Методическая разработка урока по географии на тему: Путешествие по материкам (5 класс)

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Торбеевская средняя общеобразовательная школа №1»
















Методическая разработка урока географии



Тема: «Путешествие по материкам»

класс: «5»









Составила и провела:
учитель географии Жигалкина А.А.





















рп. Торбеево, 2017 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет
География
Класс
5

Тема урока
Путешествие по материкам

Тип урока
Урок усвоения новых знаний

Форма урока
Урок-путешествие

Планируемые образовательные результаты

Предметные
Метапредметные
Личностные

Обучающиеся смогут: определить расположение материков, частей света; научаться показывать их на карте; рассказать об особенностях каждого материка; научаться по описанию определять материк.
Познавательные:
смогут находить в учебнике и других источниках информации достоверную информацию;
выделять главное;
делать выводы, определять понятия, работать по алгоритму.
Регулятивные:
определять цель, проблему в учебной деятельности; выбирать
способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях.
Коммуникативные:
излагать свое мнение;
организовывать свою работу, работать в группах.
Оценивать свои знания; рационально распределять время;
осознавать свои черты характера, интересы, цели.
Осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.

Решаемые учебные проблемы
Что называют материком? Какие части света выделяют на карте? В чём заключаются особенности материков?

Основные понятия, изучаемые на уроке
Материк, часть света

Основные географические объекты, изучаемые на уроке
Евразия, Северная и Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида, Европа, Азия, Амазонка, Нил, Миссисипи, Волга, Янцзы, Байкал, Каспийское море, Анды, Кордильеры, Гималаи, Большой Водораздельный хребет, вулкан Килиманджаро, вулкан Эребус.

Вид используемых на уроке средств ИКТ
мультимедиапроектор, презентация

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

1. ЭТАП Актуализации знаний

В начале урока класс делится на 6 групп по 3-4 ученика.
Психологический настрой.
- Здравствуйте ребята. Сегодня у нас необычный урок, а урок-путешествие. Поэтому хочу пожелать вам попутного ветра и в добрый путь!
Деятельность учителя
-Скажите, когда человек отправляется в путешествие в незнакомое для него место, что ему необходимо для этого?
- Вы правильно угадали, молодцы!
- У каждого из вас на парте лежат фрагменты карты. Сложите их и определите, куда мы сегодня отправимся (фрагменты карты различных материков раздаются каждой группе на парту)
- Как вы думаете, какая тема нашего урока?
Тема урока: «Путешествие по материкам»
- Записали тему урока в свои опорные конспекты.
Деятельность обучающихся




Высказывают предположения, что необходимо для путешествия (чемодан с вещами, билет на самолёт, карта )




Складывают пазл материков и определяют их названия (6 групп – 6 материков).

Определяют тему урока и записывают её в опорный конспект.

2. ЭТАП целеполагания

Каждую группу я попрошу определиться с целями, которые они себе поставят.
Цель урока:
Познакомиться с понятием «материк»
Осуществить путешествие по материкам
Узнать основные особенности материков, чем они отличаются друг от друга
Научиться работать с картой

Ребята, а кто знает, что такое материк?
- Давайте посмотрим в словарях, как определяют разные авторы значение термина «материк».
Материк – это огромные участки суши, со всех сторон окружённые водой
- Кто знает, сколько материков на Земле?
Покажите их на карте
Деятельность обучающихся
Определяют цели урока, записывают их в опорный конспект.






Высказывают версии, что такое материк.
Работают со словарями, учебниками. Определяют значение слова «материк» и записывают его в опорный конспект.

Называют и показывают материки на карте у доски

3. ЭТАП Создания проблемной ситуации

Деятельность учителя:
- Как вы считаете, можно ли материки разделить на части? Объединить? По какому признаку?
- К этому вопросу мы с вами вернёмся после нашего путешествия и вы мне попробуете ещё раз дать на него ответ.

Высказывают предположение, для чего материки объединяют или делят на части.

4. ЭТАП планирования работы.

Деятельность учителя
Предлагает обучающимся начать работать в группах с различными источниками информации (учебник, атлас, дополнительная информации, энциклопедии)
На каждом столе расположены опорные конспекты с алгоритмом исследования материка.
Приложение 1.
1 группа - Евразия
2 группа – Африка
3 группа – Северная Америка
4 группа – Южная Америка
5 группа – Австралия
6 группа - Антарктида

Учитель в роли консультанта. Помогает, направляет, организует деятельность учащихся
Деятельность обучающихся
Работа в группах.
Изучают алгоритм исследования материка. Распределяют обязанности. Работают с различными источниками информации, осуществляют поисковую деятельность, анализируют результаты. Заполняют опорные конспекты. Обобщают полученные результаты наблюдения, делают выводы.

5. ЭТАП «Открытия» новых знаний.

Деятельность учителя
Побуждает учащихся к поисковой деятельности, и теоретическому объяснению фактов.
Формулирует обобщенные вопросы: Где расположен материк, по которому вы путешествовали? Что вам понравилось на этом материке? Чем этот материк уникален, в чём его главные особенности?

Перед выступлением 1 группы:
- Отгадайте, какой материк я вам загадаю. Эта группа выступит первой.
Загадка:
Часть света и материка
Соединилась на века
С другою частью – с Азией
И назвалась ...
Ответ: Евразия
Отчёт первой группы о проделанной работе
Перед выступлением 2 группы:
Физминутка
(играет песня Красной шапочки из одноименной сказки и дети выполняют под неё движения)
- Ребята, вы догадались, о каком следующем материке пойдёт речь?
Правильно, это Африка
Перед выступлением 3 – 4 групп:
- Ребята, кто знает, какое величайшее открытие совершил Х.Колумб?
Что мы называем Америкой сегодня? (часть света)
Какие материки объединяет эта часть света? (Южная и Северная Америка)
Выступления обучающихся 3-4 групп
Перед выступлением 5 группы:
Загадка:
Это чудо-материк, Он красив и невелик. И на нём всего одна Живописная страна. В других местах таких зверей Смогу найти едва ли я, Ведь кенгуру среди степей Гуляет лишь в ... (Австралии.)
Перед выступлением 6 группы:
Загадка:
Этот южный материк  И не мал, и не велик  Нунатаки, снег и льдины,  И веселые пингвины  Здесь давно нашли приют.  Материк тот как зовут?
(Антарктида)
Деятельность обучающихся
Обсуждают в группах варианты решения учебной задачи. Обосновывают выбор общего решения или несогласия с мнением других. Представители от групп сообщают о результатах коллективной поисковой работы, отвечают на вопросы. Фиксируют в опорных конспектах свое "открытие".
Оценивают правильность своих выводов, решений. Осуществляют самопроверку, самооценку полученных результатов.
1 – 6 группы – алгоритм выполнения работы в
Отгадывают загадки
Заполняют в течении урока опорные конспекты.

Делают вывод, в чём заключается главная особенность материка. К какой части света он относится.

Слушают выступления своих одноклассников.
Выполняют физминутку.







Вспоминают, что Х.Колумб открыл Америку.

Называют, что Южная и Северная Америка составляют дну часть света.






















6. ЭТАП применения новых знаний.

Деятельность учителя:
Просит назвать обучающихся все материки, которые сегодня изучили в порядке увеличения их площади территории.
- Ребята, мы с вами изучили все материки. Кто был внимательным и может сказать, сколько частей света мы назвали. Покажите их на карте.
- Так что же такое часть света? Почему их выделяют? на основе какого признака?
Часть света это не совсем географическое, а скорее особо культурное понятие. Термин «часть света» отражает сложившиеся исторические и культурные понятия о странах, живущих там народах, природе, условиях и климате.
ЧАСТИ СВЕТА - регионы суши Земли, включающие материки или их крупные части вместе с близлежащими островами.
- А теперь посмотрим, насколько вы усвоили новый материал и были внимательны. На карточках проверки знаний выполните задание и впишите в пропущенные места правильный ответ.
Называют и показывают на карте материки.



Называют и показывают на карте части света.


Пробуют объяснить значение словосочетания часть света и выделение их на карте.




Работают с карточками проверки знаний.
Приложение 2.
Осуществляют взаимопроверку
1 ошибка – «5»
2-3 ошибки – «4»
4-5 ошибок – «3»
Более 5 ошибок – «2»

7. ЭТАП Рефлексии (итог урока).

Деятельность учителя
Предлагает вспомнить тему и цели урока.
- Удалось ли вам достичь поставленных целей?
- А сейчас я попрошу вас оценить:
1. Свою деятельность на уроке и вклад в работу группы
2. Деятельность всего класса
3. Деятельность учителя

- А теперь я попрошу выбрать одно из выражений в ваших опорных конспектах, которое наиболее ярко отражает вашу деятельность и результаты урока:
- «Я знаю, что ничего не знаю»
- «Я знаю, но рассказать не могу»
- «Я знаю, могу рассказать, но работать с картой затрудняюсь»
- «Я знаю, могу рассказать и показать на карте»

Благодарит учащихся за работу на уроке.
Деятельность обучающихся
Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности.

Оценивают свою деятельность на уроке, работу класса, учителя (желающие высказывают своё мнение).
Выбирают выражение в зависимости от деятельности на уроке и достигнутых результатов.

7 ЭТАП Домашнее задание
- текст параграфа
Составить кроссворд по теме: «Материки»
Найдите загадки про изученные материки.


Приложение 1.
Опорный конспект
(группа №__)

Фамилии, имена участников группы___________________________________

Тема урока:____________________________________________________
Цель: ____________________________________________________________
__________________________________________________________________

I. Найдите в словаре значение слова:
Материк – это ____________________________________________________
________________________________________________________________

II. Используя карты атласа, учебник, дополнительный материал, дайте характеристику материка по плану:

Название материка


Какое место занимает материк по площади территории


Какие океаны омывают



Ближайшие материки



Особенности рельефа (горы, самая высокая точка материка, вулканы)





Особенности рек, озёр (самое)





Другие особенности материка (чем отличается от других материков)







К какой части света относится


Покажите все названные вами объекты на карте


III. Найдите значение словосочетания часть света и запишите его значение
Часть света – это _________________________________________________
_________________________________________________________________





IV.Вспомните тему и цели урока.
- Удалось ли вам достичь поставленных целей?
Оцените:
1. Свою деятельность на уроке и вклад в работу группы
2. Деятельность всего класса
3. Деятельность учителя
Рефлексия:
Выберите высказывание, которое наиболее полно отражает вашу деятельность на уроке и результат вашей деятельности:
- «Я знаю, что ничего не знаю»
- «Я знаю, но рассказать не могу»
- «Я знаю, могу рассказать, но работать с картой затрудняюсь»
- «Я знаю, могу рассказать и показать на карте»
Приложение 2
Выполните задание (впишите правильный ответ вместо пропусков)
Самый маленький материк – это _______________________
Самая длинная река мира _________________________ расположена на материке _____________________________.
Самый влажный материк – это __________________________
Единственный материк, где нет действующих вулканов и не бывает землетрясений, это ____________________________________
Самая большая пустыня в мире _________________________ находится на материке __________________________________________.
Материки _____________________________ и ____________________ объединены в одну часть света, которая называется ___________________.
Самые высокие горы в мире ____________________, расположены в ______________________________.
В мире выделяют ________ частей света, это: ______________________
___________________________________________________________
_______________________________________________________________

Самое глубокое озеро в мире ____________________ и самое большое озеро в мире по площади территории _______________________________
расположены в пределах _________________________________________
Самый южный материк Земли – это ____________________________.

15