Календарно — тематическое планирование по окружающему миру ПНШ, 4 класс

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по окружающему миру
4 класс 2015-2016 уч. г.
Изучение курса - 68 часов в год (2 часа в неделю).
Тематическое планирование предусматривает следующее распределение часов:
- «Человек и природа» - 42 часа
- «Человек и общество» - 26 часов
- «Правила безопасной жизни» - изучаются по мере изучения двух первых блоков

Формы диагностики и контроля планируемых результатов
- Практические работы- 4
- Тематические проверочные работы – 6
- Творческий проект – 1
- Годовая контрольная работа - 1

№ урока
Тема урока
Цели урока
Универсальные учебные действия
Использование цифрового, компьютерного оборудования
Дата


1
Древние славяне
Познакомить с историей Отечества: отдельные наиболее важные и яркие исторические картины быта, традиций людей в разные исторические времена. Древние летописи, былины. Идолы.
Регулятивные УУД: определять цель выполнения заданий на уроке, оценивать свою работу на уроке, адекватно воспринимать оценку учителя и высказывания одноклассников с отзывами о выполненной работе. Познавательные УУД: работать с учебником, знать названия древних городов, основателя Москвы, сколько веков отделяет время возведения первых стен Московского кремля от нашего века, работать с толковым словарем, с картой «Восточные славяне», анализировать рисунки предметов труда и быта древних славян и определять их назначение, рассказывать о занятиях славян, от кого защищались, как обожествляли природу.
Коммуникативные УУД: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Личностные УУД: проявление познавательного интереса.

Интерактивная доска
видео-
фрагменты








[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
01.09.

2
Древняя Русь
Познакомить с историей Отечества: отдельные наиболее важные и яркие исторические картины быта, традиций людей в разные исторические времена. Древние летописи, былины. Христианство. Варяги. Греческие города. Византия. Дань
Регулятивные УУД: осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно, планировать определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план и последовательность действий.
Познавательные УУД: понимать, когда и где произошло объединение Новгородского и Киевского княжеств, работать с картой «Путь «из варяг в греки», пользоваться толковым словарем, называть имена и годы правления киевских князей, определять значение для Руси богатырских застав, рассказывать из былин о великом князе Владимире Красное Солнышко и о русских богатырях Илье муромце и Добрыне Никитиче. Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге, осуществлять работу в паре. Личностные УУД: стремление к повышению культуры общения.
ИКТ- компетентности: овладение умением поиска и работы с информацией, в том числе с использованием различных средств ИКТ.

Интерактивная доска

Интернет-урок по окружающему миру «Времена Древней Руси. IX-XIII века»

3.09.

3
Крещение Руси
Познакомить с историей Отечества: отдельные наиболее важные и яркие исторические картины быта, традиций людей в разные исторические времена. Кириллица
Регулятивные УУД: осуществлять пошаговый контроль своих действий, самостоятельно оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Познавательные УУД: понимать и знать, во что верили древние славяне, почему славянская письменность названа кириллицей, называть имена богов и духов славян, называть годы правления Владимира Мономаха, объяснять, почему князя Ярослава прозвали Мудрым.
Коммуникативные УУД: выражать свои мысли четко, точно и полно, учитывать мнения других, приходить к общему решению.

08.09.

4
Борьба Руси с западными завоевателями
Расширить знания о истории Отечества: отдельные наиболее важные и яркие исторические картины быта, традиций людей в разные исторические времена. Невская битва. Ледовое побоище
Регулятивные УУД: адекватно оценивать свою работу на уроке. Познавательные УУД: знать военные победы Александра Невского, уметь работать по карте, с лентой времени, описывать Ледовое побоище. Личностные УУД: проявление познавательно интереса, стремление к повышению культуры речевого общения. Коммуникативные УУД: осуществлять работу в группе
ИКТ- компетентности: овладение умением поиска и работы с информацией, в том числе с использованием различных средств ИКТ.
Интерактивная доска


Интернет-урок по окружающему миру «Времена Древней Руси IX-XIII века»


10.09.

5
Возникновение Москвы. Первые московские князья
Расширить знания о Москве столице России. История Отечества: отдельные наиболее важные и яркие исторические картины быта, традиций людей в разные исторические времена. Юрий Долгорукий
Регулятивные УУД: осуществлять пошаговый контроль своих действий, самостоятельно оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Познавательные УУД: знать, когда была основана Москва, в какое княжество входила Москва при Юрии Долгоруком, называть московских и киевских князей, располагать на ленте времени периоды правления князей, анализировать ленту времени и читать по ней даты. Коммуникативные УУД: выражать свои мысли четко, точно и полно, учитывать мнения других, приходить к общему решению.
Интерактивная доска

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
15.09.

6
Вера в единого бога и сохранение традиционной обрядности. Первое заседание клуба
Расширить знания учащихся по истории Отечества: отдельные наиболее важные и яркие исторические картины быта, традиций людей в разные исторические времена. Христианский храм. Мечеть. Буддийский храм. Синагога. Мировые религии
Регулятивные УУД: адекватно оценивать свою работу на уроке. Познавательные УУД: иметь представление о мировых религиях, уметь отвечать на вопросы по тексту, работать со справочной литературой. Коммуникативные УУД: выражать свои мысли четко, точно и полно, учитывать мнения других, приходить к общему решению.
ИКТ Умение извлекать информацию, представленную в разных формах применение методов информационного поиска; поиск и выделение необходимой информации; формирование навыков использования разнообразных источников «Жизнь древних славян».информации для составления и корректировки хронологических последовательностей событий в цифровом виде; работа с мультимедиа-сообщениями (включающими текст, иллюстрации, аудио- и видео - фрагменты, ссылки

17.09.

7
Обобщение по теме «Древние славяне»
Тематическая проверочная работа №1 по теме: «Жизнь древних славян».
Обобщить знания учащихся по теме: «История Отечества: отдельные наиболее важные и яркие исторические картины быта, традиций людей в разные исторические времена. Вопросы для «умников»
Регулятивные УУД: осуществлять взаимный контроль при работе в паре.
Познавательные УУД: знать историю Отечества, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена, отвечать на вопросы для «умников».
Личностные УУД: проявление познавательно интереса, стремление к повышению культуры речевого общения. Коммуникативные УУД: осуществлять работу в группе

22.09.

8
Солнечная система
Познакомить учащихся с Землёй – планетой. Солнечной системы. Условия жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода. Вселенная. Високосный год. Плазма. Астероиды. Кометы. Метеорные тела. Образование солнечной системы
Регулятивные УУД: адекватно оценивать свою работу на уроке.
Познавательные УУД: знать названия планет Солнечной системы, что Земля один оборот вокруг солнца делает за один год, называть космические тела, рассказывать о возникновении Солнечной системы, выполнять модель Солнечной системы, объяснять появление в календаре високосного года. Обсуждение высказывания Кости. Коммуникативные УУД: осуществлять работу в группе
ИКТ- компетентности: овладение умением поиска и работы с информацией, в том числе с использованием различных средств ИКТ

Интерактивная доска,

24.09.

9
Вращение Земли вокруг своей оси и ее движение вокруг Солнца
Земля – планета. Условия жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода. Солнце – небесное тело, источник света и тепла (общее представление о влиянии на земную жизнь)
Регулятивные УУД: осуществлять взаимный контроль при работе в группе.
Познавательные УУД: задание «Мозговой штурм», знать причины смены дня и ночи, смены времен года на Земле, уметь проводить простейшие опыты, делать выводы, объяснять смену времен года, смену дня и ночи на Земле, в паре провести опыт по освещению глобуса проекционным фонариком, опыт по нагреванию металлических пластин, если стоит солнечная погода.
Коммуникативные УУД: чтение текста с комментариями, осуществление работы в паре, умение вести диалог.
Личностные УУД: проявление познавательно интереса, стремление к повышению культуры речевого общения

29.10.

10
Природные зоны нашей страны
Установить понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее условие жизни человека. Природные зоны России.
Регулятивные УУД: осознавать необходимость осуществлять контроль по результату (ретроспективный), контроль результата по просьбе учителя, отличать верно выполненное задание от неверного. Познавательные УУД: понятие «природные зоны», причины смены с севера на юг нескольких природных зон, уметь работать с картой, объяснять условные обозначения на карте, называть и показывать природные зоны, ответить на вопросы «Мозгового штурма».
Коммуникативные УУД: чтение текста с комментариями, вступление в диалог, осуществлять опыты в паре, договариваться и приходить к общему решению.
Личностные УУД: проявление познавательно интереса, стремление к повышению культуры речевого общения
ИКТ- компетентности: овладение умением поиска и работы с информацией, в том числе с использованием различных средств ИКТ; Умение извлекать информацию, представленную в разных формах применение методов информационного поиска; поиск и выделение необходимой информации; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Интерактивная доска, Презентация
01.10.

11
Обобщение по теме «Земля – планета Солнечной системы». Готовимся к школьной олимпиаде
Тематическая проверочная работа№ 2 по теме: «Земля- планета Солнечной системы».
Обобщить материал по теме: «Земля – планета. Условия жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода. Солнце – небесное тело, источник света и тепла (общее представление о влиянии на земную жизнь Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее условие жизни человека.)
Регулятивные УУД: адекватно оценивать свою работу на уроке. Познавательные УУД: уметь изображать Солнце и орбиту вращения Земли, рисовать Землю и ее ось вращения, определять время года в Северном полушарии по рисунку, по высоте Солнца над горизонтом определять время года, работать с картой «Природные зоны России», называть природную зону, в которой мы живем. Коммуникативные УУД: осуществлять работу в группе, вести продуктивный диалог, выражать свои мысли точно, полно, быть терпимым к мнениям других, учитывать их в совместной работе

06.10.

12 -



13
Второе заседание клуба «Ледяная зона. Особенности неживой природы ледяной зоны. Растения ледяной зоны. Животные ледяной зоны. Арктика и человек»
Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее условие жизни человека. Природные зоны России. Полярная ночь. Полярное сияние. Полярный день. Птичьи базары
Регулятивные УУД: адекватно оценивать свою работу на уроке. Познавательные УУД: иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в зоне арктических пустынь, уметь работать с картой «Природные зоны России», сравнивать природные условия своей местности с природными условиями Арктики, называть характерные растения и животных для арктической зоны, составлять цепи питания, которые сложились в Арктике, объяснять, почему люди с давних пор осваивают Арктику, называть заповедники Арктики, рассказывать о мерах защиты и охраны природы северного края. Личностные УУД: проявление познавательно интереса, стремление к повышению культуры речевого общения
ИКТ; Умение извлекать информацию, представленную в разных формах применение методов информационного поиска; поиск и выделение необходимой информации; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Ноутбуки
08.10.



13.10.

14 -



15
Тундра. Тундра и человек
Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее условие жизни человека.
Регулятивные УУД: осознавать необходимость осуществлять контроль по результату (ретроспективный), контроль результата по просьбе учителя, отличать верно выполненное задание от неверного. Познавательные УУД: иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в тундре, уметь находить зону тундры на карте, объяснять, почему в тундре много болот, приводить примеры животных тундры, которые отличаются способом питания, которые сложились в Арктике, рассказывать, как растения и животные приспособились к суровым условиям тундры, сравнивать природу Арктики и тундры, показывать на карте Мурманск и другие города, расположенные в зоне тундры. Коммуникативные УУД: осуществлять работу в группе, вести продуктивный диалог, выражать свои мысли точно, полно, быть терпимым к мнениям других, учитывать их в совместной работе.
Личностные УУД: стремление к повышению культуры речевого общения, к овладению приемами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и своей жизни в целом
Ноутбуки
15.10.



20.10

16 -



17
Зона лесов. Растения зоны лесов. Животные зоны лесов. Роль леса в природе и жизни людей
Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее условие жизни человека. Приокско-террасный заповедник. Фотосинтез. Дыхание.
Регулятивные УУД: адекватно оценивать свою работу на уроке. Познавательные УУД: знать о роли леса в природе и жизни людей, иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в зоне лесов, как меняется характер лесов с севера на юг, уметь находить зону лесов на карте, пользоваться толковым словарем, называть основные деревья тайги, смешанного леса, широколиственного леса, называть животных зоны лесов, составлять цепи питания между обитателями зоны лесов, рассказывать о заповедниках, расположенных в лесной зоне России. Используя интернет, выяснить, чем знаменит Приокско-террасный заповедник. Провести опыты, доказать, что листья растений действительно испаряют воду.
Личностные УУД: стремление к повышению культуры речевого общения, к овладению приемами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и своей жизни в целом

22.10.



27.10.

18 -



19
Зона степей. Степь и человек
Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее условие жизни человека. Понятие лесостепи
Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место, определять цель выполнения заданий на уроке, определять план выполнения заданий на уроке, прогнозировать – предвосхищать результат и уровень усвоения знаний, оценивать свою работу на уроке. Познавательные УУД: иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в степи, уметь находить зону степей на карте, сравнивать зону степей и зону лесов, объяснять названия промежуточной зоны «лесостепь», называть редких животных степей, занесенных в Красную книгу, составлять цепи питания между обитателями степей, находить в интернете материал о растениях и животных степей, рассказывать о заповедниках и охранной деятельности человека в зоне степей.
Личностные УУД: стремление к повышению культуры речевого общения, к овладению приемами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и своей жизни в целом.
Коммуникативные УУД: осуществлять работу в группе, вести продуктивный диалог
Интерактивная доска



Ноутбуки
29.10.



10.11.

20 -


21
Зона пустынь. Жизнь человека в пустыне
Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее условие жизни человека. Песчаные пустыни. Полупустыни. Глинистые пустыни. Такыры.
Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место, определять цель выполнения заданий на уроке, определять план выполнения заданий на уроке, прогнозировать – предвосхищать результат и уровень усвоения знаний, оценивать свою работу на уроке. Познавательные УУД: представлять особенности неживой природы, растительного и животного мира, деятельность человека в пустыне, находить зону пустынь на карте природных зон России, пользоваться толковым словарем, называть цепи питания, составлять самостоятельно цепи питания между обитателями зоны пустынь.
Личностные УУД: стремление к повышению культуры речевого общения, к овладению приемами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и своей жизни в целом
. Коммуникативные УУД: осуществлять работу в группе, вести продуктивный диалог

12.11.


17.11.

22 -


23
Третье заседание клуба «Субтропическая зона. Природные условия субтропиков. Растения и животный мир «
Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее условие жизни человека.
Регулятивные УУД: адекватно оценивать свою работу на уроке. Познавательные УУД: правила поведения во время отдыха на Черноморском побережье, иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа, уметь находить зону на карте, называть особенности неживой природы Черноморского побережья, делить животных по месту обитания (на суше, в море), составлять цепи питания, рассказывать об охранной деятельности человека на Черноморском побережье. Личностные УУД: стремление к повышению культуры речевого общения, к овладению приемами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и своей жизни в целом.
Коммуникативные УУД: осуществлять работу в группе, вести продуктивный диалог
ИКТ- компетентности: поиск информации для проектной деятельности на материале научной литературы, в том числе в контролируемом Интернете; применение методов информационного поиска; поиск и фиксация информации; понимание и преобразование информации; работа с мультимедиа-сообщениями (включающими текст, иллюстрации, аудио- и видео - фрагменты, ссылки); создание информационных объектов в качестве отчёта о проведённых исследованиях.
Ноутбуки


19.11.


24.11.

24
Обобщение по теме «Путешествие по природным зонам России». Готовимся к школьной олимпиаде
Тематическая проверочная работа№ 3 по теме: «Природные зоны нашей страны»
Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее условие жизни человека.
Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место, определять цель выполнения заданий на уроке, определять план выполнения заданий на уроке, прогнозировать – предвосхищать результат и уровень усвоения знаний, оценивать свою работу на уроке. Познавательные УУД: научиться сравнивать строение корневой системы растений разных природных зон, по цепи питания устанавливать название природной зоны, определять, в каких ярусах леса живут данные растения, сравнивать особенности приспособлений к условиям жизни животных в зоне Арктики и в зоне пустынь. Коммуникативные УУД: осуществлять работу в группе, вести продуктивный диалог

26.11.

25
Твой родной край
Родной город Вологда, Вологодская область: название, основные достопримечательности. Особенности труда людей родного края, профессии
Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место, определять цель выполнения заданий на уроке, определять план выполнения заданий на уроке, прогнозировать – предвосхищать результат и уровень усвоения знаний, оценивать свою работу на уроке. Познавательные УУД: знать название родного края, работать с толковым словарем, анализировать политико-административную карту России, объяснять условные обозначения, рассказывать, в каком направлении от Москвы находится родной город, показывать границы родного края. Личностные УУД: стремление к повышению культуры речевого общения, к овладению приемами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и своей жизни в целом.
Коммуникативные УУД: осуществлять работу в группе, вести продуктивный диалог ИКТ- компетентности: поиск информации для проектной деятельности на материале научной литературы, в том числе в контролируемом Интернете; применение методов информационного поиска; поиск и фиксация информации; понимание и преобразование информации; работа с мультимедиа-сообщениями (включающими текст, иллюстрации, аудио- и видео - фрагменты, ссылки); создание информационных объектов в качестве отчёта о проведённых исследованиях.

Ноутбуки
01.12.

26
Московское время
Научить работать с картой. Россия на карте. Простейшие измерения времени по часам. Понятие часового пояса. Нулевой меридиан.
Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место, определять цель выполнения заданий на уроке, определять план выполнения заданий на уроке, прогнозировать – предвосхищать результат и уровень усвоения знаний, оценивать свою работу на уроке. Познавательные УУД: иметь представление о часовых поясах, научиться определять, в каких часовых поясах находятся данные города, работать с картой «Часовые пояса России», проведение опыта с глобусом и лампой.
Личностные УУД: стремление к повышению культуры речевого общения, к овладению приемами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и своей жизни в целом.
Коммуникативные УУД: осуществлять работу в группе, вести продуктивный диалог

03.12.

27
Карта твоего края. Практическая работа №1 по теме «Определение и нахождение различных объектов поверхности Вологодской области»
Элементарные приемы чтения плана, карты. Родной город, край: название, основные достопримечательности
Регулятивные УУД: адекватно оценивать свою работу на уроке. Познавательные УУД: научиться работать с физической картой России и картой Вологодской области, определять положение родного края на карте России. Личностные УУД: стремление к повышению культуры речевого общения, к овладению приемами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и своей жизни в целом.
Коммуникативные УУД: осуществлять работу в группе, вести продуктивный диалог
ИКТ- компетентности: овладение умением поиска и работы с информацией, в том числе с использованием различных средств ИКТ;


08.12.

28
Поверхность и водоемы твоего края.

Формы поверхности: равнина, горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте). Водоемы, их использование человеком. Родной город, край.
Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место, определять цель выполнения заданий на уроке, определять план выполнения заданий на уроке, прогнозировать – предвосхищать результат и уровень усвоения знаний, оценивать свою работу на уроке. Познавательные УУД: знать понятия «холмистая» и «плоская» равнина, понятия «искусственные» и «естественные» водоемы, части реки ( исток, устье, приток), научиться работать с физической картой России, сравнивать на карте изображение участка холмистой равнины и изображение участка низменности, составлять список водоемов родного края, показывать на карте части реки. Личностные УУД: стремление к повышению культуры речевого общения, к овладению приемами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и своей жизни в целом

10.12.

29
А что можешь сделать ты? Практическая работа №2 по теме «Составление памяток по охране родного края»
Влияние человека на природу. Охрана природных богатств. Красная книга родного края
Регулятивные УУД: адекватно оценивать свою работу на уроке. Познавательные УУД: знать правила поведения, которые необходимо соблюдать во время прогулок в лес, на луг, к водоему. Научиться соблюдать правила поведения в природе, составлять план мероприятий по охране поверхности земли родного края. Личностные УУД: стремление к повышению культуры речевого общения, к овладению приемами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и своей жизни в целом
Интерактивная доска
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
15.12.

30
Полезные ископаемые твоего края
Родной город Вологда, Вологодская область : название, основные достопримечательности. Полезные ископаемые, распространенные в родном крае, их использование человеком
Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место, определять цель выполнения заданий на уроке, определять план выполнения заданий на уроке, прогнозировать – предвосхищать результат и уровень усвоения знаний, оценивать свою работу на уроке. Познавательные УУД: знать понятие «месторождения», «бассейн», «полезные ископаемые», научиться работать с картой полезных ископаемых, определять положение родного края на карте, указывать, какие полезные ископаемые добывают в родном крае.
Коммуникативные УУД: осуществлять работу в группе, вести продуктивный диалог
ИКТ- компетентности: поиск и выделение необходимой информации; овладение умением поиска и работы с информацией, в том числе с использованием различных средств ИКТ;


17.12.

31
Растения твоего края

Разнообразие растений. Родной город, край, растения родного края, основные отрасли растениеводства края, Красная книга Вологодской области
Регулятивные УУД: адекватно оценивать свою работу на уроке. Познавательные УУД: знать отрасли растениеводства, научиться определять положение родного края на карте, называть растения и животных родного края, проводить наблюдения за неживой природой родного края, проводить «учет» и описание растений и животных, которые обитают на школьном дворе. Личностные УУД: стремление к повышению культуры речевого общения, к овладению приемами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и своей жизни в целом.
Коммуникативные УУД: осуществлять работу в группе, вести продуктивный диалог
Интерактивная доска,
Презентация

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
22.12.

32
Отрасли животноводства твоего края и домашние животные
Разнообразие растений. Родной город, край, растения родного края, основные отрасли животноводства края
Регулятивные УУД: адекватно оценивать свою работу на уроке. Познавательные УУД: знать отрасли животноводства, называть домашних животных родного края, называть отрасли животноводства края, презентации на эту тему. Личностные УУД: стремление к повышению культуры речевого общения, к овладению приемами творчеE°ского самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и своей жизни в целом

24.12.

33
Урок-экскурсия в краеведческий музей.
Обобщение знаний о народных промыслах края, история возникновения и развития промысла в крае, биографии известных людей в крае.
Личностные УУД: стремление к повышению культуры речевого общения, к овладению приемами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и своей жизни в целом.
Коммуникативные УУД: вести диалог, выражать свои мысли точно, четко.
Познавательные УУД: познакомиться с народными промыслами края, города. ИКТ- компетентности: поиск и выделение необходимой информации; овладение умением поиска и работы с информацией, в том числе с использованием различных средств ИКТ;


12.01.

34
Заповедные места твоего края
Охрана природных богатств . Заповедники России и Вологодской области.
Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место, определять цель выполнения заданий на уроке, определять план выполнения заданий на уроке, прогнозировать – предвосхищать результат и уровень усвоения знаний, оценивать свою работу на уроке. Познавательные УУД: знать понятие «заповедник», научиться работать с картой «Охраняемые территории», пользоваться толковым словарем, описывать заповедные и охраняемые места родного края.
Коммуникативные УУД: осуществлять работу в группе, вести продуктивный диалог
Интерактивная доска,
Презентация

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
14.01.

35
Творческий проект: «Родной край – часть великой России». Готовимся к олимпиаде.
Родной город Вологда, Вологодская область: название, основные достопримечательности. Важные сведения из истории родного края
Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место, определять цель выполнения заданий на уроке, определять план выполнения заданий на уроке, прогнозировать – предвосхищать результат и уровень усвоения знаний, оценивать свою работу на уроке. Познавательные УУД: знать историю, достопримечательности родного края, уметь составлять цепи питания между обитателями родного края, описывать водоем родного края по плану, называть растения и животных родного края, рассказывать о родной школе.
Личностные УУД: стремление к повышению культуры речевого общения, к овладению приемами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и своей жизни в целом.
Коммуникативные УУД: вести диалог, выражать свои мысли точно, четко. ИКТ- компетентности: овладение умением поиска и работы с информацией, в том числе с использованием различных средств ИКТ; кодирование информации

19.01.

36
Письмо руководителей клуба школьникам. Как устроен организм человека.
Практическая работа № 3 на тему: « Составление режима дня ученика 4 класса».

Дать общее представление о строении и основных функциях организма человека. Клетка человеческого организма, ткань органа человека
Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место, определять цель выполнения заданий на уроке, определять план выполнения заданий на уроке, прогнозировать – предвосхищать результат и уровень усвоения знаний, оценивать свою работу на уроке. Познавательные УУД: знать понятие «орган», «система органов», иметь представление о строении и значении костной системы, мышечной системы, системы пищеварения, дыхания, кровообращения, мочевой, нервной систем, научиться называть основные части человека, рассказывать о значении каждой части тела человека
. Коммуникативные УУД: осуществлять работу в группе, вести продуктивный диалог
Ноутбуки


21.01.

37
Путешествие в мир клеток
Общее представление о строении и основных функциях организма человека. Клетка человеческого организма, ткань органа человека. Размножение клеток
Регулятивные УУД: адекватно оценивать свою работу на уроке. Познавательные УУД: Знать понятие «ткань», научиться сравнивать внешний вид ткани разных органов (нервная ткань, ткань носовой полости, жировая ткань, мышечная ткань) под микроскопом.
Личностные УУД: стремление к повышению культуры речевого общения, к овладению приемами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и своей жизни в целом.
Коммуникативные УУД: вести диалог, выражать свои мысли точно, четко.

26.01.

38
Самый большой орган чувств
Общее представление о строении и основных функциях организма человека. Кожа человека, строение и функции кожи. Эпидермис. Дерма. Подкожный слой. Меланин
Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место, определять цель выполнения заданий на уроке, определять план выполнения заданий на уроке, прогнозировать – предвосхищать результат и уровень усвоения знаний, оценивать свою работу на уроке. Познавательные УУД: знать термин «кожа», строение кожи, научиться проводить простейшие опыты, рассказывать о значении кожи для организма человека, показывать на схеме структурные части кожного покрова. Коммуникативные УУД: вести диалог, выражать свои мысли точно, четко. ИКТ- компетентности: овладение умением поиска и работы с информацией, в том числе с использованием различных средств ИКТ; планирование и осуществление несложных наблюдений, сбор числовых данных, проведение опытов с помощью инструментов ИКТ.

28.01.

39
Как человек двигается

Общее представление о строении и основных функциях организма человека. Опорно-двигательный аппарат человека.
Регулятивные УУД: осуществлять взаимный контроль при работе в паре.
Познавательные УУД: знать термины «кости», «мышцы», «скелетные мышцы», «суставы», иметь представление о значении мышце-сгибателе и мышце-разгибателе, о строении костей, что кости «делают» кровь, уметь называть части скелете (череп, позвоночник), рассказывать о назначении костей скелета человека.
Коммуникативные УУД: вести диалог, выражать свои мысли точно, четко.
Анатомия. Виртуальный атлас. Строение человека»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


02.02.

40
Пищеварительная система
Общее представление о строении и основных функциях организма человека. Пищеварительная система.
Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место, определять цель выполнения заданий на уроке, определять план выполнения заданий на уроке, прогнозировать – предвосхищать результат и уровень усвоения знаний, оценивать свою работу на уроке. Познавательные УУД: знать понятия «пищеварение», «пищеварительная система», уметь выполнять правила питания, рассказывать о процессе пищеварения, называть необходимые для роста организма питательные вещества (углеводы, белки, кальций). Коммуникативные УУД: осуществлять работу в группе, вести продуктивный диалог





04.02.








41
Система кровообращения
Общее представление о строении и основных функциях организма человека. Система кровообращения.
Регулятивные УУД: осуществлять взаимный контроль при работе в паре.
Познавательные УУД: знать, что в теле человека находятся полости, занимаемые органами, научиться называть органы кровеносной системы, рассказывать о работе сердца, о циркуляции крови по организму, называть состав крови (красные и белые кровяные клетки, кровяные пластинки и плазма), рассказывать о строении сердца.
Личностные УУД: стремление к повышению культуры речевого общения, к овладению приемами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и своей жизни в целом.
Коммуникативные УУД: осуществлять работу в группе, вести продуктивный диалог

09.02.

42
Познакомимся с дыхательной системой
Общее представление о строении и основных функциях организма человека. Дыхательная система
Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место, определять цель выполнения заданий на уроке, определять план выполнения заданий на уроке, прогнозировать – предвосхищать результат и уровень усвоения знаний, оценивать свою работу на уроке. Познавательные УУД: знать, какие органы защищены грудной клеткой, понятия диафрагма, трахеи, бронхи, бронхиолы, альвеолы, капилляры, проводить простейшие опыты, называть органы системы дыхания, рассказывать о путешествии воздуха в организме человека, сравнивать вдыхаемый и выдыхаемый воздух
. Личностные УУД: стремление к повышению культуры речевого общения, к овладению приемами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и своей жизни в целом.
Коммуникативные УУД: вести диалог, выражать свои мысли точно, четко.

11.02.

43
Все о вдохе и выдохе. Береги свои легкие
Общее представление о строении и основных функциях организма человека. Дыхательная система
Регулятивные УУД: осуществлять взаимный контроль при работе в группе.
Познавательные УУД: знать, что курение вредно для каждой части организма, иметь представление о том, что легкие необходимы не только для дыхания, но и для того, чтобы говорить, уметь рассказывать о работе голосовых связок, выполнять режим дня, отказываться от вредных привычек.
Коммуникативные УУД: осуществлять работу в группе.

16.02.

44
Как почки удаляют из организма вредные вещества
Общее представление о строении и основных функциях организма человека. Почки
Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место, определять цель выполнения заданий на уроке, определять план выполнения заданий на уроке, прогнозировать – предвосхищать результат и уровень усвоения знаний, оценивать свою работу на уроке. Познавательные УУД: знать строение мочевой системы, иметь представление о роли почек, уметь называть органы мочевой системы (мочевой пузырь, почки, мочеточники, мочеиспускательный канал, почечная артерия, почечная вена).

18.02.

45
Нервная система человека
Общее представление о строении и основных функциях организма человека. Нервная система человека
Регулятивные УУД: осознавать необходимость осуществлять контроль по результату (ретроспективный), контроль результата по просьбе учителя, отличать верно выполненное задание от неверного. Познавательные УУД: знать строение нервной системы, какие сведения об окружающем мире мы получаем с помощью органов чувств, иметь представление о защитных рефлексах организма, уметь называть все органы чувств, рассказывать о строении нервной системы (головной мозг, спинной мозг, нервы). Коммуникативные УУД: вести диалог, выражать свои мысли точно, четко.

25.02.

46
Обобщение по теме «Человеческий организм». Готовимся к школьной олимпиаде
Тематическая проверочная работа№ 4 по тем: «Человеческий организм»
Общее представление о строении и основных функциях организма человека
Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место, определять цель выполнения заданий на уроке, определять план выполнения заданий на уроке, прогнозировать – предвосхищать результат и уровень усвоения знаний, оценивать свою работу на уроке. Познавательные УУД: уметь называть системы опорно-двигательного аппарата, называть органы пищеварения, кровообращения, дыхания, роль нервной системы, называть известные клетки крови. Личностные УУД: стремление к повышению культуры речевого общения, к овладению приемами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и своей жизни в целом.
Коммуникативные УУД: вести диалог, выражать свои мысли точно, четко. ИКТ- компетентности: овладение умением поиска и работы с информацией, в том числе с использованием различных средств ИКТ; планирование и осуществление несложных наблюдений, сбор числовых данных, проведение опытов с помощью инструментов ИКТ

Ноутбуки.
01.03.

47
Четвертое заседание клуба «Как мы воспринимаем окружающий мир». Спроси у носа, что такое запах
Дать общее представление о строении и основных функциях организма человека. Органы чувств
Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место, определять цель выполнения заданий на уроке, определять план выполнения заданий на уроке, прогнозировать – предвосхищать результат и уровень усвоения знаний, оценивать свою работу на уроке. Познавательные УУД: знать органы чувств, правила ухода за органом обоняния, иметь представление об органе равновесия, о строении носа, уметь готовить сообщение об органах чувств по плану, рассказывать о значении носа, проводить простейшие опыты и наблюдения.
Коммуникативные УУД: осуществлять работу в группе.

03.03.

48
Высуни язык и скажи: «А»
Общее представление о строении и основных функциях организма человека. Органы чувств
Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место, определять цель выполнения заданий на уроке, определять план выполнения заданий на уроке, прогнозировать – предвосхищать результат и уровень усвоения знаний, оценивать свою работу на уроке. Познавательные УУД: дальнейшее изучение органов чувств, обучение приемам делового общения, повторение гигиенических правил ухода за зубами и языком, проведение опытов на различение вкусов. Коммуникативные УУД: осуществлять работу в группе.

10.03.

49
«Взгляд» на глаз
Общее представление о строении и основных функциях организма человека. Органы чувств
Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место, определять цель выполнения заданий на уроке, определять план выполнения заданий на уроке, прогнозировать – предвосхищать результат и уровень усвоения знаний, оценивать свою работу на уроке. Познавательные УУД: знать о строении глаза, правила ухода за глазами, о значении глаза, проводить простейшие опыты и наблюдения
Интерактивная доска
15.03.

50 –


51
Ухо не только орган слуха.


Ухо – орган равновесия
Общее представление о строении и основных функциях организма человека.
Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место, определять цель выполнения заданий на уроке, определять план выполнения заданий на уроке, прогнозировать – предвосхищать результат и уровень усвоения знаний, оценивать свою работу на уроке. Познавательные УУД: обучение приемам делового общения, повторение правил (профилактических мер) по сохранению слуха, проведение опыта,
Личностные УУД: проявление познавательно интереса, стремление к повышению культуры речевого общения. Коммуникативные УУД: осуществлять работу в группе

17.03.


31.03.

52 –

53
Распознавание предметов путем соприкосновения с ними. Советы школьного врача
Общее представление о строении и основных функциях организма человека. Органы чувств
Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место, определять цель выполнения заданий на уроке, определять план выполнения заданий на уроке, прогнозировать – предвосхищать результат и уровень усвоения знаний, оценивать свою работу на уроке. Познавательные УУД: обучение приемам делового общения, проведение опытов, повторение профилактических мер, предупреждающих болезни, знать, как помочь человеку до приезда врача, уметь выполнять советы врача.
Коммуникативные УУД: осуществлять работу в группе.
ИКТ- компетентности: овладение умением поиска и работы с информацией, в том числе с использованием различных средств ИКТ; планирование и осуществление несложных наблюдений, сбор числовых данных, проведение опытов с помощью инструментов ИКТ




5.04.

07.04.

54
Обобщение по теме «Изучаем органы чувств». Готовимся к школьной олимпиаде
Тематическая проверочная работа № 5 по теме: « Органы чувств человека».
Общее представление о строении и основных функциях организма человека. Органы чувств
Регулятивные УУД: адекватно оценивать свою работу на уроке. Познавательные УУД: называть органы слуха, обоняния, осязания, вкуса, равновесия, зрения, называть части глаза, строение органов чувств. Коммуникативные УУД: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Личностные УУД: проявление познавательно интереса, стремление к повышению культуры речевого общения.

12.04.

55 –
56
Границы России
Россия – наша Родина. Государственная символика России. Россия на карте. Москва – столица России. Города России: названия, достопримечательности, расположение на карте. Элементарные приемы чтения карты. Морские границы России
Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место, определять цель выполнения заданий на уроке, определять план выполнения заданий на уроке, прогнозировать – предвосхищать результат и уровень усвоения знаний, оценивать свою работу на уроке. Познавательные УУД: знать границы России, с какими государствами граничит Россия, понятие «государства», уметь работать с физической картой России, называть соседние государства и их столицы, рассказывать об этих государствах, называть основные достопримечательности, исторические памятники соседних с Россией государств. Коммуникативные УУД: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Личностные УУД: проявление познавательно интереса, стремление к повышению культуры речевого общения. ИКТ- компетентности: овладение умением поиска и работы с информацией, в том числе с использованием различных средств ИКТ; умение извлекать информацию, представленную в разных формах применение методов информационного поиска; поиск и выделение необходимой информации; презентация с опорой на тезисы и иллюстративный ряд на компьютере
Интерактивная доска
14.04.
19.04.

57
Соединенные штаты Америки (США)
Элементарные приемы чтения карты.
Регулятивные УУД: адекватно оценивать свою работу на уроке. Познавательные УУД: иметь представление о терроризме, уметь работать с картой, называть основные достопримечательности, исторические памятники, называть столицу и главные города США.
Коммуникативные УУД: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Личностные УУД: проявление познавательно интереса, стремление к повышению культуры речевого общения.
Энциклопедия США
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

21.04.

58
Великобритания
«Практическая работа с картой мира» № 4.
Элементарные приемы чтения карты.
Регулятивные УУД: адекватно оценивать свою работу на уроке. Познавательные УУД: иметь представление о терроризме, уметь работать с картой, называть основные достопримечательности, исторические памятники, называть столицу и главные города Англии.
Коммуникативные УУД: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Личностные УУД: проявление познавательно интереса, стремление к повышению культуры речевого общения.

26.04.

59
Франция
Элементарные приемы чтения карты.
Регулятивные УУД: адекватно оценивать свою работу на уроке. Познавательные УУД: иметь представление о терроризме, уметь работать с картой, называть основные достопримечательности, исторические памятники, называть столицу и главные города Франции. Коммуникативные УУД: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Личностные УУД: проявление познавательно интереса, стремление к повышению культуры речевого общения.
Интерактивная доска
28.04.

60
Обобщение по теме «Путешествие по странам мира». Готовимся к школьной олимпиаде
Тематическая проверочная работа № 6 по теме: « Страны мира».
Россия – наша Родина. Государственная символика России. Россия на карте. Москва – столица России. Города России: названия, достопримечательности, расположение на карте. Элементарные приемы чтения карты.
Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место, определять цель выполнения заданий на уроке, определять план выполнения заданий на уроке, прогнозировать – предвосхищать результат и уровень усвоения знаний, оценивать свою работу на уроке. Познавательные УУД: знать сухопутные границы России с 14 государствами, уметь называть с помощью карты столицы соседних с Россией государств, называть страну, которая имеет самую протяженную сухопутную границу с Россией, и страну, имеющую с ней самую короткую границу, называть государство, расположенное на одном из материков Западного полушария, с которым Россия имеет морские границы, называть одну из областей России, которая отделена от основной части России территорией другого государства, находить и показывать на карте географические объекты, называть столицы и основные города США, Англии, Франции, их достопримечательности. Коммуникативные УУД: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Личностные УУД: проявление познавательно интереса, стремление к повышению культуры речевого общения

05.05.

61
День народного единства
Россия – наша Родина. Государственные праздники. Минин и Пожарский
Регулятивные УУД: адекватно оценивать свою работу на уроке. Познавательные УУД: знать государственные праздники России, историю создания памятника на Красной площади «Гражданину Минину и князю Пожарскому от благодарной России», уметь рассказывать об истории Москвы, возведении Кремля, о Красной площади, Спасской башне, Кремлевских курантах, о московских князьях и их победах над иноземными захватчиками, рассказывать о подвиге Минина и Пожарского. Личностные УУД: проявление познавательно интереса, стремление к повышению культуры речевого общения


10. 05

62
Москва: память о войне 1812 года
Москва – столица России. Отечественная война 1812 года
Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место, определять цель выполнения заданий на уроке, определять план выполнения заданий на уроке, прогнозировать – предвосхищать результат и уровень усвоения знаний, оценивать свою работу на уроке. Познавательные УУД: государственные праздники России, история создания памятника «Триумфальная арка», иметь представление об Отечественной войне 1812 года с французами, называть памятники, посвященные этой войне, героев
ИКТ- компетентности: овладение умением поиска и работы с информацией, в том числе с использованием различных средств ИКТ; поиск и выделение необходимой информации; конструирование небольших сообщений, в том числе с добавлением иллюстраций
Интерактивная доска
12.05.

63
Память Москвы о героях Великой Отечественной войны 1941-1945 годов
Москва - столица России
Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место, определять цель выполнения заданий на уроке, определять план выполнения заданий на уроке, прогнозировать – предвосхищать результат и уровень усвоения знаний, оценивать свою работу на уроке. Познавательные УУД: знать, когда началась и закончилась Великая Отечественная война.
Уметь: рассказывать о героях Великой Отечественной

17.05.

64
Итоговая контрольная работа
Памятники Москвы покорителям космоса
Москва - столица России
Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место, определять цель выполнения заданий на уроке, определять план выполнения заданий на уроке, прогнозировать – предвосхищать результат и уровень усвоения знаний, оценивать свою работу на уроке. Познавательные УУД: Знать: государственные праздники России; имя первого космонавта.
Уметь: рассказывать об истории освоения космоса; называть памятники, посвященные космонавтам; рассказывать о достижениях России в освоении космоса.
Личностные УУД: проявление познавательно интереса, стремление к повышению культуры речевого общения

19.05.

65
Обобщение по теме «Москва как летопись истории России». Готовимся к школьной олимпиаде
Москва - столица России
Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место, определять цель выполнения заданий на уроке, определять план выполнения заданий на уроке, прогнозировать – предвосхищать результат и уровень усвоения знаний, оценивать свою работу на уроке. Познавательные УУД: знать, когда началась и когда закончилась Великая Отечественная война. Уметь: рассказывать об истории создания памятника на Красной площади Минину и Пожарскому; называть памятник по его описанию; объяснять, кого можно назвать народным полководцем; рассказывать о Бородинской битве, используя иллюстрации учебника и стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино»; называть имя маршала, которому в октябре 1941 года была поручена оборона Москвы; рассказывать о героях Великой Отечественной войны
Ноутбуки

19 05.

66
Имя нашей страны - Россия или Российская Федерация
Россия – наша Родина. Государственная символика России. Россия на карте. Москва – столица России. Города России: названия, достопримечательности, расположение на карте. Элементарные приемы чтения карты.
Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место, определять цель выполнения заданий на уроке, определять план выполнения заданий на уроке, прогнозировать – предвосхищать результат и уровень усвоения знаний, оценивать свою работу на уроке. Познавательные УУД: знать: все названия нашего государства (Русь, Древнерусское государство, Россия); исторические столицы России; государственные символы России.
Уметь: читать наизусть Государственный гимн России; рассказывать, что изображено на Государственном гербе России; описывать Государственный флаг Российской Федерации. Личностные УУД: стремление к повышению культуры речевого общения, к овладению приемами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и своей жизни в целом.
Коммуникативные УУД: осуществлять работу в группе, вести продуктивный диалог
Интерактивная доска
24.05.

67
Основной закон страны - Конституция России. Президент России
Человек – член общества
Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место, определять цель выполнения заданий на уроке, определять план выполнения заданий на уроке, прогнозировать – предвосхищать результат и уровень усвоения знаний, оценивать свою работу на уроке. Познавательные УУД: знать, что Россия объединяет 89 равноправных членов - субъектов Российской Федерации; что главой нашего государства является Президент РФ; главные задачи парламента; понятия «федерация», «республика».
Уметь: подписывать адрес на конверте; называть Основной закон страны - Конституцию России; называть права и обязанности граждан России; объяснять, почему охрана природы является одной из важнейших обязанностей граждан; объяснять, почему государство заинтересовано в получении гражданами основного общего образования; называть имена депутатов, которые представляют интересы твоего региона в парламенте. Личностные УУД: стремление к повышению культуры речевого общения, к овладению приемами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и своей жизни в целом.
Коммуникативные УУД: осуществлять работу в группе, вести продуктивный диалог

26.05.

68
.Обобщение по теме «Мы - граждане России» или экскурсия в краеведческий музей
Обобщение по теме «Мы - граждане России» или экскурсия в краеведческий музей. Человек – член общества
Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место, определять цель выполнения заданий на уроке, определять план выполнения заданий на уроке, прогнозировать – предвосхищать результат и уровень усвоения знаний, оценивать свою работу на уроке. Познавательные УУД: знать: исторические столицы России; государственные символы России; кто является главой нашего государства.
Уметь: читать наизусть Государственный гимн России; рассказывать, что изображено на Государственном гербе России; описывать Государственный флаг Российской Федерации.
Знать историческое значение и основные достопримечательности родного города (поселка), родного края.
Уметь: показывать на карте; рассказывать об основных достопримечательностях родного города (поселка).
Личностные УУД: стремление к повышению культуры речевого общения, к овладению приемами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и своей жизни в целом.
Коммуникативные УУД: осуществлять работу в группе, вести продуктивный диалог ИКТ- компетентности: поиск и выделение необходимой информации; овладение умением поиска и работы с информацией, в том числе с использованием различных средств ИКТ;


31.05.






15