Беседа День ручного письма (День почерка)


День ручного письма (День почерка) - 23 января До изобретения книгопечатания каллиграфия была основным способом графического оформления текста, с ее помощью подчеркивалась интонация и общее настроение повествования. Традиции европейской каллиграфии зародились в Древней Греции и Риме. Возникновение христианства дало толчок искусству чистописания, потому что требовалось копировать в больших количествах Библию и другие религиозные тексты. Наибольшего расцвета искусство красивого письма достигло в VII-IX веках в Ирландии и Шотландии, где монахи создавали так называемые иллюминированные Евангелия – украшенные утонченными миниатюрами и орнаментами.
Русская каллиграфия начинается с появления здесь письменности. Славянскую азбуку – кириллицу, – как известно, разработали братья Кирилл и Мефодий – монахи и проповедники родом из греческого города Салоники. К IX веку многие славянские народы приняли христианство и понадобились переводы религиозных текстов с греческого языка. Однако собственной письменности у славян не было, а латинский и греческий алфавиты не годились для передачи некоторых звуков славянской речи. Поэтому было решено создать для этой цели отдельный алфавит. Первоначально в кириллице было 43 буквы, причем 24 из них были заимствованы из византийского письма.
На Руси кириллицу начали использовать с приходом христианства в конце X - начале XI веков. Существовало несколько видов письма.
Первоначально церковные книги переписывались уставом – это четкий, прямой, стройный, даже торжественный, шрифт. Буквы пишутся в строке, без наклона, практически вписываются в квадрат, с малым числом выступающих вниз и вверх элементов и большей частью раздельно друг от друга. Уставное письмо сформировалось в период литургической (церковной) письменности, когда переписывание книги являлось делом богоугодным, неспешным, происходившим в основном за монастырскими стенами.
Начиная с XIV столетия начал развиваться второй вид письма - полуустав, который впоследствии вытеснил устав. Этот вид письма светлее и округлее, чем устав, буквы мельче, с множеством надстрочных знаков, контраст штрихов меньше. Писцы пользовались исключительно гусиными перьями (раньше применялись преимущественно тростниковые). Письмо приобрело заметный наклон.
Полуустав просуществовал до тех пор, пока жила рукописная книга. Он же послужил основой для шрифтов первопечатных книг. С введением книгопечатания печатный шрифт для русско-славянских книг был отлит по образцу полуустава. Таков, например, шрифт русских первопечатников Ивана Федорова и Петра Мстиславца, выпустивших в Москве в 1564 году первую печатную книгу - "Апостол".
В XV столетии Москва превратилась в политический и культурный центр страны. Культура Москвы начинает приобретать характер всероссийской. Возникла необходимость в новом, упрощенном, более удобном стиле письма. Им стала скоропись. Буквы скорописи, частично связанные меж собой, отличаются от букв других видов письма своим светлым начертанием. Но так как буквы были снабжены множеством всевозможных значков, крючков и прибавок, то читать написанное было довольно трудно. Первоначально знаки были составлены главным образом из прямых линий, как это характерно для устава и полуустава. Во второй половине XVI века, а особенно в начале XVII века, основными линиями письма становятся полукруглые штрихи.
Несмотря на распространение книгопечатания потребность в умении красиво и четко писать не исчезла, ведь весь документооборот в стране был рукописным. В дореволюционной России целый класс чиновников занимался переписыванием бумаг набело. Единственным их профессиональным навыком был хороший почерк.
С появлением пишущих машинок, а затем копировальной техники прикладное значение чистописания постепенно сошло на нет, однако как вид декоративного искусства каллиграфия увлекает сегодня все больше и больше людей.
Увидеть работы великих каллиграфов жители столицы могут в Современном музее каллиграфии, который открылся несколько лет назад в парке Сокольники. Это единственный подобный музей в России. Среди его экспонатов - мировые шедевры, созданные признанными мастерами. В музее представлены изысканные образцы славянского и европейского письма, работы еврейской и арабской школ каллиграфии, строгие формы классической японской каллиграфии, примеры древней китайской письменности, раскрывающие историю возникновения искусства каллиграфии и отражающие новые грани изобразительного искусства; отечественные и зарубежные книги по искусству каллиграфии; редкие рукописные издания, выпущенные единичными тиражами, а также письменные приборы прошлого и настоящего. В музее представлено творчество 114 признанных мастеров красивого письма из 40 стран. Художественный фонд музея регулярно пополняется.
При музее работает Национальная школа искусства красивого письма, занятия в которой проводят члены Национального союза каллиграфов, участники международных выставок каллиграфии.
День почерка
День ручного письма
Каллиграфия, искусство красивого письма.
Растущая с каждым годом популярность компьютеров, электронной почты и электронных блокнотов, СМС, наборов стикеров с напечатанными фразами-подсказками, а также других средств быстрого общения постепенно уводит современного человека от возможности выразить свои мысли, написав их собственноручно. Возможно, в недалеком будущем письмо или открытка, написанные «от руки», станут желанным приобретением.
Сегодня в мире отмечается День почерка или, говоря более элегантно, День ручного письма , который учрежден с целью напомнить всем нам об уникальности ручного письма, о необходимости практиковаться в нем, о неповторимости почерка каждого человека. Инициатором Дня стала Ассоциация производителей пишущих принадлежностей , которая и провозгласила датой «рукописного» праздника 23 января.
Интересно, что 23 января родился один из видных американских государственных деятелей — Джон Хэнкок (23 января 1737 — 8 октября 1793), который первым поставил свою подпись под Декларацией Независимости. Подпись Хэнкока была крупной и размашистой, что и прибавило авторитета ее автору.
История развития ручного письма исчисляется тысячелетиями и, возможно, на протяжении такого же времени люди пытались определить характер того или иного человека по почерку. Свои мысли о связи почерка с духовным миром человека высказывал и Аристотель, и великие итальянцы эпохи Возрождения. В 1875 году французский аббат Жан Ипполит Мишонер впервые употребил термин «графология» (др.-греч. γράφω — пишу и λόγος — учение), которым сегодня определяется область знания о почерке и методах его исследования в связи с психическим состоянием личности. Большой вклад в теорию графологии внес немецкий философ и психолог Людвиг Клагес (10 декабря 1872 — 29 июля 1956).
Современные ученые называют семь основных характеристик почерка, по которым можно создать портрет человека, — размер букв, их наклон и форма, направление почерка, интенсивность нажима, характер написания слов, общая оценка почерка. Графологи полагают, что между особенностями почерка и чертами характера обязательно должна существовать связь, потому что человеческий мозг подсознательно «водит» рукой пишущего. Работой мозга, кстати, они объясняют и то, что при взрослении и изменении характера почерк человека также меняется. К счастью, в нашей жизни всегда возникают ситуации, когда хочется написать письмо своей рукой...
Как известно, весьма важным орудием почерк стал для криминалистов. Цель экспертов почерковедения — установить подлинность того или иного документа. Специалисты по научной экспертизе документа должны в совершенстве знать разнообразные стили написания. Безусловно, и они тщательно изучают все характеристики почерка, чтобы точно установить личность писавшего. Можно предположить, что научные исследования, предметом которых является почерк, будут продолжаться, и ученые достигнут более глубокого понимания зависимости почерка от характера человека. Можно предположить, что разработчики различных мобильных устройств и гаджетов создадут инструмент, позволяющий нам писать электронные письма своим почерком. Но, к счастью, в нашей жизни всегда возникают ситуации, когда хочется написать добрые и незатейливые слова именно своей неповторимой рукой.