Конспект урока по физике на темуСложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил

План- конспект урока
Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил.


ФИО (полностью)
Шабалина Наталья Максимовна


Место работы
МОУ «Лажъяльская СОШ»


Должность
Учитель физики и математики


Предмет
Физика


Класс
7


Тип урока: урок изучения нового материала
Цели урока: ввести понятие равнодействующей силы как векторной суммы всех сил, действующих на тело.
Задачи:
Образовательная: обеспечить усвоение и понимание понятия «равнодействующая сил» и умение её находить; изучение практической направленности полученных знаний; формирование мотивации и опыта учебно-познавательной деятельности
развивающая: Способствовать развитию логического мышления. Продолжить работу над развитием интеллектуальных умений и навыков: выделение главного, анализ, умение делать выводы.
воспитывающая: формировать умение строить инициативное сотрудничество в совместной работе; воспитывать уважение к себе, сформировать уверенность в своих силах при фиксации достижения целей, поставленных на уроке.
Планируемые результаты
Предметные
Научиться экспериментально, находить равнодействующую двух сил, анализировать результаты опытов по нахождению равнодействующей сил и делать выводы, рассчитывать равнодействующую двух сил.
Метапредметные УУД
Коммуникативные: уметь планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, работать в пае, корректировать и оценивать действия партнера.
Регулятивные: составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль в форме сравнения алгоритма действий с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от него, корректировать изученные способы действий и алгоритмов.
Познавательные: ставить и формулировать проблемы, усваивать алгоритм деятельности, анализировать полученные результаты, уметь оценивать полученные результат, создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Личностные УУД
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки.
Оборудование: 1. динамометры; 2. набор грузов;
3. экран;
4. проектор;
5. компьютер.
Ход урока:
Организационный момент. (1 мин)
Учитель: Здравствуйте, ребята. Начинаем наш урок. Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем успехов в освоении новых знаний, и плодотворной работы.
2. Актуализация знаний. (10 мин)
Обучающиеся отвечают на вопросы учителя и выполняют предложенные им задания.
- Укажите название приборов, предназначенных для измерения следующих физических величин (презентация слайд 1);
Дайте определение силы.
Сила- это величина.
От чего зависит результат действия силы?
4. К чему приложена сила.
5. В каких единицах измеряется сила?
6. Что такое вес тела?
7. Дайте определение силы тяжести.
8. Дайте определение силы упругости (презентация слайд 2);
- Запишите формулы (презентация слайд 3);
-Запишите единицы измерения (презентация слайд 4);
-Как называются силы изображенные на рисунке? (презентация слайд 5)
- Двое мальчиков везут сани. Один толкает сани сзади с силой 20 Н, а второй тянет их за веревку с силой 30 Н. Изобразите действующие силы графически, считая, что они направлены горизонтально. Куда будут двигаться сани? Как это изобразить на рисунке? (презентация слайд 6)
- Двое мальчиков перетягивают канат. Один тянет влево от нас с силой 20 Н, а второй тянет вправо с силой 30 Н. Изобразите действующие силы графически, считая, что они направлены горизонтально. Какой мальчик перетянет канат. Как это изобразить на рисунке? (презентация слайд 7)
-Две силы, приложенные к повозке, можно заменить одной силой. Так можно поступать с любым количеством сил, приложенных к одному и тому же телу. (презентация слайд 8)
-Силы можно изобразить на одном чертеже: (презентация слайд 9)
-Силы можно изобразить на одном чертеже: (презентация слайд 10)
-Изобразите силы, действующие на физические тела: (презентация слайд 11)
Исходя из последних двух задач сформулируйте тему урока.
3. Изучение нового материала. (12 мин)
- Тема сегодняшнего урока: «Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил» (презентация слайд 12)
Откройте тетради, запишите число 16.12.2015 и тему урока.
- Почему воз и ныне там? (презентация слайд 13)
Цели урока:
- познакомиться с понятием равнодействующей силы;
- научиться пользоваться правилами определения равнодействующей сил, направленных по одной прямой;
- показать практическое значение учета всех сил действующих на тело
(презентация слайд 14)
-Силу, которая производит на тело такое же действие, как несколько одновременно действующих сил, называют равнодействующей этих сил (презентация слайд 15)
-Сложение сил
Модуль равнодействующей сил равен сумме модулей всех действующих сил, если они направлены вдоль одной прямой и в одну сторону. Направление равнодействующей в этом случае совпадает с направлением действующих сил. (Презентация слайд 16)
-Разность сил
Модуль равнодействующей сил равен разности модулей действующих сил, если они направлены вдоль одной прямой и в противоположные стороны. Направлена равнодействующая в этом случае в сторону большей по модулю силы. (Презентация слайд 17)
-Каково показание динамометров (презентация слайд 18)
- Как найти равнодействующую сил? (распечатан слайд таблица у каждого ученика на столе) (презентация слайд 19)
А вы знаете, что существует нормы подъема и перемещения тяжестей вручную – законодательно закрепленные предельно допустимые физические нагрузки на одного человека, выраженные в массе перемещаемого груза вручную (в кг)
а) юноши: 14 лет – 3 кг, 15 лет – 3 кг, 16 лет – 4 кг, 17 лет – 4 кг
б) девушки: 14 лет – 2 кг, 15 лет – 2 кг, 16 лет – 3 кг, 17 лет – 3 кг (Презентация слайд 20)
Специалисты утверждают, что носить школьные принадлежности лучше в рюкзаке или ранце. Сумка и портфель дают асимметричную нагрузку на позвоночник и формируют у ребенка неправильную осанку.
4. Физкультминутка (1 мин)
Встали. Весы в равновесии. Весы наклонились влево (на левую чашку положили груз). Весы наклонились направо (добавим на правую чашку гирьку). Выпрямились, представим, что вы в магазине купили товары и берете пакеты с пола. Как правильно поднять пакеты с пола, для того чтобы позвоночник остался прямым?
5. Закрепление изученного материала. (18 мин)
- Шкаф находится в покое. Значит, равнодействующая сил Fт и Fупр равна 0... (презентация слайд 21) учащиеся продолжают пре
-Чему равна равнодействующая двух сил, приложенных к телу в точке А? (презентация слайд 22-24)
- Что происходит с телом в результате действия сил? (презентация слайд 25)
- Так почему же воз и ныне там? (презентация слайд 26)
Практическое значение учёта всех сил, действующих на тело.
Решите задачу:
№1 Дед, взявшись за репку, развивает силу тяги до 600 Н, бабка до 100 Н, внучка до 50 Н, Жучка до 30 Н, кошка до 10 Н и мышка до 2 Н. Чему равна равнодействующая всех сил, направленных по одной прямой в одну и ту же сторону? Справилась бы с репкой эта компания без мышки, если силы, удерживающие репку, равны 791 Н? (презентация слайд 27)
№2 Спортсмен равномерно спускается на парашюте. Какова сила тяжести, действующая на парашютиста вместе с парашютом? Сила сопротивления воздуха 800 Н. (презентация слайд 28)
№3 Коля и Толя влюбились в Олю и стали тянуть ее в разные стороны. Коля тянет за ноги с силой 115 ньютонов, а Толя за руки с силой 110 ньютонов. Вычислите, чему равна равнодействующая этих сил и узнайте, как будет двигаться Оля: вперед ногами или головой? (презентация слайд 29)
№4 Папа тянет одеяло на себя с силой 0,5 килоньютонов, а мама тянет то же самое одеяло на себя с силой 600 ньтонов. Измерь результирующую этих двух сил, направленных в противоположные стороны и догадайся, у кого из родителей сильнее мерзнут по ночам пятки. (Презентация слайд 30)
Послушаем доклады учащихся по теме «Пословицы и поговорки о силе»
6. Итог урока. Рефлексия (2 мин) (презентация слайд 31)

Знаю и могу объяснить
Знаю, но надо подучить
Не знаю

Что такое равнодействующая сила?




Сложение сил





Разность сил





Применение равнодействующей силы в природе и в технике




7. Постановка домашнего задания (2 мин)
Задание на дом: §29, вопросы к параграфу, упр. 11 (1,2) (презентация слайд 32)
Используемая литература:
1.Учебник «Физика 7 класс» А.В.Перышкин.
2. «Поурочные разработки по физике 7 класс» С.Е Полянский
3. «Тесты по физике 7 класс» А.В. Чеботарев








13PAGE 15


13PAGE 14615































































































Заголовок 215