«МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в области музыкального искусства (4-летний срок обучения)

МУДО КАРТАЛИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ






«МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА»

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
в области музыкального искусства
(4-летний срок обучения)











Карталы 2014



Разработчик: Мухаметзянов А.К., преподаватель теоретических дисциплин
1 категории МУДОДШИ г.Карталы


Рецензент – Юлаева В.В., преподаватель высшей категории, заместитель директора по учебной работе МУДОДШИ г.Карталы.



Содержание

I.13 TOC \o "1-3" \h \z \u 1413 LINK \l "_Toc384329319" 14Пояснительная записка 13 PAGEREF _Toc384329319 \h 1441515
13 LINK \l "_Toc384329320" 14II. Учебно-тематический план 915
13 LINK \l "_Toc384329323" 14III. Формы и методы контроля, система оценки 2315
13 LINK \l "_Toc384329324" 14IV. Методическое обеспечение учебного процесса 2515
15V. Список литературы..27
VI. Состав фонохрестоматии...31
VII. Вопросы к итоговой аттестации...37




Пояснительная записка
Учебный предмет «Музыкальная литература» дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в области музыкального искусства входит в предметную область «Учебный предмет историко-теоретической подготовки».
Учебный предмет «Музыкальная литература» является базовой дисциплиной, которая направлена на развитие музыкального мышления и способствует музыкально-эстетическому воспитанию учащихся, расширению их общего музыкального кругозора и формированию художественного вкуса. Предмет «Музыкальная литература» обеспечивает в значительной степени интеграцию всех предметов учебного плана дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в области музыкального искусства, дает широкую панораму явлений музыкальной культуры, обогащает восприятие музыки, привлекая смежные искусства.
Данная учебная программа по предмету «Музыкальная литература» представляет собой авторский вариант решения задач по формированию у учащихся музыкальных отделений эмоционально-целостного отношения к явлениям действительности и искусства, формированию художественно-образного мышления как основы развития творческой личности, развитию у учащихся способности воспринимать произведения искусства как проявления духовной деятельности человека, формированию целостного представления о национальной художественной и музыкальной культуре и ее месте в наследии мирового художественного искусства.
.В данном варианте программы усилен акцент на значение музыкального фольклора как основы классического искусства, значительно обновлен музыкально-иллюстративный материал при сохранении «золотого» фонда композиторов-классиков, шедевров балетной и инструментальной музыки.
В данном варианте программы отсутствуют указания на конкретные варианты музыкальных иллюстраций, что дает возможность вовлечения различных вариантов музыкального оформления учебных занятий, отвечающих критериям художественной ценности, воспитательной значимости, педагогической целесообразности .
Основополагающим критерием преподавания данной программы является принципы проблемной методики, активизирующих самостоятельное мышление учащихся при знакомстве с произведениями мировой художественной культуры. Необходимо стремиться к достижению основной задачи учебных занятий - процесс слушания музыки должен не только вызывать у учащихся желание разобраться в конкретном произведении, но и пробуждал необходимость к выражению своего собственного мнения по поводу прослушанного.
Основная форма классной работы - слушание музыки (активное восприятие музыкального произведения) должна дополняться и иными формами работы: лекции, дискуссии, беседы.
Домашняя работа учащихся имеет отличный от классной характер: задания могут быть понятийными (раскрытие содержания какого-либо понятия, термина), обзорными (знакомство с небольшими статьями о музыкальных и художественных направлениях, об истории создания произведения, о ряде произведений одного жанра), биографическими(найти краткие сведения об авторах, их творческом пути, прочитать очерк о значении конкретного персоналия в истории мировой художественной культуры)
Домашнее задание носит теоретический характер и может быть выполнено с помощью справочников, словарей, энциклопедий по рекомендации преподавателя и самостоятельной работы учащегося с имеющимся учебно-методическим и информационным банком по поставленным тематикам учебных занятий на основе имеющихся средств информации.
Предлагаемая структура образовательной программы, в основе которой лежит жанровый, а не хронологический принцип изучения произведений, позволяет обратиться к творчеству большого числа авторов в различных жанрах искусства разных эпох и национальных школ.

В плане учебной работы не предусмотрены контрольные уроки, так как учащиеся «отчитываются» в самостоятельной подготовке по предложенным темам учебных занятий - они получают оценки и за возрастающее умение мыслить во время прослушивания различных музыкальных произведений, и за те знания, которые получают в самостоятельной работе, в ходе выполнения домашних работ- поэтому необходим только итоговый контрольный урок в конце полугодия и учебного года по всему курсу пройденного учебного материала.

Поскольку весь курс предмета «Музыкальная литература» основан в основном на анализе музыкальных произведений в контексте заявленной тематики для отдельно взятого класса, то на итоговом занятии главным является анализ (письменная работа) характерного музыкального произведения, в котором учащиеся должны определить, к какому стилю (направлению) веку относятся предложенные к прослушиванию произведения указать основополагающий жанр, разобраться в форме, отметить наиболее выразительные элементы музыкального языка, высказать своё мнение о характере музыкальных тем, их настроении., если это возможно - раскрыть содержание произведения либо его отдельных частей(в примерах более крупных музыкальных форм).
Необходимая часть итогового урока - определение на слух (узнавание) музыкальных произведений и представление подготовленных заранее устных сообщений по истории музыкальной культуры (по странам, эпохам),отдельным авторам- в качестве разнообразия форм учебной работы это может быть и небольшая олимпиада(викторина) по вопросам жанров и форм произведений мирового искусства, по современной музыкальной жизни с опорой на актуальные темы и направления культурных событий настоящего времени.
Итоговый урок должен показать самостоятельность музыкального и художественного мышления учащихся и знание широкого круга музыкального наследия мировой художественной культуры.
Срок реализации учебного предмета для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте 6,5-9 лет, составляет 4 года (со 2(4) по 5(7) классы).
При реализации учебной программы максимальная учебная нагрузка составляет 280асов. Из них 140 часов приходится на аудиторные занятия, на внеаудиторные (самостоятельную работу) 140 часов.
Внеаудиторная (самостоятельная работа) включает в себя прослушивание аудио- и видеоматериалов, посещение театров, музеев и концертов, работу со специальной литературой, подготовку докладов, рефератов, видеопрезентаций, проведение школьных конференций, различного рода викторин.
Основной формой проведения уроков являются мелкогрупповые занятия преподавателя с учащимися.
Цель учебного предмета: формирование у детей способности активного восприятия явлений музыкальной культуры, побуждение их к разнообразным формам музыкальной творческой деятельности.
Задачи:
развитие у ребенка целостного представления о мире, в том числе и мире искусства;
создание основы для формирования комплекса художественно-эстетических потребностей в диалоге с музыкой как видом искусства;
формирование потребности в интеллектуально-духовной деятельности, направленной на осмысление вызванных музыкой впечатлений;
формирование потребности в аналитической деятельности, а также представления об элементах и структуре музыкального языка;
подготовка обучающихся к продолжению профессионального обучения;
активизация творческого потенциала детей и формирование у них представления о деятельности слушателя как сотворца (воспитание в детях способности к сопереживанию, сочувствию и соучастию);
формирование коммуникативных способностей детей, умения творческого общения в коллективе;
сохранение и укрепление психофизического здоровья учащихся посредством использования возможностей музыкотерапии.



Сведения о затратах учебного времени
Вид учебной работы,
нагрузки,
аттестации
Затраты учебного времени
Всего часов

Классы

2 класс
3класс
4 класс
5 класс


Полугодия


III
IV
V
VI
VII
VIII
IX
X


Количество недель


16
19
16
19
16
19
16
19


Аудиторные занятия


16
19
16
19
16
19
16
19
140

Самостоятельная работа


16
19
16
19
16
19
16
19
140

Максимальная учебная нагрузка


32
38
32
38
32
38
32
38
280


Структура программы включает в себя: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание предмета, требования к уровню подготовки обучающихся, формы и методы контроля, систему оценки, методическое обеспечение учебного предмета, список литературы.
В разделе «Содержание учебного предмета» сформулированы важнейшие направления работы по предмету: знакомство с теоретическими и биографическими сведениями о композиторах, их творческом пути; знакомство с другими видами искусства (изобразительного, театрального, киноискусства, литературы); слушание и анализ музыкальных произведений, определение на слух пройденного музыкального материала, творческие задания, викторины, тесты, знакомство с теоретическими знаниями. В разделе «Формы и методы контроля, система оценки» сформулированы требования к организации и форме проведения текущего, промежуточного и итогового контроля. В разделе «Методическое обеспечение учебного процесса» даны методические рекомендации педагогическим работникам, обоснование методов работы по основным направлениям. «Список литературы» состоит из перечня учебной и методической литературы, списка литературы для чтения.
«Состав фонохрестоматии» состоит из перечня музыкальных произведений, рекомендованных к прослушиванию учащимися в процессе освоения программы курса.

Для реализации учебной программы «Музыкальная литература» материально-техническое обеспечение включает в себя:
библиотечный фонд, укомплектованный необходимой учебной, нотной и методической литературой, аудио- и видеозаписями;
учебные аудитории для мелкогрупповых занятий, оснащенные доской, пианино, музыкальным центром, видеоаппаратурой.
Учебный план
Класс
Кол-во часов
в неделю
Формы контроля



I полугодие
II полугодие

2
1
Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация

3
1
Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация

4
1
Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация

5
1
Промежуточная аттестация
Итоговая аттестация.


Первый год обучения
«ОСНОВНЫЕ ЖАНРЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА».

I полугодие

п/п
Наименование раздела темы
Вид учебного занятия
Общий объем времени в часах


Наименование темы


Максимальная учебная нагрузки
Самостоятельная работа
Аудиторные занятия

1
Музыка в нашей жизни. Многообразие содержания музыкальных произведений
Средства музыкальной выразительности
Русская духовная музыка

Урок
4
2
2

2
Русская духовная музыка

Урок
4
2
2

3
Песня, танец, марш..
Русская народная песня.(2ч)


Урок
4
2
2

4
. Симфонический оркестр.


Урок
2
1
1

5
Модест Петрович Мусоргский «Картинки с выставки»(2ч)
Петр Ильич Чайковский «Времена года»(2,5ч)

Урок
6
3
3

6
Эдвард Григ «Пер Гюнт».

Урок
2
1
1

7
Эдвард Григ «Пер Гюнт».

Урок
2
1
1

8
. Михаил Иванович Глинка «Руслан и Людмила»(1,5ч)
Александр Сергеевич Даргомыжский «Русалка» (1,5ч)


Урок
4
2
2

9
Александр Порфирьевич Бородин «Князь Игорь»

Урок
2
1

1

10
Контрольный урок
Тестовые задания
Урок
2
1
1


Итого:
32
16
16




II полугодие

п/п
Наименование раздела темы
Вид учебного занятия
Общий объем времени в часах


Наименование темы


Максимальная учебная нагрузки
Самостоятельная работа
Аудиторные занятия

10
. Композиторы «Могучей кучки»


Урок
4
2
2

11
. Композиторы «Могучей кучки»


Урок
4
2
2

12
. Композиторы «Могучей кучки»

.
Урок
2
1
1

13
Модест Петрович Мусоргский (творческое наследие)


Урок
4
2
2

14
Николай Андреевич Римский-Корсаков
«Снегурочка»,»Сказка о царе Салтане»,»Шехеразада».


Урок
2
1
1

15
Николай Андреевич Римский-Корсаков
«Снегурочка»,»Сказка о царе Салтане»,»Шехеразада».


Урок
4
2
2

16
.Петр Ильич Чайковский «Лебединое озеро», Щелкунчик»,
«Детский альбом».


Урок
2
1
1

17
.Петр Ильич Чайковский «Лебединое озеро», Щелкунчик»,
«Детский альбом».


Урок
2
1
1

18
.Петр Ильич Чайковский «Лебединое озеро», Щелкунчик»,
«Детский альбом».


Урок
4
2
2

19
Контрольный урок (музыкальная викторина)
Обобщение и повторение материала.
Урок
2
1
1

20
Контрольный урок

Урок
2
1
1

21
Контрольный урок
Тестовые задания
Урок
2
1
1

22
Показ и анализ творческих заданий учащихся
По пройденному материалу(компьютерные презентации)
Показ
2
1
1

23
Показ и анализ творческих заданий учащихся
По пройденному материалу(компьютерные презентации)
Показ
2
1
1


Итого:
38
19
19


Всего за год:
70
35
35


Второй год обучения
«ШЕДЕВРЫ МИРОВОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ XVIII-XIX ВЕКОВ».

I полугодие

п/п
Наименование раздела темы
Вид учебного занятия
Общий объем времени в часах


Наименование темы


Максимальная учебная нагрузки
Самостоятельная работа
Аудиторные занятия

1
.Музыкальное искусствоXVIII-XIX веков.


Урок
2
1
1

2
.Музыкальное искусствоXVIII-XIX веков.


Урок
2
1
1

3
Иоганн Себастьян Бах (характеристика творческого наследия, органная музыка, музыка для клавира, вокальные произведения).


Урок
8
4
4

4
Иоганн Себастьян Бах (характеристика творческого наследия, органная музыка, музыка для клавира, вокальные произведения).


Урок
4
2
2

5
Йозеф Гайдн (творческое наследие, симфоническое творчество).


Урок
4
2
2

6
Вольфганг Амадей Моцарт (симфоническое, инструментальное, оперное творчество).


Урок
6
3
3

7
Показ и анализ творческих заданий учащихся
По пройденному материалу(компьютерные презентации)

Урок
4
2
2

8
Контрольный урок
Тестовые задания
Урок
2
1
1


Итого:

32
16
16


II полугодие

п/п
Наименование раздела темы
Вид учебного занятия
Общий объем времени в часах


Наименование темы


Максимальная учебная нагрузки
Самостоятельная работа
Аудиторные занятия

9

Вольфганг Амадей Моцарт (симфоническое, инструментальное, оперное творчество).


Урок
4
2
2

10

Вольфганг Амадей Моцарт (симфоническое, инструментальное, оперное творчество).


Урок
4
2
4

11
Людвиг ван Бетховен (фортепианное, симфоническое творчество). (3ч)
Романтизм в музыке. Франц Шуберт (песни, произведения для фортепиано, симфоническое творчество).(1ч)
Фридерик Шопен (фортепианное творчество).(1ч)



Урок
10
5
5

12
Фридерик Шопен (фортепианное творчество).(5ч)
Роберт Шуман (2 ч)

Урок
10
5
5

13
Показ и анализ творческих заданий учащихся
По пройденному материалу(компьютерные презентации).
Показ
8
4
4

14
Контрольный урок (музыкальная викторина)
Урок
2
1
1


Итого:
38
19
19


Всего за год:
70
35
35


Третий год обучения
«ШЕДЕВРЫ РУССКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ».


I полугодие

п/п
Наименование раздела темы
Вид учебного занятия
Общий объем времени в часах


Наименование темы


Максимальная учебная нагрузки
Самостоятельная работа
Аудиторные занятия

1
Русские композиторы XVIII века

Урок
6
3
3

2
Русские композиторы XVIII века

Урок
6
3
3

3
Песня и романс (4ч)
Александр Сергеевич Даргомыжский («Русалка»,песни и романсы) (4ч)



Урок
8
4
4

4
Михаил Иванович Глинка («Иван Сусанин», произведения для оркестра, песни и романсы).


Урок
10
5
5

5
Контрольный урок
Тестовые задания
Урок
2
1
1


Итого:
32
16
16




II полугодие

п/п
Наименование раздела темы
Вид учебного занятия
Общий объем времени в часах


Наименование темы


Максимальная учебная нагрузки
Самостоятельная работа
Аудиторные занятия

6
Модест Петрович Мусоргский («Борис Годунов»,»Картинки с выставки») (6ч)
Николай Андреевич Римский-Корсаков («Снегурочка», « Шехеразада»)(2ч)
Александр Порфирьвич Бородин («Князь Игорь») (2ч)



Урок
20
10
10

7
Петр Ильич Чайковский (симфоническое творчество, оперное творчество «Евгений Онегин»).


Урок
8
4
4

8
Русские композиторы XVIII века

Урок
4
2
2

9
Контрольный урок
Тестовые задания
Урок
2
1
1

10
Показ и анализ творческих заданий учащихся
По пройденному материалу(компьютерные презентации).
Показ
2
1
1

11
Контрольный урок (музыкальная викторина)
Урок
2
1
1


Итого:
38
19
19


Всего за год:
70
35
35




Четвертый год обучения

«РУССКАЯ И СОВЕТСКАЯ МУЗЫКА XIX-XX ВЕКОВ».

I полугодие

п/п
Наименование раздела темы
Вид учебного занятия
Общий объем времени в часах


Наименование темы


Максимальная учебная нагрузки
Самостоятельная работа
Аудиторные занятия

1
.Русская музыкальная культура в концеXIX и начале XX века


Урок
2
1
1

2
Творческое наследие русских композиторов А.Лядова,А.Глазунова,С.Танеева,А.Скрябина,С.Рахманинова,И.Стравинского.


Урок
2
1
1

3
Творческое наследие русских композиторов А.Лядова,А.Глазунова,С.Танеева,А.Скрябина,С.Рахманинова,И.Стравинского.


Урок
2
1
1

4
Сергей Сергеевич Прокофьев (творческое наследие:»Александр Невский», «Ромео и Джульетта». «Золушка»)(3ч)
Дмитрий Дмитриевич Шостакович (симфонические произведения, вокальное и инструментальное творчество)(2ч)



Урок
10
5
5

5
Арам Ильич Хачатурян (творческое наследие,балетная музыка «Спартак», «Гаянэ»)


Урок
2
1
1

6
Арам Ильич Хачатурян (творческое наследие,балетная музыка «Спартак», «Гаянэ»)


Урок
2
1
1

7
.Г.В.Свиридов (творческое наследие,»Пушкинский венок».»Метель»
(3ч)
Р.К.Щедрин («Конек-горбунок», «Озорные частушки», «Кармен-сюита»).
(2ч)




Урок
10
5
5

8
Контрольный урок
Тестовые задания
Урок
2
1
1


Итого:
32
16
16





II полугодие

п/п
Наименование раздела темы
Вид учебного занятия
Общий объем времени в часах


Наименование темы


Максимальная учебная нагрузки
Самостоятельная работа
Аудиторные занятия

9
Песни советских композиторов XX века

Урок
5
2
3

10
Песни советских композиторов XX века

Урок
2
1
1

11
Песни советских композиторов XX века

Урок
2
1
1

12
Творчество современных композиторов

Урок
2
1
1

13
Творчество современных композиторов

Урок
4
2
2

14
Композиторы Южного Урала

Урок
5
2
3

15
Композиторы Южного Урала

Урок
4
2
2

16


Урок
4
2
2

17
Контрольный урок (музыкальная викторина)

Урок
2
1
1

18
Показ и анализ творческих заданий учащихся
По пройденному материалу(компьютерные презентации).
Показ
4
2
2

19
Итоговая аттестация. Контрольный урок
Урок
2
1
1


Итого:
38
19
19


Всего за год:
70
35
35




Требования к уровню подготовки учащихся
Настоящие требования разработаны на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств».
В результате освоения курса учащийся должен:
знать:
основные средства музыкальной выразительности, используемые в музыкальном искусстве;
музыкальные жанры и основные стилистические направления;
лучшие образцы мировой музыкальной культуры (творчество великих композиторов, выдающихся отечественных и зарубежных произведений в области музыкального искусства);
основные понятия теории музыки: нотация в скрипичном и басовом ключах, интервалы, лады, аккорды;
уметь:
проанализировать услышанную музыку, выявить её образное содержание, использованные композитором выразительные средства, применяя при этом полученные теоретические знания и музыкальные термины;
воплотить свои впечатления об услышанной музыке в образный рассказ;
определять на слух фрагменты того или иного изученного музыкального произведения;


Формы и методы контроля, система оценки
Важным элементом учебного процесса является систематический контроль успеваемости учащегося. Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Основными видами контроля успеваемости учащегося являются:
текущий контроль;
промежуточная аттестация учащегося;
итоговая аттестация учащегося.
Формы текущего и промежуточного контроля:
фронтальный опрос;
беглый текущий опрос;
музыкальная викторина;
систематическая проверка домашнего задания;
самостоятельная работа на закрепление музыкального материала по индивидуальным карточкам;
творческий зачет.
Текущий контроль осуществляется на каждом уроке в виде проверки домашнего задания, определения на слух музыкальных произведений, их авторов, а также в виде выполнения тестовых заданий.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков в конце I полугодия в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Контрольный урок включает в себя письменную работу и устный ответ:
письменная работа может включать музыкальную викторину и тестовые задания по пройденному материалу;
на устном ответе обучающийся должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями, в том числе: знание теоретических сведений, музыкальных произведений, терминологии в соответствии с программными требованиями по классу.
В конце года в качестве промежуточной аттестации проводится коллективное творческое мероприятие. Оно объединяет в себе результаты работы по разным дисциплинам курса. Особенность организации таких мероприятий заключается в том, что к участию в их подготовке привлекаются все учащиеся, преподаватели отделения и родители.Творческое мероприятие может быть любой направленности, все зависит от фантазии участников: спектакль, театрализованное действие, концерт, музыкально-литературная композиция и т.п. Необходимо создать атмосферу доброжелательности, радости общения с другими участниками, ощущения коллективного сотворчества.
Итоговая аттестация в конце учебного года – заключительное коллективное творческое мероприятие, подготовленное учащимися и преподавателями.
По итогам контрольного урока (зачета) выставляется оценка в соответствии со следующими критериями:
Оценка 5 (отлично) – осмысленный и выразительный ответ, обучающийся уверенно ориентируется в пройденном материале.
Оценка 4 (хорошо) – осознанное восприятие материала, но обучающийся не активен, допускает ошибки.
Оценка 3 (удовлетворительно) – обучающийся часто ошибается, слабо ориентируется в пройденном материале, проявляет себя только в отдельных видах работ.
Оценка 2 (неудовлетворительно) – выставлять не рекомендуется.

IV. Методическое обеспечение учебного процесса
Предмет «Музыкальная литература» позволяет ребенку более осознанно, грамотно и выразительно участвовать в создании художественного образа, глубже проникнуться в различные сферы смежных искусств.
Одна из важнейших задач на уроке – научить ребенка слушать произведение и уметь передать свои впечатления словесно; уметь проанализировать, какими средствами пользуется композитор для воплощения того или иного образа, передачи эмоций. Восприятие музыки – процесс сложный, требующий определенной логики построения хода урока.
В процессе урока, чтобы помочь ребенку описать свои состояния и ассоциации, можно использовать наглядные методические пособия (карточки с иллюстрациями, видеосредства), активизировать эмоциональные сферы детей через движение, пластику (образные движения под музыку, модели дирижирования, фигуры старинных танцев и т.д.).
Прослушивание музыкального произведения на уроке происходит 2-3 раза. В первом классе первого полугодия, на этапе эмоционального восприятия, первое прослушивание – это запись своих впечатлений; при втором прослушивании в помощь предлагаются карточки «эмоциональных состояний». Таким образом, происходит накопление и формирование словаря музыкальных эпитетов.
В старших классах прослушивание музыки во многих случаях полезно проводить с нотным текстом, используя для этой цели специальные хрестоматии, оригинальные издания, клавиры опер. Сочетание слуховой и зрительной наглядности концентрирует внимание учащихся и развивает полезные музыкальные навыки: ноты должны помогать полнее воспринимать музыку. Хороших результатов можно добиться, если заниматься этим регулярно, постепенно усложняя задачу и обязательно обучая школьников данному умению.
Музыкальный материал включает в себя произведения музыкального фольклора; доклассической, классической и современной русской и зарубежной музыки.

Список литературы
Методическая литература
Владимирова, О. В. Рабочая программа по дисциплине «Слушание музыки» для ДМШ и ДШИ / О. В. Владимирова. – Санкт-Петербург : «Композитор», 2006.
Вопросы музыкального воспитания в школе (в помощь учителям музыки и руководителям школ) / сост. Н. В. Тимофеев. – Чебоксары, ЧИУУ, 1990.
Золина, Л. В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением / Л. В. Золина. – Москва : Глобус, 2008.
Ражников, В. Г. Диалоги о музыкальной педагогике / В. Г. Ражников. – Москва : Классика XXI века, 2004.
Ражников, В. Г. Словарь художественных настроений. Краткий арт-эмоциональный учебный словарь / В. Г. Ражников. – Москва : Лаборатория эстетической антропологии, 2003.
Царева, Н. А., Лисянская, Е. Б., Марек, О. А. Предмет «Слушание музыки в ДМШ и ДШИ». Программа, методические рекомендации, поурочные планы / Н. А. Царева, Е. Б. Лисянская, О. А. Марек. – Москва : Пресс-соло, 1998.
Царева, Н. А. Уроки госпожи Мелодии, 1 класс, Учебное пособие по предмету «Слушание музыки» / Н. А. Царева. – Москва : «Росмэн», 2001.
Царева, Н. А. Уроки госпожи Мелодии, 2 класс, Учебное пособие по предмету «Слушание музыки» / Н. А. Царева. – Москва : «Росмэн», 2001.
Ушпикова, Г. А. Программа курса «Слушание музыки» для 1-3 классов ДМШ и ДШИ / Г. А. Ушпикова. – Санкт-Петербург : «Союз художников», 2008.
Шацкая, В. Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества / В. Н. Шацкая. – Москва : 1975.
Учебная литература
Аверьянова, О. И. Отечественная музыкальная литература XX века. Четвертый год обучения. Учебник для детских музыкальных школ / О. И. Аверьянова. – Москва, 2001.
Брянцева, В. Н. Музыкальная литература зарубежных стран. Второй год обучения. Учебник для детских музыкальных школ / В. Н. Брянцева. – Москва, 1999, 2000.
Владимиров, В., Лагутин, А. Музыкальная литература. Для 4-го класса детской музыкальной школы / В. Владимиров, А. Лагутин. – Москва, 1992, 1993.
Козлова, Н. П. Русская музыкальная литература. Третий год обучения. Учебник для детских музыкальных школ / Н. П. Козлова. – Москва, 2003.
Осовицкая, З. Е., Казаринова, А. С. Музыкальная литература. Первый год обучения. Учебник для детских музыкальных школ / З. Е. Осовицкая, А. С. Казаринова. – Москва, 2000.
Первозванская, Т. Е. «Мир музыки» : Учебное пособие «Слушаем музыку». 1 класс / Т. Е. Первозванская. – Санкт-Петербург : «Композитор», 2006.
Первозванская, Т. Е. «Мир музыки» : Учебное пособие «Слушаем музыку». 2 класс / Т. Е. Первозванская. – Санкт-Петербург : «Композитор», 2006.
Первозванская, Т. Е. «Мир музыки» : Учебное пособие «Слушаем музыку». 3 класс / Т. Е. Первозванская. – Санкт-Петербург : «Композитор», 2006.
Прохорова, И. Музыкальная литература зарубежных стран. Для 5 класса детской музыкальной школы / И. Прохорова. – Москва, 2001.
Прохорова, И., Скудина, Г. Музыкальная литература советского периода. Для 7 класса детской музыкальной школы / И. Прохорова, Г. Скудина. – Москва, 2001.
Сироткина, Т. Музыкальная азбука / Т. Сироткина. – Москва, 2005.
Смирнова, Э. Русская музыкальная литература. Для 6-7 классов детской музыкальной школы / Э. Смирнова. – Москва, 1994.
Столова, Е., Кельх, И. Музыкальный детектив : занимательное пособие по музыкальной литературе в вопросах и ответах / Е. Столова, И. Кельх – Санкт-Петербург : Композитор, 2006.
Царева, Н.А. Уроки госпожи Мелодии, 1 класс : Учебное пособие по предмету «Слушание музыки» / Н. А. Царева. – Москва : «Росмэн», 2001.
Царева, Н. А. Уроки госпожи Мелодии, 2 класс : Учебное пособие по предмету «Слушание музыки» / Н. А. Царева. – Москва : «Росмэн», 2001.
Хрестоматия по музыкальной литературе для 4 класса детской музыкальной школы / сост. В. Владимиров, А. Лагутин. – Москва, 1987.
Хрестоматия по музыкальной литературе зарубежных стран. Для 5 класса детской музыкальной школы / сост. И. Прохорова. – Москва, 1990.
Хрестоматия по русской музыкальной литературе. Для 6-7 классов детской музыкальной школы / сост. Э. Смирнова, А. Самонов. – Москва, 1993.
Хрестоматия по музыкальной литературе советского периода. Для 7 класса детской музыкальной школы / сост. и перелож. для фортепиано А. Самонов. – Москва, 1993.
Шорникова, М. И. Музыкальная литература: развитие западноевропейской музыки. 2 год обучения / М. И. Шорникова. – Москва, 2003.
Шорникова, М. И. Музыкальная литература: русская музыка ХХ века. 4 год обучения / М. И. Шорникова. – Москва, 2003.
Шорникова, М. И. Музыкальная литература: русская музыкальная классика. 3 год обучения / М. И. Шорникова. – Москва, 2005.
Дополнительная литература
Алпатов М. Художественные проблемы Древней Греции / М. Алпатов. – Москва : Искусство, 1987.
Булучевский, Ю. С., Фомин, В. С. Старинная музыка. Словарь / Ю. С. Булучевский, В. С. Фомин. – Москва : Музыка, 1996.
Булучевский, Ю., Фомин, В. Краткий музыкальный словарь для учащихся / Ю. С. Булучевский, В. С. Фомин. – Ленинград, 1988.
Глушко, Е. Медведев, Ю. Словарь славянской мифологии / Е. Глушко, Ю. Медведев. – Нижний Новгород: «Русский купец», «Братья славяне», 1995.
Коллинз, Стефан Классическая музыка от А до Я / С. Коллинз. – Москва : Гранд, 2001.
Носина, В. Б. Символика музыки И. С. Баха и ее интерпретация в «Хорошо темперированном клавире» / В. Б. Носина. – Москва, 1991.
Роузберри, Эрик Шостакович: иллюстрированные биографии великих музыкантов / Э. Роузберри. – Челябинск : Урал LTD, 2002.
Сабинина, М. Оперные либретто. Т. 1, II / М. Сабинина. – Москва, 1988.
Скляренко, В., Иовлева, Т., Рудычева, И. 100 знаменитых художников XIX-XX веков / В.Скляренко, Т. Иовлева, И. Рудычева. – Харьков : Фолио, 2003.
Тарасов, Л. Волшебство оперы / Л. Тарасов. – Москва : Детская литература, 1979.
Тихонова, А. И. Возрождение и барокко: Книга для чтения / А. И. Тихонов. – Москва : ООО Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2003.
Финкельштейн, Э. «От А до Я» : занимательное чтение с картинками и фантазиями / Э. Финкельштейн. – Ленинград : Композитор, 1991.
Энциклопедический словарь юного музыканта. Библиотечная серия / сост.-ли : В. В. Медушевский, О. О. Очаковская. – Москва : Педагогика, 1985.


СОСТАВ ФОНОХРЕСТОМАТИИ
к дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе
в области музыкального искусства
(4-летний срок обучения)


составитель: Мухаметзянов А.К.


«ВЕЛИЧАЙШИЕ КОМПОЗИТОРЫ МИРА».


1.И.С.Бах: ХТК; Токката и Фуга-ре минор ; Концерты для скрипок Органные произведения.

2.Г.Ф.Гендель: Концерты 1-2-3;Концерт для органа с оркестром №1.

3.А.Вивальди: Концерты для струнных инструментов \ по усмотрению преподавателя \.

4.Й.Гайдн: Симфоническое творчество.

5.Л.В.Бетховен: Сонаты для фортепиано№№7,8,14,23.,Концерт для скрипки;

6.В.А.Моцарт: Дивертисменты; Сонаты для фортепиано; Симфонии \№№40,41.\.

7.Д.Россини: Оперные увертюры;

8.Ф.Шопен: Концерт для фортепиано с оркестром ; Экспромты ; Полонезы Вальсы.

9.Ф.Шуберт: Струнный квартет №13;Симфония №5;12 вальсов для фортепиано.

10.Р.Шуман: Концерт для фортепиано с оркестром; « Альбом для юношества».

11.Ф.Лист: Венгерские рапсодии№№2,6;Кампанелла.

12.И.Брамс: Венгерские танцы.

13.И.Штраус: Вальсы.

14.Р.Вагнер: Оперные увертюры.

15.Н.Паганини: Скрипичный концерт№1;Сонаты для скрипки.

16.Ф.Мендельсон: Свадебный марш, Концерт для скрипки;

17.Э.Григ: Концерт для фортепиано с оркестром ; Сюиты к драме Г.Ибсена «Пер Гюнт».

18.М.Равель: Болеро \фрагменты\.

19.П.И.Чайковский: « Лебединое озеро», « Щелкунчик», « Спящая красавица».

20.С.В.Рахманинов: Произведения для фортепиано.

21.Н.А.Римский-Корсаков: Симфонические сюиты.

22.М.И.Глинка: « Руслан и Людмила»\симфонические фрагменты \.


23.Скрипичная музыка: Бах, Брух , Шуберт ,Мендельсон ,Брамс ,Шопен Бетховен.


24.К.Сен-Санс: « Карнавал животных».

25.П.И.Чайковский: « Детский альбом».

«ШЕДЕВРЫ МИРОВОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ»

1.А.Вивальди «Кончерто гроссо №№1-3,8,10.,Инструментальные концерты.
2.И.С.Бах: Бранденбургские концерты ; Гольдберговские вариации; Концерты для скрипки.
3.Г.Ф.Гендель: Инструментальные и симфонические произведения.
4.Музыка барокко:Ф.Джеминиани;П.Локателли;А.Марчелло;Дж.Тартини,Г.Ф.Телеман..
5.В.А.Моцарт: « Маленькая ночная серенада»,Концерт для фортепиано№1.
6.К.В.Глюк: « Орфей и Эвридика».
7.Рождественская музыка».
8.Л.В.Бетховен: Симфонии.
9.Н.Паганини: « 24 Каприччио для скрипки соло».
10.К.Вебер: Произведения для фортепиано.
11.Ф.Шуберт: Шедевры инструментального наследия.
12.Музыка романтизма:И.Гуммель;Л.Керубини;Дж.Филд;И.Брамс;Ф.Шуберт;Р.Шуман.
13.Ф.Шопен: произведения для фортепиано- полонезы, экспромты, баллады ,этюды.
14.Ф.Мендельсон: Соната для скрипки и фортепиано ;Симфония №3 «Шотландская».
15.Р.Шуман: « Детские сцены».
16.А.Рубинштейн: « Демон»\фрагменты \.
17.А.П.Бородин: « Князь Игорь», симфония №1.
18.М.П.Мусоргский: « Картинки с выставки».
19.И.Штраус: « Король Вальса».
20.Итальянская и французская опера \обзорное прослушивание лучших фрагментов шедевров оперного искусства по усмотрению преподавателя \.
21.Дж.Верди: « Реквием».
22.Р.Вагнер: Оперные увертюры.
23.Ф Лист: Произведения для фортепиано.
24.М.И.Глинка «Камаринская», « Вальс-фантазия».
25.П.И.Чайковский: «Времена года».
26.Э.Григ: «Пер Гюнт».
27.М.И.Глинка: «Руслан и Людмила».
28.А.С.Даргомыжский: «Русалка».
29.А.П.Бородин: «Князь Игорь».
30.Н.А.Римский- Корсаков: «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане», «Шехеразада».
31.П.И.Чайковский: «Лебединое озеро», «Шелкунчик», «Спящая красавица».
32.М.И.Глинка: «Иван Сусанин».
33.М.П.Мусоргский: «Борис Годунов».
34.П.И.Чайковский: «Евгений Онегин».
35.С.С.Прокофьев: «Александр Невский», «Ромео и Джульетта», «Золушка».
36.Д.Д.Шостакович: «Симфония№7»,.
37.А.И.Хачатурян: «Спартак», «Гаянэ»,концерт для скрипки №1.
38.Г.В.Свиридов: «Пушкинский венок», «Метель».
39.Р.К.Щедрин: «Озорные частушки», «Конек-горбунок», «Кармен-сюита».
40.Песни советских композиторов XX века.
41.Музыка современных композиторов.
















В О П Р О С Ы К И Т О Г О В О Й А Т Т Е С Т А Ц И И
ПО КУРСУ
«М У З Ы К А Л Ь Н А Я Л И Т Е Р А Т У Р А»
для учащихся
музыкальных отделений
преподаватель Мухаметзянов А.К.

2007-2008 учебный год







КАРТАЛЫ 2014










П ОЯС Н И Т Е Л Ь Н А Я З А П И С К А.



Представленный перечень контрольных вопросов представляет собой один из разделов итоговой аттестации учащихся музыкальных отделений по предмету «Музыкальная литература» (на основе представленной учебной программы), позволяющий оценить объем приобретенных знаний по всему пройденному курсу в его разноплановости и многообразии. Опираясь на большой практический опыт работы, необходимо отметить актуальность данного подхода к проведению итоговой аттестации: учащиеся, наряду с представлением сообщений и рефератов на выбранную ими тематику (в рамках всего курса обучения) имеют практическую возможность к раскрытию всего усвоенного объема знаний, применяя весь арсенал современных возможностей образовательного процесса (учебная литература, конспекты лекций, интерактивные руководства, прослушивание и просмотр аудио и видео материалов, обширнейшие возможности привлечения к процессу образования средств современной глобальной компьютеризации обучения на основе огромной информативной базы сети Интернет),что в итоге позволяет рассматривать результаты данной аттестации как один из аспектов развития у учащихся навыков самостоятельной работы, расширения общего и музыкального кругозора, воспитания широко образованной личности на основе лучших образцов мировой музыкальной культуры и искусства.





1 год обучения.

1.Расскажите об основных жанрах музыкального искусства.
2.Средства музыкальной выразительности.
3.Приведите примеры народных песен, расскажите об их содержании, характере, звучании.
4.Приведите примеры народных танцев.
5.Инструменты симфонического оркестра.
6.Инструменты народной музыки (оркестр русских народных инструментов).
7.Программно-изобразительная музыка.
8.Искусство балета (назовите названия лучших балетных спектаклей).
9.Шедевры оперного искусства России.
10.Инструменты классической музыки(расскажите об одном из них).

2 год обучения.

1.Расскажите о музыкальном искусстве XVIII-XIX веков.
2.Композиторы эпохи «барокко».
3.Композиторы эпохи «романтизма».
4.Композиторы «венской классической школы».
5.И.С.Бах.
6.В.А.Моцарт.
7.Й.Гайдн.
8.Л.Бетховен.
9.Ф.Шуберт.
10.Ф.Шопен.
11.Мое любимое произведение.
12.Мой любимый музыкальный инструмент.
3 год обучения.

1.Русские композиторы XVIII века.
2.Романс и песня в творчестве русских композиторов.
3.М.И.Глинка.
4.А.С.Даргомыжский.
5.М.П.Мусоргский.
6.Н.А.Римский-Корсаков.
7.А.П.Бородин.
8.П.И.Чайковский.
9.Шедевры русского оперного наследия.
10.Шедевры русской симфонической музыки.
11.Шедевры русского балета.
12.Мой любимый русский композитор.
4 год обучения.


1.Средства музыкальной выразительности.
2.Песня,танец,марш.
(дайте основные характеристики основных жанров музыкального искусства).
3.Симфонический оркестр.
(состав оркестра, его музыкальные возможности).
4.Программно-изобразительная музыка.
(дайте основную характеристику этого направления, приведите примеры из образцов мирового музыкального искусства).
5.Назовите автора и его произведения, характеризуемые выражением «жемчужины русского балета».
(дайте характеристику его творчества, приведите названия знакомых вам произведений).
6.Назовите фамилии композиторов, принадлежащих к «школе венских классиков». ( дайте характеристику их творчества, приведите примеры произведений).
7.Назовите фамилии композиторов, творчество которых принадлежит к жанру «композиторы-романтики».
(дайте характеристику творчества, приведите примеры произведений).
8.Назовите фамилию композитора ,его произведения, по праву считающимся создателем русской классической музыки и русского классического балета.
9.Назовите фамилии композиторов, входивших в творческое объединение « Могучая кучка».
(приведите примеры музыкальных произведений).
10.Назовите оперные спектакли из сокровищницы мирового искусства, написанные по мотивам сказочных произведений.
(произведения русских и зарубежных композиторов).
11.Перечислите известные названия балетных спектаклей
из сокровищницы мирового балетного наследия (одного на выбор).

12.Приведите примеры опер на героико-драматическую тематику в творчестве известных композиторов (одного на выбор).
13.Дайте музыкальную характеристику составу оркестра русских народных инструментов, назовите основные группы и их особенности.
14.Назовите фамилии известных советских композиторов, дайте основную характеристику их творчества приведите примеры произведений ( одного на выбор).
15.Назовите известные песни советских композиторов, ставшие шедеврами данного направления музыкального исполнительства.
16.Назовите известных композиторов современности.
17.Назовите известных музыкантов- исполнителей современности.
18.Назовите фамилии русских композиторов представляющих самый популярный жанр искусства XVII-XIX веков, приведите примеры творчества.
19.Назовите известные произведения из наследия композиторов «венских- классиков».
20.Назовите известные произведения из наследия композиторов «романтиков».


















13 PAGE \* MERGEFORMAT 14315


13 PAGE \* MERGEFORMAT 142315




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315