Статья Из опыта организации работы с родителями по экологическому воспитанию с использованием комплекта учебных материалов «Байкальский сундучок»


Из опыта организации работы с родителями по экологическому воспитанию с использованием комплекта учебных материалов «Байкальский сундучок»
В период начальной школы закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к себе и людям как к части природы.
В последнее время прослеживается тенденция к возрождению народных экологических традиций. Люди начинают понимать и серьезно опасаться, что чрезмерная эксплуатация природы человеком грозит сегодня губительными для человечества ответными реакциями природы или, иначе говоря, экологическим кризисом.
Мы жители Бурятии являемся хозяевами уникального во всем мире озера Байкал. Однако такое понимание не характерно для маленьких детей, сколько бы раз мы не повторяли слово уникальность. Только системно- деятельностный подход в экологическом воспитании детей в условиях внедрения нового ФГОСа может принести желаемый результат по формированию экологической компетенции младших школьников.
Особенное место в создании условий развивающего образовательного пространства гимназии вносит взаимодействие родительского и ученического сообщества.
Мной была разработана Образовательная программа «Байкалятам о Байкале».
Используя, комплект учебных материалов «Байкальский сундучок», вместе с родителями мы планируем занятия, находим информацию, организуем путешествие на Байкал, в музеи Бурятии и вместе проводим социальные проекты.
Предлагаемый детям материал позволяет им осмыслить все разнообразие природы Байкала, ее уязвимость, необходимость ее сохранения.
Комплект « Байкальский сундучок» может быть использован на уроках, которые включают национально - региональный компонент. Например, при изучении предмета «Окружающий Мир» в теме «Озера» можно использовать материал о Байкале, а в теме « Животные»- использовать материал животный мир Байкала и его побережья.
При проведении внеурочной воспитательной работы. Предлагаю, занятие по теме «Животные и птицы озера Байкал и его побережья», проведенное в форме КВН, совместно с родительским сообществом.
Цель занятия:
Изучить многообразие животного мира озера Байкал;
Развивать наблюдательность и любознательность;
Воспитывать любовь к природе, к родному краю;
взаимодействие родительской и ученической общественности.
Участники соревнования, родители и учащиеся, распределяются в 2 команды и соревнуются между собой в знании материала о Байкале.
Каждая команда придумывает название. Во втором конкурсе загадывают загадки друг другу. В следующем, по описанию животного, родители и дети должны отгадать «Кто это?». После этого команды с большим интересом отвечали на вопросы о животном мире Байкал. В конкурсе «Домашнее задание» конкурсанты демонстрировали свои знании. На сцене развернулись целые представления о разнообразии животного мира Байкала, его уязвимости и необходимости сохранения.
При проведении интеллектуальной эстафеты «По заповедным тропам Байкала» в роли путеводителей выступали родители. Дети путешествовали по маршрутам: «Лимнология», «Ихтиология», «Орнитология», «Ботаника», «Зоология» и «Экология».
На станции «Лимнология» - ребята рассказывали о чудесах байкальской воды. «Ихтиология» - здесь дети отгадывали по картинкам рыб. «Орнитология» - играли в игру «Живой мир Байкала». «Ботаника» - отгадывали загадки о растениях, « Зоология» - играли «Собери пазлы». А на станции «Экология» ребята сами выступали в роли ведущих, тьюторов, учителей, артистов, где проверяли знания родителей, педагогов, показывали свои знания и мастерство .Таким образом, изучение материала с использованием пособия «Байкальский сундучок» позволяет обеспечить качественное образования, повысить интерес к изучению родного края, прививает гордость и любовь к родине, стремление защищать жемчужину планеты – Байкал