Конспект образовательной деятельности на тему «Перелётные, зимующие и кочующие птицы» для детей средней группы

НОД «Перелётные, зимующие и кочующие птицы» средняя группа
Цель: обогатить знания детей о зимующих, кочующих и перелетных птицах. Задачи: - закрепить названия зимующих,  кочующих и перелетных птиц. - развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание, логическое мышление.
- обогатить словарный запас детей. - воспитывать бережное отношение и любовь к живой природе.
- дать представление детям о перелетных птицах, их образе жизни и внешнем виде;
- развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами;
- продолжать развивать память, внимание.
- развивать и формировать выразительность движений.

Предварительная работа: Беседы «Осень», «Животные и птицы осенью», Тематические прогулки «Наблюдение за птицами», «Сезонные изменения в природе».
Ход:
Отгадывание загадки
Воробьи, стрижи, пингвины, 
Снегири, грачи, павлины, 
Попугаи и синицы: 
Одним словом это - ...? (Птицы)
Воспитатель: - Сегодня мы с вами погорим о птицах.
Рассматривание картины и беседа по ней
2слайд
Воспитатель: - Какое время года изображено на картине? (ответы детей) Какие признаки у осени? (ответы детей)
- А что делают птицы осенью? (ответы детей)
- Молодцы, всех птиц мы можем разделить на: перелётных, зимующих и кочующих
3 слайд.
Воспитатель: - Перелётные птицы улетают осенью в тёплые края: зяблик, трясогуска, дрозд певчий, горихвостка, пеночка – теньковка, ласточка, чибис, малиновка, конёк лесной, жаворонок, славка черноголовая, иволга.
- Ребята, а как вы думаете, почему они улетают? (ответы детей)
4 слайд
Воспитатель:- Правильно. Первыми улетают насекомоядные, т.е. те которые питаются насекомыми. Это трясогуска, скворец, соловей, ласточка. Большая часть насекомых зимой впадает в спячку, перед этим они находят себе укромные и удобные места и прячутся туда и получается, насекомоядным птицам нечем питаться.
5 слайд
Воспитатель: - Вторыми улетают зерноядные, те которые питаются плодами и семенами растений: овсянка, чиж, зяблик, лесная завирушка. Как вы думаете почему они улетают? (ответы детей)
6 слайд
Воспитатель: - Последними улетают
· водоплавающие птицы – они собираются в путь, когда замерзают водоёмы: утка, лебедь, цапля, гусь.
Дидактическая игра «Четвёртый лишний»
- Медведь, дятел, лось, барсук.
- Сорока, скворец, курица, журавль.
- Ворона, синица, воробей, соловей.
- Синица, скворец, трясогузка, утка.
- Сова, снегирь, дятел, сорока.
- Воробей, соловей, ворона, кукушка (не вьёт гнезда).
- Утка, лебедь, ворона, гусь.
7 слайд
Воспитатель:- Ребята посмотрите, варианты способов перелёта птиц. Прямой фронт (цепочкой) – гуси, утки. Скученная стая – скворцы, дрозды, мелкие воробьиные и другие мелкие птицы. Косяком летают лебеди, клином журавли. Одни летят днём (аисты, журавли, хищные птицы, ласточки, стрижи), другие ночью (трясогуски, мухоловки), а некоторые даже идут пешком коростель – дергач.
8 слайд
Развивающее упражнение: «Определи по картинке, кто как летит».
Физкультминутка «Аист». (Спина прямая, руки на поясе. Дети плавно и медленно поднимают то правую, то левую ногу, согнутую в колене, и также плавно опускают. Следить за спиной.) Аист, аист длинноногий, Покажи домой дорогу. (Аист отвечает.) Топай правою ногою, Топай левою ногою, Снова правою ногою, Снова левою ногою. После правою ногою, После левою ногою. И тогда придешь домой.
9 слайд, 10 слайд
Воспитатель: - Кочующие птицы, которые постоянно передвигаются с места на место в поисках пищи: синица, поползень, сойка, клёст, щур, свиристель, снегирь.
11 слайд
Воспитатель:- Зимующие птицы, которые не перемещаются за пределы определённой большой территории. В основном они обитают вблизи человека и зависят от него: сизый голубь, домовый воробей, серая ворона, галка.
12 слайд Развивающее упражнение «Найди тень».
13 слайд Развивающее упражнение «Посчитай сколько птиц на дереве».
Итог: отрывок из стихотворения «Все летят, все улетают птицы»
Все летят, все улетают птицы, И зови ты их иль не зови, Все равно дано им возвратиться На места обжитые свои.
Птицы, птицы Улетают птицы, Косяки летят за косяком За чужие дали и границы, Мне их строй понятен и знаком.

15