Внеклассное мероприятие «Посвящение в химики»


Внеклассное мероприятие в 8 классах "Посвящение в химики"
Цель: - раскрыть творческий и познавательный потенциал учащихся, показать привлекательность данного предмета и направить деятельность учащихся на сознательное изучение химии в дальнейшем.
Задачи:
-расширение знаний по химии;
-развитие логического мышления, внимания, памяти, умений примененять свои знания на практике;
–формировать в ходе мероприятия навыки коллективной работы, ответственности, коммуникативности, воспитание любви к предмету, развивать чувства коллективизма и взаимопомощи, повышение самооценки.
Оборудование и реактивы : проектор, компьютер, весы, разновесы, колбы, мерный цилиндр( 2 шт.), стеклянные палочки, ложечки, медный купорос, хлорид натрия.
Форма проведения: внеклассное коллективное мероприятие
Место проведения: кабинет химии .Оформление кабинета: химические газеты, ребесы,высказывания великих людей Химии никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики и не принимаясь за химические операции» . (М. В. Ломоносов) 
Широко простирает химия руки свои в дела человеческие. ( М. В. Ломоносов) Химия – это область чудес, в ней скрыто счастье человечества, величайшие завоевания разума будут сделаны именно в этой области. (М. Горький) Кто не понимает ничего, кроме химии, тот и ее понимает недостаточно. (Г. Лихтенберг) Всякий необходимо причиняет пользу, употребленный на своем месте. Напротив того: упражнения лучшего танцмейстера в химии неуместны; советы опытного астронома в танцах глупы. (Козьма Прутков)
Химия разума: мудрость конденсирует, а глупость растворяет. (Вольтер Болеслав) 
Химия озаряла меня величайшим наслаждением познания, ещё неразгаданных тайн природы… И я уверен, что он один из тех, кто заинтересуется химией, не пожалеет о том, что выберет эту науку в качестве своей специальности. (Н. Д. Зелинский)
Первое и главное в жизни - труд для других. Один каждый - нуль, ...Труд всякий; если не про себя одного, самый скромный, самый невидимый - осветит жизнь, потому что светло и ладно в жизни, даже в веселье, только от других, и плод труда - польза другим. (Д. И. Менделеев)
Ход мероприятия:
1. Вводное слово учителя.
2. Выступление команд учащихся 8а и 8б классов.
3. Конкурсы для болельщиков.
4. Клятва юных химиков.
6. Выступление членов жюри. Подведение итогов.
7. Вручение сертификатов. Награждение команд.
Интернет ресурсы:
1.http://him.1september.ru
2. http://school-collection.edu.ruЖурин А. А. Сборник заданий и упражнений по химии. 
Сценарий мероприятия
Добро пожаловать в химики.
Сегодня за право называться химиками сражаются команды 8-х классов.
Оценивать выступление команд будет компетентное жюри. Представление жюри.
За каждое правильно выполненное задание команда получает жетон. По количеству жетонов в конце игры будет и определен победитель.
Начинаем состязания.
Состязание первое. Визитная карточка команды.
Каждая команда говорит своё название, представляет капитана, эмблему.
Разминка
Загадки.
1. Из меня состоит всё живое.
Я - графит, антрацит и алмаз.
Я – на улице, в школе и в поле,
Я – в деревьях и в каждом из вас. (Углерод)
2. Я – металл серебристый и лёгкий.
Я – зовусь «самолётный металл».
И покрыт я оксидною плёнкой, чтоб меня кислород не достал. ( Алюминий)
3. Весь мир большой
От А до Я
Земля и небо, ты и я.
Трава, песок и снегопад,
И ядер атомных распад,
И солнца свет,
И блеск Луны
В таблице той заключены.
И сложность в ней,
И простота,
Вселенной нашей красота.
О какой таблице идет речь?( ПСХЭ Д.И. Менделеева)
Мы приступаем к основному этапу нашего соревнования . Вам вручается карта страны" Химия", которой, несомненно, является Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.
Задание №1
8а класс. Назовите 6 элементов , названных в честь различных стран или частей света:
32- германий; 87 – франций; 84 – полоний (Польша); 44 – рутений (Россия), 31 – галлий (древнее название Франции), 98 – калифорний – штат СШАЭлементы, названные в честь частей света: 63 – европий; 95 – америций (Америка)
8б класс. Назовите 6 элементов , названных в честь ученых:
64 – гадолиний (финский химик Ю.Гадолин); 96 – кюрий (Мари и Пьер Кюри); 99 – эйнштейний (Альберт Эйнштейн); 100 – фермий (Энрико Ферма); 101- менделевий (Д.И.Менделеев); 102 – нобелий (Альфред Нобель); 103 – лоуренсий (Э.Лоуренс – изобретатель циклотрона); 104 – резерфордий (Эрнест Резерфорд); 107 – борий (Нильс Бор); 109 – мейтнерий (Лиза Сейтнер – немецкий ученый радиохимик).
Задание для групп поддержки
Какой элемент всегда рад? (Радон)
Какой газ всегда утверждает, что он – это не он? (Неон)
Какой элемент является лесом? (Бор)
Какой элемент состоит из двух животных? (Мышьяк)
Какой элемент вращается вокруг солнца? (Уран)
Какой элемент является настоящим гигантом? (Титан)
Какой элемент утверждает, что может воду «родить»? (Водород)
Какой элемент утверждает, что может кислоту «родить»? (Кислород)
Задание №2 Блиц - турнир для капитанов
Вопросы капитану 8а класса
1. Самый легкий газ?
2. Формула соляной кислоты?
3. Фенолфталеин - это....?
4. Количество вещества измеряется в....?
5. Плавление свечи- это........ явление?
Вопросы капитану 8б класса
1. Сера -это неметалл........ цвета?
2. Формула азотной кислоты?
3. Связь в металлах..........?
4. Реакции протекающие с выделение теплоты называются......?
5. Степень окисления кислорода в оксидах равна....?Задание №3
Перед командами в конвертах лежат по 12 карточек, на которых изображены молекулярные формулы веществ. Необходимо быстро рассортировать на простые и сложные вещества и дать им названия:
8а классу Li2O, Al(OH)3, H3PO4, O2, As, BaO, Ba(NO3)2, H2SO4, Al2(SO4)3, N2O, Zn(OH)2, Fe2O3,
8 б классу Fe(OH)3, HNO3, Cl2, Ag2О, Na3PO4, MnO, Ca(NO2)2, H2SiO3, Cr(OH)3, Ba(OH)2, Mg, НCl.
Задание №4
Литературная страничка
1. Объясните с химической точки зрения, то о чем сейчас будет сказано в отрывке сказки Одоевскрго " Мороз Иванович":
" Между тем Рукодельница воротится, воду процедит, в кувшин нальет; да еще какая затейница: коли вода не чиста, так свернет лист бумаги, наложит в него угольков да песку крупного насыплет, вставит ту бумагу в кувшин да нальет в нее воды, а вода-то знай проходит сквозь песок да сквозь уголья и каплет в кувшин чистая, словно хрустальная..."
2. В стихотворении " Синие розы" английского поэта Киплинга есть такие строки:
Как- то милой я принес
Целый ворох красных роз.
Не взяла она - и в слезы:
Синие найди ей розу...
Зря изъездил я весь свет-
Синих роз под солнцем нет.
Опыт : в банку налить нашатырный спирт , на крышке укрепить розу и внести в сосуд.
Вопрос: Как вы думаете почему произошло изменение окраски?
Задание №4 Головоломка «Заморочки из бочки»
В каждой из девяти бочек находятся буквы, из которых составляется название химического элемента, состоящее из пяти букв. Вам нужно найти эти буквы, а из оставшихся букв сложить фамилию великого русского химика (ключевое слово).

Задание для болельщиков. Отгадайте кроссворд.Болельщики первыми отгадавшими кроссворд принося дополнительное очко своей команде.

Задание №5 Видеоопыт( Например, горение магния в кислороде). Задание: 1. Написать Уравнение химической реакции
2. Назвать продукт реакции
3. Определить к какому классу неорганических веществ относится.
3. Определить тип химической реакции.
Задание №6 Практические навыки
Решить задачу и приготовить растворы веществ
Задание 8а классу. В медицине часто применяется физиологический раствор - 0,9 %-й раствор хлорида натрия. Какая масса соли вводится в организм при вливании 250 г такого раствора? Приготовьте такой раствор.
Задание 8б классу Медный купорос(CuSО4*5H2O)используется для опрыскивания плодово-ягодных, декоративных деревьев и кустарников с целью защиты их от заболеваний, для дезинфекции ран у плодовых, для борьбы с насекомыми-вредителями, а также как микроудобрение для восполнения дефицита меди в почве. Медный купорос применяется как самостоятельное средство и вместе с гашеной известью в составе бордосской смеси. Помогите садовнику приготовить 250 грамм 2% раствора медного купороса
Подведение итогов. Слово предоставляется жюри.
Посвящение в Национальную химическую лигу.
Учитель читает вслух клятву химика, а учащиеся её повторяют:
К л я т в а   х и м и к а
Я, юный химик, перед лицом своих товарищей торжественно клянусь:
Горячо любить уроки химии и никогда их не прогуливать.
Помнить химические свойства любого вещества на Земле.
Знать все элементы Периодической системы наизусть.
Порошкообразные вещества не просыпать.
Жидкие не проливать.
Газообразные не выпускать наружу.
Не тратить зря спирт в спиртовке.
Жить, учиться и химичить, как завещал великий Менделеев.
Клянусь! Клянусь! Клянусь!
Подведение итогов.

В конце игры всем участникам выдается сертификат
Сертификат
Выдан:
_________________ _
Предъявитель данного сертификата имеет право получить пятёрку в журнал по химии в любое удобное время в течение 2013- 2014 учебного года
Подтверждает, что он(а ) с успехом выдержал(а) вступительные испытания и принят(а) в
Команду знатоков химии МБОУ "СОШ №12"
Члены жюри:

Награждение команд участников и победителей.