Внеклассное мероприятие «Посвящение в химики»


Внеклассное мероприятие «Посвящение в химики-2012»
Учитель химии: Чувасов М.С.
 
Цель: способствовать развитию познавательного интереса учащихся к предмету; обобщить, систематизировать, закрепить первоначальные знания учащихся о химических элементах и их расположении в Периодической системе Д.И.Менделеева
Учитель. Здравствуйте ребята! Я рад приветствовать всех кто собрался в нашем гостеприимном кабинете
Сегодня традиционно в нашей школе произойдет знаменательное событие - посвящение учащихся 8 класса в химики. Прошло совсем немного времени как эти ребята переступили порог химического кабинета и начали изучать самый интересный, самый занимательный, для кого-то сложный, не очень безопасный, но все же самый полезный в жизни предмет – химию.
Помогут провести мне это мероприятие учащиеся 9 класса.
Итак, мы начинаем.
Сценка «Кто в таблице всех главнее?»
Учитель.
Как-то ночью при луне,В предрассветной тишине,Элементам, что в таблице,Вот что виделось во сне…
ВОДОРОД.
Я – важнейший элемент,Без меня и Солнца нет.Я – без запаха и цвета,Легче газа в мире нету.Я вхожу в состав воды,Нефти, всяческой еды.На планете я пришелец,Космос – вот где я умелец.Я – источник света звезд,Жизнь на Землю я принес,И в таблице элементов,Попрошу заметить, первый!
КИСЛОРОД.
Я б молчал, но я скажу:За всю Землю я дышу.Я здесь миллионы летРаспространенный элемент.Мог бы я и загордиться,Только синтез прекратится.Кто окислит углеводы,Пьет жиры, белки, как воду?Дел моих не перечислить.Я – хороший окислитель.Брат родной есть у меня,Только это – не родня.Распадается, нестойкий,Окислитель сильный только,Появляется в грозу,Да еще живет в бору.Я – О2, а он – О3.В общем, он – позор семьи.
ОЗОН (обращаясь к кислороду).
Может, я тебе позор,Но несу всю жизнь дозор.Берегу я всю планету От, от...От ультрафиолета.От лучей, несущих смерть,Землю я укрыл, заметь!Я – могучий, я – спаситель,Люди добрые, смотрите!Не тревожьте вы Озон,Вечно другом будет он.И на Землю жизнь польется От звезды с названьем Солнце.
АЛЮМИНИЙ.
Спорить я не буду с вами,Сверху газы, знаем сами.Только здесь у нас в низинеВсех важнее алюминий.Серебристый я и легкий,А веществ даю-то сколько!Глина, шпат, слюда, боксит,Но люблю я свой оксид.Красным цветом он – рубин,Синим – сказочный сапфир.Трубы, яхты, корабли,Самолеты и мосты,Ложки, провода, кастрюли –Без меня пропали б люди.И замечу вам, друзья,В розыске российском я.Ищет всякий, стар и млад,А найдет – бежит сдавать.
КРЕМНИЙ.
Алюминий, ты – нахал!Аль про кремний не слыхал?Не смеши-ка братанов,Кремний здесь и царь, и бог.На Земле я строил горыВ первобытную эпоху.Дал скелеты организмам,Горные воздвиг массивы.Пляжи я покрыл песком,Горным сыпал хрусталем.Первым людям тоже яДал орудия труда.Ну а в нынешнем столетьеБез меня скучали б дети.Я в компьютере, друзья:Чипы – тоже из меня.
СЕРА.
Тише, Бутлерова ради,Слово вставить дайте даме.Говорить не буду долго,Самородная я – в желтом.Я вхожу в белки, ферменты,В жидком воздухе я – в белом.Дама я, могу вспылить, Всем тогда дам прикурить.
ВОДОРОД.
Про тебя здесь каждый знает:Атмосферу загрязняешь.
СЕРА.
А в промышленности мнеНету равных на Земле.
УГЛЕРОД.
Я всех слушал до поры,Ваши доводы смешны!Глупость каждый здесь несет,Миром правит Углерод.Это я – основа жизни.
АЗОТ.
Надоело, можно тише?
УГЛЕРОД.
Помолчите-ка, милейший,Как-никак я здесь важнейший.С человеком я дружу,Тыщи лет ему служу.Символ мой найдешь везде:И в угле, в известняке,Я – в алмазе, нефти, торфе,Я – графит, я – газ,не спорьте.Все растения и звериУглерод имеют в теле.Вот спросите Водорода,Я да он всему основа.
ФТОР.
Ну, не надо горячиться,Самый сильный я в таблице.Силу здесь со всеми мерил,Где там наш силач Карелин?Не боись, вылазь на свет,Фтор всем шлетфизкульт-привет.
АЗОТ.
А позвольте вам заметить:Всех важнее ум на свете.Вот возьмем меня, к примеру.Будь я чуточку сильнее,С кислородом тогда в пареЯдовитый газ мы б дали,А слабей я окажись,И замрет на свете жизнь.
ГЕЛИЙ.
Ой, не спорьте, элементы.
ВОДОРОД.
Да тебе-то что, инертный.
ГЕЛИЙ.
Да, инертный, да я – гелий,Но совет я дам вам дельный.Вы спросите-ка скорее,Что вам скажет Менделеев.
Д.И.МЕНДЕЛЕЕВ.
А скажу я вот что, други:Есть у всех у вас заслуги.Важность каждого, друзья, В том, что вертится Земля.Вы создали всю планету.Верно, жизни без вас нету.Больше сотни вас, друзья,Для меня вы как семья.Вместе, дружно, сообщаВы творите чудеса.Ваша сила – в вашем братстве,Мощь – в количестве реакций.
ВОДОРОД.
Гляньте, ночь уже прошла.
АЛЮМИНИЙ.
Ой, примчится детвора.
УГЛЕРОД.
Соберутся, забияки.
СЕРА.
Будут путать наши знаки.
КИСЛОРОД.
Наши свойства забывать.
КРЕМНИЙ.
Им бы только все взрывать.
МЕНДЕЛЕЕВ.
Ай-ай-ай, неужто, братцы,Дети к знаньям не стремятся?Нет, не верю! Кто-то долженТруд, мной начатый,продолжить.Передайте это детям:Глупым скучно жить на свете.
УЧИТЕЛЬ.
А что скажете, друзья,Если к ним отправлюсь я?Думаю, что будет толк.Здравствуйте, начнем урокИ докажем, что не зря Тратим время с сентября.Конкурс сложный проведу
Буду задавать вопросы,Кто окажется быстрееДа к тому же всех умнее,Знак отличия получит, Что не зря предмет мой учит.
 
 
Учитель. Итак, начинаем наш конкурс. Я приглашаю команды игроков и представляю капитанов.
Команда «_________________ » - капитан команды:_____________________________
Команда «_________________ » - капитан команды:_____________________________
 
С большим удовольствием хочу представить жюри сегодняшнего конкурса:
 _____________________________________________________________________
 _____________________________________________________________________
 _____________________________________________________________________
 _____________________________________________________________________
 _____________________________________________________________________
Ход мероприятия.
1.Опыт «Фейерверк на столе»
В сухой ступке хорошо перемешать равные объемы порошков перманганата калия, восстановленного железа и древесного угля (можно взять угольные таблетки). Полученную смесь насыпать в железный тигель, который установить на штативе и сильно нагреть пламенем горелки. Вскоре происходит реакция, и из тигля начинается выбрасывание продуктов реакции в виде искр или огненного фейерверка. (В целях обеспечения пожарной безопасности под штатив подложить лист жести или асбеста.) 
Конкурс 1. «Шуточный конкурс – разминка»
Задача игроков: быстро и правильно дать ответ на вопрос. За каждый правильный ответ дается один балл, максимум – 12 баллов.
 
1. Какой элемент всегда рад?  Радон
2. Какой газ утверждает, что он не он? Неон
3. В названии какого металла встречается дерево?  Никель 
4. Какой элемент может родить воду? Водород
5. Какой элемент состоит из двух животных? Мышьяк
6. Какой элемент вращается вокруг Солнца?  Уран
7. Какой элемент является настоящим гигантом? Титан
8. Какой химический элемент имеет отношение и к цирку и табуну лошадей? Цирконий
9. В состав, каких двух химических элементов входит напиток морских пиратов? Хром, бром
10. Название, какого благородного металла состоит из болотных водорослей?  Платина
11. Какой элемент не имеет постоянной прописки в таблице Д.И.Менделеева? Водород
12. Часть, какого элемента лает? Гафний
 2.Опыт «Вулкан» на столе.
В тигель насыпать холмиком кристаллический дихромат аммония, смешанный с металлическим магнием. Вершину холмика смочить спиртом. Поджечь спирт горящей лучинкой.
Конкурс 2. «Ассорти»
Перед командой лежат карточки с формулами веществ (кислот, оснований, оксидов).
Задача игроков 1 команды: выбрать основные оксиды и соответствующие им основания, дать названия всем веществам.
Задача игроков 2 команды: выбрать кислотные оксиды и соответствующие им кислоты, дать названия все веществам.
Последним идет капитан и проверяет правильность составленной схемы. Максимальное количество баллов за это задание – 9.
1 команда: MgO – Mg(OH)2; Na2O – NaOH; CaO – Ca(OH)2
2 команда: P2O5 – H3PO4; SO3 – H2SO4; CO2 – H2CO3
3.Опыт «Огонь без спичек»
В чистой сухой фарфоровой чашке приготовить маслянистую смесь, состоящую из мелко истолченного перманганата калия и концентрированной серной кислоты. На асбестовую сетку поставить чашку с приготовленной смесью, обложить ее деревянными щепками. Олимпиец берет небольшой кусочек ваты, смоченный спиртом, и выжимает спирт над щепками так, чтобы его капли попали в фарфоровую чашку со смесью веществ. После щелчка загорается «химический огонь».
Конкурс 3. «Химическое оборудование»
В лотках находится химическое оборудование, на столах листочки с четверостишиями, в них пропущены слова, которые обозначают тот или иной предмет.
Задача команд: Определить какое слово в четверостишии пропущено и найти в лотке соответствующее химическое оборудование. Максимум – 4 баллов.
 
I лоток: фарфоровая чашка, воронка, шпатель, спиртовка.
Я – Фарфоровая чашка,Из меня, увы, не пьют,Для еды не варят кашу,Во мне опыты ведут.
Из стакана струйкой звонкой:Жидкость будем наливать.Если лить через Воронку,Можно будет фильтровать.
Я – Шпатель, наблюдаю строго,Чтоб веществ не брали много.Довольно горстку зачерпнуть,Потом водицей сполоснуть.
Фитилек мой зажигайИ что хочешь нагревай.Спирт во мне сгорает ловко,А зовут меня Спиртовка.
 II лоток: химический стакан, колба, пипетка, штатив.
Чтобы опыт был красивым,Нам поможет великан:Из стекла, для реактивов,Сам Химический Стакан.
 
Химик знает об одном:
Что есть Колба с круглым дном,Также есть и непреклонная –Колба, только плоскодонная.
 
Химик капает растворАккуратно, очень метко.А помощница ему –Я – стеклянная Пипетка.
 
Химикам известно многим:Целым будет реактивВ их пробирке, ведь, как ноги, У пробирок есть Штатив.
 
4.Опыт«Вино из воды»
На столе три стакана. В первом стакане – раствор щелочи (имитация воды). Во втором («пустом») стакане на дне несколько капель фенолфталеина. В третьем («пустом») стакане – незначительное количество концентрированной серной кислоты.
Ученик выливает содержимое первого стакана во второй – раствор приобретает малиновую окраску – получилось «вино», затем содержимое переливают в третий стакан, раствор становится бесцветным – «вино» превратилось в «воду».
Конкурс 4. «Конкурс-загадка «Угадай элементы»»
Задача игроков: угадать элементы, о которых идет речь в стихотворении. Время на обсуждение команды 2 минуты. Максимум за задание - 6 баллов.
 
В этих строчках элементы
От твоих укрылись глаз.
Ты подумай над загадкой
Две минуты, а не час.
Этот – дивный хвойный лес,
Что красой своей пленяет,
Этот – греческий гигант,
Что с Богами в спор вступает.
Эти – страны. Их в Европе
Ты отыщешь без труда,
Если буквы поменяешь:
Букву «й» на букву «я».
Если три последних буквы
Поменяешь на одну,
Алый камень ты получишь –
Точно я сказать могу.
Ну а этот превратится
В превосходнейший десерт,
Если две последних буквы
Не учитывать совсем.
B , Ti , Ge , Fr , Rb , Fe
5.Опыт«Дым без огня»
Ведущий берет две стеклянные палочки, одну смачивает в концентрированном растворе аммиака, другую – в концентрированной соляной кислоте. Палочки подносит друг к другу, но так, чтобы они не соприкасались. Над палочками появляется струйка «дыма» (образуется хлорид аммония)
NH4OH (конц.) + HCl (конц.) = NH4Cl
Конкурс 5. «Конкурс капитанов»
Капитанам команд необходимо проявить свою эрудицию и разгадать слова – анаграммы, в которых порядок букв переставлен. Переставив буквы в каждом слове, надо получить название химического элемента. Кто окажется быстрее, и правильно назовет слова, тот и победил. Каждый правильный ответ – 2 балла, максимальное количество баллов – 6.
1 команда – СЛИКОДОР (КИСЛОРОД), МНИКРЕЙ (КРЕМНИЙ)
2 команда – ЛЕОДРУГ (УГЛЕРОД), ДОВОРДО (ВОДОРОД)
6.Опыт «Тайнопись»
На плотном листе бумаги предварительно пишется текст концентрированной серной кислотой и высушивается на воздухе. Ученик прогревает лист бумаги над пламенем свечи.
При нагревании кислота обугливает бумагу и проступает надпись черного цвета. Ведущий читает:
«Желаем химиками стать,
Друзья наши, земляне!
И получать лишь только «пять»
С приветом!
Марсиане»
Конкурс 6. «Химическая перестрелка»
Команды поочередно задают и отвечают на вопросы. За правильный ответ один балл. Ответ должен быть полным. Максимум – 10 баллов.
 1 команда
1. Средневековое название химии, данное арабами… алхимия
2. Вещества, состоящие из атомов одного вида, называются… простыми веществами
3. Самый электроотрицательный элемент в таблице Менделеева это… фтор
4. Название этого химического элемента отражает его важнейшее свойство – рождающий воду… водород
5. Наука о веществах, их свойствах и превращениях веществ называется … химия
6. Сколько основных классов неорганических соединений вам известно? 4
7. В честь какого небесного тела назван химический элемент Селен? Луны
8. Как называют соединения, состоящие из 2-х элементов? бинарное соединение
9. Чему равна относительная атомная масса водорода? 1 
10. Горизонтальный ряд химических элементов в таблице Д.И. Менделеева это… период 
 2 команда
1. Как называется в быту вещество состава NaCl ? поваренная соль
2. Вертикальный столбец химических элементов в таблице Д.И. Менделеева это…  группа
3. Определенный вид атомов называют… химическим элементом
4. Вещества, которые образованы атомами разных химических элементов называются… сложными веществами
5. Назовите хотя бы три фамилии выдающихся русских ученых-химиков Бутлеров, Ломоносов, Менделеев
6. Какую валентность в оксидах имеет кислород?  II
7. В периодической системе химических элементов больше металлов или неметаллов? металлов
8. Страна, в которой зародилась наука химия… Египет
9. Название этого химического элемента отражает его важнейшее свойство – несущий свет… фосфор
10. Химическое название воды? оксид водорода
Учитель. На сегодня все испытания закончены и теперь жюри подведет итоги. А пока жюри подводит итоги конкурса. Учащаяся 10 класса Раздобурдина Индира приготовил для вас еще один сюрприз. И каждый из вас, прежде чем преступить к работе обязательно должен знать правила техники безопасности.
 
7.Опыт «Несгораемый платок »
На плотном листе бумаги предварительно пишется текст концентрированной серной кислотой и высушивается на воздухе. Ученик прогревает лист бумаги над пламенем свечи.
При нагревании кислота обугливает бумагу и проступает
Выступают ребята 5 класса.
НЕШУТОЧНЫЕ ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ
 
 
При работе с веществамиНе берите их рукамиИ не пробуйте на вкус.Реактивы – не арбуз:Слезет кожа с языка,И отвалится рука.  
  Задавай себе вопрос,Но не суй в пробирку нос.Будешь кашлять и чихать,Слезы градом проливать.Помаши рукой ты к носу –Вот ответ на все вопросы.
С веществами неизвестнымиНе проводи смешивания                                неуместные:Незнакомые растворы ты друг                      с другом не сливай,Не сливай в одну посуду,                не мешай, не поджигай.  
  Если ты работаешь         с твердым веществом,Не бери его лопатой  и не вздумай брать ковшом.Ты возьми его немножко –   одну восьмую чайной ложки.
При работе с жидкостью           каждый должен знать:Мерить надо в каплях –              ведром не наливать.  
  Если на руку тебе кислота                    попалаРуку быстро ты водой промой                                   из крана.И, чтоб осложнений себе                          не доставить,Не забудь учителя      в известность поставить.
Чистота – друг человека.Не забывай - никогда.И пользуйся чистой посудойНа практических работах                                       всегда!  
 Результаты конкурса от жюри. Вручение грамот и призов участникам команд.
 Учитель. Но вот и настало время для торжественного посвящения учащихся 8 класса в юные химики.
Право зачитать клятву химика предоставляется капитану победившей команды:
 
Клятва юного химика!
Клянемся, не жалея зубов своих, грызть гранит науки. Клянемся!
Клянемся всегда помнить, что атомно-молекулярное учение сформулировал Михаил Васильевич Ломоносов, а периодический закон – Дмитрий Иванович Менделеев. Клянемся!
Клянемся всегда соблюдать правила техники безопасности при работе в кабинете химии. Клянемся!
Выливая ведро воды в стакан кислоты, помнить, что ведро жидкости в стакан не помещается. Клянемся!
Во время контрольной работы и сдачи экзамена пользоваться шпаргалками только своего изготовления. Клянемся!
Самостоятельно писать рефераты и доклады, а не «скачивать» их из Интернета. Клянемся!
Клянемся! Клянемся! Клянемся!
 
Учитель. В память о нашем сегодняшнем празднике, хочу преподнести ребятам, участникам конкурса вот такие таблички с периодической системой Д.И. Менделеева, так необходимые на каждом уроке химии.
Всем участникам вручаются таблички.
 
Праздник наш занимательныйНа этом закончить хотим мы.И пожелать всем обязательноОтличных успехов по химии!РЕЗУЛЬТАТЫ
 
Задание 1. «Шуточный конкурс – разминка»
Максимум – 12 баллов
Номер вопроса 1 команда 2 команда
1    
2    
3    
4    
5    
6    
7    
8    
9    
10    
11    
12    
Задание 2. «Ассорти»
Максимум – 9 баллов
1 команда 2 команда
MgO – Mg(OH)2   P2O5 – H3PO4  
Na2O – NaOH   SO3 – H2SO4  
CaO – Ca(OH)2   CO2 – H2CO3  
Задание 3. «Химическое оборудование»
Максимум – 4 балла
1 команда 2 команда
фарфоровая чашка   химический стакан  
воронка   колба  
шпатель   пипетка  
спиртовка   штатив  
Задание 4. «Конкурс-загадка «Угадай элементы»»
Максимум – 6 баллов
Название элемента 1 команда 2 команда
Бор    
Титан    
Германий    
Франций    
Рубидий    
Железо    
Задание 5. «Конкурс капитанов»
Максимум – 4 балла
1 команда 2 команда
СЛИКОДОР (КИСЛОРОД)   ДОВОРДО (ВОДОРОД)  
МНИКРЕЙ (КРЕМНИЙ)   ЛЕОДРУГ (УГЛЕРОД)  
Задание 6. «Химическая перестрелка»
Максимум – 10 баллов
Номер вопроса 1 команда 2 команда
1    
2    
3    
4    
5    
6    
7    
8    
9    
10    
 Общий результат
Максимум – 45 баллов
Номер задания 1 команда 2 команда
1    
2    
3    
4    
5    
6    
Итого