Интегрированный урок русского языка и литературы в 6 классе «С русским языком можно творить чудеса» (К. Паустовский) («Употребление глаголов в произведениях И. Баукова и К. Паустовского»)


В. Н. Крашенинникова

Интегрированный урок русского языка и литературы в 6 классе
«С русским языком можно творить чудеса» (К. Паустовский)
(«Употребление глаголов в произведениях
И. Баукова и К. Паустовского»)
Цель: расширить представления учащихся о коммуникативной и эмоционально-выразительной роли глаголов в речи.
Задачи:
закрепить знания учащихся об употреблении глаголов в художественных произведениях и конкретных жизненных ситуациях;
развивать коммуникативные умения и навыки учащихся в процессе самостоятельной творческой деятельности;
развивать речевую культуру учащихся;
воспитывать любовь к родине, природе, языку.
Оборудование: карточки с заданиями; «Времена года» П. И. Чайковского, слайды, выполненные в программе Microsoft Power Point.
Ход урока.
Мотивация урока.
Учитель. Сегодня у нас с вами будет необычный урок: мы совершим путешествие в мир художественного слова. Мы продолжим знакомиться с творчеством писателей, которых объединяет очень многое и, прежде всего, – их неразрывная связь с нашим рязанским краем. Во время путешествия нам понадобятся знания, полученные на уроках русского языка, и особенно знание глагола. Очень хотелось бы, чтобы в конце нашего путешествия вы убедились в истинности слов К. Паустовского, сказавшего: «С русским языком можно творить чудеса».
Повторение темы «Глагол».
Устная работа со стихотворением рязанского поэта И. Баукова «Говори мне о России».
Говори мне о России
Говори о звездной ночи,
О березах, об осинах.
Говори, о чем захочешь,
Лишь бы только о России.
Лишь бы только за беседой
Отдохнул я от чужбины.
Говори мне о соседях,
Говори мне о рябине.
Говори о черных пашнях,
О высоком темном боре,
Говори о реках наших,
Что играют на просторе.
Говори мне об угодьях,
О лесных тропинках узких,
О весеннем половодье,
О раздолье нашем русском.
Говори о звездной ночи,
О рязанском небе синем.
Говори, о чем захочешь,
Лишь бы только о России.
Задания к прочитанному стихотворению.
1.Выразительно прочитайте стихотворение вслух.2.Каким настроением оно проникнуто?
3.Какие глаголы употреблены в стихотворении? Определите их наклонение.
Беседа по вопросам.
В стихотворении 9 раз встречается глагол «говори». Является ли это стилистической ошибкой? (Нет, повтор является особым художественным приемом в литературе).
Почему поэт повторяет это слово? (Он взволнован). Да, в художественном тексте мастера лексические повторы – это средство создания выразительности речи: тон повествования становится более эмоциональным, взволнованным.  
В каком наклонения употреблен глагол «говори»? (В повелительном). В каком числе? (В единственном). Какую функцию он выполняет? (Создает ощущение беседы с читателем, активизирует его внимание).
Какие еще глаголы употребляются в стихотворении? («Захочешь», «отдохнул бы»). Докажите, что это глаголы.
В каком значении употреблен глагол «отдохнул бы»: в прямом или переносном? Подберите синонимы к слову «отдохнуть». (Отвлечься, переключиться, забыться). Почему именно это слово использует автор? (Ему очень тяжело находиться вдали от родины). Подберите антонимы к слову «отдохнуть». (Устать, утомиться, измучиться, изнемочь, намаяться). Автор устал, измучился, испытывая тоску по России.
В каком наклонении употреблен глагол «отдохнуть»? (В условном). Почему этот глагол употреблен именно в условном наклонении? (У автора не было возможности «отдохнуть» сейчас). Захочешь – разноспрягаемый глагол изъявительного наклонения.
Письменная работа со стихотворением.
Подчеркните глаголы как члены предложения.
Беседа по вопросам. В чем особенность грамматических основ? (В некоторых предложениях нет подлежащего). Перестройте предложения так, чтобы в грамматическую основу входило подлежащее. Что изменилось? Предложения без подлежащего более лаконичны, придают динамичность повествованию.
Обратите внимание на глагол «играет». Что обозначает выражение «река играет»? Какое средство выразительности используется? (Метафора). Подберите синонимы. (Сверкает, блестит, блистает, сияет, искрится, переливается). Почему поэт использовал именно это слово? В чем особенность его значения? (Поэт говорит о реке как о живом существе).
Почему повторяются первые строки?
Моделирование ситуации. Предположите, в какой ситуации находится герой стихотворения? Кому оно может быть адресовано?
Рассказ учителя о поэте.
Иван Петрович Бауков родился в маленьком, прижавшемся к кромке мещерских лесов селе Старикове, что в десяти километрах от села Ижевского, где он и учился. Позже поэт вспоминал: «Село Ижевское очень красивое. Расположено оно вдоль большого озера, которое, как и село, протянулось на целых семь верст. А справа за озером раскинулись самые прекрасные в России ижевские заливные луга до самой Оки. В это село я бегал в школу крестьянской молодежи. И сейчас еще стоит в моих глазах картина: снег, мороз скрипит под валенками, звездное небо; я бегу из школы в свое село, а зайцы в стороне от дороги бегут к садам и огородам».
Это стихотворение создано в апреле 1945 года, на пороге Победы. Бауков прошел войну от первого до последнего дня. Строки стихотворения звучат как доверительный разговор с другом. Внешне простые, стихи Баукова несут в себе глубокую мысль и подлинные чувства.
Вывод. Какова же идея стихотворения, его главная мысль? (Поэт передает в стихотворении тоску по родине, по России).
Физминутка.
Слово учителя.Это стихотворение напомнило мне другие строки, строки, написанные другим писателем, чья жизнь тоже связана с рязанской землей, - К. Г. Паустовским. Паустовский родился в Москве, но на протяжении двух десятилетий приезжал в Солотчу, там были написаны его лучшие произведения. Во время Великой Отечественной войны Паустовский был корреспондентом на Южном фронте, по сути дела таким же солдатом. Позже он писал, что никогда с такой остротой не вспоминал наш рязанский край, как на войне. Он ловил себя на том, что нетерпеливо ждет ночи, когда, лежа в кузове машины и укрывшись шинелью, сможет вернуться мыслью к своим любимым местам и пройти по ним медленно, вдыхая сосновый воздух. Паустовский говорил себе: «Сегодня я пойду на Черное озеро, а завтра, если буду жив, на берега Пры или на Требухино». (Показ слайдов).
Комментируемое письмо (комментирование указанных орфограмм и пунктограмм в отрывке из воспоминаний К. Г. Паустовского).
Между сосенок на песча…ой земле р…стет высокая сухая трава. Сер…дина каждой тр…винки с…дая, а кр…я темно (зеленые). Эта тр…ва реж…т руки. Тут же цв…тет много ж…лтых бе…смертников и белой п…хучей гвоздики. А под соснами в…днеются м…лочные м…слюки.
За с…сняком начина…т…ся высокий бор. По его краю идет з…росшая д…рога.
К. Г. Паустовский.
Между сосенок на песчаной земле растет высокая сухая трава. Середина каждой травинки седая, а края темно-зеленые. Эта трава режет руки. Тут же цветет много желтых бессмертников и белой пахучей гвоздики. А под соснами виднеются молочные маслюки.
За сосняком начинается высокий бор. По его краю идет заросшая дорога.
К. Г. Паустовский.
Фронтальная беседа с классом по записанному тексту.
Какую картину представляете вы, читая текст?
Что видел Паустовский во время своего мысленного путешествия? (Травинки, бор и т. д.).
3.Прочитайте внимательнее еще раз отрывок и скажите: что запомнилось писателю еще, кроме внешнего вида растений, дороги? (Запах гвоздики). Ему представлялись не только предметы, явления, но и лесные запахи. Он видел, чувствовал запах гвоздики.
4.В каком времени употреблены глаголы в рассказе о прошедших событиях? (В настоящем времени).
Трансформация текста.
Давайте проведем эксперимент: заменим глаголы настоящего времени глаголами прошедшего времени. Вариант трансформации текста:
Между сосенок на песчаной земле росла высокая сухая трава. Середина каждой травинки седая, а края темно-зеленые. Эта трава резала руки. Тут же цвело много желтых бессмертников и белой пахучей гвоздики. А под соснами виднелись молочные маслюки.
За сосняком начинался высокий бор. По его краю шла заросшая дорога.
Прочитаем измененный текст. Возможна ли такая замена? (Да.) А какой текст выразительней? Обязательно ли было автору употреблять в тексте формы настоящего времени, ведь речь идет о прошедших событиях? (Выразительней текст с глаголами настоящего времени. Паустовский использует глаголы в настоящем времени для большей живости и наглядности изображения прошедших событий, словно путешествие по лесу происходит сейчас, в настоящее время).
Каков вид употребленных глаголов? (Несовершенный вид). Употребление глаголов несовершенного вида делает повествование более размеренным. Читателю понятно: события повторяются, они неоднократные.
Обратите внимание на глагол «режет». О чем говорит это выражение - «трава режет руки»? (Паустовский помнит даже свои ощущения). Каждый ли человек так подробно может описать свои ощущения? (Только неравнодушный, наблюдательный, любящий природу, родину).
В прямом или переносом значении употреблен глагол «идет»? (В переносном). Приведите пример, когда он использован в прямом значении. Что мы поняли, прочитав этот отрывок из воспоминаний Паустовского? (Он передает щемящую тоску писателя по родным местам). Почему мы уверены в том, что Паустовский скучает по родному краю?
Обобщение в конце урока Вывод. Что объединяет два произведения? (Авторы скучают по родному краю, любят его). Что отличает? (Одно взволнованное, другое более спокойное). Что придает взволнованность первому стихотворению? Спокойный тон - второму? (Использование различных форм глаголов). Глаголы создают ритм произведения. Для чего мы изучаем русский язык? (Не только для того, чтобы научиться грамотно писать, но и для того, чтобы научиться правильно говорить самим и понимать то, что говорят другие, в том числе писатели и поэты, которые учат читателя видеть, слышать природу, тонко ее чувствовать).
6. Работа по моделированию речевой ситуации и составление собственного текста с учетом заданной речевой ситуации.
Создание миниатюры по данному началу: «Когда я нахожусь вдали от родного дома, я…» Слова для справок: я вспоминаю, думаю, мечтаю, вижу, слышу, представляю, скучаю.
Проверка.
Итог урока. Надеюсь, что вы убедились в истинности слов К. Паустовского,
сказавшего: «С русским языком можно творить чудеса».
Наше путешествие в мир художественного слова сегодня не заканчивается. Мы будем продолжать постигать красоту и выразительность русской речи. И, конечно же, будем продолжать знакомиться с творчеством рязанских писателей.
Что интересного и нового мы открыли?
Какие затруднения встречались на уроке?
Чему научились?
Какие задания вызвали наибольший интерес?
Что особенно понравилось? Понравился вам урок?
Оценка работы учащихся на уроке.
Домашнее задание.
Литература. На выбор. 1. Выучить наизусть стихотворение или прозаический отрывок. 2. Отработать выразительное чтение текстов.