Открытый урок по чтению во 2 классе Картины весны в стихотворениях А. Н. Плещеева «Весна», «Сельская песенка».

Открытый урок по литературному чтению, проведенный во 2 д классе Некрашевич Елизаветой Олеговной 16 марта 2016 г.

Тема: Картины весны в стихотворениях А. Н. Плещеева «Весна», «Сельская песенка».
Цель: Создать условия для заучивания наизусть и чтения стихотворения приёмами понимания и анализа с соблюдением интонации, тона, темпа и громкости речи, соответствующих содержанию текста.

Задачи:
используя разные виды работы с текстом ( работа с картинным планом, работа с трудными словами, работа над выразительностью чтения ) добиться, чтобы каждый ученик смог выразительно прочитать стихотворение (соблюдал логические паузы, выделял значимые слова, подбирал правильную интонацию, акцентировал внимание на знаках препинания );
добиться, чтобы большинство учащихся смогли выучить стихотворение на уроке, используя картинный план;
продолжить формировать умение работать со словарями;
продолжить формировать умение сотрудничать (работа командой, в парах).

Оборудование: учебник «Литературное чтение», микроскопы, почки деревьев, рисунки детей, мультимедийная презентация, словарь, черновики.








Ход урока
1. Актуализация знаний и определение темы урока.
- Ребята, посмотрите пожалуйста на парту. Скажите, что это такое я вам положила на белый листочек? (почки) - А где мы в природе можем встретить почку? (на деревьях, кустарниках) - А в какое время года мы можем увидеть почку? ( зимой и весной) - Ребята, оказывается зимой почки спят. А как вы думаете, что они делают весной? Что с ними происходит? ( Почки пробуждаются, начинают раскрываться ) - Как вы думаете, что находится внутри почки ? (маленькие листочки) - А хотелось бы вам увидеть эти маленькие спящие листочки? (да) - А вы не догадываетесь для чего я для вас приготовила микроскопы? ( Мы будем рассматривать почку) - Давайте мы сейчас с вами раскроем пальчиками эту почку и рассмотрим ее под микроскопом. - Итак, что же вы там увидели? ( что-то зеленое, красивое, капельки воды ) - А какие еще признаки весны вы знаете? (Тает снег, становится теплее, часто светит солнце, прилетают птицы) - Молодцы. А почему мы именно на уроке чтения заговорили о весне и её признаках? (Мы познакомимся с произведением о весне)
2. Знакомство с автором А.Н. Плещеевым. - Ребята, скажите, а знаете ли вы каких-нибудь поэтов, которые писали о весне ? Ф. Тютчев, А. Пушкин) - А сегодня мы с вами познакомимся еще с одним поэтом и его произведениями. Это Алексей Николаевич Плещеев. Посмотрите на слайд (1). Это его портрет. Егор сегодня для нас подготовил небольшое сообщение об этом поэте. Вы внимательно слушайте и потом скажите, что нового вы узнали. ( Алексей Николаевич Плещеев родился 200 лет назад - поэт, переводчик. Детство поэта прошло в Нижнем Новгороде. Воспитанием занималась его мама, Елена Александровна, которая сумела дать сыну хорошее образование. Алексей Николаевич написал достаточно много произведений не только для детей, но и для взрослых. ) - Итак, сколько же лет назад жил А. Н. Плещеев? ( 200 лет назад ) - А для кого он писал ? (Для детей и для взрослых) - Хорошо, молодцы.


3. Работа со стихотворением «Весна» до чтения.
- Итак, а сейчас мы услышим первое стихотворение А. Плещеева «Весна». А подготовил его нам Саша. А во время прослушивания попробуйте догадаться о какой весне будет идти речь, о ранней или поздней? И почему? - Саша , спасибо. Ты читал выразительно, без ошибок, выбрал правильный темп чтения и интонацию. - О какой же весне шла речь в стихотворении? (о ранней) - Почему? Докажите. (Тает снег, т.е. снег еще лежит, а во время поздней весны снега уже нет)

4. Словарная работа над текстом.
1) Чтение текста детьми про себя. - Ребята, давайте откроем содержание нашего учебника и найдем стихотворение А. Н. Плещеева «Весна». - На какой странице находится это стихотворение? (На стр. 112) - Давайте откроем эту страничку. - Как вы думаете, чему мы сегодня будем учиться? ( Будем учиться выразительно читать ( расставлять паузы, выделять главные слова, соблюдать правильную интонацию и темп) ) - Итак, прочитайте про себя это стихотворение и простым карандашом подчеркните слова, которые вам непонятны. 2) Работа со словами. - Какие слова вам показались непонятными? Лазурь – светло-синий цвет, синева. (Слайд 2 это чисто голубое небо, без единого облака) - Ребята, а как вы понимаете вот эти слова ? Миновала – прошла.( слайд 3 ) Повеяло – подуло. (слайд 3) Буря – очень сильный ветер на суше или на море.(слайд 3) Метель – это тоже сильный ветер, но только со снегом.(слайд 3) - Ребята, а для чего мы с вами поработали над этими словами? (Чтобы был понятен смысл стихотворения)
5. Работа с текстом и картинным планом. 1) Работа над выразительностью стихотворения. - Давайте поработаем со стихотворением. Как вы думаете, что мы будем сейчас делать? (Расставлять паузы, выделять главные слова, выбирать правильную интонацию) - Возьмите в руки простой карандаш. Читаем 1-ю строчку2-у строчку и т.д. - С каким настроением мы будем читать это стихотворение? Почему? (Радостно и весело, потому что все тает, наступает приход весны, вся живая природа пробуждается)
- Давайте попробуем прочитать это стихотворение.
Фзкультминутка Раз - подняться, потянуться, Два - нагнуться, разогнуться, Три - в ладоши, три хлопка, Головою три кивка. На четыре - руки шире, Пять - руками помахать, Шесть - на место тихо сесть.

Мишка вылез из берлоги, Огляделся на пороге, (повороты влево и вправо) Потянулся он со сна: (потягивание рук вверх) К нам опять пришла весна! Чтоб скорей набраться сил, Головой медведь крутил (вращение головой) Наклонялся взад, вперед (наклоны) Вот он по лесу идет (ходьба вперевалочку) Ищет мишка корешки, (наклоны вперед) И трухлявые пеньки. В них съедобные личинки – Для медведя – витаминки. Наконец медведь наелся, И на бревнышке уселся (садимся)
2) Работа с картинным планом. - Внимательно рассмотрите иллюстрации, которые висят на доске. - Здесь есть иллюстрации, которые подходят к нашему стихотворению и те, которые не подходят. Найдите те, которые не подходят. ( На доске расположены картины, которые подходят к стих-ю и те, которые не подходят. Ученики по желанию подходят к доске и убирают лишние картины, доказывая свой выбор)
- Итак, мы с вами отобрали неподходящие нам рисунки. - А теперь давайте попробуем составить иллюстрации так, чтобы они подходили к каждой строчке стихотворения. - Читаем 1-ю строчку. (Рисунок №1 )( Слайд 4 ) -Читаем 2-ую строчку. (Рисунок №2 ) (Слайд 4 ) -Читаем 3-ю строчку. (Рисунок №3 ) (Слайд 4 ) -Читаем 4-ю строчку. (Рисунок №4 ) (Слайд 4 ) и т.д. - Ну вот мы выстроили с вами цепочку рисунков, привязанных к каждой строчке стихотворения. - Ребята, как вы думаете , а для чего мы сейчас с вами проделали эту работу? ( Для того, чтобы выстроить план из рисунков, чтобы проще было запомнить стихотворение, выучить его)
- А сейчас давайте попробуем это стихотворение выучить наизусть прямо на уроке. - Итак, сейчас я вам буду показывать иллюстрацию, а вы будете хором читать ту строчку, которая подходит к этой иллюстрации.
1 рисунок – Уж тает снег, бегут ручьи 2 рисунок – В окно повеяло весною 3 рисунок – Засвищут скоро соловьи, 4 рисунок – И лес оденется листвою. 5 рисунок – Чиста небесная лазурь, 6 рисунок – Теплей и ярче солнце стало, 7 рисунок – Пора метелей злых и бурь Опять надолго миновала - Давайте , прослушаем аудиозапись этого стихотворения, который будет читать нам артист, для того, чтобы нам еще лучше запомнить это стихотворение. Прослушивание аудиозаписи А. Н. Плещеев «Весна». - Итак, даю вам еще 1 минутку, для того, чтобы подготовить чтение наизусть. - Кто желает рассказать стихотворение наизусть? ( Выступает несколько учеников )
6.Работа со стихотворением «Сельская песенка» 1) Прослушивание аудиозаписи «Сельская песенка». - Прослушайте аудиозапись и скажите знакомо ли вам это стихотворение. ( Включаю аудиозапись «Сельская песенка») - Кто слышал уже это стихотворение? (Из сказки «12 месяцев») 2) Работа с содержанием стихотворения. Словарная работа. - На стр. 113 представлено это стихотворение. Прочитайте его про себя и скажите, почему оно так названо? (Предположения детей) - Внимательно посмотрите текст стихотворения, какое слово нам поможет сказать о том, что это «Сельская песенка»? (сени) - А что такое «сени»? Где мы можем посмотреть это слово? ( В словаре.) Сени – нежилая часть деревенского дома ( Ученик ищет слово в словаре ) - Хорошо. 3) Работа с пиктограммами.
- Сегодня мы будем работать с пиктограммами по этому стихотворению. - Кто помнит, что такое пиктограмма? ( Пиктограмма – это схематическое изображение каких-то предметов, явлений; знак ) - Как вы думаете для чего нам понадобится этот прием? (Будем подбирать пиктограммы к строчкам стихотворения, для дальнейшего заучивания)
Работа с 1-м четверостишием. - Итак, давайте поработаем с первым четверостишием. Прочитайте его про себя и попробуйте на черновиках составить пиктограммы. А Ангелина пойдет проделает эту работу на доске. - Давайте обсудим то, что выполнила Ангелина. ( Обсуждаем с учениками кто согласен и не согласен и почему ) - Попробуем прочитать по своим пиктограммам 1-ое четверостишие. (Спрашиваю несколько учеников)
Работа со 2-м четверостишием. - Поработаем со 2-м четверостишием. Кто желает выйти к доске?




7.Итог урока. Домашнее задание. Выставление оценок. - Ребята, с каким автором мы сегодня с вами познакомились? ( А. Н. Плещеев ) - С какими произведениями мы познакомились сегодня? ( «Весна», «Сельская песенка» ) - Что вам больше всего понравилось на уроке? - Кто доволен своей работой сегодня на уроке покажите на светофоре зеленый свет. - Кто считает, что у него сегодня что-то не получилось на уроке, покажи красный свет. - Какие советы мы дадим этим ребятам? (Стараться работать на уроке, больше работать над выразительностью чтения) - Как вы думаете, какое домашнее задание вас ожидает? ( Доделать пиктограммы к стихотворению «Сельская песенка» и выучить наизусть стихотворение «Весна» ). - Спасибо за урок. Урок окончен.
15