Конспект непосредственно-образовательной деятельности по экологическому воспитанию во второй младшей группе Зимушка — зима


Образовательная область: «Познавательное развитие»
Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие», «физическое развитие», «речевое развитие».
Форма деятельности: совместная деятельность взрослых и детей.
Цель: Закреплять знания о временах года, о характерных признаках зимы. Знакомить со свойствами снега. Ввести понятие «снегопад».
Формировать умение восстанавливать простейшие причинно-следственные связи. Учить сравнивать два похожих предмета, выбирать из группы предметов предметы одной подгруппы.
Воспитывать у детей любовь к природе, интерес к процессам, проходящим в ней.
Словарная работа: снегопад, блестящий, пушистый.
Предшествующая работа: игры со снегом во время прогулок, беседы о зимних развлечениях, рассматривание иллюстраций с изображением зимних забав, рассматривание альбомов «Времена года», рассматривание предметных картинок с изображением предметов одежды, обуви.
Материал: Миска со снегом, грелка. Макет заснеженного двора «Зимние забавы». Бумажные снежинки. Карточки с изображением явлений, происходящих в разные времена года. Карточки для физминутки. Предметные картинки с изображением летней и зимней обуви и одежды. Изображения двух снеговиков (одинаковых, но с 2-3 отличиями).
Ход занятия.
Воспитатель: (заходит в группу с куклой, одетой в летнюю одежду и миской, в которой настоящий снег).
- Ребята, посмотрите, кто пришёл к нам в гости. Это новая кукла. Зовут её Маша. Она приехала к нам прямо из магазина и будет у нас жить. Пока она ехала в машине, в окно увидела очень красивую картину. С неба падал пушистый снег. А Маша его ни разу не видела. Вышла она из машины, зачерпнула немного снега в миску, и принесла его вам поиграть. Посмотрите.
Воспитатель показывает детям снег в миске.
- Что это? (снег) А какой он? (белый, холодный, блестящий, пушистый). Потрогайте его. А всегда ли снег бывает на улице? (нет, только зимой).
Кукла Маша: А что такое зима? Расскажите мне про нее.
Воспитатель: Ребята, расскажем Маше о зиме? А потом поиграем со снегом.
Воспитатель ставит миску со снегом на горячую грелку.
- Какое время года сейчас у нас за окном? (зима)
- Что бывает зимой? (ответы детей).
- Чтобы Маша лучше представила себе зиму, я приготовила рисунки. Но здесь попались изображения не только зимы, но и других времен года: осени, лета и весны. Поможете мне разобраться в них.
Дидактическая игра «Когда это бывает?»
Цель: закрепить знание признаков времен года.
Ход игры: Перед детьми разложены карточки с изображением явлений, происходящих летом и зимой. Воспитатель предлагает детям разделить их на две соответствующие группы.
- Вот, как много интересного бывает зимой. А ещё в это время года бывает красивый снегопад.
Кукла Маша: А что такое снегопад?
Воспитатель: А мы с ребятами тебе сейчас покажем.
Дыхательная гимнастика “Снежинки”.
Цель: развивать речевое дыхание детей.
Ход гимнастики: Воспитатель раздаёт всем детям бумажные снежинки, просит положить их на ладошки и дунуть на них так, чтобы те улетели.
- Вот так снег падает. Это явление называют снегопадом.
Кукла Маша: Ой, как весело у вас. Я тоже хочу с вами поиграть. У меня есть карточки, где изображены предметы, которые связаны с зимой. Я буду вам их показывать, а вы выполнять соответствующие действия.
Физминутка – игра «Сделай так…»
Цель: дать возможность детям отдохнуть, поменяв вид деятельности.
Ход разминки: Воспитатель показывает рисунки предметов, явлений, связанных с зимой, а дети должны выполнить движения, соответствующие им.
Кукла Маша: Молодцы, ребята! В саду вы хорошо играете. А как же можно играть на улице, ведь там холодно?! Вы что же будете ждать лета?
Воспитатель: Нет, Маша. Наши ребята очень любят гулять и играть в разные игры. Пойдем, мы тебе покажем.
Кукла Маша: А как же вы ходите на улицу? Там же холодно! Что нужно одеть? Я не знаю. Ребята, вы поможете мне подобрать одежду и обувь?
Дидактическая игра «Одень куклу на прогулку».
Цель: учить выбирать из группы предметов предметы одной подгруппы.
Ход игры: На столе перед детьми лежат картинки с изображением предметов одежды и обуви (летней и зимней). Детям предлагают выбрать одежду и обувь для зимней прогулки.
Воспитатель: Вот мы и помогли Маше подобрать подходящую одежду.
Воспитатель подводит детей к макету «Зимние забавы». Дети рассматриваю его и рассказывают, во что играют дети.
Воспитатель: В какие игры можно ещё поиграть? (кататься на лыжах, санках, с горки, играть в снежки, …)Дидактическая игра «Сравни двух снеговиков».
Цель: учить детей сравнивать два похожих предмета с 2-3 отличиями.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям изображения одинаковых снеговиков с 2-3 отличиями.
- Видишь, Маша, как много развлечений зимой. А давайте поиграем в снег, который принесла нам Маша.
Дети подходят к миске со снегом и видят, что он растаял.
Осталась талая вода (грязная).
Кукла Маша: Что случилось? Куда делся снег? (снег растаял). Почему? (когда тепло, снег тает).
Воспитатель: Да, в тепле снег превращается в воду. Посмотрите в миску. Какая в ней вода? (грязная). Оказывается, белый и, как нам кажется, чистый снег превратился в грязную воду.
- Как вы думаете, можно есть снег? (нет)
- Конечно же, нет. А почему? (ответы детей)
- Правильно. Поскольку снег холодный и грязный, если его съесть, могут заболеть горло и живот.
Кукла Маша: Спасибо вам, ребята, за рассказ о зиме. Теперь я много знаю. А теперь, давайте поиграем в дочки-матери. Я очень люблю эту игру.