Рабочая программа по лего-конструированию 4 класс


Муниципальное общеобразовательное учреждение
Речицкая средняя общеобразовательная школа

«Утверждаю»
Директор
МОУ Речицкой СОШ
_____/Гребенникова Н.В./
«___» _________20___г.
М.П.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЛЕГО - КОНСТРУКТОР»
4 класс
Составитель: Бурцева Марина Викторовна
учитель начальных классов
с. Речицы
2015 - 2016 учебный год

Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Лего-конструктор» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта НОО и образовательной программы МОУ Речицкой СОШ. Программа имеет общеинтеллектуальную направленность. Она рассчитана на 34 часа в год.
Программа составлена на основе книги для учителя «Лего».
Основным содержанием данного курса являются постепенное усложнение занятий от технического моделирования до сборки и программирования роботов с использованием компьютеров.
Актуальность данной программы состоит в том, что робототехника в представляет обучающимся технологии 21 века, способствует развитию их коммуникативных способностей, развивает навыки взаимодействия, самостоятельности при принятии решений, раскрывает их творческий потенциал. Дети и подростки лучше понимают, когда они что-либо самостоятельно создают или изобретают. При проведении занятий по робототехнике этот факт не просто учитывается, а реально используется на каждом занятии.
Цель программы:развитие у учащихся интереса к техническому творчеству и обучение их конструированию через создание простейших моделей и управления готовыми моделями с помощью компьютерных программ.
Задачи:
-ознакомление с основными принципами механики;
-развитие умений программирования в компьютерной среде моделирования Перворобот LEGO WeDo;
-развитие умения работать по предложенным инструкциям;
-развитие умения творчески подходить к решению задачи;
-усвоение основ программирования, получить умения составления алгоритмов.
- развитие умения работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.
- формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников.
На уроках используются конструктор серии ПервороботLEGO@Wedo (LEGOEdicationWeDo) с программным обеспечением ПервоРобот (CD-R диск с визуальной средой программирования).
Используя персональный компьютер, либо нетбук или ноутбук с LEGO – элементами из конструктара, ученики могут конструировать управляемые модели роботов. Загружая управляющую программу в специальный LEGO – компьютер и присоединения его к модели робота, робот функционирует автономно. Программа работает независимо от настольного компьютера, на котором была написана управляющая программа; получая информацию от различных датчиков и обрабатывая ее, он управляет работой моторов.
Итоги изученных тем подводятся созданием учениками собственных автоматизированных моделей, с написанием программ, используемых в своих проектах, и защитой этих проектов. Обучение с LEGO@Edication ВСЕГДА состоит из 4 этапов: Установление взаимосвязей, Конструирование, Рефлексия и Развитие.
Установление взаимосвязей
При установлении взаимосвязей учащиеся как бы «накладывают» новые знания не те, которыми они уже обладают, расширяя, таким образом, свои познания. К каждому из заданий комплекта прилагается анимированная презентация с участием фигурок героев – Маши и Макса.
Используйте эти анимации, чтобы проиллюстрировать занятие, заинтересовать учеников, побудить их к обсуждению темы занятия. В «Рекомендациях учителю» к каждому занятию предлагаются и другие способы установления взаимосвязей.
Конструирование
Учебный материал лучше всего усваивается тогда, когда мозг и руки «работают вместе». Работа с продуктами LEGOEdication базируется на принципе практического обучения: сначала обдумывание, а затем создание моделей. В каждом задании комплекта для этапа «Конструирование» приведены подробные пошаговые инструкции. При желании можно специально отвести время для усовершенствования предложенных моделей, или для создания и программирования своих собственных.
Рефлексия
Обдумывая и осмысливая проделанную работу, учащиеся углубляют понимание предмета. Они укрепляют взаимосвязи между уже имеющимися у них знаниями и вновь приобретённым опытом. В разделе «Рефлексия» учащиеся исследуют, какое влияние на поведение модели оказывает изменение ее конструкции: они заменяют детали, проводят расчеты, измерения, оценки возможностей модели, создают отчеты, проводят презентации, придумывают сюжеты, пишут сценарии и разыгрывают спектакли, задействуя в них модели. На этом этапе учитель получает прекрасные возможности для оценки достижений учеников.
Развитие
Процесс обучения всегда более приятен и эффективен, если есть стимул. Поддержание такой мотивации и удовольствие, получаемое от успешно выполненной работы, естественным образом вдохновляет учащихся на дальнейшую творческую работу. В раздел «Развитие» для каждого занятия включены идеи по созданию и программированию моделей с более сложным поведением.
Комплект заданий WeDo предоставляет учителям средства для достижения целого комплекса образовательных целей:
- научить использовать средства информационных технологий, чтобы проводить исследования и решать задачи в межпредметной деятельности.
- творческое мышление при создании действующих моделей.
- развитие словарного запаса и навыков общения при объяснении работы модели.
- установление причинно - следственных связей.
- анализ результатов и поиск новых решений.
- коллективная выработка идей, упорство при реализации некоторых из них.
- экспериментальное исследование, оценка (измерение) влияние отдельных факторов.
- проведение систематических наблюдений и измерений.
- использование таблиц для отображения и анализа данных.
- построение трехмерных моделей по двухмерным чертежам.
- логическое мышление и программирование данного поведения модели.
В конце курса учащиеся научатся:
- пользоваться программным обеспечением ПервоРобот (CD – R диск с визуальной средой программирования)
- собирать забавные механизмы («Танцующие птицы», «Вертушка», «Обезьянка – барабанщица», «Звери», «Голодный аллигатор», «Рычащий лев», «Порхающая птица», «Футбол», «Нападающий», «Ликующие болельщики», «Вратарь», «Приключения», «Спасение самолёта», «Спасение от великана», «Непотопляемый парусник»).
Выход: Результатом деятельности младших школьников является проведение открытого урока по легоробототехники для родителей.
Требования к уровню подготовки учащихся 
Учащийся должен знать/понимать:
- влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье;
- область применения и назначение инструментов, различных машин, технических устройств (в том числе компьютеров);
- основные источники информации;
- виды информации и способы её представления;
- основные информационные объекты и действия над ними;
- назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации;
- правила безопасного поведения и гигиены при работе с компьютером.
Уметь:
-получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);
-создавать и запускать программы для забавных механизмов;
-основные понятия, использующие в робототехнике: мотор, датчик наклона, датчик расстояния, порт, разъем, USB-кабель, меню, панель инструментов.
Личностными результатами изучения курса «ЛЕГО – конструктор» является формирование следующих умений:
- оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явлений, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
- называть и объяснять свои чувства и ощущения, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общеловеческих нравственных ценностей;
- самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы
Метапредметнымирезультатами изучения курса «ЛЕГО – конструктор» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Познавательные УУД:
- определять, различать и называть детали конструктора,
- конструировать по условиям, заданным взрослым, по образцу, по чертежу, по заданной схеме и самостоятельно строить схему.
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать и группировать предметы и их образы;
Регулятивные УУД:
- уметь работать по предложенным инструкциям.
- умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
- определять и формировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
- развивать умения планировать;
- формировать действия контролировать;
- формировать действия корректировать;
- развивать способности оценивать
Коммуникативные УУД:
- уметь работать в паре и в коллективе; уметь рассказывать о постройке.
- уметь работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.
Предметными результатами изучения курса «ЛЕГО - конструктор » является формирование следующих знаний и умений:
Знать:
- простейшие основы механики
- виды конструкций, соединение деталей;
- технологическую последовательность изготовления конструкций.
Уметь:
- с помощью анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;
- самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 класс(34 часа, 1 час в неделю)
№ урока Тема Форма Дата по плану Дата по факту
1.Введение, 3 часа
1. Введение в робототехнику 7.09 2. Новинки в конструкторах компании ЛЕГО 14.09 3. Вспоминаем термины, названия деталей и их предназначение 21.09 2. Конструирование, 31 час.
4. ПервороботLEGO@WeDo (LEGO EdicationWeDo) 28.09 5. Изучение среды управления и программирования 5.10 6. Сборка модели по образцу. Объяснение принципа работы механизма. 12.10 7. Конструируем робота 19.10 8. Программирование робота 26.10 9. Энергия ветра: ветряки. 9.11 10. Энергия ветра: парусник. 16.11 11. Энергия воды: водяная мельница. 23.11 12. Энергия воды: гидроэлектростанция. 30.11 13. . LegoWedo. Основные правила работы с конструктором 7.12 14. LegoWedo. Составление программ для моделей. 14.12 15. LegoWedo.Танцующие птицы. 21.12
16. LegoWedo. Аллигатор 28.12 17. LegoWedo. Обезьянка-барабанщик. 11.01 18. LegoWedo. Рычащий лев 18.01 19. LegoWedo. Ликующие болельщики. 25.01 20. LegoWedo. Порхающая птица. 1.02 15 21. LegoWedo. Непотопляемый парусник. 8.02 15 22. LegoWedo. Спасение самолёта. 15.02 20 23.  LegoWedo. Умная вертушка. 29.02 29 24. LegoWedo: сборка групповой модели. Нападающий. Вратарь 14.03 25. LegoWedo: сборка групповой модели. Защита работ. 28.03
26. Создание Лего-газеты: «В мире роботов» 31.03 27. Проект «Освоение космоса» (начало) 4.04 28. Проект «Освоение космоса». Презентация 11.04 29. Проект «Освоение космоса». Презентация. 18.04
30. Разработка проектов по группам 25.04 25 31. Разработка проектов по группам 5.05 25 32. Свободный урок. Сбор готовой модели на выбор 12.05 16 33. Свободный урок. Сбор готовой модели на выбор. 19.05 16 34. Открытое занятие для родителей 27.05 23 Итого 34 часа Перечень учебно – методического обеспечения
Робототехника для детей и их родителей. Книга для учителя ПервороботLEGO@WeDo (LEGOEducationWeDo)
Образовательный Лего – конструктор:ПервороботLEGO@WeDo (LEGOEducationWeDo) В набор входят 158 элементов, включая USBЛЕГО – коммутатор, мотор, датчик наклона и датчик расстояния, позволяющие сделать модель более маневренной и «умной».
ЦОР: сайт с инструкциями и уроками: http//www.prorobot .ru./lego.phpСогласованно
Протокол заседания ШМО учителей начальных классов
от 31.08.2015 г. №1
Согласовано
Зам.директора УВР
_______________ ( Лукьянчева Е.В.)
«__» _______________ 20 ___ г.