Разработка урока литературы на тему Великая Отечественная война в произведениях поэтов XX века


7 класс Урок : Русская литература
Тема: Стихотворения поэтов XX века о Великой Отечественной войне.
Человек на войне в русской лирике XX века.
Учебно-воспитательные задачи :
- знакомство с лирическими произведениями, отразившими тему Великой Отечественной войны; проанализировать стихотворения с точки зрения темы, основной мысли, использованных языковых художественных средств;
- совершенствование навыков работы над художественным текстом, развитие творческих способностей учащихся, развивать умения по анализу поэтического произведения; отрабатывать навыки пересказа, выразительного чтения, связного полного ответа;
-воспитывать любознательность, активность, добросовестность, патриотизм, миролюбие.
Наглядные пособия: портреты поэтов, презентации, сборники произведений о Великой отечественной литературе, Энциклопедия Великой отечественной войны.
Тип урока: урок-композиция с элементами исследования.
Методы и приемы: исследовательская работа в группах, выразительное чтение, инсценировка, беседа, наблюдение, слово учителя.
Ход урока:
I. МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП.
1 Мотивация - → Демонстрация отрывка из к\ф А.Кончаловского «Песнь о Маншук»
2. Целеполагание ? Что сегодня мы будем изучать на уроке?
(Исторический художественный мир Великой отечественной войны) →
Художественный мир – это воображаемая реальность, воплощённая в художественном тексте. (стр.4-5)
Исторический художественный мир – это построенная на материале исторических фактов и событий воображаемая реальность, в которой действуют исторические и вымышленные персонажи.(стр. 9)
Задача: В течение урока вы должны заполнять страницу «Лист наблюдений и выводов», отмечая ключевые слова и выражения, характеризующие трагические стороны войны, которые изображены в произведениях.
Лирическое произведение ------ Выводы и наблюдения
- Вначале урока вы разделились по группам по цвету выбранного вами пазла(синего, красного, сиреневого, желтого). Соберите пазлы – вы узнаете какое произведение, вы будете анализировать -
А. А. Ахматова. «Мужество»
С. П. Гудзенко. «Перед атакой»
Ю.В. Друнина. «Качается рожь несжатая»
К.М. Симонов. «Жди меня»
В.С. Высоцкий «Песня о Земле»
3. Актуализация знаний. Для воплощения художественного мира Великой отечественной войны авторы обращались и к прозе и к лирическим произведениям.
А) Какое эпическое произведение о велик.от. войне вы уже изучили?
(Рассказ М.А.Шолохова «Судьба человека»)
В) В феврале 1942 года, когда фашисты блокировали Ленинград, на страницах газеты «Правда» появилось стихотворение А. Ахматовой «Мужество». А. Ахматова переживала все тяготы военного времени в тылу, выступая со стихами перед ранеными. → СЛАЙДЫ
Чтение учащимся стихотворения наизусть.
С) Ответы на вопросы.
1. Объясните смысл названия стихотворения.
2.Почему так важно сохранить «русскую речь», «великое русское слово»?
3.Раскройте символическое значение этого выражения.
РЕФЛЕКСИЯ → ФСП «Война» (Смерть, кровь. Потеря близких и родных. Разруха. Голод. Сохранение человеческого достоинства. Стремление к победе. Любовь к Родине. Пробуждение лучших человеческих качеств.)
Какие ассоциации вызывает слово война? (ответы учащихся)
II. ОПЕРАЦИОННЫЙ ЭТАП.
1 Знакомство с новым материалом. Формирование новых понятий и способов действия
А) Слово учителя
Война - это страшная трагедия, которая унесла миллионы жизней и искалечила судьбы многих людей.
Среди них - воины-поэты. Именно о них и о себе поэт С. Гудзенко сказал: «Нам досталась на долю нелегкая участь солдат».
Каждое стихотворение - это история человеческой жизни, вместившая в себя безграничную любовь к Родине и огромное мужество.
Поэт и солдат. Это звучит драматично. Большая армия поэтов объединила тех, кто не только творил историю, но и запечатлевал ее в своих произведениях. Кто-то воевал с оружием в руках на фронте, кто-то был армейским корреспондентом, кто-то всё делал для победы в тылу. Известно, что в годы военных испытаний 1215 поэтов и писателей ушли воевать с врагом, более 400 из них отдали свою жизнь.
Многие из них были совсем юными, начинающими поэтами. Вот только несколько имен тех, кто не вернулся с войны, погиб на поле боя. Всеволод Багрицкий (19 лет), Павел Коган (23 года), Михаил Кульчицкий (23 года), Николай Майоров (23 года), Георгий Суворов (24 года) и многие другие.→ СЛАЙДЫ
В минуту опасности на защиту своей родины встали люди разных национальностей. В годы войны на фронтах находились 125 казахстанских писателей. Все они награждены орденами и медалями. Высокого звания Героя Советского Союза удостоены 14 литераторов, 26 поэтов и писателей нашей республики пали на полях сражений.
→ СЛАЙДЫ Тема урока, эпиграф.
- Сегодня на уроке мы проанализируем стихотворения 4 поэтов, хотя произведений о великой отечественной войне великое множество.
2Многоуровневое закрепление. Применение. Формирование умений и навыков
А) Работа в группах Каждая группа получает задания на карточках.
1. --- Стихотворение С.П. Гудзенко «Перед атакой».
→ СЛАЙДЫ
С.П. Гудзенко - поэт -фронтовик, в 19 лет ушел на войну, воевал и писал стихи. Умер от старых ран после войны, когда ему исполнился 31 год.
а) чтение стихотворения;
б) работа группы по карточке №.
1.Как понимаете строчку «Когда на смерть идут-поют»?
2.Какие чувства охватывают героя стихотворения?
3.Перечислите факты из армейской жизни, запечатленные в произведении.
в) выводы учащихся класса (Юноши, ушедшие на фронт, стремились достойно, по-мужски смотреть в глаза смерти и вместе с тем остро чувствовали, что их жизнь может оборваться в самом начале)
2. --- Стихотворение Ю.В. Друниной «Качается рожь несжатая».
→ СЛАЙДЫ
С. Гудзенко ушёл на войну в 19 лет. В ещё более юном возрасте, в 17 лет, прямо со школьной скамьи добровольцем ушла на фронт Ю. Друнина. До конца войны она служила батальонным санитарным инструктором.
В одном из стихотворений она писала о себе: «Я ушла из детства в грязную теплушку, в эшелон пехоты, в санитарный взвод».
а) чтение стихотворения;
б) работа группы по карточке №.
1.Какова основная мысль стихотворения?
2.Через какие изобразительно-выразительные средства передает автор трагизм
людей своего поколения?
3.Художественное своеобразие произведения.
в) выводы учащихся класса (В своих стихотворениях Ю. Друнина рассказывала о девичьей, женской судьбе и ее связи с судьбой Родины)
3. --- Стихотворение К.М. Симонова «Жди меня».
→ СЛАЙДЫ
В 1941 году со страниц газеты «Правда» всю Россию потрясло стихотворение «Жди меня». Стихотворение, звучавшее как заклинание, переписывалось, читалось со сцены, звучало по радио.
а) чтение стихотворения;
б) работа группы по карточке №
1.Каковы первые впечатления?
2.Какие чувства лирического героя передает автор?
3.Какие поэтические приемы использует поэт?
4. --- Стихотворение В.С.Высоцкого «Песня о Земле».
→ СЛАЙДЫ
а) чтение стихотворения;
б) работа группы по карточке №
1.Каковы первые впечатления?
2.Какие чувства лирического героя передает автор?
3.Какие поэтические приемы использует поэт?
В) Заключительная часть.
1.Лист наблюдений и выводов
-Какие трагические стороны войны отражены в стихотворениях?
В)УМШ
Создайте на листах Макет Памятника «ВОВ в произведениях писателей и поэтов»
III. ЗАДАНИЕ НА ДОМ.
1. Сочинение на тему «ВОВ в произведениях писателей и поэтов ХХ века».
Этап рефлексии
– Что нового узнали и чему научились на уроке?
– Достигли ли мы целей, поставленных в начале урока?