Лекции по Правоохранительные органы на тему Законодательность о правоохранительных органах


Тема №2
Тема: Законодательность о правоохранительных органах
План:
1.Понятие НПА о правоохранительных органов
2. Систематизация НПА о правоохранительных органах
1. Познание основ организации и функций правоохранительных органов требует изучения значительного количества законодательных и иных правовых актов. Такое обилие актов и содержащихся в них конкретных правовых предписаний в значительной мере объясняется тем, что дисциплина «Правоохранительные органы» касается многих государственных и негосударственных организаций и должностных лиц.
2.Всю сумму рассматриваемых правовых актов в зависимости от их содержания можно подразделить на следующие группы актов:
- общего характера;
- о судебной власти, правосудии и судах;
- об организационном обеспечении деятельности судов и органов юстиции;
- о прокурорском надзоре и органах прокуратуры;
- о юридической помощи и ее организации.
К первой из названной группы относятся акты, которые по своему содержанию имеют непосредственное значение для определения сути и направленности всех правоохранительных функций и устройства соответствующих органов.
Особое место в данной группе актов занимает Конституция РК, принятая 30 августа 1995г. В ней решены наиболее принципиальные вопросы государственной и общественной жизни.
Для дисциплины «Правоохранительные органы» первостепенное значение имеют положения, содержащиеся в разделах II (Человек и гражданин) и VII (Суды и правосудие).
Ко второй группе актов (о судебной власти, правосудии и судах) относятся:
- Конституционный закон Республики Казахстан от 25 декабря 2000 г.
N 132-II «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан».
- Закон РК «О судебных приставах» от 7 июля 1997 г. Третья группа актов определяет построение системы органов юстиции и их положения, в том числе в сфере организационного обеспечения деятельности судов, организацию нотариата, призванного своими средствами и методами содействовать правоохранительной деятельности и роль органов юстиции в руководстве этим учреждением. К ним относятся:
- Закон РК «О нотариате от 14 июля 1997 г.»
- Положение о Министерстве юстиции РК от 11 марта 1999 г.
В четвертой группе ведущая роль принадлежит Закону РК «О прокуратуре РК» от 21 декабря 1995г. В нем решены достаточно детально вопросы понятия и содержания прокурорского надзора и иных полномочий деятельности прокуратуры, ее организации и полномочий, статуса работников прокуратуры.
Пятая группа актов самая многочисленная. Это объясняется, с одной стороны, тем, что выявление и расследование преступлений - деятельность неоднородная. В ее составе различают осуществление оперативно-розыскных мероприятий, дознания и предварительного расследования. С другой стороны, особенностью реализации этой неоднородной деятельности является то, что они возлагаются на многие органы с учетом их профиля. Какие-то из них призваны выполнять все три разновидности такой деятельности (ОВД), какие-то - две (например, службы контрразведки, таможенная служба, воинские начальники), а какие-то-только одну (служба внешней разведки, служба охраны Президента и др.).
В связи с этим в данную группу актов включаются:
- Закон РК «Об органах национальной безопасности РК» от 21 декабря 1995 г -Закон РК «Об органах внутренних дел РК» от 21 декабря 1995 г., «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 24 апреля 1995 г.
- Закон РК «О таможенном деле РК» от 20 июля 1995 г.
- Закон РК «Об оперативно-розыскной деятельности» от 15 сентября 1994 г.
- Уголовно-процессуальный кодекс РК
Наконец, в шестой группе актов основную роль призван играть в настоящее время:
Закон РК «Об адвокатской деятельности» от 5 декабря 1997г. Данный нормативный акт тесно связан с предписаниями Конституции РК (ст. 13 и ст. 16) и тех законов, которые определяют права и обязанности лиц, оказывающих юридическую помощь (например, Уголовно-процессуальный кодекс РК, Гражданско-процессуальный кодекс РК).