Календарно — тематическое планирование по требованиям ФГОС по географии 8 класса (классическая линия).


География России. Природа. 8 класс
(68 час., 2 ч. в неделю)
№ур.
п/п Кол.
час. Прср.
пр. Тема урока Содержание урока Виды деятельности
ученика Д/з
(№ параграфа)
Что изучает физическая география (1 ч.)
1 1 I-аяуч.ч. Что изучает физическая география России Зачем следует изучать географию своей страны? Знакомство с учебником, атласом Знакомство с учебником, атласом, интернет-ресурсамиНаша Родина на карте мира (6 ч)
2 1 Географическое положение России Россия — самое большое государство мира. Крайние точки России. Границы России. Особенности географического положения России.
Пр. работа. 1. Характеристика географического положения России Анализ и сопоставление карт атласа. Работа с различными источниками географической информации. Обозначение границ России на контурной карте 1;
вопр. и зад.
3 1 Моря, омывающие берега РоссииФизико-географическая характеристика морей. Ресурсы морей. Экологические проблемы морей Характеристика морей. Обозначение на контурной карте береговой линии России 2;
вопр.и зад.
4 1 Россия на карте часовых поясов Местное время. Часовые пояса на территории России. Реформа системы исчисления времени в России. Пр. работа. 2. Определение поясного времени для различных пунктов России Решение задач на определение местного и поясного времени 3;
вопр.и зад.
5 1 Как осваивали и изучали территорию России Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. Походы русских в Западную Сибирь..Географические открытия XVI — начала XVII в. Открытия Нового времени (середина XVII—XVIII в.). Открытия XVIII в. Исследования XIX—XX вв. Сбор информации из разных источников о русских ученых, землепроходцах — открывателях земель на севере и востоке страны 4;
вопр.и зад.
6 1 Современное административно-
территориальное
устройство
России Федеральные округа и их столицы. Субъекты Федерации: края, области,
города федерального подчинения, национально-территориальные образования Анализ политико-административной карты России (государственные границы, федеральные округа и их столицы, субъекты) Вопр. и зад. стр.33
7 1 Обобщение знаний по теме «Наша Родина на карте мира» Систематизация и обобщение знаний по теме «Наша Родина на карте мира». Итоговый контроль в форме географического диктанта, зачета, презентации. Дискуссия. Тема «Огромные пространства России: благо или помеха в развитии страны?» Работа с картами атласа, интернет- ресурсами. Самоидентификация «Я — гражданин России (житель ее конкретного региона)». Подготовка презентации Раздел I. Особенности природы и природные ресурсы России (18 ч)
Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы (4 ч)
8 1 Особенности рельефа России Крупные формы рельефа России и их размещение Обозначение на контурной карте основных форм рельефа России 6;
вопр.и зад.
9 1 Геологическое строение территории России Строение литосферы. Основные этапы геологической истории формирования земной коры. Тектонические структуры нашей страны. Связь основных форм рельефа со строением литосферы Анализ и сопоставление физической и тектонической карт 7;
вопр.и зад.
10 1 Минеральные ресурсы России Распространение полезных ископаемых. Минерально-сырьевая база России. Экологические проблемы, связанные с добычей полезных ископаемых. Пр. работа. 3. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры Характеристика размещения полезных ископаемых России, обозначение на контурной карте крупных месторождений. Объяснение особенностей размещения полезных ископаемых 8;
вопр.и зад.
11 1 Развитие форм рельефа Процессы, формирующие рельеф. Древнее оледенение на территории России. Деятельность текучих вод. Деятельность ветра. Деятельность человека. Стихийные природные явления, происходящие в литосфере. Геологическое строение, рельеф и минеральные ресурсы родного края Характеристика современных процессов, формирующих рельеф. Объяснение взаимосвязи всех компонентов природы 9;
вопр.и зад.
Климат и климатические ресурсы (4 ч)
12 1 От чего зависит климат нашей страны Климатообразующие факторы. Влияние географического положения на климат. Циркуляция воздушных масс. Влияние подстилающей поверхности Анализ климатических карт и диаграмм 10;
вопр.и зад.
13 1 Распределение тепла и влаги на территории России. Разнообразие климата России Распределение тепла на территории нашей страны. Распределение осадков на территории нашей страны. Типы климатов России: арктический, субарктический, умеренно континентальный, континентальный, резко континентальный, муссонный климат умеренного пояса.
Пр. работа. 4. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков на территории страны Характеристика разных типов климата 11;
вопр.и зад.
14 1 Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы Влияние климата на жизнь и деятельность человека. Агроклиматические ресурсы. Благоприятные климатические условия. Неблагоприятные климатические явления.
Пр. работа. 5. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны Характеристика стихийных явлений и их последствий для человека (1—2 явления, типичных для своего края). Работа с контурной картой 12;
вопр.и зад.
15 1 Климат родного края Характеристика климата своего края. Оценка агроклиматических ресурсов Характеристика климата родного края 13;
вопр.и зад.
Внутренние воды и водные ресурсы (3 ч)
16 1 Разнообразие внутренних вод России Значение внутренних вод для человека. Зависимость рек от рельефа. Влияние климата на реки. Стихийные явления, связанные с реками Характеристика реки. Объяснение влияния климата на реки 14;
вопр.и зад.
17 1 Озера,болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота Крупнейшие озера России. Происхождение озерных котловин. Верховые и низовые болота. Важность сохранения водно-болотных угодий. Роль подземных вод в природе и жизни человека. Виды подземных вод. Границы распространения многолетней мерзлоты в России, причины ее образования. Особенности освоения территорий с многолетней мерзлотой Обозначение на контурной карте крупных рек, озер, границы многолетней мерзлоты 15;
вопр.и зад.
18 1 Водные ресурсы. Роль воды в жизни человека Водные ресурсы. Влияние деятельности человека на водные ресурсы и меры по их охране и восстановлению. Стихийные явления, связанные с водой. Дискуссия. Тема «Вода — уникальный ресурс, который нечем заменить...» Оценка роли воды в жизни человека. Объяснение эстетической и оздоровительной роли водных ландшафтов 16;
вопр.и зад.
Почвы и почвенные ресурсы (3 ч)
19 1 II-аяуч.ч. Образование почв и их разнообразие Образование почв. Основные свойства почв. Разнообразие почв Анализ текста и рисунков учебника. Составление конспекта урока 17;
вопр.и зад.
20 1 Закономерности
распространения
почв Типы почв России: арктические, тундрово-глеевые, подзолистые, дерново- подзолистые, серые лесные, черноземы, темно-каштановые, каштановые, светло-каштановые. Пр. работа. 6. Выявление условий почвообразования основных типов почв (количество тепла, влаги, рельеф, растительность). Оценка их плодородия Выявление зависимости распространения почв от климата, рельефа, растительности и других факторов 18;
вопр.и зад.
21 1 Почвенные ресурсы России Значение почвы для жизни и деятельности человека. От чего нужно охранять почву? Роль мелиораций в повышении плодородия почв. Охрана почв. Почвы родного края Характеристика основных типов почв. Оценка почвенных ресурсов страны 19;
вопр.и зад.
Растительный и животный жир. Биологические ресурсы (4 ч)
22 1 Растительный и животный мир России Растительный и животный мир. Основные типы растительности России. Разнообразие животного мира России.
Пр. работ. 7. Составление прогноза изменений растительного и животного мира при изменении других компонентов природного комплекса Анализ карт атласа. Объяснение приспособления животных и растений к условиям окружающей среды 20;
вопр.и зад.
23 1 Биологические
ресурсы. Особо
охраняемые
природные
территории
(ООПТ) Роль живых организмов в жизни Земли. Роль растительного и животного мира в жизни человека. Заповедники и национальные парки России. Растительный и животный мир родного края. Пр. работа. 8. Определение роли ООПТ в сохранении природы России Обозначение на контурной карте основных ООПТ России 21;
вопр.и зад.
24 1 Природно-ресурсный потенциал России Природные условия России. Природные ресурсы. Особенности размещения природных ресурсов Оценка природных условий и ресурсов России. Подготовка и защита презентации, проекта 22; вопр и зад. стр.
120 -121
25 1 Обобщение знаний по разделу «Особенности природы и природные ресурсы России» Систематизация и обобщение знаний по разделу «Особенности природы и природные ресурсы России». Итоговый контроль в форме географического диктанта, зачета, презентации Работа с картами атласа, интернет- ресурсами. Подготовка презентации Раздел II. Природные комплексы России (36 ч)
Природное районирование(6 ч)
26 1 Разнообразие природных комплексов России Разнообразие природно-территориальных комплексов (ПТК). Физико-географическое районирование. ПТК природные и антропогенные Повторение и систематизация ранее усвоенных знаний и умений 23;
вопр.и зад.
27 1 Моря как крупные природные комплексы Особенности природных комплексов морей на примере Белого моря. Ресурсы морей Характеристика ПК Белого моря 24;
вопр.и зад.
28 1 Природные зоны России Природная зональность. Природные зоны нашей Родины: арктические пустыни, тундра, лесотундра Характеристика одной из северных зон страны с использованием разных источников географической информации 25;
вопр.и зад.
29 1 Разнообразие лесов России Россия-лесная страна. Характеристика зон: тайги, смешанных и широколиственных лесов. Роль лесов в жизни человека. Природные ресурсы лесной зоны. Лесные пожары-угроза лесу. Необходимость охраны и восстановления лесов Обозначение на контурной карте природных зон России. Сравнительная характеристика тайги и смешанных лесов 26;
вопр.и зад.
30 1 Безлесные зоны на юге России Характеристики зон: степей, полупустынь и пустынь. Возможности хозяйственного использования зон. Пр. раб. 9. Сравнительная характеристика двух природных зон России (по выбору). 10. Объяснение принципов выделения крупных природных регионов на территории России Сравнительная характеристика 27;
вопр.и зад.
31 1 Высотная
поясность Влияние гор на другие компоненты природы и человека. Высотная поясность. Зависимость «набора» высотных поясов от географического положения и высоты гор Составление схемы высотной поясности для разных гор нашей страны 28;
вопр.и зад.
Природа регионов России (30 ч)
32 1 Восточно-Европейская (Русская) равнина. Особенности географического положения. История освоения Особенности географического положения. История освоения. Русская равнина-колыбель российской государственности. Древние русские города Характеристика региона по плану и картам. Установление межпредметных связей с историей 29;
вопр.и зад.
33 1 III-я
уч.ч. Особенности природы Русской равнины Главная особенность природы-равнинность. Причины такого рельефа. Влияние географического положения равнины на ее природу: умеренно континентальный климат, самый полный набор природных зон. Реки и озера равнины. Великая русская река «Волга-матушка» Обозначение на контурной карте основных форм рельефа, крупных рек и озер, крупных городов, границ природных зон 29;
вопр.и зад.
34 1 Природные комплексы Восточно-Европейской равнины Самые крупные природные комплексы Русской равнины-природные зоны: тундры и лесотундры, тайга, смешанные и широколиственные леса, лесостепи и степи, полупустыни и пустыни Характеристика природных зон 30;
вопр.и зад.
35 1 Памятники природы равнины Памятники природы равнины: Волга, Валдай, Селигер, Беломорье, остров Валаам, Кижи, Карелия. Девственные леса Коми. ООПТ Русской равнины: заповедники и национальные парки-«Русский Север», Кандалакшский, Валдайский, Астраханский и др. Творческая работа. Разработка туристических маршрутов по Русской равнине: по памятникам природы; по национальным паркам; по рекам и озерам Обозначение на контурной карте памятников природы, крупных ООПТ. Подготовка презентации об одном из них (по выбору) с опорой на межпредметные связи 31;
вопр.и зад.
36 1 Природные ресурсы равнины и проблемы их рационального использования Основные полезные ископаемые Русской равнины. Водные, агроклиматические, лесные рекреационные ресурсы. Проблемы национального использования природных ресурсов и мероприятия по их восстановлению и сбережению Комплексная оценка природных ресурсов территории и отдельных их видов. Обозначение на контурной карте основных месторождений полезных ископаемых, популярных туристических маршрутов 32;
вопр.и зад.
37 1 Кавказ — самые высокие горы России. Географическое положение Особенности географического положения: Северный Кавказ-самая южная часть территории России. По гребням Главного Кавказского хребта проходит граница со странами Закавказья. Кавказ-это Предкавказье, Большой Кавказ и Закавказье Характеристика географического положения Кавказа. Обозначение на контурной карте географических объектов, упомянутых в тексте учебника 33;
вопр.и зад.
38 1 Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Кавказа Кавказ—молодые горы. Признаки возраста гор. Эльбрус—самая высокая вершина России и Европы. Взаимосвязь тектонического строения и рельефа. Сложная история геологического развития региона—причина богатств недр полезными ископаемыми. Наличие минеральных источников Сопоставление и анализ различных источников географической информации. Обозначение на контурной карте основных месторождений полезных ископаемых 33
39 1 Особенности природы высокогорий Северный Кавказ—пример «много- этажности» природы. Вертикальная зональность природы. Отличие климата высокогорий от равнинных и предгорных частей. Местные ветры: фён, бора. Реки, их особенности. Плодородные почвы Построение вертикального профиля Северного Кавказа, обозначение высотных поясов 34;
вопр.и зад.
40 1 Природные комплексы Северного Кавказа Причина разнообразия природных комплексов Северного Кавказа—различие в географическом положении и в высоте над уровнем моря. Особенности природы Прикубанской равнины. Кубань—житница России. Кавказские Минеральные Воды — крупнейший курортный район страны. Высокогорный Дагестан.
Творческая работа. Подготовка презентации о природных уникумах Северного Кавказа Характеристика одного из природных комплексов Северного Кавказа (по выбору) 35;
вопр.и зад.
41 1 Природные ресурсы. Население Северного Кавказа Богатство Северного Кавказа природными ресурсами. Уникальный курортный регион России: бальнеологические курорты страны. Самый многонациональный район России. Традиции и обычаи народов Кавказа Составление схемы или таблицы «Природные ресурсы Кавказа» 35;
вопр.и зад.
42 1 Урал — «каменный пояс Русской земли». Особенности географического положения, история освоения Особенности географического положения Урала: пограничное положение между двумя частями света — Европой и Азией; почти меридиональное направление хребтов. История освоения. Древние обитатели Урала. Описание Урала в художественной литературе Обозначение на контурной карте географических объектов, упомянутых в тексте учебника 36;
вопр.и зад.
43 1 Природные
ресурсы Урал—древние горы. Размещение месторождений полезных ископаемых Урала в зависимости от истории геологического развития территории. Академик А. Е. Ферсман называл Урал «минералогическим раем» Составление таблицы «Природные ресурсы Урала» 37;
вопр.и зад.
44 1 Своеобразие природы Урала Закономерности изменения природы Урала: с севера на юг (Полярный, Приполярный, Северный, Средний, Южный Урал); с запада на восток (Пред- уралье и Зауралье); снизу вверх (высотная поясность). Характеристика природы отдельных частей Урала. Творческие работы. Разработка туристических маршрутов по разным частям Урала: Северному, Среднему, Южному Сравнительная характеристика отдельных частей Урала (Северного и Южного, Предуралья и Зауралья) 38;
вопр.и зад.
45 1 Природные
уникумы Природные уникумы Урала. Ильменский хребет. Ильменский заповедник — край самоцветов. Кунгурская ледяная пещера. Река Чусовая Характеристика ООПТ Урала с использованием разных источников географической информации и литературных произведений 39;
вопр.и зад.
46 1 Экологические проблемы Урала Урал—старопромышленный регион России. Преобладание антропогенных ландшафтов. Главные промышленные центры Урала—Челябинск, Екатеринбург, Нижний Тагил—лидеры в списке самых неблагополучных городов страны. Основные направления улучшения экологической ситуации в регионе Оценка экологической ситуации, сложившейся на Урале, выявление ее причин и возможных путей улучшения 39;
вопр.и зад.
47 1 Западно-Сибир- ская равнина. Особенности географического положения Географическое положение Западно- Сибирской равнины. Границы равнины. Географический образ региона Сравнение географического положения Западно-Сибирской и Русской равнин 40;
вопр.и зад.
48 1 Особенности природы Западно-Си- бирской равнины Главные особенности природы Запад но-Сибирской равнины: плоский рельеф, понижающийся к центру; суровый континентальный климат; обилие поверхностных вод; сильная заболоченность территории; многолетняя мерзлота; широтно-зональное изменение природных ландшафтов Характеристика климата региона с использованием учебника и атласа. Объяснение причин его суровости 40;
вопр.и зад.
49 1 Природные зоны Западно-Сибир- ской равнины Отчетливо выраженная зональность природы. Широтное размещение природных зон: от тундры на побережье Красного моря до степей на юге. Отсутствие широколиственных и смешанных лесов, небольшая площадь лесостепейХарактеристика природных зон. Сравнение природных зон Западной Сибири и Русской равнины, объяснение различий 41;
вопр.и зад.
50 1 Природные ресурсы равнины и условия их освоения Разнообразие природных ресурсов. Западная Сибирь—один из мировых лидеров по запасам нефти и газа. Изменения со временем представлений о природных богатствах Западной Сибири: от ценной пушнины («мягкая рухлядь») в XVI в. до энергоресурсов в XX в. Трудности освоения природных богатств: суровый климат, многолетняя мерзлота, заболоченность, мошка. Причины и последствия лесных пожаров.
Дискуссия. Тема «Что мешает освоению природных богатств Западно-Сибирской равнины? » Характеристика природных ресурсов региона 42;
вопр.и зад.
51 1 Восточная Сибирь: величие и суровость природы. Особенности географического положения Географическое положение и состав территории Восточной Сибири. Географический образ территории «Путешествие» по Восточной Сибири: осознание величия природы, обширности просторов региона в сравнении с европейской частью России и странами Западной Европы 43;
вопр.и зад.
52 1 История освоения Восточной Сибири Поселения охотников и рыболовов в верхнем палеозое. Первые сведения о «Сибирской земле» в русских летописях. Походы землепроходцев в Сибирь. Мангазея (Туруханск). Основание Красноярска (1628 г.), Братского острога (1631 г.). XVIII в.—включение Восточной Сибири в состав России Подготовка доклада, презентации об освоении русскими Сибири (по опережающим заданиям) 43;
вопр.и зад.
53 1 IV-аяуч.ч. Особенности природы Восточной Сибири. Климат Влияние географического положения на природу региона: суровый резко континентальный климат, распространение многолетней мерзлоты. Полюс холода Северного полушария—Оймякон. Горные массивы и плоскогорья. Полноводные реки: Лена, Енисей. Бескрайняя тайга Подготовка географического эссе о природе региона, представление величия и красоты сибирских просторов России 44;
вопр.и зад.
54 1 Природные районы Восточной Сибири Особенности природы разных районов Восточной Сибири: Средняя, Северо- Восточная и Южная Сибирь. Тундры на полуострове Таймыр. Природа Якутии. Минусинская котловина. Алтай-высочайшие горы Сибири. ООПТ региона Выявление главных особенностей природы районов с использованием разных источников географической информации. Обозначение на контурной карте национальных парков и заповедников региона 45;
вопр.и зад.
55 1 Жемчужина Сибири — Байкал История освоения Байкала. Особенности географического положения и природы Байкала. Значение Байкала. Ресурсы Байкала: водные, биологические, рекреационные Составление конспекта урока «Черты уникальности Байкала» 46;
вопр.и зад.
56 1 Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения Наличие разнообразных ресурсов: минеральных, энергетических, лесных, водных, биологических, рекреационных. Проблема освоения природных ресурсов.
Дискуссия. Тема «Докажите справедливость слов М. В. Ломоносова “Российское могущество прирастать Сибирью будет...”» Обозначение на контурной карте основных месторождений полезных ископаемых. Составление таблицы «Природно-ресурсный потенциал Восточной Сибири» 47;
вопр.и зад.
57 1 Дальний Восток-край контрастов. Особенности географического положения. История освоения Специфика географического положения Дальнего Востока: большая протяженность с севера на юг вдоль Тихого океана. Сейсмоактивный регион. Землетрясения и цунами. История освоения Дальнего Востока Обозначение на контурной карте береговой линии региона, основных гор и равнин 48;
вопр.и зад.
58 1 Особенности природы Дальнего Востока Самый контрастный регион России по природным условиям: от арктических тундр на севере до широколиственных лесов на юге. Муссонный климат на юге Сравнительная характеристика природы северных и южных частей Дальнего Востока 48;
вопр.и зад.
59 1 Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы Смещение природных зон региона к югу. Физико-географические районы Дальнего Востока: Чукотское тундровое нагорье, Камчатские молодые тундрово-лесистые горы, остров Сахалин, Приморский край. Природные уникумы: Долина гейзеров на Камчатке, Уссурийская тайга, Сахалин, Курильские острова Составление географического образа Дальнего Востока. Сравнительная характеристика природных комплексов региона: Чукотки и Приморья, Камчатки и Сахалина 49-50;
вопр.и зад.
60 1 Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком Разнообразие природных ресурсов: рудных (золото, олово, железные руды); цветных металлов. Благоприятные агроклиматические ресурсы в Приморском крае. Густая речная сеть и минеральные воды Камчатки. Энергетические ресурсы. Особенности биологических ресурсов. Богатые рекреационные ресурсы Оценка природных ресурсов Дальнего Востока. Прогнозирование развития рекреационных ресурсов региона 51;
вопр.и зад.
61 1 Обобщение знаний по разделу «Природные комплексы России» Систематизация и обобщение знаний по разделу «Природные комплексы России».
Пр. работы. 11. Оценка природных условий и ресурсов одного из регионов России. Прогнозирование изменений природы в результате хозяйственной деятельности. 12. Характеристика взаимодействия природы и общества на примере одного из природных регионов Подготовка доклада, презентации об истории освоения регионов России. Сравнительная характеристика природных условий и ресурсов европейской и азиатской частей страны Раздел III. Человек и природа (6 ч)
62 1 Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека Благоприятные условия для жизни и деятельности людей. Освоение территорий с экстремальными условиями. Стихийные природные явления и их причины. География стихийных явлений. Меры борьбы со стихийными природными явлениями.
Пр. работа. 13. Сравнительная характеристика природных условий и ресурсов двух регионов России Объяснение географии природных стихийных явлений—землетрясений, вулканов, наводнений,смерчей, лавин, селей—на территории нашей страны 52;
вопр.и зад.
63 1 Воздействие человека на природу Общественные потребности, удовлетворяемые за счет природы. Влияние деятельности человека на природные комплексы. Антропогенные ландшафты Выявление причин возникновения антропогенных ландшафтов 53;
вопр.и зад.
64 1 Рациональное
природопользование Охрана природы. Значение географического прогноза Осознание ответственности человека за сохранение природы родной страны, родного края 54;
вопр.и зад.
65 1 Россия на экологической карте. Экология и здоровье человека Источники экологической опасности. Контроль за состоянием природной среды. Уровень здоровья людей. Ландшафты как фактор здоровья. Пр. работа. 14. Характеристика экологического состояния одного из регионов России Оценка роли географического прогноза в жизни и деятельности человека 55-56;
вопр.и зад.
66 1 География для природы и общества История взаимоотношений между человеком и географической средой. Научно-техническая революция: благо или причина экологического кризиса Выявление причин экологического кризиса в наши дни. Характеристика экологической ситуации в России 57;
вопр.и зад.
67 1 Обобщение знаний по разделу «Человек и природа» Систематизация и обобщение знаний по разделу «Человек и природа». Итоговый контроль в форме географического диктанта, зачета, презентации Работа с картами атласа, интернет- ресурсами. Подготовка презентации 68 1 Обобщение знаний по курсу «География России. Природа» Систематизация и обобщение знаний по теме «Природа России». Работа с картами атласа, интернет- ресурсами. Подготовка презентации ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основане:
Применой программы по учебным предметам. География. – М.: Просвещение, 2010;
Программы основного общего образования по географии. 5 – 9 классы. (Авторы: И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин) Рабочие программы. География 5-9 классы: учебно-методическое пособие/ сост. С.В. Курчина – М: «Дрофа», 2013 г. (классическая линия учебников).
Учебника. География: Природа Росси. 8 класс: учебник / И. И. Баринова. – М.: Дрофа, 2016.
Рабочая программа основного общего образования по географии 8 класса составлена на основе Требований к результатам освоения образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения; планируемых результатов освоения образовательной программы основного общего образования; Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
В программе учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования.
Содержание курса - это не только система знаний об особенностях современной географической картины мира и умений, но и различных компетенций.
Основные цели курса:
Формирование целостного представления об особенностях природы, России, о месте нашей страны в современном мире;
Воспитание любви к родной стране, родному краю;
Формирование личности, осознающей себя полноправным членом общества, гражданином, патриотом, ответственно относящимся к природе и ресурсам своей страны.
Основными задачами курса географии являются:
формирование географического образа своей страны, представления о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте глобального географического пространства;
формирование позитивного географического образа России как огромной территории с уникальными природными условиями и ресурсами;
развитие умений анализировать, сравнивать, использовать в повседневной жизни информацию из различных источников – карт, учебников, статистических данных, интернет - ресурсов;
развитие умений, навыков вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате деятельности человека, принимать простейшие меры по защите и охране природы;
создание образа своего родного края.
Для успешного достижения основных целей необходимо решать следующие учебно-методические задачи:
- актуализировать знания и уменияу чащихся, сформированные у них при изучении курсов «География. Начальный курс: 5-6 классы», «География материков и океанов»;
- продолжить развитие познавательного интереса гимназистов 8 классов к одному из школьных предметов – географии, к объектам и процессам окружающего мира;
- научить устанавливать связи в системе географических знаний.
Общая характеристика предмета
«География России. Природа» - занимает центральное место в системе школьной географии, это определяет его особую роль в формировании комплексных социально-ориентированных знаний, мировоззрения, личностных качеств школьников.
Образованный и культурный человек должен хорошо знать особенности природы своей Родины, представлять, как повлияла природная среда на характер, быт и хозяйственную деятельность человека. При изучении этого курса продолжается обучение географической культуре и географическому языку развиваются знания о закономерностях землеведческого характера, которые должны помочь школьникам увидеть единство, определенный порядок, связь явлений в разнообразии природы, населения и его хозяйственной деятельности. Именно эти знания методологического характера призваны воспитывать бережное отношение к природе, убеждение в необходимости международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды на основе знаний о роли природных условий в жизни людей.
В курсе «География России. Природа» в фундаментальное ядро образования входят знания о географической картине мира в ее цивилизационном исполнении, включая и развивающееся направление в географической науке — образное представление об изучаемых территориях, объектах и явлениях мира. К элементам научного знания относятся ведущие теории, идеи, методы познания. Крайне важно, что курс построен как гуманитарный, в содержании которого основы классической географии усилены за счет культурно-географического наполнения и геоэкологической направленности региональных характеристик.
В 8 классе проверке подлежат системы знаний и представлений о современной географической картине России и факторах ее формирования, о природе, обществе и человеке в их взаимосвязи; умения учебно-познавательной и практической деятельности, владение обобщенными способами деятельности, коммуникативные и информационные умения.
КИМ по данному курсу содержат задания, направленные на работу с учебником и атласом, и способствуют достижению предметных и метапредметных результатов изучения курса. В КИМы включены задания для подготовки к ГИА и к ЕГЭ. Требования к результатам усвоения программ в ФГОС опираются на деятельностную основу. Они выражены через описание совокупности компетентностей, формируемых в школьной практике. Их усвоение обеспечивает творческий характер обучения, делает возможным использование проблемной методики и многих других педагогических технологий.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены практические работы, предусмотренные Программой основного общего образования по географии. 5—9 классы И.И. Бариновой. Практические работы являются этапом комбинированного урока, не являются контролирующими и могут оцениваться по усмотрению учителя.
Место курса «География» в учебном плане.
География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. На изучении географии в 8 классе отводиться 70 часов (2 часа в неделю). Содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержания курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
Краеведение подробно знакомит обучающихся с географией региона опираясь на новые и ранее изученные географические понятия. Краеведческие темы по географии Ульяновской области включены в темы основного курса.
Содержание данного учебного курса позволяет реализовывать требования, предъявляемые ФГОС к результатам и условиям освоения предмета.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования содержание и методический аппарат учебника «География России. Природа» ориентированы на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов образования.
Достижение предметных результатов в данном курсе обеспечивается формированием у учащихся целостной системы знаний о России, о закономерностях развития природы, о результатах взаимодействия природы и человека; умений сопоставлять, анализировать, обобщать, а также использовать дополнительные источники информации, в том числе интернет-ресурсы, т. е. важнейших метапредметных умений, составляющих «умение учиться».
Метапредметные результаты курса «География России. Природа» основаны на формировании универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение и создание текстов разных типов (описательные, объяснительные и т.д.)
- умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;
-оценивать работу одноклассников;
-определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;
-высказывать суждения, подтверждая их фактами
Познавательные УУД:
- формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;
- формирование и развитие географического мышления, умение применять его на практике.
- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
Коммуникативные УУД:
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве в различных видах деятельности;
- умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе.
Личностные результаты:
Учащиеся должен обладать:
-ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
-опытом участия в социально значимом труде;
-осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;
-коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
-пониманием целостности здорового образа жизни;
-основами экологической культуры.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ (что надо знать и уметь)
Личностные результаты
- решение тестовых заданий
- выполнение практических работ
- подготовка рефератов, сообщений по темам курса
- устные ответы: описание и характеристика отдельных объектов и компонентов природы РФ; ПТК
- умение логично и убедительно отстаивать свою точку зрения, опираясь на достоверные ИГИ;
- умение получать нужную географическую информацию из различных источников учебник, атлас, справочник, интернет - ресурсы и др.
- создание презентаций
Метапредметные результаты
- умение работать в группе, в парах
- умение слушать, комментировать, оценивать информацию
-умение проводить простейшие опросы, анкетирование
- картографическая грамотность
- умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, объяснять происходящие изменения, фиксировать влияние антропогенных воздействий на природу той или иной территории, оценивать их последствия; участвовать в мероприятиях по охране и улучшению окружающей среды
- самостоятельное получение знаний из различных источников
- умение общаться с учениками, учителями в разных учебных и внеучебных ситуациях
- умение применять знания из других дисциплин (истории, физики, биологии, математики и др.) при решении исследовательских и проблемных задач.
Предметные результаты
- знать и уметь показывать на карте значимые географические объекты России
- умение характеризовать географическое положение России и отдельные её регионы
- умение читать и анализировать карты разного содержания, ориентироваться на местности
- знать и уметь характеризовать особенности природы, объяснять особенности каждого компонента и их влияния друг на друга
- знать и понимать специфику проявления основных географических закономерностей на территории нашей страны
- уметь определять местное и поясное время для любого региона России
- сопоставлять тематические карты с целью получения новой информации и объяснения причин географических явлений и процессов
- создавать презентации, формирующие образ России и родного края
- представлять место России в мире по особенностям природы и обеспеченности природными ресурсами, а также место родного края в России
- знать и уметь характеризировать уникальные объекты России в Списке всемирного природного и культурного наследия, а также памятники природы и природные святыни родного края
оценивать степень комфортности или дискомфортности природных условий любого региона России по наличию ресурсов.
Требования к результатам освоения программ
по краеведению основного общего образования
Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися региональных программ по краеведению в образовательных организациях основного начального и основного общего образования:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к освоению программ краеведения и целенаправленной познавательной деятельности по изучению прошлого и настоящего своего края, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающих их индивидуально-личностные и гражданские позиции, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской и региональной идентичности в поликультурном социуме; метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в ходе освоения программ краеведения, в познавательной деятельности и социальной практике; предметным, включающим приобретённые обучающимися в ходе освоения краеведческого компонента компетентности, специфические для конкретной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках освоения программ по краеведению, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления в ходе освоения программ краеведения, научных представлений о ключевых теориях, знание исторических и историко-культурных объектов региона, фактов из истории своего края и биографий знаменитых земляков.
Личностные результаты освоения программ краеведения основного общего образования должны отражать:
1)воспитание российской гражданской и региональной идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству и своему родному краю, его прошлому и настоящему; осознание своей гражданской и этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского обще ства; воспитание чувства ответственности и долга перед Россией и своей малой родиной;
2)формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению в ходе освоения программ краеведения, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов и знания регионального рынка труда, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3)формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира в целом и своеобразие своего родного края;
4)формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов Поволжья, России и всех народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;5)освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6)развитие морального сознания и компетентности в решении различных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7)формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми, в том числе в ходе освоения программ краеведения, учебно-исследовательской, творческой и общественно полезной деятельности на благо своей малой родины;
8)формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9)формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в учебных и жизненных ситуациях;
10)осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи, другим родственникам, соседям с учетом традиций народов родного края;
11)развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира, России и своего региона, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения программ краеведения основного общего образования должны отражать:
1)умение при поддержке учителя и самостоятельно принимать, сохранять и определять цели освоения программ краеведения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и проектной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2)освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в ходе освоения программ краеведения;
2)умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач в ходе освоения программ по краеведению;
3)умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией при освоении программ краеведения;
4)умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5)владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебно-познавательной и проектной деятельности в ходе освоения программ краеведения;
6)использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации краеведческого характера;
7)умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
8)умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач при освоении программ по краеведению; целенаправленно формировать и развивать навыки смыслового чтения;
9)умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10)умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11)формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции) при освоении программ по краеведению;
12)формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации с учётом рынка труда своего региона.
Предметные результаты изучения предметной области География должны отражать:
формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества, своей страны, родного края, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах, в том числе РФ и Самарской области в частности;
овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров на примере Самарской области;
овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;
овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф на примере Самарской области;
формирование представлений об особенностях деятельности людей ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде, в том числе в пределах своего региона.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ЧТО ИЗУЧАЕТ ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ РОССИИ (1 ч)
Что изучает физическая география России. Зачем следует изучать географию своей страны? Знакомство с учебником, атласом.
НАША РОДИНА НА КАРТЕ МИРА (6 ч)
Географическое положение России. Россия — самое большое государство мира. Крайние точки России. Границы России. Особенности географического положения России.
Моря, омывающие берега России. Физико-географическая характеристика морей. Ресурсы морей. Экологические проблемы морей.
Россия на карте часовых поясов. Местное время. Часовые пояса на территории России. Реформа системы исчисления времени в России.
Как осваивали и изучали территорию России. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. Походы русских в Западную Сибирь. Географические открытия XVI — начала XVII в. Открытия Нового времени (середина XVII— XVIII в.). Открытия XVIII в. Исследования XIX—XX вв.
Практические работа 1. Характеристика географического положения России.
Практические работа 2. Определение поясного времени для различных пунктов России.
Раздел I. Особенности природы и природные ресурсы России (18 ч)
РЕЛЬЕФ, ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ И МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ (4 ч)
Особенности рельефа России. Крупные формы рельефа России и их размещение. Геологическое строение территории России. Строение литосферы. Основные этапы геологической истории формирования земной коры. Тектонические структуры нашей страны. Связь основных форм рельефа со строением литосферы.
Минеральные ресурсы России. Распространение полезных ископаемых. Минерально-сырьевая база России. Экологические проблемы, связанные с добычей полезных ископаемых.
Развитие форм рельефа. Процессы, формирующие рельеф. Древнее оледенение на территории России. Деятельность текучих вод. Деятельность ветра. Деятельность человека. Стихийные природные явления, происходящие в литосфере. Геологическое строение, рельеф и минеральные ресурсы родного края.
Практические работа 3. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры.
КЛИМАТ И КЛИМАТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ (4 ч)
От чего зависит климат нашей страны. Климатообразующие факторы. Влияние географического положения на климат. Циркуляция воздушных масс. Влияние подстилающей поверхности.
Распределение тепла и влаги на территории России. Распределение тепла на территории нашей страны. Распределение осадков на территории нашей страны. Разнообразие климата России. Типы климатов России: арктический, субарктический, умеренно континентальный, континентальный, резко континентальный, муссонный климат умеренного пояса.
Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы. Влияние климата на жизнь и деятельность человека. Агроклиматические ресурсы. Благоприятные климатические условия. Неблагоприятные климатические явления. Климат родного края.
Практические работа 4. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков на территории страны.
Практические работа 5. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны.
ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ И ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ (3 ч)
Разнообразие внутренних вод России. Значение внутренних вод для человека. Зависимость рек от рельефа. Влияние климата на реки. Стихийные явления, связанные с реками.
Озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота. Крупнейшие озера России. Происхождение озерных котловин. Верховые и низинные болота. Важность сохранения водно-болотных угодий. Роль подземных вод в природе и жизни человека. Виды подземных вод. Границы распространения многолетней мерзлоты в России, причины ее образования. Особенности освоения территорий с многолетней мерзлотой.
Водные ресурсы. Роль воды в жизни человека. Водные ресурсы. Влияние деятельности человека на водные ресурсы и меры по их охране и восстановлению. Стихийные явления, связанные с водой.
ПОЧВЫ И ПОЧВЕННЫЕ РЕСУРСЫ (3 ч)
Образование почв и их разнообразие. Образование почв. Основные свойства почв. Разнообразие почв.
Закономерности распространения почв. Типы почв России: арктические, тундроглеевые, подзолистые, дерновоподзолистые, серые лесные, черноземы, темнокаштановые, каштановые, светлокаштановые.
Почвенные ресурсы России. Значение почвы для жизни и деятельности человека. От чего нужно охранять почву? Роль мелиораций в повышении плодородия почв. Охрана почв. Почвы родного края.
Практические работа 6. Выявление условий почвообразования основных типов почв (количество тепла, влаги, рельеф, растительность). Оценка их плодородия. РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР. БИОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ (4 ч) Растительный и животный мир России. Растительный и животный мир. Основные типы растительности России. Разнообразие животного мира России.
Биологические ресурсы. Особо охраняемые природные территории (ООПТ). Роль живых организмов в жизни Земли. Роль растительного и животного мира в жизни человека. Заповедники и национальные парки России. Растительный и животный мир родного края.
Природно-ресурсный потенциал России. Природные условия России. Природные ресурсы. Особенности размещения природных ресурсов.
Практические работа 7. Составление прогноза изменений растительного и животного мира при изменении других компонентов природного комплекса.
Практические работа 8. Определение роли ООПТ в сохранении природы России.
Раздел II. Природные комплексы России (36 ч)
ПРИРОДНОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ (6 ч)
Разнообразие природных комплексов России. Разнообразие природных территориальных комплексов (ПТК). Физико-географическое районирование. ПТК природные и антропогенные.
Моря как крупные природные комплексы. Особенности природных комплексов морей на примере Белого моря. Ресурсы морей.
Природные зоны России. Природная зональность. Природные зоны нашей Родины: арктические пустыни, тундра, лесотундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, лесостепи, степи, полупустыни и пустыни. Высотная поясность. Влияние гор на другие компоненты природы и человека. Высотная поясность. Зависимость «набора» высотных поясов от географического положения и высоты гор.
Практические работа 9. Сравнительная характеристика двух природных зон России (по выбору).
Практические работа 10. Объяснение принципов выделения крупных природных регионов на территории России.
ПРИРОДА РЕГИОНОВ РОССИИ (30 ч)
Восточно-Европейская (Русская) равнина. Особенности географического положения. История освоения. Особенности природы Русской равнины. Природные комплексы Восточно-Европейской равнины. Памятники природы равнины. Природные ресурсы равнины и проблемы их рационального использования.
Кавказ — самые высокие горы России. Географическое положение. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Кавказа. Особенности природы высокогорий. Природные комплексы Северного Кавказа. Природные ресурсы. Население Северного Кавказа.
Урал — «каменный пояс Русской земли». Особенности географического положения, история освоения. Природные ресурсы. Своеобразие природы Урала. Природные уникумы. Экологические проблемы Урала.
Западно-Сибирская равнина. Особенности географического положения. Особенности природы Западно-Сибирской равнины. Природные зоны Западно-Сибирской равнины. Природные ресурсы равнины и условия их освоения.
Восточная Сибирь: величие и суровость природы. Особенности географического положения. История освоения Восточной Сибири. Особенности природы Восточной Сибири. Климат. Природные районы Восточной Сибири. Жемчужина Сибири — Байкал. Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения.
Дальний Восток — край контрастов. Особенности географического положения. История освоения. Особенности природы Дальнего Востока. Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы. Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком.
Практические работа 11. Оценка природных условий и ресурсов одного из регионов России. Прогнозирование изменений природы в результате хозяйственной деятельности.
Практические работа 12. Характеристика взаимодействия природы и общества на примере одного из природных регионов
Раздел III. Человек и природа (6 ч)
Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Благоприятные условия для жизни и деятельности людей. Освоение территорий с экстремальными условиями. Стихийные природные явления и их причины. География стихийных явлений. Меры борьбы со стихийными при# родными явлениями.
Воздействие человека на природу. Общественные потребности, удовлетворяемые за счет природы. Влияние деятельности человека на природные комплексы. Антропогенные ландшафты. Рациональное природопользование. Охрана природы. Значение географического прогноза.
Россия на экологической карте. Источники экологической опасности. Контроль за состоянием природной среды.
Экология и здоровье человека. Уровень здоровья людей. Ландшафты как фактор здоровья.
География для природы и общества. История взаимоотношений между человеком и географической средой. Научно-техническая революция: благо или причины экологического кризиса.
Практические работа 13. Сравнительная характеристика природных условий и ресурсов двух регионов России.
Практические работа 14. Характеристика экологического состояния одного из регионов России.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
Данный учебно-методический комплекс предназначен для изучения географии в 8 классе и включает в себя:
технические средства обучения:
- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок, карт;
- демонстрационное оборудование (компьютер, телевизор, DVD, мультипроектор, интерактивная доска);
- вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности (принтер, сканер, ксерокс, слайдпроектор т.д.);
экранно-звуковые пособия, передающие содержание образования через изображение, звук, анимацию;
дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, презентации – тематически связанные с содержанием курса.
библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Литература, используемая учителем:
И.И. Баринова География России. Природа. Учебник
И.И. Баринова География: География России. Природа. 8 кл. пособие к учебнику – И.И. Бариновой «География России. Природа. 8 класс» М.: Дрофа, 2015
Методическая поддержка www.drofa.ruЛитература, рекомендуемая для обучающихся:
География Энциклопедия для детей М.: «Аванта+» 2003
Кёте Р. Первооткрыватели М.: «Слово» 1994
Планета Земля М.: 2008
Погода и климат. Энциклопедия окружающего мира М.: «РОСМЭН» 1997
http://terra-home.ru
http://zemlj.ru
www.krugosvet.ruhttp://edukids.narod.ruhttp://ru.wikihedia.orghttp://geography.kzhttp://vslovar.orgwww.best-of-africa.ruwww.rgo.ruwww.geo.historic.ruwww.webgeo.ru
Календарно – тематическое планирование
уроков по географии
Класс 8
Учитель Ефимова И. В.
Количество часов 68
Количество часов в неделю 2
Практических работ 14

Планирование составлено на основе:
1. Примерной программы по учебным предметам. География. – М.: Просвещение, 2010;
2. Программы основного общего образования по географии. 5 – 9 классы. (Авторы: И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин) Рабочие программы. География 5-9 классы: учебно-методическое пособие/ сост. С.В. Курчина – М: «Дрофа», 2013 г. (классическая линия учебников).
Авторы: И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин
Учебник: География: Природа Росси. 8 класс: учебник / И. И. Баринова. – М.: Дрофа, 2016.
Дополнительная литература:
1. Методическое пособие для учителя. География. Природа России. Автор: Баринова Ирина Ивановна, Карташева Татьяна Андреевна. - М.: Дрофа, 2015
2. Атлас «География. Природа России» 8 класс. М.: Дрофа. 2016 г.
3. Контурные карты «География. Природа России» 8 класс. М.: Дрофа. 2016 г.
Методическая поддержка: www.drofa.ruКалендарно – тематическое планирование
уроков по географии
Класс 5
Учитель Ефимова И. В.
Количество часов 34
Количество часов в неделю 1
Практических работ 7

Планирование составлено на основе:
1. Примерной программы по учебным предметам. География. – М.: Просвещение, 2010;
2. Программы основного общего образования по географии. 5 – 9 классы. (Авторы: И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин) Рабочие программы. География 5-9 классы: учебно-методическое пособие/ сост. С.В. Курчина – М: «Дрофа», 2013 г. (классическая линия учебников).
Авторы: И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин
Учебник: География. Начальный курс.5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/И. И. Баринова, А. А. Плешаков, Н. И. Сонин. – М.:Дрофа, 2015. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации
Дополнительная литература:
1. Методическое пособие для учителя. Автор :Баринова Ирина Ивановна, Карташева Татьяна Андреевна. Издательство: «ДРОФА» Серия:Линия УМК География. "Классическая линия" (5-9)
2 .Атлас. География» 5 класс. М.: Дрофа. 2014 г.
3. Контурные карты 5 класс. М.: Дрофа, 2016 г.
Методическая поддержка: www.drofa.ru