Игровая технология в системе работы по экологическому воспитанию


Игровая технология в системе работы
по экологическому воспитанию учащихся 9-х классов.
Игровая технология является одним из наиболее эффективных приемов при обучении школьников иностранному языку на всех ступенях обучения. Игра как способ формирования продуктивного навыка обеспечивает речевую и мыслительную активность школьника в процессе обучения, является мотивирующим аспектом для учащегося и может обеспечивать межпредметную связь английского языка практически с любым из школьных предметов. В данной статье рассматриваются возможности связи английского языка с экологией и биологией при формировании у учащихся умения в речепорождении и речевосприятии на иностранном языке через использование инновационной игровой педагогической технологии.
Экологическое воспитание современного подростка является одной из важнейших метапредметных задач, поставленной перед учителями всех дисциплин. При этом важно учитывать личностный подход к обучению школьников всех ступеней обучения. Тексты и задания, представленные в школьных учебниках не всегда способны мотивировать учащихся к заботе о природе и соблюдению правил защиты окружающей среды. Зачастую данные упражнения выполняются лишь несколькими учениками в группе, в то время как остальная часть класса не уделяет должного внимания затронутым в заданиях проблемам. Игровая технология, напротив, позволяет всем учащимся принимать участие в достижении поставленных задач. Кроме того, игра способствует целенаправленной речевой практике на иностранном языке.
Е.П.Пассов в своей работе «Урок иностранного языка в средней школе» характеризует такие черты игры на уроке иностранного языка: 1) наличие речевой деятельности; 2) мотивированность; 3) индивидуализированная деятельность, нацеленная на сугубо личностное достижение поставленной перед собой задачи; 4) коллективность деятельности (достигается умение работать в коллективе для достижение общей цели; 5) «учение с увлечением» [Пассов Е.П. Урок иностранного языка в средней школе. М.:Просвещение, 1988].
При работе с экологическим воспитанием необходимо использовать личностно-деятельный подход, согласно которому в центре обучения находится школьник, его цели, мотивы, психологический склад [Зимняя И.А., 1991 – 63с.] Учитель организует урок исходя из интересов учащихся, уровня их владения иностранным языком. Наиболее эффективной технологией является применение ролевых игр на уроках иностранного языка, нацеленных на достижение коммуникативных умений, и одновременно позволяющих учащимся задуматься о проблемах экологии, принимая на себя ту или иную роль. В качестве примера предлагается проследить за деятельностью учащихся 9-х классов при применении игровой технологии на уроке английского языка. Данный возраст представляется оптимальным, так как у подростка происходит изменение характера познавательной деятельности, он получает способность к более сложному аналитико-синтетическому восприятию явлений и предметов. У учащегося развивается усидчивость, способность к организованному вниманию. Важной для обучения иностранному языку особенностью учащихся старшего подросткового возраста является развитие интереса к творческой деятельности. Согласно исследованиям, учащимся нравится решать проблемные ситуации, определять причину и следствие, участвовать в дискуссиях, отстаивать свою точку зрения. [Степанова А.В, 2013] В соответствии с потребностью подростков в общении учащиеся получают возможность к самовыражению посредством иностранного языка. В ходе игры школьники вступают в творческо-поисковой деятельности, т.е. учащиеся формируют цели и программы собственной деятельности и прогнозировать ее результаты.
Игровая технология предполагает наличие трех этапов: подготовительного, непосредственного проведения игры и контроля и анализа результатов. При этом для успешного проведения игры необходимо наличие ситуативности и четкого распределения ролей. Важное значение играет также технологическая и предметная оснащённость, которая усилит мотивированность игроков и жизнеподобие игры.
При подготовке игры необходимо выделить цель и определить языковой материал. В нашем случае, учащимся необходимо предоставить, либо активизировать с ними лексические единицы по теме «Животный мир и экология». Таким образом, можно увидеть еще одно непосредственное преимущество игровой технологии – совершенствование у учащихся навыка использования лексики в монологической и диалогической речи по одной из важнейших тем, входящих в предметное содержание примерной программы по английскому языку для средней школы. Игровая методика обеспечит естественную ситуацию для тренировки использования и дифференциации лексических единиц в потоке речи, а также подготовит учащихся к монологическому рассуждению на данную тему, которая может войти в часть «говорение» основного государственного экзамена.
Педагогические игры характеризуются четко поставленной целью обучения, которая должна привести к соответствующему ей результату, который будет достигнут в процессе активной творческо-продуктивной деятельности учащихся. В нашем случае, экологическая игра будет нацелена на расширение кругозора учащихся, воспитание понимание проблемы, формирование нравственных установок, сотрудничества, коммуникативности. Также в процессе игры у учащихся должно происходить развитие воображения, фантазии, мотивации учебной деятельности, рефлексии, а также приобщение к общественным ценностям.
На примере методической разработки ролевой педагогической игры для 9-х классов можно проследить последовательность работы по экологическому воспитанию с применением игровой технологии обучения на уроке английского языка.
При подготовке к игре необходимо четко обозначить ее условия и ограничить правила игры, а также распределить роли. Группа, состоящая из 12 человек, разделяется на три команды, соответственно состоящие из 4 учащихся. От преподавателя требуется проследить, чтобы ученики были распределены согласно уровню обученности и сложившимся умениям в иностранном языке, то есть были примерны равносильны в своих способностях оперировать иноязычными понятиями. Учащимся предлагается глоссарий, состоящий из лексических единиц и устойчивых выражений, которые могут быть использованы в ходе игры. Перед началом игры предлагается отработать лексические единицы в языковых упражнениях, так как учитель должен быть уверен, что слова хорошо известны учащимся и не вызывают затруднений ни в произношении, ни в дифференциации.
Далее учащимся объясняют правила, цели игры и распределяются роли. Школьникам презентуется экологическая проблема, требующая решения: среда обитания животных загрязняется, области пригодные для жизни животных сокращаются, современные зоопарки не соответствуют естественной среде обитания животных. Учащиеся самостоятельно выводят решение данной проблемы: организация заповедников, которые будут оптимальны для проживания редких видов животных. Устанавливается ситуация: учащиеся играют роль специалистов, чьей задачей является организация идеального пространства заповедника для животных. Учащиеся должны изучить повадки и поведение «подопечного» животного и разработать идеальное для них пространство обитания, с учетом потребностей животного, его взаимодействия с представителями других видов. Для этого учащимся презентуют отрывки из документального сериала BBC «Spy in the wild» (Шпион в природе), идеально подходящий для данной задачи. Учащиеся каждой группы распределяют роли в зависимости от своих интересов и уровню обученности. Один из группы учащихся – зоолог-бихейвиарист, второй – спонсор заповедника, третий – администратор зоопарка-заповедника, чьей задачей является проследить за правдоподобностью проекта, четвертый – работник зоопарка, отвечающий за животное, его главной задачей является проследить за соблюдением всех требований к организации искусственной среды обитания. Деятельность учащихся направлена на анализ видеоматериала с точки зрения своей роли. Таким образом сочетается аудиальная учебная деятельность с продуктивным речепорождением на иностранном языке. Творческим аспектом игры является создание проекта зоопарка-заповедника, что обеспечит интеграцию игровой и проектной технологии. Проект и является финальным показателем результата. При этом учащиеся должны доказать, почему их проект является оптимальным. Предлагается ввести независимое жюри, которое изберет лучших проект.
Данная игра требует минимальной технической оснащенности и сочетает творческий аспект проектной технологии с мотивационной чертой ролевой игры.
Игра нацелена на формирование у учащихся умения ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы творческого и поискового характера, искать способы решения проблемы поискового характера, извлекать информацию в соответствии с целью, создавать творческий продукт.
Литература:
1) Бескултанова Л.А. Использование игровых технологий при обучении иностранному языку. Вектор науки Тальятинского государственного университета, - №3. Тальяти, 2013
2) Бегларян С. Г. Обучающие игры на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 77-79.
3) Гаврилова О.В. Ролевая игра в обучении иностранному языку. Англ. язык. 1 сентября.- №1,2008
4) Ковалева М.И. Ролевые игры как средство развития межкультурной коммуникации при обучении иностранному языку в неязыковом вузе. Интерэкспо Гео-Сибирь - №2, Новосибирск, 2015
5) Пассов Е.П. Урок иностранного языка в средней школе. М.: Просвещение, 1988 – 223
6) Стронин М. Ф. Обучающие игры на уроке английского языка / М. Ф. Стронин — М.: Просвещение, 2001–370
7) Степанова А.В. Возрастные особенности подростков [Электронный ресурс] – 2013 – Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/materialy-dlya-roditelei/library/2013/01/11/vozrastnye-osobennosti-podrostkov