Конспект по окружающему миру на тему К светлому будущему


ГАОУ СПО МО «Губернский профессиональный колледж»
Конспект
на тему «К светлому будущему»
в 3 классе
школы-сад «Аистенок»
ГАОУ СПО МО «ГПК»
Решецкой Татьяны Юрьевны
г. Серпухов
Дата: 7.04.2015
Тема: «К светлому будущему»
Цель: познакомить учеников с довоенным периодом нашей страны, показать трудности и победы на пути к «справедливому обществу», помочь ученикам оценить, насколько в действительности оказались справедливыми порядки в новом обществе.
Формируемые УУД:
Личностные УУД: следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям, самоопределение, нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, осознание ответственности за общее дело, следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям, внутренняя позиция школьника, адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности.Регулятивные УУД: постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем, познавательная инициатива, познавательная инициатива, волевая саморегуляция.Познавательные УУД: анализ, синтез, сравнение, обобщение, структурирование знаний, осознанное произвольное построение речевого высказывания в устной форме, постановка и формулирование проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование, извлечение необходимой информации из прочитанных текстов, построение логической цепи рассуждения, контроль и оценка результатов деятельности.Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, понимание относительности мнений и подходов к решению проблемы, планирование учебного сотрудничества, учёт разных мнений, достижение договорённости и согласование общего решения.
Тип урока: изучение нового
Оборудование:
Учителю: конспект, учебник, рабочая тетрадь, презентация
Учащимся: учебник, рабочая тетрадь, текст песни
Литература:
Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Сизов Е.В., Тырин С.В. Окружающий мир. 3 класс. («Мое Отечество»). Учебник в 2-х частях. Часть-2. -4-е изд., (Образовательная система «школа 2100»)
Данилов Д.Д рабочая тетрадь к учебнику. Окружающий мир. 3 класс. («Мое Отечество»). 3 кл./ изд. 2-е (Образовательная система «школа 2100»)
Ход урока
Этапы Содержание Деятельность учащихся
Самоопределение к деятельности
М.ц. настроить детей на работу Здравствуйте, присаживайтесь. Меня зовут Татьяна Юрьевна. Сегодня я проведу у вас урок. Проверьте, у вас на партах должен быть учебник и рабочая тетрадь. Приветствуют. Проверяют готовность к уроку.
Проверка домашнего задания Ребята, на прошлом уроке вы познакомились с еще одной важной вехой в истории нашей страны. Кто расскажет, какое событие произошло во всем мире в начале ХХ века?(Первая мировая война)
Кто назовет, с какого по какой год длилась эта война?(1914-1918)
Какому знаменательному событию в нашей стране поспособствовала война? (революция)
Почему произошла революция? (царское правительство прекратило править страной, а люди хотели прекратить войну и изменить свою жизнь к лучшему.)
Кто был во главе восстания? (Владимир Ильич Ленин)
Как называли его сторонников? (большевики/коммунисты)
Все ли были согласны с тем, что нужно свергнуть императора и отдать власть народу? Почему? (Нет. Ведь не все хотели отдавать нажитое добро и сделать все богатства общим достоянием)Что же тогда произошло? ( началась Гражданская война)
На какие группы разделилась страна? (на белых и красных)
Сколько длилась Гражданская война? (1918-1920 г.)
Кто же победил в этой войне? (красные)
Как же образовался СССР? (Народы, жившие на просторах бывшей Российской империи в ходе Гражданской войны создали свои самостоятельные государства-республики)В каком году это произошло? (в 1922 г.) Отвечают на вопросы по пройденному материалу
Постановка проблемы
М.ц. учащиеся выявляют проблему урока А вы хотите узнать, что же происходило в нашем государстве дальше?
Какой вы представляете себе Россию после войн и революции? (слайд 1)
Как вы думаете, были ли у людей после всего силы и возможность развивать свою страну, получать образование? (нет, люди были поглощены войнами и революцией)
Научные данные говорят о том, что через 10 лет после революции половина населения России была неграмотной, на всю Россию был один комбайн. (слайд 2) А к концу 30-х годов почти все люди в России умели читать, а на полях страны появились тысячи новых комбайнов. (слайд 3)
Какой вопрос у вас возникает? (Как советским людям удалось за такой короткий срок поднять страну из разрухи?) (слайд 4)
Ребята, сейчас внимательно прослушайте песню, текст которой лежит у вас на партах. После выделите, каким хотели видеть будущее советские люди. (прослушивание фрагмента песни)
Что вы выделили?
Так каким же представляли себе будущее советские люди?
Как бы вы назвали наш сегодняшний урок?
Тема нашего урока «К светлому будущему». Отвечают на вопросы
Формулируют проблемный вопрос
Слушают песню
Работают с текстом песни
Определяют тему
Актуализация знаний
М.ц. включить детей в работу Откройте учебник на стр. 95. Посчитайте, сколько республик входило в состав нашего государства? (15)
Какие республики вошли?
Назовите самую большую республику? (Российская республика)
Представьте себе, что страна – это дом.
Все эти люди объединились, чтобы построить новое государство. Какие вопросы нужно решить, прежде чем браться за строительство? (слайд 5) (какой дом будем строить; за какое время; кто будет строить; кто будет руководить строительством и жизнью в нем; как будем жить в новом доме) Работают с картой
Открытие нового знания
М.ц. открытие нового знания Как же советские люди представляли себе новое государство? (слайд 6)Ваши предположения.
Что ж, давайте с вами разберемся, какое же общество они хотели построить.
Давайте рассмотрим герб и флаг Советского Союза. (слайд 7)
Как вы думаете, почему на флаге и гербе СССР изображены серп и молот? Что они означают? (они означают крепкий союз рабочих и крестьян)
Что может объединять их? Почему именно их символы изображены на гербе и флаге, на изображении Земли? (власть в государстве принадлежит трудящимся)
Посмотрите на герб СССР, что это?(колосья)
Почему именно они изображены здесь?(что бы получить их нужно долго трудиться на земле: вспахать, посеять, следить за посевом, а после собрать урожай- все это требует больших усилий)
И посмотрите, эти колосья обрамлены красными лентами. Что вы заметили? (на них есть надписи) Верно!
Посчитайте, сколько их всего? (15- Этих надписей ровно столько, сколько республик тогда входило в СССР.)
Что же мы можем сказать об обществе того времени, по какому принципу они хотели построить свой дом? (все люди трудятся, а то, что создано трудом людей, принадлежит всем) (слайд 8)
Если все люди трудятся на равных, а труд людей принадлежит всем, будут ли в таком обществе бедные и богатые? (нет, потому что всем найдется дело)
То есть все люди были равны. (слайд 9)
Можно назвать это светлым будущем? Почему?
Как вы думаете, кто поставил такую цель: построить светлое будущее?
Такую цель поставили руководители Советского государства и Коммунистической партии. Коммунистическая партия- это организация, которую создал В.И. Ленин и его сторонники – большевики-коммунисты.
Давайте прочитаем про нее на стр. 96 учебника со слов «Чтобы быстрее построить новое общество…»
до с.97 «Дети и взрослые учились грамоте».
Вперед двинулась и промышленность. Наконец стали выпускать отечественную технику. Вот фотография первого трактора.
Массово обучали взрослых и детей чтению и письму.
А при императоре все ли могли получить образование? (нет, только состоятельные люди)
Как вы думаете, почему же Коммунистическая партия взяла всю власть в свои руки? (нужно было быстрее поднимать страны после войн и революции) Верно, за какой срок они смогли это сделать? (за 10 лет) (слайд 10)
Как вы думаете, всем ли это нравилось? (нет, ведь изначально люди хотели, чтобы власть была у трудящихся)
Верно, и для этого были созданы Советы народных депутатов, куда трудящиеся выбирали представителей из народа в этот Совет. Но это все равно отличалось от задуманного изначально.
В строительство светлого будущего включались все, даже советская молодежь. (слайд 11)
С поступлением в первый класс все детишки в  торжественной обстановке получали гордое имя – октябрята. Попутно выдавали нагрудные значки — пятиконечная звезда с портретом курчавого Володи Ульянова(Ленин в детстве).
Как вы думаете, почему именно октябрята, а не ноябрята? (потому что именно в октябре произошло важное событие – Великая Октябрьская Революция.) Так же были пионеры – дети, ставшие членами детской коммунистической организации, и комсомольцы – молодые ребята, вступившие в Коммунистический союз молодежи.
Но не все было так хорошо, как хотелось тогда людям.
Прочитаем на стр. 97 от «Значит, жизнь стала…» до «…даже на пропитание», с.99. (слайд 12)
Как вы поняли что такое колхозы?
Раньше у каждого крестьянина был свой участок земли и орудия для ее обработки. При введении «колхозов» все земли крестьян, находившихся рядом, объединяли, оборудование становилось общим. Все работали на этой общей земле вместе. Колхозы обеспечивали своим урожаем всю страну! А себе им оставалось крайне мало.
А теперь скажите, на любом ли участке земли может вырасти хороший урожай? (нет, земля может быть неплодородной)
А у всех ли крестьян были деньги на орудия для обработки земли?(нет, это было только у богатых крестьян)
Давайте посмотрим (класс условно делится пополам)
1 половина - вы крестьяне, у которых есть плодородная земля и оборудования для ее обработки. Вы спокойно живете обрабатывая свой участок.
2 половина-вам же повезло меньше, вам досталась земля, на которой мало и плохо что растет, из-за чего вы живете намного беднее своих соседей.
И вот к вам приходят и говорят: «По приказу государства все крестьяне должны объединиться в колхоз, и работать всем вместе»
Кто из вас будет рад, а кто недоволен? Почему?
Недовольных в то время жестоко наказывали. Их называли врагами народа, забирали в тюрьмы, расстреливали.
Это несомненно стало самой яркой отрицательно чертой этого времени. (слайд 13)
После смерти Ленина, в 1924 году, во главе страны встал Иосиф Виссарионович Сталин. Сколько лет прошло с образования СССР? (2 года)
Да, руководил он нашей страной совсем недолго.
В газетах и по радио часто говорили о его доброте, мудрости, о том, как он заботится о счастье простого народа. Но он, оберегая свою власть, отдавал приказания казнить ни в чем не повинных, но неугодных ему людей.
Как вы думаете почему? (никто не должен был препятствовать строительству светлого будущего)
Можно ли сказать, что эти строгие порядки были справедливые? Почему? (нет, потому что наказывали невинных людей) (слайд 14)
Вот какой дом у нас получился. (слайд 15)
Все, о чем мы с вами сегодня поговорили происходило в основном во времена правления Сталина. Работа с наглядным материалом
Отвечают на вопросы
Работают с учебником
Обсуждают вопрос в группах
Самостоятельная работа Давайте с вами закрепим то, что сегодня узнали.
Откройте рабочую тетрадь на стр. 44. Выполните самостоятельно № 3. (1, 2)
№3
Что вы записали в положительные изменения? Почему?
Что вы записали во второй столбец? Почему? Работают самостоятельно
Выражение решения проблемы
Какой же вопрос у нас возник в начале урока? (слайд 16)
Можем ли мы ответить на него, исходя из того, что мы узнали сегодня?
Помогает ли чёткое соблюдение правил в спортивной игре (пионерболе)? Хотели бы вы играть в игру с очень жёсткими правилами (при нарушении правила тебя сажают в тюрьму)?
Были ли в нашей стране времена, похожие на время правления Сталина? (слайд 17) (жёсткие порядки, железная дисциплина, но подъём государства, развитие народного хозяйства и культуры)? Кто был у власти?
Хотели бы вы жить в такие времена? Почему?
Скажите, стоили ли усилия, приложенные людьми в то время, поставленной ими цели: построить справедливое общество?
Сравним его с выводом в учебнике на стр. 99. Отвечают на вопросы
Работают с учебником
Итог урока Как называлась тема нашего урока?
О чем мы с вами говорили на уроке?
Что вы вынесли для себя из сегодняшнего урока?
Какой вывод вы можете сделать?
Как вы оцениваете свою работу на уроке? Подводят итог
Домашнее задание Откройте дневники и запишите домашнее задание. (слайд 18)
Рабочая тетрадь стр. 45 №4 Записывают домашнее задание