Интегрированный урок Образ Матери в поэзии и живописи


Интегрированный урок «Образ Матери в поэзии и живописи»
Цели:
1. Посредством поэзии и живописи показать важность изображаемого образа.
2. Показать связь видов искусства.
3. Воспитание любви и уважения к Матери.
Ход урока: Ребята, закройте глаза, представьте два цвета, когда я произнесу слово… «мама»
Какие цвета вы представили?
Мы с вами уже знаем, что, литература и живопись живут очень дружно и охотно помогают друг другу. Изобразительное искусство вдохновляет поэтов и писателей. В искусстве есть великие, вечные темы. Тема материнства от века к веку волновала поэтов и художников всех народов. Эта тема близка каждому человеку. (Слайд 1)
- Образ матери - великая тема искусства. Она и является темой нашего занятия.
- Эпиграфом к нему я взяла такие слова: (Слайд 2)
Я верю, что женщина - чудо такое,
Какого на Млечном пути не сыскать,И если "любимая" - слово святое,
То трижды священное - "женщина - мать!"
- Созданная великим итальянским художником Рафаэлем "Сикстинская мадонна" - одна из самых прекрасных картин на земле. "Сикстинская мадонна" (Слайд 3)
- Внимательно вглядитесь в картину Рафаэля «Сикстинская мадонна». На ней изображена прекрасная молодая женщина с ребенком на руках, которая легко ступает по облакам навстречу своей трагической судьбе: Мария должна отдать своего сына Христа на страдания и муку, чтобы все люди были счастливы. Прекрасные глаза матери печальны. Рафаэль славит величие женщины, способной во имя высшего долга пойти на жертву. (Слайд 4) Не на троне - на Ее руке, Левой ручкой обнимая шею, -Взор во взор, щекой припав к щеке, Неотступно требует... Немею, Нет ни сил, ни слов на языке...
Собранный в зверином напряженьиЛьвенок-Сфинкс к плечу Ее прирос,
К Ней прильнул и замер без движенья,
Весь - порыв, и воля, и вопрос.
А Она в тревоге и в печали
Через зыбь грядущую глядит
В мировые рдеющие дали,
Где закат пожарами повит.
И такое скорбное волненье
В чистых девичьих чертах, что Лик
В пламени молитвы каждый миг Как живой меняет выраженье.
М.Волошин
Мария — идеал материнства. Художник в своих картинах воспевает красоту, женственность, нежность, бескорыстие матери. Перед ними склонились Святая Варвара и Святой Сикст (отсюда и название картины "Сикстинская мадонна"). Все латинские молитвы, обращённые к матери Христа, начинаются словами "Аве Мария", что значит "Славься, Мария". (Слайд 5) Аве, Мария - лампада тиха,
В сердце готовы четыре стиха:
Чистая дева, скорбящая мать,
Душу проникла твоя благодать.
Неба царица, не в блеске лучей –
В тихом предстань сновидении ей!
Аве, Мария - лампада тиха,
Я прошептал все четыре стиха.
А. Фет
- Средневековое искусство европейских стран невозможно представить без широко запечатленного образа Богоматери. В Западной Европе он был связан с культом мадонны, а на Руси — с Богородицей. Одним из лучших образов византийской живописи является икона «Владимирская Богоматерь». (Слайд 6)
Младенец нежно прижимается личиком к материнской щеке и обвивает рукой ее шею. Детские глаза устремлены к Матери, они словно ищут у нее защиты. На ее строгом лице затаились тревога и печаль. При всей материнской нежности в ее облике чувствуется сознание неизбежной жертвенности.
В русской православной церкви есть молитва, обращённая к матери "Богородице Дево, радуйся". Вот уже две тысячи лет воспевается образ Божией Матери. Богородице посвящают свои творения художники и скульпторы, поэты и композиторы. Недаром среди многих обращений к Богородице - Дева Мария, Царица Небесная, Мадонна - есть обращение: Воспетая. (Слайд 7)
Стихотворение Александра Яшина "Молитва матери".
В комнате матери нет иконы,
Она не бьёт никому челом,
Ни ранним утром, Ни перед сном,
Не отвешивает поклоны.
Но светлую эту молитву,
Мы видим в её глазах,
Она звучит в её голосе,
Денно и нощно.
Заступница, дай мне большую душу,
Сердце доброе,
Око недремлющее,
Голос мягкий, отходчивый, ласковый,
Руки крепкие, незлобивые,
Очень трудно матерью быть!
Не власти прошу,
Не за деньги стою.
Вдохни, сердобольная , в грудь мою,
Столько любви и силы,
Чтоб до могилы,
На всю семью -
На мужа, на сына, на дочь мою,-
На каждый характер хватило,
На все их сомнения И смятения,
На спотыкания и причуды,
На завихрения
И остуды.
Только любовь раскрывает сердца,
Лишь перед ней отступает горе.
Мне нужно очень много любви.
Ты - мать,
Ты меня понимаешь...
Русские художники в своем творчестве также не обходили стороной образ женщины --- матери.
(Слайд 8) Венецианов "На пашне. Весна"- на этой картине изображена крестьянка в длинном розовом сарафане и алом кокошнике. Она ведет запряженных в борону лошадей. А в стороне сидит играющий ребенок, на которого с любовью и нежностью посматривает молодая мать. Позади женщины - неоглядная русская даль. Помните, какие цвета вы представили при слове «мама»? (Слайд 9) –
А вот другое полотно Венецианова "На жатве. Летом" Нещадно палит солнце, стоят рядами снопы, зеленеют холмы. В центре картины женщина-жница с ребенком на руках, она ласково обнимает его, забыв об усталости.
В искусстве XX века совершенно по-новому зазвучала тема материнства, прославляющая самые глубокие и искренние человеческие чувства. Вечная и емкая, она помогает советским живописцам показать новое отношение народа к своему будущему.
(Слайд 10) Наиболее яркое художественное воплощение тема материнства нашла в творчестве художника К.С. Петрова-Водкина. На картине «Петроградская Мадонна» молодая женщина с грудным ребёнком изображена на фоне революционного Петрограда, где началась новая эра человеческой истории. Не случайно она повернулась спиной к городу. Мать и ребенок, как символ вечной жизни и добра, царят надо всеми. Несмотря на то, что художник придает облику молодой женщины
иконописные черты, она все же простая петроградская работница. Её главнаязабота — это забота о ребёнке, о его настоящем и будущем.
(Слайд 11) Перед нами не картина, перед нами плакат «Родина-мать зовёт»
Ираклия Тоидзе.
Да, мы говорим Родина-мать. И не щадя своей жизни, все как один, встаём наеё защиту в годину горя по первому её зову и, погибая, произносим то слово,
которое произносим первым в своей жизни - МАМА.
(Слайд 12)
Мама, смотри: гвоздика
Сломана пополам,
Возле окопа никнет,
Сутки назад - жила.
Из голубой аорты
Льется сиянье дня.
Мама, я, знаешь, мертвый,
Ты вспоминай меня. . .
В жаркой купели лета
Нас окрестил свист пуль,
Запеленал нам ветром
Впадины глаз июль,
Медный пятак в дорогу
С неба дала луна. . .
Нам бы дойти до Бога,
Слава нам не нужна.
Мы лишь хотим приникнуть
К легкой руке Творца.
. . .Мама, смотри: гвоздика
У моего лица. . .
Иннокентий Светланов(Слайд 13) Величие и целомудрие, достоинство и женская гордость
ощущаются в облике матери с картины А. А. Дайнеки «Мать». Она написана
более семидесяти лет назад. Но до сих пор нельзя без волнения смотреть напростой, и в то же время очень нежный образ матери с ребёнком на руках
Её композиция удивительно проста: На гладком фоне крупным планом
изображена женщина с заснувшим ребёнком на руках. В облике матери
передана величественная осанка, нежные трепетные чувства к прильнувшемук её плечу малышу.
Противопоставляя хрупкое, разморённое сном тельце мальчика сильной и
крепкой фигуре матери, художник стремится подчеркнуть существующуюмежду ними неразрывную духовную связь, готовность матери защитить ребёнка.
- Эта картина выполнена спокойными, постельными тонами.
Почему женщина-мать изображена обнажённой?
С. Я.Маршак Сказочка про маму, дочку и прохожих
Свою девчонку за ручонку
Из парка женщина вела,
А все твердили им вдогонку:
- Как эта девочка мила!
Тряхнула девочка кудрями,
Хоть и была еще мала,
И нараспев сказала маме:
- Ты слышишь, мама? Я мила.
- Ну что ты! - мать сказала крошке,
На взрослых бросив гневный взгляд.
-Не про тебя, а про сапожки
Твои, должно быть, говорят.
Идут вперед.
А слева, справа
Толкуют люди меж собой:
- Как эта девочка кудрява!
Как цвет идет ей голубой!
Смущенно мама шепчет дочке,
Пройти стараясь поскорей:
- Им очень нравятся цветочки
- На новой кофточке твоей.
А на автобусной стоянке,
Куда спешили дочь и мать,
Две толстощекие гражданки
К ребенку стали приставать.
- Ах, что за пупс! - пропела дама.
Ну прямо куколка - точь-в-точь!
- Довольно! - вымолвила мама.
-Калечьте собственную дочь!
Почему так сказала мама?
ЛЕГЕНДА О МАТЕРЯХ (учитель рассказывает легенду)
Мой дорогой мальчик! Ты, наверное, уже много сказочного узнал о нашей жизни. Но знаешь ли ты, откуда у моряков взялась сила? Не знаешь? Тогда послушай.
Когда-то очень давно на побережье Чёрного моря жили люди. Как их звали, сейчас уже не помню. Они пахали землю, пасли скот и охотились на диких зверей. Осенью, когда заканчивались полевые работы, люди выходили на берег моря и устраивали весёлые праздники: пели, плясали у огромных костров, проводили игры, которые заканчивались метанием стрел - стрел счастья.
Если юноша хотел стать охотником, он пускал стрелу в сторону леса, если пастухом - стрелял в сторону стада, а если пахарем - в сторону поля. Смотреть на эти игры выходил из морской пучины царь морей и океанов Нептун. Это очень страшный царь, глаза у него большие, белые, как пузыри, борода зелёная - из водорослей, а тело сине-зелёное, под цвет моря. Каждый раз, глядя на игры, он, смеясь, говорил:
- Как люди не хвастаются своей силой, а меня боятся: никто из них ещё не
решился пустить стрелу в сторону моих владений.
Говорил он так потому, что был уверен: никто не посмеет испытать своё
счастье на море.
Один раз вышли к костру юноши. Они вдруг повернули в сторону моря и все,
как один, пустили стрелы туда.
В какую ярость пришёл Нептун!
- Я всех вас похороню в пучине морской! - взревел он.
Женщины, глядя на своих сыновей, задумались: царь морской действительно
может похоронить их детей в море.
Гордостью тех людей, о которых рассказываю я, всегда были женщины
- сильные, красивые, никогда не стареющие.
Думали, думали женщины и решили отдать всю свою силу сыновьям.
Юноши, взяв материнскую силу, подошли к самому берегу моря. Чтобы не
подпустить их к воде, Нептун бросил громадный вал, но юноши устояли, не
согнулись и не побежали назад. Зато матери после этого стали слабыми.
Ты видел, мой мальчик, слабых женщин? Если ещё когда-нибудь встретишь,
то не смейся над ними; эти женщины всю свою силу отдали таким же детям,
как ты. И вот слушай дальше.
Когда Нептун увидел, что юноши выдержали натиск тяжёлого вала, он дико
засмеялся и злобно закричал женщинам:
- Пусть ваши сыновья устояли против моей силы здесь, на берегу, но в море
я порву им руки!
Женщины опять задумались: да, царь морской и это сделать может, у него
крепкие жилы из манильских трав.
Пока они думали, на поверхность воды вышли дочери морского царя.
Они, как и отец, были некрасивы.
Вышли дочери Нептуна и сказали:
- Женщины, отдайте нам свою красоту; за это мы достанем со дна моря
крепкой манильской травы, совьём из неё жилы для ваших сыновей, и руки у
них будут такие же крепкие, как у нашего отца.
Женщины сразу согласились и отдали дочерям морского царя свою красоту.
Если, дорогой мальчик, ты увидишь где-нибудь некрасивую женщину, не
отворачивайся от неё, знай, она пожертвовала своей красотой ради детей.
Когда царь Нептун узнал о проделке дочерей, очень разгневался он,
выбросил их из моря и превратил в птиц-чаек.
Ты слышал, мальчик, как чайки плачут над морем? Это они просятся домой,
но жестокий отец не пускает их обратно и даже не смотрит на них.
Зато моряки на чаек всегда глядят и наглядеться не могут, потому что чайки
носят красоту их матерей.
Юноши, почувствовав крепость в руках и силу в плечах, наконец вышли в
море. Вышли они и пропали. Ждут - пождут матери - не возвращаются
сыновья.
Появился опять перед женщинами Нептун и громко-громко засмеялся.
От его смеха даже волны заходили по морю.
- Не дождаться вам теперь сыновей! - хохотал Нептун. - Они ведь блуждают. Вы и позабыли, что на море нет дорог и тропинок. И опять он закатился в страшном смехе. Тогда женщины воскликнули:
- Пусть будет в наших глазах меньше света и пусть над нашей землёй ещё
ярче загорятся звёзды, чтобы сыновья нашли по ним дорогу к родным
берегам.
Только сказали женщины так, в небе сразу ярко-ярко заблистали звёзды.
Юноши увидели их и благополучно вернулись домой.
Вот почему, мой друг, моряки сильны и непобедимы: матери отдали им всё
лучшее, что имели.
Учитель:
- Ребята, сегодня мы говорили о материнском образе в литературе и живописи. А почему эта тема так близка и в прошлом, и в настоящем, и в будущем для всех людей и для нас с вами? У нас у всех есть мама - самый близкий, родной и любимый человек на Земле.
- Ребята, а теперь представьте себе лицо своей мамы. Загляните в её глаза прямо сейчас, в своём воображении. Хорошо ли вы их помните?
- Берегите, уважайте, нежно любите свою маму, не причиняйте ей боли
своими словами и поступками.
(Слайд 14)
Как хорошо, что ты со мною рядом,
Ты самая любимая моя.
Люблю тебя, мамулечка родная,
Но редко говорю эти слова.
Нет для меня роднее человека,
И знаю: руку ты всегда подашь,
Улыбкой доброю всегда согреешь,
В обиду никогда не дашь.
Хочу прощенья попросить за твои слезы,
Которые из-за меня лила,
Прости меня за каждый седой волос,
За грубость, неприятные слова.
Азманова Валерия, 11 класс
(Слайд 15) Благодарим за внимание.