Выступление на педагогическом совете на тему: Концепция математического образования, промежуточные результаты реализации


Выступление на педсовете учителя математики Долженкова Е.Б. по теме «Концепция математического образования,
промежуточные результаты реализации»В декабре 2013 года распоряжением Правительства РФ утверждена Концепция развития математического образования в РФ. С чем связано появление этой Концепции?
Качественное математическое образование необходимо каждому человеку для успешной жизни в современном обществе. Россия имеет хороший опыт в математическом образовании, накопленный в 50-80 годы ХХ века, поэтому сейчас необходимо сохранить все достоинства советской системы образования.
В последние годы в математическом образовании обострились следующие проблемы: низкая мотивация учащихся, проблемы содержательного характера (содержание некоторых учебников математики устарело и не соответствует заданиям ГИА и ЕГЭ, не соблюдается преемственность между начальной и основной, основной и средней школой), кадровые проблемы.
«Цель Концепции – вывести российское математическое образование на лидирующее положение в мире».
Согласно Концепции, задачами развития математического образования являются:
-модернизация содержания учебных программ на всех уровнях с обеспечением преемственности;
-обеспечение отсутствия пробелов в базовых знаниях каждого ученика;
-наличие общедоступных информационных ресурсов, применение современных образовательных технологий;
-повышение качества работы учителей математики, усиление механизмов их материальной и социальной поддержки;
-создание условий для развития одаренных учащихся.
В нашем районе разработан план мероприятий по совершенствованию математического образования, в соответствии с которым проводится подробный анализ преподавания математики по результатам ОГЭ, ЕГЭ. Анализ учитывается при планировании работы учителей математики.
С целью повышения своей квалификации я участвую в районных семинарах, на заседаниях круглого стола, посещаю и провожу открытые уроки, делюсь своим опытом работы с коллегами.
На районных семинарах по математике подробно рассматриваются решения наиболее сложных заданий ГИА и ЕГЭ, предлагаются различные способы решения заданий, вызывающих у учащихся наибольшие затруднения.
Также уделяется внимание работе по формированию навыков:
- решения текстовых задач с построением математических моделей реальных ситуаций, практических задач на проценты, пропорции, графики реальных зависимостей, задач по теории вероятностей и геометрии;
- применения основных формул, теорем, аксиом при решении задач в нестандартной ситуации;
- вычисления и преобразования выражений любого типа;
- по закреплению вычислительных навыков учащихся, в том числе навыков быстрого счета.
В 2015-2016 учебном году в условиях реализации ФГОС я провел открытый урок в 5 классе по теме «Действия с обыкновенными дробями» с использованием ИКТ. В октябре 2015 года на заседании круглого стола учителей математики «Школьное математическое образование: перспективы развития», проводимого в рамках реализации Концепции развития математического образования в Российской Федерации с участием учителей математики школ, входящих в межшкольное методическое объединение, выступал с опытом работы по проблеме «Система работы по поддержке одаренных детей». В ноябре 2016 года являлся участником проведения Дня открытых дверей стажировочных площадок в рамках региональной «Недели математики – 2016», проводимого ОГБУ ДПО «Курский институт развития образования». Тема данной стажировочной площадки «Реализация системно-деятельностного подхода в образовательной деятельности».
В октябре 2016 года обучающиеся нашей школы   стали участниками математической дистанционной олимпиады школьников «Олимпус».
В прошлом учебном году многие свои разработки уроков и рабочие программы я размещал на собственном сайте «Инфоурок».
На уроках математики я использую новые технологии или их элементы. Введение новых технологий дает возможность каждому ученику обучаться в подходящем для него темпе и на том уровне, который соответствует его способностям.
Чаще всего на уроках используются следующие образовательные технологии:
-информационно-коммуникационные;
-технологии уровневой дифференциации и индивидуализации;
-интерактивные технологии (проектный метод, включающий проблемное обучение и исследовательскую деятельность)
-игровые технологии;
-личностно-ориентированные;
-здоровьесберегающие.
Использование ИКТ на уроках математики позволяет сделать процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным за счёт богатства мультимедийных возможностей; эффективно решать проблему наглядности обучения.
Замечено, что учащиеся проявляют большой интерес к теме, когда при объяснении нового материала применяются презентации. Даже пассивные учащиеся с огромным желанием включаются в работу. Я использую ИКТ на разных этапах урока: при устном счёте, при объяснении нового материала, при закреплении, повторении, на этапе контроля. Уроки с применением компьютерных технологий не только оживляют учебный процесс, но и повышают мотивацию обучения и познавательную активность, дают возможность эмоционально и образно подать материал.
Дифференциация способствует более прочному и глубокому усвоению знаний, развитию индивидуальных способностей, развитию самостоятельного творческого мышления. Разноуровневые задания облегчают организацию занятия в классе, создают условия для продвижения в учебе в соответствии с возможностями. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать успех, что тоже способствует повышению мотивации.
Использование на уроках игровых технологий обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении, делает процесс обучения более интересным, облегчает преодолевать трудности в обучении. Игровые моменты используются на разных этапах урока. И помогают расширению кругозора учащихся, развитию их познавательной деятельности.
Развитие познавательного интереса к математике продолжается и во внеурочной деятельности, которая позволяет познакомиться с интересными вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы.
Решение математических задач, связанных с логическим мышлением способствует выявлению одаренных детей, развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию, развивает умение самостоятельно работать, думать, рассуждать, обосновывать собственные мысли.
Материал программы внеурочной деятельности тесно связан с различными сторонами нашей жизни, а также с другими учебными предметами. В программу включены игры, задачи-шутки, задачи на смекалку, ребусы и кроссворды, которые способствуют развитию логического мышления. В ходе занятий заслушиваются сообщения учащихся, проводятся игры, викторины, математические эстафеты, рассматриваются олимпиадные задания.
Учащиеся знакомятся с историей математики, открытиями великих математиков, старинными единицами измерения, применяют признаки делимости при решении нестандартных задач, учатся решать задачи на переливание, олимпиадные задачи, задачи на смекалку.
Большой интерес у ребят вызывают магические квадраты, математические ребусы, различные головоломки, которые рассматриваются на внеурочных занятиях. Пятиклассники и шестиклассники с удовольствием участвуют в различных викторинах, конкурсах, КВН, математических играх.
C целью качественной подготовки к экзаменам для учащихся с низкой мотивацией проводятся индивидуальные занятия по ликвидации пробелов в знаниях. Разработаны индивидуальные образовательные маршруты на каждого ученика.
В 9 классе ведется курс «Решение нестандартных текстовых задач».
За последние 3 года по результатам ОГЭ по математике качество знаний составляет 100%.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что все перечисленные мероприятия помогают повысить эффективность учебного процесса, добиться лучшего результата в обучении математике, повышают познавательный интерес к предмету и в идеале приведут к повышению качества успеваемости по предмету.