Внеклассное мероприятие «Посвящение в химики»

Внеклассное мероприятие "Посвящение в химики"
( для учащихся 7-х классов)
Абдрахманова Ольга Ивановна учитель химии

.
Цель: развитие устойчивого познавательного интереса к новому изучаемому предмету, осуществление преемственности между учащимися 7 и старших классов, реализация межпредметных связей. Показать необходимость изучения химии для обьяснения явленийя, наблюдаемых в жизни.
Оборудование: спиртовка, пробиркодержатель, пробирки, плоскодонная колба, мензурка, тигельные щипцы, химические стаканы, штатив для пробирок, фарфоровая ступка, асбестовая сетка, спички,
Реактивы: вода, спирт, фенолфталеин, NaOH, HCl (р-р) и (конц.),H2SO4 (конц.), сульфат железа (lll), нитрат натрия, нашатырный спирт, борная кислота, гидроксид кальция, карбонат кальция , сахароза.

Ход урока:
Учитель: Дорогие семиклассники! С нового учебного года вы начинаете изучать трудную, но очень интересную и занимательную науку – химию! А сегодня мы проводим для вас традиционный урок «Посвящение в юные химики», чтобы вы имели представление ,чем занимается химия и что вам предстоит изучать.
С этого года вы начали изучать физику. Кто ответит, что она изучает? (Ответы учащихся)
Правильно физические тела и явления.
А что же изучает химия? То, из чего состоит физическое тело, - вещество. Итак, химия - наука о веществах.
В круглый аквариум наливают воды, немного фенолфталеина. В маленький химический стаканчик наливают немного щелочи и ставят его в аквариум так, чтобы он не падал, и жидкость из него не выливалась. Учащиеся называют примеры тел и веществ. За правильные ответы им дают монеты одного достоинства . По очереди учащиеся кладут монетку в стаканчик, который стоит в аквариуме, так, чтобы он не утонул, и называют металл. Заканчивает тот, кто утопит стаканчик.
1 ведущий: Сапоги мои того, Пропускают Н2О.                    (вода).
О каком веществе идет речь? (ответы учеников)
Правильно о воде. А теперь посмотрим , как пишется формула воды (Записывается крупно на доске Н2О.)
А как можно распознать воду среди других веществ? С помощью универсального индикатора.
Опыт № 1
На столе – три стакана: с раствором кислоты, щелочи и водой. Распознование с помощью универсального индикатора: в кислоте- красный, в щелочи – синий, в воде окраска не изменилась.
2 ведущий На суку сидит сова, Выдыхает СО2.                    (углекислый газ).
О каком веществе идет речь? Кто знает? (ответы учеников)
Да, действительно, сова и все другие животные и человек выдыхают углекислый газ – СО2.В этом можно легко убедится с помощью реактива, как известковая вода. Если через нее пропустить углекислый газ, она помутнеет. Кто из вас хочет провести этот опыт?
Опыт №2.
Ученик дует в трубочку опущенную в пробирку с известковой водой (раствор мутнеет)
3 ведущий Ребята, кто из вас может сделать из воды вино, а из вина – воду? А я могу! Хотите посмотреть?
Опыт №3 «Получение вина»
Получение «вина» взаимодействием растворов фенолфталеина и щелочи, добавив кислоту получим «воду».
4 ведущий Вино это прекрасный напиток, но для нас более полезно молоко. Я могу получить из воды молоко.
Опыт №4 «Получение молока»
Получение «молока» взаимодействием растворов серной кислоты и хлорида бария.
Как вы думаете, можно ли пробовать на вкус эту «воду» и «молоко»? (ответы детей)
Правильно , нельзя. В химическом кабинете есть свои заповеди и правила, которые необходимо выполнять. С некоторыми наиболее важными правилами техники безопасности мы вас познакомим.

Правила техники безопасности.

5 ведущий В середине века жили люди, которые много времени проводили в небольших лабораториях, изучая различные вещества. Это были алхимики. Алхимики пытались превратить металлы в золото. Цари и короли держали во дворцах алхимиков, чтобы они получали для них золото. Но алхимикам так и не удалось превратить металлы в золото, поэтому алхимию запретили во многих странах. Людей, которые занимались алхимическими исследованиями, обвиняли в колдовстве и сжигали на кострах. . А я вот запросто могу получить золото из простого железного ножа.
Опыт №5 «Золотой нож»
Приготовить очищенный наждачной бумагой железный нож или гвоздь. Этот нож или гвоздь опустить в концентрированный раствор сульфата меди. Нож или гвоздь становится «золотым».
Учитель Но науку запретить нельзя, поэтому ученые отбросили от слова «алхимия» приставку «ал-», и получилось новое название – «химия». Так и сейчас называется наука, изучающая окружающие нас вещества, а также их свойства и превращения.
6 ведущий. Если в древности люди проводили какие-то превращения, то они считались великими магами. А я не маг, я знаю некоторые секреты химии. Один из них подскажет мне, какие оценки преобладают в дневниках наших гостей.
Опыт №5 «Бегущий огонь»
Цифры написаны заранее на кружке фильтровальной бумаги концентрированным раствором нитрата натрия. Ведущий тлеющей лучинкой поджигает конец или начало цифры, и «бегущий огонь» проявляет цифру.

Учитель До сих пор вы были только зрителями занимательных опытов по химии. А я вам предлагаю самим провести интересный и очень нужный в геологических изысканиях опыт.
7 ведущий Вы не раз слышали, что дыма без огня не бывает. А я могу доказать, что это не так! Вы увидите дым , но при этом я ничего поджигать не буду!

Опыт № 6 «Дым без огня»
Взаимодействие концентрированных растворов соляной кислоты и аммиака через воздушное пространство. Смочить этими растворами две стеклянные палочки и сблизить их. Образуется дым.


8 ведущий Этот опыт мне напоминает зиму , а я больше люблю лето Летом жарко и можно есть много мороженого. Я могу приготовить необычное эскимо.

Опыт №7 «Эскимо»
Насыпать 30 г сахарозы в стакан и добавить 12 мл Н2SO4 (конц.). Смесь вскипает, образуя пористую массу.
9 ведущий Есть поговорка «Гори все синим пламенем.» Я могу вам показать другой огонь.
Опыт №8 «Зеленый огонь»
В фарфоровую чашку наспать 1 г. борной кислоты и прилить 10 мл. спирта и 1мл. серной кислоты. Смесь перемешивают стеклянной палочкой и поджигают.

Лаборант Внимание! Только что приходил почтальон и передал вам это письмо.
10 ведущий (Открывает конверт и достает свернутый лист бумаги. Разворачивает . показывает ребятам чистый лист.) Странно: здесь ничего не написано. Неужели нам передали чистый лист бумаги? Здесь кроется какая – то тайна.
11 ведущий Я думаю , это не просто лист бумаги. Это тайнопись. Попробуем проделать опыт.

Опыт №9 «Тайнопись»
На плакате спиртовым раствором фенолфталеина заранее написать, а затем при показе опыта бесцветную надпись протереть тампоном, смоченным щелочью. Надпись окрасится в малиновый цвет.
Подведение итогов:

Дорогие ребята!
Вот вы успешно прошли все испытания, приготовленные для вас химиками нашей школы. Поздравляю вас! Наконец настала торжественная минута, которую вы так долго ждали. Мы вас принимаем в ряды юных химиков нашей школы. А сейчас вам нужно дать клятву юного химика. Вы готовы? Положите, пожалуйста, правую руку на учебник химии и повторяйте за мной:
Клянусь я кислотой и хлором Всегда урок по химии учить И быть в учении упорным. Клянусь! Клянусь Периодическим Законом Достичь того, чего не знал, И до всего дойти умом. Клянусь! Клянусь я синим купоросом Раскрыть все сложные вопросы. Клянусь!
А теперь разрешите вручить вам дипломы юного химика. (Вручаются дипломы)









ЂЂ window.google_render_ad(); Заголовок 1 Заголовок 415