Практическое занятие для студентов 2 курса Использование невербальных средств общения

Практическое занятие
для студентов 2 курса базового уровня подготовки
среднего профессионального образования

Дисциплина «Культура общения»

Тема: «Использование невербальных средств общения».
Тип: практическое занятие.
Технология: учебная игра.
Цель: закрепление теоретических знаний о невербальных средствах общения, формирование навыков их практического использования в процессе общения.

Ход занятия
Преподаватель:
– Назовите тему предыдущего лекционного занятия. (Средства общения)
– На какие две большие группы мы разделили все средства общения? (Вербальные и невербальные).
– Какую группу рассмотрели более подробно и почему? (невербальные средства, потому что вербальные средства и нормы их употребления будем изучать в рамках учебной дисциплины «Русский язык и культура речи»)
– Учитывая, что сегодняшнее занятие практическое, сформулируйте его тему. (Использование невербальных средств общения.)
– Чтобы вы могли использовать полученные вами теоретические знания на практике, сегодня мы попробуем сделать это в рамках учебной игры. Для этого нам нужно выбрать экспертов, которые будут оценивать результаты, и разделиться на две команды.

Эксперты выбраны, им вручены протоколы с критериями оценки.
Команды выбирают капитанов.

Задание 1. «Назови эмоцию»
Представим ситуацию общения, в которой для достижения цели общения важным является передать собеседнику, какую эмоцию вы в этот момент испытываете, а говорить об этом вы либо не можете, либо не хотите, либо делать этого по каким-то причинам нельзя.
Капитан каждой команды получает карточку с заданием и назначает участника, задачей которого станет передать одну из эмоций, используя только невербальные средства общения. Вслух содержание карточек произносить нельзя. Участники выполняют задание, а команда-соперник, расшифровывая невербальную информацию, называет эмоцию. За каждый верный ответ, команда получает 1 балл, что фиксируют эксперты.
Эмоций для каждой команды предложено 7, следовательно максимальное количество баллов – 7.

1 команда
2 команда

Удивление
1. Волнение

Гнев (злоба)
2. Печаль (грусть)

Страх
3. Презрение

Стеснительность
4. Тревога

Радость
5. Интерес

Отвращение
6. Стыд

Страдание
7. Испуг


Задание 2. «За стеклом»
Представим ситуацию, когда между вами и вашим собеседником звуконепроницаемое стекло, а вам очень нужно передать ему (им) что-то важное.
Капитан каждой команды получает карточку с заданием и назначает участника, задачей которого станет передать содержание фразы, используя только невербальные средства общения. Вслух содержание
·карточек произносить нельзя. Участники выполняют задание, а команда-соперник, расшифровывая невербальную информацию, называет фразу. За каждый абсолютно верный ответ, команда получает 2 балла, за близкий, но не совсем верный – 1 балл. Это фиксируют эксперты.
Фраз для каждой команды предложено 5, следовательно максимальное количество баллов – 10.

1 команда
2 команда

Все будет хорошо!
Все очень плохо!

Как вы мне надоели!
Как я рад вас видеть!

Простите меня!
Я больше так не буду!

Этого не может быть!
Этого я от тебя не ожидал!

Я не хочу о тебе вспоминать!
Я буду думать о тебе!



Задание 3. «Определи цвет»
Представим ситуацию общения, в которой для достижения точности передачи информации важным является передать собеседнику, не просто какой цвет, а какой его оттенок вы имеете в виду.
Капитан каждой команды получает карточку с заданием и назначает участника, задачей которого станет передать одну информацию, используя только невербальные средства общения. Вслух содержание карточек произносить нельзя. Участники выполняют задание, а команда-соперник, расшифровывая невербальную информацию, называет оттенок цвета. За каждый верный ответ, команда получает 1 балл, что фиксируют эксперты.
Оттенков цветов для каждой команды предложено 4, следовательно максимальное количество баллов – 8.



1 команда
2 команда

Темно-красный
Темно-оранжевый

Бледно-желтый
Светло-зеленый

Светло-фиолетовый
Блекло-коричневый

Блекло-серый
Ярко-синий



Основные задания выполнены, и мы просим экспертов подвести итоги.
Пока они это делают, команды выполняют дополнительное задание: нужно совместно сформулировать вывод по материалу сегодняшнего практического занятия. Скорректированный вывод зачитывает капитан команды. За наиболее точную формулировку команда дополнительно получает 1 балл.
Подведение итогов, оглашение резуцльтатов.

Свою работу на занятии вы оцениваете сегодня самостоятельно. Перед вами листы самооценки. Заполните их и сдайте.

Домашнее задание: написать эссе на тему: «Случай, когда именно невербальные средства помогли мне достичь цели общения».

15