Методический материал (А. Камю Чума)


Чума – зло? (по роману А. Камю «Чума»)
«Чума» - роман  французского писателя Альбера Камю. Сюжет романа основывается на событиях чумного года в Оране, ужасной эпидемии, которая толкнула горожан в пучину страданий и смерти.
Рассказывает об этом доктор Риэ - человек, который признаёт только факты. Стремится к точности её изложения, не прибегая ни к какому художественному украшению. По натуре, мировоззрением, характером занятий, ходом событий он ориентируется только на разум и логику, не признаёт двусмысленности, хаоса, иррациональности.
Риэ выполняет свой долг врача, помогает больным, рискует собственной жизнью, ни разу не подвергнув сомнению свою роль в борьбе с конкретной болезнью, со злом вообще. Вокруг него собираются другие персонажи, такие как Тарру. Для них чума, зло - это нечто неотделимое от человека и даже тот, кто не болеет, все равно носит болезнь в своём сердце.
Несмотря на то, что написана история эпидемии достаточно правдоподобно, роман всё же является чем-то большим. Название романа в те годы ассоциировалось со словосочетанием «коричневая чума», и поэтому можно сказать что «Чума» - это аллегория Второй мировой войны.
Говоря о стиле данного романа, можно сказать, что это роман-притча. А смысл романа-притчи обычно оказывается глубже, чем кажется на первый взгляд. Он имеет «общечеловеческий» и вневременной подтекст.
Для Альбера Камю проблемой являлась оторванность человека от мира, между человеком и миром нет точек соприкосновения. Можно сказать, что чума – это тот изначальный зазор между человеком и миром, преодолеть который не представляется возможным.
Всё, что человек может делать – так это достойно пытаться этот зазор преодолеть, отдавая себе отчет в том, что это невозможно. Так же как Риэ борется с болезнью в зачумленном Оране.

В романе сделана попытка найти ответ на проблему человеческой свободы в мире, в котором привычные моральные ценности утратились.
Герои романа оказались в «пограничной ситуации» - между жизнью и смертью. И в этой ситуации в душе человека может возникнуть могучий стихийный протест, который возникает из отказа быть равнодушным чужому несчастью.
В романе Камю показал, что для людей существуют сверхиндивидуальные ценности уже в силу того, что они люди.
Писатель утверждает, что есть всё-таки нечто, что заставляет человека оставаться моральным. Источником морального поведения, согласно Камю, является сам человек, с его волей, с его чувством справедливости. Через все страдания эпидемии Камю доносит до читателя веру в духовные силы человека современной цивилизации.
Люди способны победить конкретное зло, но они не могут его уничтожить как категорию мироздания. И поэтому в финале романа под радостные возгласы горожан, которые празднуют освобождение от страшной болезни, доктор Риэ думает о том, что эта радость временная, он сознаёт, что «… возможно, наступит день, когда на горе людям, чума разбудит крыс и пошлёт их умирать на улице счастливого города».
Литература:
1) Камю Альбер «Чума»;
2) Камю Альбер «Избранное».