень хочется узнать.
Хозяюшка: Вот здесь игрушки. А как называются наши игрушки, вы узнаете из моей загадки. У меня для вас и подсказка есть, надо только картинку правильно собрать. Слушайте загадку:
«Мы игрушки не простые, а волшебно-расписные,
Белоснежны, как берёзки: кружочки, клеточки, полоски.
Простой, казалось бы, узор, но отвести не в силах взор.
Наши руки крендельком, щёки, будто яблоки.
С нами издавна знаком весь народ на ярмарке.
Мы повсюду славимся, мы и вам понравимся.
Удивительному чуду вы поклонитесь не раз,
О каких же вам игрушках я поведала рассказ? »
- А вот вам и подсказка. (Раздает конверты с разрезными картинками).
Игра «Собери картинки»
/Дети собирают за столом картинку и отгадывают загадку./
Дети: Это дымковские игрушки.
Хозяюшка: Правильно, здесь игрушки из Дымкова. (Рассказ сопровождается показом игрушек). В слободе Дымково, пригороде Вятки, издавна занимались лепкой и росписью глиняных игрушек. Неширокая спокойная речка течет возле самого села, и в синей ее глади отражаются лес и белые облака, которые порой удивительно похожи то на причудливую птицу, то на коня или оленя. После того как уточки, кони, олени, важные барыни вылеплены, они несколько дней сушатся на деревянных столах и подоконниках. Затем игрушки обжигаются в жарком огне русской печи. Как только они остынут, мастерицы покрывают их ровным слоем разведенного в молоке мела и ставят сушиться на сквознячок. Лишь только после этого расписывают изделия. В росписи присутствуют самые разнообразные цвета и всего пять элементов: круг, прямая и волнистая линии, точки - горошины и клетки.
Воспитатель: Дорогая хозяюшка, извините меня, пожалуйста, что перебиваю Вас. Наши ребятишки знают стихи о Дымковской игрушке. Хотите послушать?
1 ребенок: Дым идет из труб столбом
Точно в дымке все кругом. Голубые дали,
И село большое Дымково назвали.
Там любили песни, пляски.
В селе рождались чудо - сказки.
Вечера зимою длинны, и лепили там из глины.
Все игрушки не простые, а волшебно расписные.
Белоснежны, как березки, кружочки, клеточки, полоски.
Простой, казалось бы, узор, но отвести не в силах взор.
Говорят о них повсюду.
Удивительному чуду мы поклонимся не раз.
О древней дымковской игрушке поведем сейчас рассказ.
2 ребенок: Вот индюк нарядный.
Весь такой он ладный.
У большого индюка
Все расписаны бока.
Всех нарядом удивил,
Крылья важно распустил.
3 ребенок: Посмотрите: пышный хвост
У него совсем непрост: Точно солнечный цветок.
А высокий гребешок,
Красной краскою горя,
Как корона у царя.
4 ребенок: Индюк сказочно красив.
Он напыщен, горделив.
Смотрит свысока вокруг.
Птица важная – индюк!
5 ребенок: Кони глиняные мчатся
На подставках, что есть сил.
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил.
6 ребенок: Если взглянешь на лошадок,
То увидишь чудеса!
Разноцветные кружочки
Тонко вывела рука.
7 ребенок: Посмотри, как хороша
Эта девица – душа!
За студеною водицей
Водоноска – молодица,
Как лебедушка, плывет,
Ведра красные несет
На коромысле, не спеша.
Хороша! Как хороша!
8 ребенок: Эта девица – краса,
Тугая черная коса,
Щечки алые горят,
Удивительный наряд:
Сидит кокошник горделиво.
Водоноска так красива!
Как лебедушка, плывет,
Песню тихую поет.
Хозяюшка: Давайте и мы с вами споем песню русскую народную «Аннушка».
Песня «Аннушка»
1.С речки Аннушка идёт,
Вёдра полные несёт.
Ой, люли, люли ли,
Вёдра полные несёт.
2.А навстречу ей Демьян,
Словно яблочко румян.
Ой, люли, люли ли,
Словно яблочко румян.
3.Балалаечкой звенит,
Речь такую говорит.
Ой, люли, люли ли,
Речь такую говорит.
4.Утомилась ты в пути,
Дай мне вёдра донести.
Ой, люли, люли ли,
Дай мне вёдра донести.
5.С речки Аннушка идёт,
Балалаечку несёт.
Ой, люли, люли ли,
Балалаечку несёт.
6.Ну спасибо, что помог.
Ты хороший паренёк.
Ой, люли, люли ли.
Ты хороший паренёк.
9 ребенок: Хороша игрушка расписная:
Вся поет, бесхитростна, светла.
И видна в ней радость молодая
Ставшего искусством ремесла!
10 ребенок: Не потому ль игрушкой этой
Народ так светло дорожил,
Что он свое стремленье к свету
В фигурки яркие вложил?
11 ребенок: Волшебницам дымковской стороны
Больше спасибо сказать мы должны
За то, что их руки не устают
И сказочных кукол для всех создают!
Хозяюшка: Хорошие слова вы сказали про дымковские игрушки. А сейчас еще раз внимательно посмотрите на них.
Воспитатель: Какие краски мастера использовали для дымковской игрушки? Какие элементы узора используются в дымковской росписи? (Дети называют.) Молодцы! О росписи знаете все. Нравятся вам эти игрушки? А вы хотели бы сами расписать игрушки? Давайте поможем расписать изделия к Ярмарке. Выбирайте любое изделие.
И садитесь – ка, ребята, за столы.
Игрушки ваши так бледны.
Беритесь, мастера, за дело.
Игрушки украшайте смело!
Составьте вы такой узор,
Чтобы радовал он взор.
Придумайте сначала узор и зарисуйте его на белом листе бумаги. Не забывайте, что вы сегодня – мастера по росписи дымковской игрушки. Ваш узор должен состоять из элементов дымковской росписи: колечек, кружков, точек, клеточек, полосок…
- Придумали?...(Спрашиваю 2 – 3 детей, чем они будут украшать свою игрушку? Какую краску будут использовать? Где будут располагать тот или иной элемент?)- Вижу, что многие уже придумали узор и наметили, где и что будут размещать на своей игрушке. Молодцы! Пора начинать расписывать игрушки, будьте аккуратны. Ребята, хорошенько промывайте кисточки, прежде, чем набрать новую краску, просушивайте о салфетку, иначе узор потечет, испортится.
Хозяюшка: Как говорится в пословице: «Была бы охота, заладится любая работа». А вы, ребята, какие пословицы о труде знаете? Тогда расписываем и все по очереди говорим пословицу.
/Дети по очереди проговаривают пословицы./
- Терпенье и труд все перетрут.
- Не будет скуки, когда заняты руки.
- Делаешь наспех – сделаешь на смех.
- Птицу узнают в полете, а человека – в работе.
- Недаром говорится, что дело мастера боится.
- Кто первый в труде, тому слава везде.
- Труд человека кормит, а лень портит.
- Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
- Ремесло – не коромысло, плеч не тянет.
- Что посеешь, то и пожнешь.
- Каков мастер, такова и работа.
Хозяюшка: Посмотрим сейчас, как работают наши мастера. А чтобы вам веселее было работать, я включу вам русскую народную мелодию… Что ж, вижу, роспись у вас получается. Продолжаем расписывать игрушки.
- Закончили расписывать? Молодцы, мастера!
/Игрушки, расписанные детьми, выставляются на стол/
Хозяюшка: Как гласит народная мудрость: «Где труд, там и счастье». Вот и мы сейчас посмотрим, что изготовил каждый мастер в мастерской. Прямо глаза разбегаются.
- Скажи, Саша, какую игрушку ты купил бы себе на Ярмарке? Почему? Чем украсил наш мастер эту игрушку? Какие краски использовал?
- Илюша, а ты что бы купил? Почему тебе нравится именно эта игрушка?...Воспитатель: Сегодня вы все постарались! Вы были хорошими мастерами по росписи игрушек. Я думаю, что все эти игрушки понравятся покупателям.
Хозяюшка: Вам хочу сказать, друзья,
Вы – большие мастера.
Ловко игрушки вы расписали.
Мастерам не уступали.
Ни одной похожей нет.
Видно, знаете секрет.
Надо вам и впредь учиться,
Заниматься, не лениться.
Вас я всех благодарю,
Угощенье вам дарю.
Спасибо, ребята! Я всем расскажу, что вы мне помогали.
Воспитатель: Вам спасибо, что нас пригласили. Здесь мы много узнали интересного о дымковских игрушках, сами попробовали расписать их.
Хозяюшка: А теперь, как говорится, «Кончил дело – гуляй смело!» Играй, вятская гармошка, попоем сейчас немножко!
Частушки
1.Велика Россия наша,
И талантлив наш народ.
А про дымковских умельцев
На весь мир молва идет!
2. В Дымке делают игрушки.
Сколько радости для глаз!
Подрастают мастера,
Может быть, и среди нас.
3. Дымковская игрушечка,
Ей не налюбуются.
И в Париже, и в Москве
«Дымково» красуется.
4. Наша дымковская игрушка
Не стареет сотню лет.
В красоте, в таланте русском
Весь находится секрет.
5. Купим дымковские свистульки,
Будем трели выводить.
Мастеров из славной Дымки
Никогда нам не забыть.
6. Ты играй, моя гармошка,
Ты, подруга, подпевай.
Мастеров Руси великой
Во весь голос прославляй!
7. Мы пропели все частушки
Хорошо ли, плохо ли.
А сейчас мы вас попросим,
Чтоб вы нам похлопали.
Хозяюшка: Песни, пляски и хороводы
Никогда не выходят из моды.
Развеселый вышел пляс
Здесь, ребятушки, у вас!
Воспитатель: Пришло время расставаться!
Очень жалко нам прощаться!
Хозяюшка: Приходите ко мне снова,
Встретить вас всегда готова!

Литература
1.Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры
2. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду
3. Косарева В.Н. Народная культура и традиции - занятия с детьми 3-7 лет
Чусовская А. Н. Знакомство с народным изобразительно – прикладным искусством в ДОУ