Внеклассное мероприятие Посвящение в химики

Внеклассное мероприятие для 8-го класса
"Посвящение в химики"

Цель: формирование общеучебных знаний, умений и навыков, применяя игровые формы обучения.

Задачи:
1. Образовательные:
А. обобщить, систематизировать и закрепить первоначальные знания обучающихся о химических элементах, их расположении в ПСХЭ Д.И.Менделеева, и по теме: «Атомы химических элементов»
Б. реализовать межпредметные связи
В. Осуществить преемственность между обучающимися 8,9,10 классов.
2. Воспитательные:
А. формировать умение работать в коллективе,
Б. совершенствовать умения логически рассуждать, высказывать свои мысли
В. Развивать чувства товарищества и взаимопомощи.
3. Развивающие:
А.развивать устойчивый познавательный интерес к новому изучаемому предмету,
Б. развивать умения и навыки применения своих знаний на практике.

Оборудование и материалы:
1. Презентация в формате Power Point
2. ПСХЭ Д.И.Менделеева
3. Карточки с заданиями для команд
4. Лабораторное оборудование: спиртовка, пробиркодержатель, пробирки, коническая колба, плоскодонная колба, мензурка, тигельные щипцы, химические стаканы, штатив для пробирок, фарфоровая ступка с пестиком, асбестовая сетка
5. Реактивы: вода, спирт, фенолфталеин, NaOH, HCl (р-р) и (конц.),H2SO4 (конц.), сульфат железа (III), гексацианоферрат калия (III), CoCl2*6H2O, KМnO4, FeCl3, KCNS, дихромат аммония, аммиачная селитра, нашатырный спирт.
6. Плакат «Клятва химика», удостоверения «Юный химик»

Ведущими являются обучающиеся 10-го класса
Жюри: учителя химии, биологии.

Ход и содержание мероприятия:
I. Подготовительный этап.
На первых уроках темы учитель объявляет о предстоящем внеклассном мероприятии. Классы выбирают членов команд из 6 человек. Каждая команда выбирает себе капитана (ученика, имеющего прочные знания по предмету). В дальнейшем капитаны готовят свои команды к игре. Учитель нацеливает школьников на то, что они должны знать и уметь к уроку. Для этого в классе вывешиваются вопросы, на которые следует обратить внимание. Учитель рекомендует школьникам дополнительную литературу, имеющуюся в наличии в библиотеке и кабинете химии.
Заранее учитель каждой команде дает домашнее задание:
· придумать название, эмблему и девиз команды;
· подготовить приветствие жюри и пожелание соперникам;
· нарисовать газету на химическую тему.
· Приготовить команде соперника 10 вопросов на изученные темы.

II. Игра.
Вводное слово учителя:
Здравствуйте ребята! В этом учебном году Вы начали изучение нового предмета химия. И первое знакомство с удивительным миром химии уже состоялось.
Химия – наука, полная удивительных загадок, явлений. Она всегда сопровождается красочными эффектами и «чудесами». И так было всегда.
И сегодня мы собрались здесь, чтобы подвергнуть испытанию восьмиклассников –: «Достойны ли они стать гражданами великой химической страны?» Ведь лишь самым умным, смелым и настойчивым эта страна приоткрывает свои тайны.
В конце нашего путешествия Вы будете посвящены в химики. Желаем вам успеха! И так, испытания начинаются! А помогут сегодня наши ведущие обучающиеся 10 класса

Выходят 2 ведущих (учащиеся старших классов).

1 ведущий:
Другого ничего в природе нет
Ни здесь, ни там в космических глубинах.
Все от песчинок малых до планет
Из элементов состоит единых.

2 ведущий:
Как формула, как график трудовой,
Строй менделеевской системы строгой,
Вокруг тебя творится мир живой,
Входи в него, вдыхай, руками трогай.

1 ведущий: Добрый день, дорогие друзья!

2 ведущий: Мы рады приветствовать вас на празднике-конкурсе «Посвящение восьмиклассников в химики».

1 ведущий: Участникам сегодняшнего конкурса предстоит раскрыть перед нами все свои способности.

2 ведущий: А оценивать способности и умения конкурсантов, конечно, же, будете вы дорогие зрители и строгое, справедливое жюри, которое мы сейчас представим вам:
Председатель жюри –
Члены жюри –

1 ведущий: А теперь настала очередь знакомства с нашими конкурсантами. Давайте поприветствуем их. Встречайте умных, красивых, обаятельных и находчивых участников.
2 ведущий: Итак, мы начинаем


1 ведущий:
1. Конкурс- разминка

1. Какой химический элемент имеет отношение и к цирку и табуну лошадей? Цирконий.
2. В состав каких двух химических элементов входит напиток морских пиратов? Хром, бром.
3. Часть какого элемента лает? Гафний.
4. Какой элемент всегда рад? (Радон)
5. Какой газ утверждает, что он – это не он? (Неон).
6. Какой элемент является лесом? (Бор)
7. Какой элемент состоит из двух животных? (Мышьяк)
8. Какой элемент «вращается» вокруг Солнца? (Уран)
9. Какой элемент является настоящим гигантом? (Титан)
10. Название, какого металла несёт в себе волшебника? (Магний)
11. Какой элемент утверждает, что может воду «родить»? (Водород)
12. Какой элемент утверждает, что может кислоту «родить»? (Кислород)
«Молодцы, отлично справились с заданием. Переходим к 3-му конкурсу»


2 ведущий:
2. Конкурс «Химическая перестрелка»
Конкурс является домашним заданием команд. Каждая команда получила задание составить 10 вопросов по изученным темам для команды соперника. Команды поочередно задают и отвечают на вопросы. За правильный ответ 1 балл. Т.е. максимум можно получить 10 баллов. Ответ должен быть полным и четким (однозначным).
1 команда
1. Средневековое название химии, данное арабами
алхимия

2. Вещества, состоящие из атомов одного вида, называются
простыми веществами

3. Число, показывающее количество атомов элемента в молекуле?
индекс

4. Название этого химического элемента отражает его важнейшее свойство – рождающий воду
водород

5. Наука о веществах, их свойствах и превращениях веществ называется
химия

6. Сколько типов химических связей вам известно?
4

7. В честь какого небесного тела назван химический элемент Селен?
Луны

8. Страна, в которой зародилась наука химия
Египет

9. Чему равна относительная атомная масса водорода?
1

10. Горизонтальный ряд химических элементов в таблице Д.И. Менделеева это
период



2 команда
1. Как называется в быту вещество состава NaCl ?
поваренная соль

2. Вертикальный столбец химических элементов в таблице Д.И. Менделеева это
группа

3. Определенный вид атомов называют
химическим элементом

4. Вещества, которые образованы атомами разных химических элементов называются
сложными веществами

5. Назовите хотя бы три фамилии выдающихся русских ученых-химиков
Бутлеров, Ломоносов, Менделеев

6. Разновидность атомов элемента, имеющие одинаковый заряд, но разную массу?
изотопы

7. В периодической системе химических элементов больше металлов или неметаллов?
металлов

8. Как называется химическая связь между атомами неметаллов?
ковалентная

9. Название этого химического элемента отражает его важнейшее свойство – несущий свет
фосфор

10. Явления, при которых изменяются формы, размеры, но состав остается постоянным?
Физические


1 ведущий
3 конкурс. «Химическое оборудование»

В лотках находится химическое оборудование, на столах листочки с четверостишиями, в них пропущены слова, которые обозначают тот или иной предмет.

Задача команд: Определить какое слово в четверостишии пропущено и найти в лотке соответствующее химическое оборудование. Максимум – 4 баллов.

I лоток: фарфоровая чашка, воронка, шпатель, спиртовка.

Я –..
Из меня, увы, не пьют,
Для еды не варят кашу,
Во мне опыты ведут.

Из стакана струйкой звонкой:
Жидкость будем наливать.
Если лить через .
Можно будет фильтровать.

Я –.. , наблюдаю строго,
Чтоб веществ не брали много.
Довольно горстку зачерпнуть,
Потом водицей сполоснуть.

Фитилек мой зажигай
И что хочешь нагревай.
Спирт во мне сгорает ловко,
А зовут меня...



II лоток: химический стакан, колба, пипетка, штатив.

Чтобы опыт был красивым,
Нам поможет великан:
Из стекла, для реактивов,
Сам ..

Химик знает об одном:
Что есть с круглым дном,
Также есть и непреклонная –
Колба, только плоскодонная.

Химик капает раствор
Аккуратно, очень метко.
А помощница ему –
Я – стеклянная

Химикам известно многим:
Целым будет реактив
В их пробирке, ведь, как ноги,
У пробирок есть



2 ведущий
4 конкурс разгадай загадку
Дайте, пожалуйста, ответ, о каком веществе идет речь?
Ведущие по очереди читают двустишья.
а) На суку сидит сова,
Выдыхает СО2. (углекислый газ).

б) Сапоги мои того,
Пропускают Н2О. (вода).

в) NaCl его все знают,
В магазине покупают,
Без него не сваришь ужин -
В малых дозах в блюдах нужен. ( поваренная соль).

г) Что за чудо посмотри -
Этот СаСО3.
По доске он проезжает,
За собой след оставляет. (мел).

5 конкурс. «Конкурс капитанов»

Капитанам команд необходимо проявить свою эрудицию и разгадать слова – анаграммы, в которых порядок букв переставлен. Переставив буквы в каждом слове, надо получить название химического элемента. Кто окажется быстрее, и правильно назовет слова, тот и победил. Каждый правильный ответ – 2 балла, максимальное количество баллов – 4.

1 команда – СЛИКОДОР (КИСЛОРОД), МНИКРЕЙ (КРЕМНИЙ)

2 команда – ЛЕОДРУГ (УГЛЕРОД), ДОВОРДО (ВОДОРОД)


1 ведущий:
6 конкурс
Химические пословицы
Переведите с химического языка на русский следующие выражения:

Не всё то аурум, что блестит. (Не всё то золото, что блестит.)
Белый, как карбонат кальция. (Белый, как мел.)
Феррумный характер. (Железный характер.)
Слово – аргентум, а молчание – аурум. (Слово – серебро, а молчание – золото.)
С тех пор много Н2О утекло.(С тех пор много воды утекло).
Куй феррум, пока горячо.(Куй железо, пока горячо).
Стойкий станумный солдатик.(Стойкий оловянный солдатик).
2 ведущий
7 конкурс
Химическая ходьба ( на каждый шаг называются химические элементы, не повторяясь и не останавливаясь,

Занимательные опыты.

Учитель. На сегодня все испытания закончены и теперь жюри подведет итоги. А пока жюри подводит итоги конкурса для вас еще один сюрприз. И каждый из вас, прежде чем преступить к работе обязательно должен знать правила техники безопасности.


НЕШУТОЧНЫЕ ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ


При работе с веществами
Не берите их руками
И не пробуйте на вкус.
Реактивы – не арбуз:
Слезет кожа с языка,
И отвалится рука.

Задавай себе вопрос,
Но не суй в пробирку нос.
Будешь кашлять и чихать,
Слезы градом проливать.
Помаши рукой ты к носу –
Вот ответ на все вопросы.

С веществами неизвестными
Не проводи смешивания
неуместные:
Незнакомые растворы ты друг
с другом не сливай,
Не сливай в одну посуду,
не мешай, не поджигай.


Если ты работаешь
с твердым веществом,
Не бери его лопатой
и не вздумай брать ковшом.
Ты возьми его немножко –
одну восьмую чайной ложки.

При работе с жидкостью
каждый должен знать:
Мерить надо в каплях –
ведром не наливать.


Если на руку тебе кислота
попала
Руку быстро ты водой промой
из крана.
И, чтоб осложнений себе
не доставить,
Не забудь учителя
в известность поставить.

Чистота – друг человека.
Не забывай - никогда.
И пользуйся чистой посудой
На практических работах
всегда!



Ведущий 1: Дорогие ребята! Во все времена наука требовала к себе очень серьезного отношения, и ее друзьями становились те, кто проходил жесткие испытания 4 добровольца из каждой команды
“Пройти, пролезть через все преграды!” (пролезть под партой);
“Попробуй и скажи! Что это?” (сделать по одному глотку растворов NaCI, C6H12O6);
“Чтобы знания остались в голове” (прикоснуться головой к учебнику);
“Святая вода” (побрызгать на учащихся водой).

Ведущий 2: Итак, ребята, вы прошли посвящение, т.е. путь темного коридора. Но вы еще должны дать клятву перед Д.И. Менделеевым..

Клятва юного химика (шуточная):

“ Я, вступая в ряды юных химиков, торжественно клянусь:
любить химию, слушать учителя и следовать его советам! Никогда не употреблять в пищу химические препараты, никогда не использовать свои знания по химии в плохих целях. А если я нарушу свою клятву, то пусть меня разъест серная кислота! Клянусь! -3р”.


15