Природа и человек в русской поэзии, живописи и музыке..


№ Этапы урока Содержание урока: деятельность учителя и ученика Оценивание
Что оценивается Чем оценивается
I Представление Здравствуйте, ребята. Я надеюсь, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения. Тема интересная и совсем нетрудная.
Объявление темы и целей урока. Тема урока: «Природа и человек в русской поэзии, живописи и музыке».
Цель урока: выявить, как образы русской природы и человек запечатлены в поэзии, музыке, живописи; Задачи:
мы будем читать стихи русских поэтов, находить в них средства художественной изобразительности, научимся выделять красоту природы в произведениях живописи, послушаем композиции известных композиторов и постараемся понять, как в музыке отображается человек и природа.
Постараемся увидеть, как отображается в стихах поэтов, в картинах художников, в музыке композиторов природа и человек. Уровень мобилизации воли, концентрация внимания.
Звучит песня «У природы нет плохой погоды».
Наблюдение, анализ
Слайд-1
Слайд-2
II Актуализация. ЗУН Хотелось бы начать урок со слов Н. Заболоцкого: «Природа для поэзии, живописи и музыки-зеркало, в котором она яснее видит свой облик». -Как вы понимаете значение данных слов? И действительно, ребята, через стихи, картины и музыку природа видит свой облик. Наблюдая за природой, мы замечаем, как происходит смена времен года, как прекрасны сады, поля. Слушая музыку, слышим отзвуки самых проникновенных человеческих переживаний. Композиторами написано много песен, образы которых навеяны природой. -Скажите, какие стихи вы учили , знаете о природе? А авторов, вы помните? ( Н. Заболоцкий, А. Пушкин, С. Есенин, Ф.Тютчев, А.Фет…) -А какие названия картин о природе вы знаете?( «Грачи прилетели» Саврасова, «Весна, «Большая вода» , «Март» Левитана, «Рубка леса», «Корабельная роща», «Рожь», «Золотая осень». -Чем привлекают ваше внимание картины о природе?
Вывод: На картинах русских художников можно увидеть красоту и величие природы. Слушают учителя. Слайд-3
Ответы на вопросы.
III
IV
V
VI
VII
Развитие.
Интегрирование.
Рефлексия.
Оценивание.
Домашнее задание. Обратите внимание на доску. Здесь вывешены портреты известных художников, репродукции картин живописцев, также наши учебники «Великие художники», портреты русских поэтов.
-А сейчас послушаем наших девочек, которые нам подготовили стихи.( девочки рассказывают стихи, выделяют важное, средства выразительности, показывают свои рисунки). -Понравились работы девочек? Что именно?
Задание-1
А сейчас, ребята, откройте учебники на стр.293 и найдите стихотворение А. Пушкина «В поле чистом серебрится ». В данном стихотворении есть слова, значения которых вам непонятны.
Рябой - с пятнами другого цвета, пестрый. Ямщик - тот, кто правит лошадьми в упряжке. Столбовая дорога – широкая дорога со столбами, где указаны версты (км). Лучина – щепка палочка, зажигалась вместо свечки. Прочитайте самостоятельно стихотворение. -Какое время года описывается в стихотворении? (зима) -Какие чувства у вас вызывает стихотворение? -Какую зиму описывает поэт? Назовите ключевые слова. -Как вы думаете, кто сидит в кибитке?( ямщик) -А кто просит ямщика петь песню?(человек) -Здесь есть человек? (да, есть) Кто тогда сидит за ямщиком?(путник) - Почему он просит петь?(ему скучно) А от чего ему скучно?( он, наверное, тоскует по своим родным, близким, по родине) Да, ребята, может быть, он только что расстался со своим близким, а может быть, он возвращается, и так давно он не видел своих родных. -Какую песню просит спеть ямщика? « Пой лучинушка, лучина, Что же не светло горишь..?) -Какое состояние человека и природы отображается в стихотворении? -Какие средства выразительности поэт использует в стихотворении? (эпитеты- волнистый, рябой, тьма ночная, поле чистом, месяц ясный; метафоры-светит хладно, грустен ветра) -В каком значении они употреблены?(в переносном) -Какая картина возникает в вашем воображении? ( картина заснеженной дороги, звон бубенцов, тройка, большая дорога) -Соотнесите стихотворение с иллюстрацией в вашем учебнике. -Найдите те слова, сочетания слов, которые соотносятся с иллюстрацией.(ямщик, светит месяц, тройка мчится, месяц ясный светит хладно, грустен ветра вой) -Как здесь автор отображает состояние природы и человека? (поэт через природу изображает свое настроение, грусть, тоску, дорогу скучную, тьму ночную) Вывод: поэты через слова, а художники через краски изображают свою любовь к природе.
Задание-2 -А сейчас, ребята , обратите внимание на репродукции картины и соотнесите их с содержанием стиха. Какие репродукции отражают смысл стиха? Назовите их. Владимир Марков «Зима», «Тройка лошадей» Ирина, Н.Алекс. Шумилкин «Тройка». -Что вы в них видите? ( снег рябой, дорога широкая, заснеженная, чувствуется скука путника) -Какие чувства переданы через картины, настроение? -Смог ли так четко, ясно, красочно описать художник зиму? (да, через краски, цвета смог выразить зиму) -А как поэту удалось показать? (через слово) -Можно ли понять, что чувствовал художник , когда он рисовал картину? -Можно ли узнать, как? Есть ли здесь человек? -Как состояние человека и природы отображается на репродукции? Вывод: Природа и человек взаимосвязаны и картина всегда выражает человеческие чувства. Обратите внимание на слова Н. Рыленкова : « Здесь мало увидеть, Здесь надо всмотреться, Чтоб ясной любовью Наполнилось сердце». -Как вы понимаете слова? До сих пор читали стихи, рассматривали репродукции. Но сейчас предлагаю послушать внимательно пьесу сборника Петра Чайковского «Времена года». Вам необходимо быть внимательным, догадайтесь, какое время года здесь описывается, что вы может сказать? -Какие чувства вызывает у вас эта музыка? -С каким временем года соотнесете песню?(зима) -Как вы догадались? -Как менялась мелодия? -Что вы слышали? ( стук копыт, звон бубенцов, песня ямщика) -Что вы представляли, слушая музыку? ( большую заснеженную дорогу, вой ветра, звон бубенцов, шаги тройки) -Есть связь с природой? -Как это удалось композитору?
Задание-3 Движениями рук передайте пластический образ стихотворения. Трудно было? Вывод: композитор смог передать через звуки мелодии свою любовь, свое творчество, вдохновение к живой природе, связь природы с человеком. Обращаю ваше внимание на следующие слова Н. Рыленкова: « Здесь мало услышать, Здесь вслушаться нужно, Чтоб в душу созвучья, Нахлынули дружно». - Как вы понимаете значение слов?
Задание-4 А теперь, ребята, поработаем по рядам. Каждый ряд получил разные стихи разных поэтов. Ваша задача, прочитать, выписать средства выразительности, с помощью которых поэт выразил свои чувства, мысли, любовь, отношение к природе. Вывод: Каждый поэт сумел через слово, через средства выразительности выразить свои чувства, свою любовь, переживания. -Какова роль таких слов в стихах? ( Данные слова помогают точнее, красивее, выразительнее ,ярче, живее выразить любовь к природе)
Задание- 5 Составьте синквейн со словами: природа, картина, музыка, стихотворение. Хочу акцентировать ваше внимание на следующие слова Н.Заболоцкого: « В очарованье русского пейзажа Есть подлинная радость, но она Открыта не для каждого и даже Не каждому художнику видна» -Согласны ли вы с такими словами? -Что дома вы сегодня расскажете своим родителям?
Вывод: Природа всегда была источником вдохновения, источником живительной силы одаренной русской души. Она широко отражена в искусстве- краской, словом, мелодией.

Подведем итоги: докончите мысль: « Поэт через слово, художник через краски, композитор через звуки мелодии …».
-Что вы узнали сегодня? Что вам понравилось? Что вам удалось? Техника ПОПС
Чемодан, мясорубка, корзина
На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины.

Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.

Мясорубка – информацию переработаю.

Корзина – всё выброшу.
Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке.
Мы надеемся, что прозвучавщие стихи,музыка Свиридова, Чайковского, М. Таривердиеваподарили вам частицу красоты, тепла, добра,мудрости и крупицу человечности и надежды на то,что мы будем счастливы, если будем любить иохранять родную природу.
Выучить стихотворение наизусть. Передать прозой содержание стиха. Проиллюстрировать стихотворение. Предварительная подготовка.
Работа по учебнику. Слушают чтение стиха.
Словарная работа.
Чтение стиха.
Работа со стихотворением.
Выделение выразительных средств.
Знание художественных особенностей.

Умение анализировать стихотворение.
Работа с репродукциями (внимание на доску).
Композиция П. И.Чайковского «Времена года» «Тройка. Ноябрь».
Уровень мобилизации воли, концентрация внимания.
Делают выводы.
Работа по рядам.
Уровень мобилизации воли, концентрация внимания (на фоне музыки «Зимняя сказка» муз. М. Таривердиева)Ответы учащихся. Слайд-4
Ответы учащихся.
Умение включаться в обсуждение.
Слайд-5
Ответы учащихся.
Слайд-6
Правильное изложение собственной точки зрения.

Слайд-7
Умение логически мыслить.
Слайд-8
Слайд-9
Умение рассуждать.
Слайд-10

Министерство Просвещения Республики Молдова
Главное Управление Образования АТО Гагаузия Теоретический лицей с. Баурчи Дидактический проект урока
Тема: «Природа и человек в русской поэзии, живописи и музыке».
Учитель: Тельпиз С Класс: 5-А
2016-2017 уч. год
Дидактический проект урока по литературе.
Дата: 02.12.2016г. Учебное заведение: Теоретический лицей с. Баурчи Учитель: Тельпиз Светлана Петровна Класс: 5 Тема: «Природа и человек в русской поэзии, живописи и музыке». Тип урока: усвоение нового материала. Субкомпетенции: знать художественные особенности, смысловое содержание поэтического текста; суметь сопоставлять стихи, находить связь с живописью, музыкой; уметь читать выразительно, с интонацией; умение работать самостоятельно с текстом, репродуцировать; умение выделять главное, выразить свою мысль; умение находить художественные средства в поэтическом тексте; быть способным поддерживать диалог с одноклассниками; проявлять уважение и толерантность друг к другу. Цели урока: выявить, как образы русской природы запечатлены в поэзии, музыке, живописи; воспитывать уважительное отношение друг к другу, умение оценивать свою работу и работу одноклассников. Оборудование: учебник «Русский язык и литература, 5 класс» под ред. Ф.М.Горленко, Т.Н.Сузанской, доска, презентация ppt., музыкальное произведения П. И. Чайковского «Времена года» «Тройка. Ноябрь», « Весна. Март», Вивальди «Весна» из кинофильма «Служебный роман», «Зимняя сказка» муз. М. Таривердиева, репродукции картин русских пейзажистов, коллекция книг «Великие художники».