Урок по технологии Понятие о композиции в интерьере. Характерные особенности жилища (6 класс)

КОНСПЕКТ
ОТКРЫТОГО УРОКА
Дата проведения урока: 05.03.2013 г.
Урок 45, 46 (соответствует календарно-тематическому плану)
Класс: 6б
Тема: Понятие о композиции в интерьере. Характерные особенности жилища
(показ слайда № 1)
Цель: ознакомиться с основными качествами интерьера, его особенностями;
развивать логическое мышление;
воспитывать эстетический вкус (показ слайда № 2)
Тип урока: комбинированный (освоение новых знаний, обобщение и систематизация изученного).
Методы обучения: словесный, рассказ, объяснение, практическая работа.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, ИКТ, карточки, презентация
слайдов.

ХОД УРОКА
Орг. момент.
Готовность учащихся к уроку. Запись темы урока в журнале. Отметка отсутствующих учеников.
Повторение пройденного материала.
Вопросы для повторения:
Что такое фурнитура?
Перечислите виды фурнитуры?
Для чего служат пуговицы?
Изучение нового материала.
Урок 45 (1 урок данной темы)
В пятом классе мы с вами уже знакомились с интерьером. Интерьер в переводе с франц. означает «внутренний». Это внутренний мир дома.

(показ слайда № 3) В рабочей тетради запишем понятие (термин) слова
Интерьер – внутреннее пространство дома, складывающееся из планировки квартиры, внутреннего убранства помещений, их связи между собою с оборудованием, мебелью и декоративным оформлением.
Стилевое убранства помещений может быть единым или же наоборот, показывает их разнообразие.
При выборе или оформлении жилища особое внимание уделяют трем основным качествам интерьера (показ слайда № 4) :
функциональности, гигиеничности, эстетике.
- Давайте более подробно разберем с вами качества интерьера. Начнем с функциональных качеств.
(показ слайда № 5) Функциональные качества способствуют нормальным условиям проживания. (Запись учащихся в тетрадях)
Каждое помещение в квартире несет свое назначение, свою функцию.
Скажите, пожалуйста, как вы думаете:
- Для чего, какую функцию несет помещение – кухня?
(Заслушиваются ответы учащихся, отвечают четко, друг друга дополняют до полного ответа). Для чего она служит?
- Назовите другие помещения в доме и их функциональные качества (учащиеся перечисляют: спальня, общая комната, прихожая ,детская комната ).
Рациональная планировка комнат, удобно расставленная мебель делают жилье более комфортным.
- Следующее качество интерьера, о котором мы с вами поговорим – это гигиеническое качество жилища.
(показ слайда № 6) Гигиенические качества учитывают во время строительства жилья: (Запись учащихся в тетрадях)
- создают звуковую изоляцию;
- воздухообмен;
- обеспечивают работу санитарно-гигиенического оборудования.
У себя дома, в своей квартире человек проводит почти треть жизни. Поэтому очень важно, чтобы квартира удовлетворяла определенным требованиям гигиены – она должна быть светлой, теплой, чистой.
- И последнее качество, которое мы рассмотрим – это эстетическое качество интерьера.
(показ слайда № 7) Под эстетическим качеством интерьера понимают гармонию вещей и пространства, их целостность и согласованность.
(показ слайда № 8) Это – расположение предметов интерьера в пространстве, их соответствие друг другу,
(показ слайда № 9) отделка поверхностей, цветовое и световое оформление, формы и характер оборудования,
(показ слайда № 10) декоративное убранство, озеленение.
ПРОВЕДЕНИЕ ФИЗ.МИНУТКИ. (учащиеся самостоятельно проводят физ.минутку, упражнения 4-5мин.)
Существует такое понятие, как композиция интерьера.
(Запись учащихся в тетрадях)
(показ слайда № 11) Композиция интерьера – это особое расположение и соотношение его составных частей: мебели, светильников, бытового оборудования, функциональных зон.
Потребности человека, традиции общества, мода, условия строительства накладывают свой отпечаток на интерьер.
(показ слайда № 12) Большую роль в композиции интерьера играют цвет и свет. Они создают эмоциональный климат, зрительно регулируют размеры помещения.
Отдельный участок жилья, где протекают определенные жизненные процессы человека: сон, гигиенические процедуры, питание, обучение, отдых – называется функциональной зоной. (Запись учащихся в тетрадях)
(показ слайда № 13) В квартире есть несколько зон:
- для отдыха; (показ слайда № 14)
- приготовления пищи; (показ слайда № 15)
- приема пищи; (показ слайда № 16)
- сна; (показ слайда № 17)
- отдыха детей; (показ слайда № 18)
(показ слайда № 19) Зонирование – разделение пространства на отдельные зоны. (Запись учащихся в тетрадях)
Их проще выделить, используя мебель и элементы оборудования.
(показ слайда № 20) Декоративное убранство объединяет в себе утилитарные (т.е. необходимые в повседневной жизни) и декоративные элементы, украшающие быт человека:
- ковры и напольные покрытия;
- посуду, цветы, картины;
музыкальное оформление.
Индивидуальный облик интерьера можно создать за счет композиции.
Учащиеся подготовили сообщение на тему: «Профессия – дизайнер»
(показ слайда № 1) Созданием интерьеров занимаются дизайнеры.
1 учащаяся: Профессия дизайнера интересная, творческая и креативная. К тому же, сейчас она очень востребована. Ус
·троиться дизайнером на работу легко даже без опыта. Главный ее плюс - освоить профессию можно в любом возрасте. Само понятие «дизайн» применяется для любой сферы деятельности. Но общим для дизайнеров различных областей является усидчивость, нестандартный взгляд на вещи и творческий подход в применении дизайнерских решений. Важно также трудолюбие и терпение. 
Профессия дизайнер интерьера
Профессия дизайнер интерьера появилась не очень давно. И сразу стала пользоваться большой популярностью. Раньше каждый сам обустраивал свою квартиру или дом. А сейчас многие люди все чаще прибегают к услугам дизайнера интерьера. Специалист поможет выбрать наиболее подходящий вариант оформления жилья или сделает это в стилистике, которую выберете вы. Но с учетом необходимых эстетических требований и приемлемых сочетаний. 

Профессия ландшафтный дизайнер
Профессия дизайнер ландшафта пришла на смену профессии садовода. Появилась она еще в ХVІ веке и постоянно совершенствовалась.  Ландшафтный дизайнер является флористом, ботаником и почвоведом одновременно. Кроме того он представляет собой архитектора и художника. Такой специалист сможет грамотно оформить ваш сад или приусадебный участок и облагородить его. Он грамотно подберет и сочетает растения, которые хорошо будут себя чувствовать в сложившихся условиях и, по желанию, украсит участок различными скульптурами. 
2 учащаяся:
Профессия дизайнер одежды
Профессия дизайнер одежды отличается новаторством. Внутренний мир человека уникален и дизайнеры должны учесть вкусы каждого. Поэтому они постоянно занимаются разработкой новых моделей одежды, которые смогут удовлетворить требования всех клиентов. Дизайнер одежды обладает хорошим вкусом и пространственным творческим мышлением. Кроме того, он хорошо разбирается в тканях, их сочетании и применяет все приобретенные знания для пошива одежды. 
Профессия дизайнер рекламы
Профессия дизайнер рекламы наиболее перспективная и востребованная из всех направлений в области дизайна. Рекламный дизайнер должен грамотно применять свои знания и умения в рамках рекламного агентства и облика компании-заказчика. Это предусматривает балансирование между творчеством и практической реализацией своих идей. Дизайнер рекламы видит вещи с нестандартной стороны и знает, как лучше показать их потребителю продуктов или услуг. 
Профессия дизайнера имеет свои преимущества и недостатки. 
Это один из наиболее престижных и хорошо оплачиваемых видов деятельности. Дизайнер имеет неограниченное поле деятельности для своей фантазии. Он может реализовать все свои идеи и получать за это деньги. Но дизайнер должен обладать настойчивостью и трудолюбием, уметь принять чужую точку зрения, пойти на компромисс со своими убеждениями, а в некоторых случаях – настоять на своем и убедить клиента. 
Профессия дизайнер-модельер играет важную роль в мире моды. Специалист в этой сфере создает новые модели одежды, головных уборов и обуви. Дизайнер-модельер может многого добиться и стать известным кутюрье. Но это требует огромного труда.
Далее идет презентация № 2 «Рабочий треугольник».
Возьмем в примере планировку кухню. Кухня – помещение, где готовят пищу, и если позволяет место, то там также едят. Кухня, как любое другое помещение, имеет зоны:
- зона приготовления пищи (рабочая), где главные элементы – мойка, плита и холодильник;
- зона столовая (обеденная), где находятся обеденный стол и стулья.
(показ слайда № 2) На кухне расстановка мебели и оборудования должна происходить по принципу рабочего треугольника, который задается положением мойки, плиты и холодильника. Это делается для того, чтобы во время приготовления пищи затрачивалось как можно меньше сил и времени.
(показ слайда № 3)
Закрепление изученного материала.
Вопросы:
Что такое интерьер?
Назовите основные качества интерьера?
Что называют зонированием?
Каким положением задается принцип – рабочий треугольник?
Для чего дизайнеры рекомендуют использовать в планировке кухни данный принцип?
Опрос. Оценивание ответов учащихся.



Урок 46 (1 урок данной темы)
Орг. момент. Готовность учащихся к уроку.
Выполнение практической работы (показ слайда № 4) Задание:
Выполнить чертеж детской комнаты. Вид сверху. Разделить комнату на три зоны: сна и отдыха, игровую, рабочую.
На втором листе выполнить планировку кухни по принципу рабочий треугольника (выделить треугольник).
Выполнить рисунки и эскизы гостиной, спальной комнаты, прихожей.
После объяснений и показа учителя, учащиеся приступают к выполнению заданий самостоятельно.
Итог урока.
Оценивание практической работы учащихся, демонстрация рисунков и эскизов, выбор лучших работ.
Закрепление изученного материала (показ слайда № 5)
- Что нового и интересного вы узнали сегодня на уроке? Сделайте вывод, подведите итог урока. Ответы учащихся на вопрос. Подведение конца урока учениками.
Домашнее задание (показ слайда № 6)
§ 29 (стр. 157 - 159); ответить на вопросы 1 – 6 в конце параграфа (стр. 159); выучить основные понятия; принести 2 альбомных листа, лоскуты легко драпирующихся тканей, тесьму, рабочую коробочку.