Конспект по теме «Отличие причастий от отглагольных прилагательных2 (7 класс)


Предмет: русский язык
Класс: 7
Шацкова Татьяна Викторовна
МОУ «СШ № 43 г. Волгограда»
№ урока в теме: 18
Интерактивная доска Smart Board
Урок ориентирован на общеобразовательный класс.
Тема «Отличие причастий от отглагольных прилагательных.
Правописание одной и двух букв н в причастиях и отглагольных
прилагательных».
Урок применения знаний, умений и навыков.
Цели урока: повторение и проверка знаний учащихся по данной теме;
выявление глубины понимания темы и степени прочности всего изученного на предыдущих уроках; развитие орфографических умений и навыков сравнивать, обобщать, конкретизировать.
Развитие речи: составление связного рассказа на лингвистическую тему; работа над орфоэпическими нормами.
Повторение: гласные перед одной и двумя буквами н в страдательных причастиях; знаки препинания при причастном обороте.
Задачи урока: установить уровень овладения учащимися теоретическими знаниями по данной теме, помогающими развитию орфографической зоркости; формировать навыки работы со Smart Board.
Оборудование: 1 персональный компьютер, интерактивная доска Smart Board.
Структура урока:
I. Оргмомент.
ІІ. Проверка домашнего задания.
ІІІ. Сообщение темы и целей урока.
ІV. Активизация пройденного материала.
V. Обобщение теоретического материала.
VІ. Тренировочные упражнения на умение различать причастия и отглагольные прилагательные.
VІІ. Контроль.
VIІІ. Домашнее задание.
ІX. Рефлексия.





Ход урока.
I. Организационный момент.
Учитель приветствует учащихся, отмечает отсутствующих. Проверяется готовность к уроку.
II. Проверка домашнего задания.
От данных глаголов образуйте и запишите действительные и страдательные причастия прошедшего времени. Выделите в причастиях суффиксы и обозначьте условия выбора изучаемой орфограммы.
Проп...тать, запр...тить, опл...тить, выр...стить, и...ти, полить, перес...дить,
взрыхлить, до...стрелить, ог...родить, ск...сить, засеять, вовлеч(?), и...топить,
понять, поднять, начать.
Удоски работают три ученика.
Первый выписывает слова с пропусками, графически объясняя вставленные орфограммы;
Второй – записывает действительные причастия прошедшего времени, образованные от данных глаголов;
Третий – записывает страдательные причастия прошедшего времени, образованные от этих же глаголов.
Класс в это время работает устно, отвечая на вопросы:
- Какие орфограммы встретились в данном упражнении?
- При помощи каких суффиксов образуются действительные и страдательные причастия?
- От какого глагола вы не образовали страдательное причастие? Почему?
Ребята, обратите внимание на призношение следующих причастий. Рис.1


Рис.1

III.Сообщение темы и целей урока.
Тема сегодняшнего урока «Отличие причастий от отглагольных прилагательных. Правописание одной и двух букв н в причастиях и отглагольных прилагательных». Рис.2
Сообщение целей урока.

Рис.2

IV. Активизация пройденного материала.
1.Синтаксическая пятиминутка. Рис.3
Повторение знаков препинания при причастном обороте; умение употреблять причастия в устной речи, составлять схемы.
Задание: переделайте предложение, вставив в каждую его часть причастный оборот; затем запишите предложение, составьте его схему, графически объясните знаки препинания.
Лес загорелся, и в небо стал подниматься удушливый дым.
Один ученик, используя электронное перо, записывает предложение, составленное им, на интерактивной доске.
С помощью пера выделяет грамматическую основу предложения, составляет его схему. Все выполняют задание на местах.
Затем следует проверка.


Рис.3

2. Орфографическая работа. Рис.4
Повторение орфограммы «Гласные перед одной и двумя н в страдательных причастиях». Работа с орфоэпическими нормами.
Задание: вставьте пропущенные буквы с указанием способа проверки орфограммы.
Просмотр...нный альбом, задерж...нный на работе, наполн...нный доверху, взвеш...нный товар, запачк...нный грязью, усе...нное поле, запломбиров...нный зуб, раскро...нный материал, изобрет...нный прибор, прослуш...нный курс лекций, слыш...нная когда-то сказка.
Интерактивная доска позволяет выполнить задание быстро и наглядно.
В объектах-буквах красного цвета использована утилита множественного клонирования. Ученик, работающий у доски, выбирает нужную букву и вставляет её в слова; делает вывод.
Орфоэпическая работа со словом запломбиро
·ванный.
Другие ученики на местах выполняют разбор слов по составу:
1 вариант - размешанный,
2 вариант - продуманный.
Затем слова записываются на интерактивной доске другими учениками. Используя разные цвета электронного пера, ученики выделяют морфемы в словах.


Рис.4

V. Повторение теоретических знаний для формирования умений и навыков по данной теме.
Фронтальная беседа.
- Как отличить причастие от отглагольного прилагательного? Рис.5
- В каких случаях пишется одна и две буквы н в причастиях и отглагольных прилагательных? Вспомните слова исключения. Рис.6
Ученики должны дать ответ на каждый из вопросов в форме рассказа на лингвистическую тему.
По мере ответов учащихся учитель опускает шторку «Сдвинь шторку-увидишь ответ», которая закрывает таблицы по данной теме. Рис.5,6. Таблицы подготовлены учителем.


Рис.5



Рис.6




VI.Следующая группа упражнений направлена на выявление учащимися степени усвоения данной темы, уровня сформированнности навыков правописания одной и двух букв н в причастиях и отглагольных прилагательных; умения различать эти части речи.
1. Рис.7 Задание: распределите словосочетания в две колонки (н или нн). Исходя из этого, определите часть речи (причастие или отглагольное прилагательное).
Ране...ый боец - изране...ый солдат, посея...ое зерно – сея...ая мука,
стриже...ый мальчик – стриже...ые под ноль волосы – остриже...ая голова,
дистиллирова...ая вода, линова...ая тетрадь, жжё...ый кофе – сожжё...ое письмо.
Учащиеся на местах выполняют упражнение, распределяя словосочетания в две колонки, вставляя пропущенные буквы. Проверяется степень усвоения темы, умение писать одну и две н в прилагательных и причастиях, различать эти части речи.


Рис.7

Учащиеся выполняют данное задание в тетрадях. Затем следует взаимопроверка. Дети обмениваются работами и сверяют записи в тетрадях с правильным написанием, которое появляется на клонируемом слайде интерактивной доски. Рис.8. Далее делаются выводы.
Это воспитывает орфографическую зоркость.


Рис.8

2. Вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор.Рис.9
Найдите словосочетания: прич.+ сущ., прил.+ сущ., в которых главное слово существительное.
Напуга...ая лошадь, гашё...ая известь, непогаше...ый костёр, вытка...ый ковёр, копчё...ая колбаса, тка...ая скатерть, асфальтирова...ая дорога, кова...ый меч, подмоче...ая репутация.
Ученику, работающему у интерактивной доски, необходимо вставить пропущенные буквы, объяснить свой выбор; определить части речи.
В объектах красного цвета (части речи) и в объектах - буквах зелёного цвета использована утилита множественного клонирования. Ученик выбирает нужную часть речи и букву (н и нн) и вносит в текст. Делается вывод о строении словосочетаний, определяется их вид (подчинительные словосочетания).
Проводится орфоэпическая работа со словом асфальти
·рованный.


Рис.9

3. Упражнение на развитие речи «Восстанови пословицу». Рис.10
Это упражнение дает возможность повторить изученные орфограммы и пунктограммы и развивает речь учащихся.
Используется приём скрытого текста. «Сдвинь шторку - увидишь ответ». Задание: закончите предложения и напишите, о чём говорят.
- Не ладно скроен... (,но ладно сшит)
- Стреляного воробья... (на мякине не проведёшь)
- Пуганая ворона ( куста боится)
-Повинную голову (меч не сечёт).



Рис. 10



4. Упражнение на развитие речи учащихся; на умение определить
значение метафоры.
Составляется предложение с этим словосочетанием.
Осуществляется самопроверка.
Правильный ответ спрятан за шторкой. Учащиеся в тетрадях записывают составленные ими предложения.




Рис.11


5. Гимнастика для глаз. Рис.12
Цель: снятие зрительного утомления.
1. Вертикальные движения глаз вверх – вниз.
2. Горизонтальное вправо – влево.
3. Вращение глазами по часовой стрелке и против.
4. Глазами нарисовать кривую, изображённую на доске, несколько раз, сначала в одном, а затем в другом направлении.

Рис.12


VII. Самостоятельное применение знаний и умений. Рис.13
1. Самостоятельная работа по вариантам с последующей проверкой. Записи делаются на доске с помощью маркеров. Отработка умения образовывать от данных глаголов прилагательные и причастия.
- Почему от глагола купить образуются только причастия?
(Это глагол совершенного вида).


Рис.13

2. Тест по теме «Отличие причастий от отглагольных прилагательных. Одна и две буквы н в причастиях и отглагольных прилагательных».
Этот тест дает возможность проанализировать сформированность знаний учащихся по данной теме и отработать навыки правописания н и нн в причастиях и прилагательных, умение различать эти части речи.
Учащиеся должны выбрать правильные ответы из предложенных вариантов. Затем работы сдаются на проверку. Рис.14




Рис.14

3. После сдачи работ проводится проверка теста с целью акцентировать внимание учащихся на орфограммах, связанных с данной темой. Проверка «по цепочке» с объяснением своего выбора.
Используется затемнение экрана.
Ученики комментируют, а учитель работает с интерактивной доской, последовательно открывая шторку. Рис.15




Рис.15





VIII. Творческое домашнее задание. Рис.16
Проверка – на следующем уроке.


Рис.16

Упражнение 124.
Задание: при списывании вставьте пропущенные запятые и замените неопределённую форму глагола полными или краткими страдательными причастиями. Объясните употребление н и нн в суффиксах.
Напишите продолжение в публицистическом стиле, используя причастия и отглагольные прилагательные, объясняя, как надо себя вести в общественных местах.
Есть немало ребят, которые счтают возможным выбежать из дому в (измять) фуражк или шапк с (рапустить) болтащимися ушами. Хлястик у них вечно (оборвать), пуговиц (не) хватает, ботинки не (чистить) с того самого дня, как их купили. Встречают()ся и такие, которые счтают, что мусорить нельзя только в комнатах а в автобусах и троллейбусах, на улицах (не)задумываясь бросают (скомкать) обёртку от мороженого корки от (очистить) апельсинов огрызки (съесть) яблок.
I
·. Рефлексия.
Цель: способствовать формированию и развитию умения анализировать собственную деятельность
Учитель предлагает оценить степень достижения поставленной цели в начале урока каждым учеником, проанализировав психологическое состояние по трём уровням.
На интерактивную доску проецируется слайд. Рис.17



Рис.17

Дети осуществляют итоговую самооценку.
Задаются вопросы, побуждающие учащихся к анализу своей деятельности на уроке:
- Чем данный урок был полезен для вас?
- Какие пробелы в знаниях помог восполнить?
- Чем хотели бы заняться на следующем уроке?
- Как хотели бы работать?
- Считаете ли вы своё участие на уроке достаточным для достижения поставленной цели?
Дети отвечают на вопросы, тем самым, подводя итог работы на уроке, анализируя свою деятельность на уроке.
Учитель благодарит учеников за работу, выставляет оценки.

На интерактивную доску проецируется слайд. Рис.18


Рис.18
15