Система выявления, комплексного сопровождения и мониторингов гармоничного развития одаренных детей в образовательной организации

Конкурсный материал учителя башкирского языка и литературы МОБУ СОШ №1 с Малояз МР Салаватский район РБ по номинации: «Система выявления, комплексного сопровождения и мониторингов гармоничного развития одаренных детей в образовательной организации, реализующей основные общеобразовательные программы»

«В каждом есть солнце, только дайте ему светить».
Сократ

В свете концепции модернизации образования, остро встаёт вопрос поиска путей повышения социально-экономического потенциала общества. Это возможно в случае роста интеллектуального уровня людей, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса.
Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей.  Жажда к открытию, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются на школьной скамье. Каждый учитель сталкивался с такими учениками, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не достаточна работа на уроке, они работают со словарями и энциклопедией, изучают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке и жизни, помочь наиболее полному раскрытию своих способностей. Именно поэтому «Юношество должно получить образование не кажущееся, а истинное, не поверхностное, а основательное, то есть, чтобы разумное существо – человек приучался руководствоваться не чужим умом, а своим собственным, не только вычитывать из книг и понимать чужое мнение о вещах..., но и развивать в себе способность проникать в корень вещей и вырабатывать истинное понимание и употребление их» [2, с. 79].
Особая роль образования в том, чтобы выявлять и поддерживать одаренных детей, через специально организованный учебно-воспитательный процесс, доминантой которого является развитие мотивации ребенка к познанию, творчеству, саморазвитию, самоорганизации.
Выявление одаренных детей - продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения.
В системе работы педагогического коллектива МОБУ СОШ №1 с. Малояз прежде всего учет одаренных и талантливых детей по результатам анализа особых успехов и достижений, создание банка данных таких детей, налаживание преемственности между  начальным, средним и старшим звеном образования, диагностика потенциальных возможностей детей с использованием ресурсов психологических служб.
Психолого-педагогический мониторинг, используемый нами с целью выявления одаренных детей, отвечает ряду требований:
комплексный характер оценивания всех сторон поведения и деятельности ребенка, что позволяет использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей;
длительность процесса идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях);
анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение ребенка в специально организованные предметно-игровые занятия, вовлечение его в различные формы соответствующей предметной деятельности и т.д.);
экспертная оценка продукта деятельности детей (рисунков, стихотворений, технических моделей, способов решения математических задач и пр.) с привлечением экспертов - специалистов высшей квалификации и соответствующей предметной области деятельности (математиков, филологов и т.д.);
многократность и многоэтапность обследования с использованием множества психодиагностических процедур, отбираемых в соответствии с предполагаемым видом одаренности и индивидуальностью данного ребенка;
проведение диагностического обследования в ситуации реальной жизнедеятельности, приближенного по форме организации к естественному эксперименту (метод проектов, предметных и профессиональных проб и т.д.);
использование таких предметных ситуаций, которые моделируют исследовательскую деятельность и позволяют ребенку проявить максимум самостоятельности в развитии деятельности и получении результатов;
анализ реальных достижений детей и подростков в различных предметных олимпиадах, спортивных соревнованиях, творческих конкурсах, смотрах, на конференциях, фестивалях, и т.п.;
- анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа, экспертные оценки учителей и родителей.
Развитие одаренности ребенка достигается реализацией комплекса мер по четырем направлениям:
( включение в учебные программы дополнительного материала для одаренных детей (элективные, специальные курсы);
( применение дифференцированных и индивидуальных форм обучения, в том числе разработка индивидуальных образовательных маршрутов по предметам;
( проектно-исследовательская деятельность обучающихся;
( интеграции основного и дополнительного образования.


К учебным программам, формам и методам обучения, ориентированным на обучение детей с общей одаренностью и некоторыми видами специальной одарённости (например, лингвистической, математической и т.д.), установлены определенные требования:
включать изучение широких (глобальных) тем и проблем, что позволяет учитывать интерес одаренных детей к универсальному и общему, их повышенное стремление к обобщению, теоретическую ориентацию и интерес к будущему;
использовать в обучении междисциплинарный подход на основе интеграции тем и проблем, относящихся к различным областям знания. Это позволит стимулировать стремление одаренных детей к расширению и углублению своих знаний, а также развивать их способности к соотнесению разнородных явлений и поиску решений на «стыке» разных типов знаний;
предполагать изучение проблем «открытого типа», позволяющих учитывать склонность детей к исследовательскому типу поведения, проблемное обучения и т.д., а также формировать навыки и методы исследовательской работы;
учитывать интересы одаренного ребенка и в максимальной мере поощрять углубленное изучение тем, выбранных самим ребенком;
обеспечивать гибкость и вариативность учебного процесса с точки зрения содержания, форм и методов обучения вплоть до возможности их корректировки самими детьми с учетом характера их меняющихся потребностей и специфики их индивидуальных способов деятельности;
поддерживать и развивать самостоятельность в учении;
гарантировать наличие и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации;
обучать детей оценивать результаты своей работы с помощью содержательных критериев, формировать у них навыки публичного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов творческой деятельности;
- способствовать развитию рефлексии, самопознания, а также пониманию индивидуальных особенностей других людей.
При этом деятельность педагогов предусматривает:
а) реализацию личностно-ориентированного педагогического подхода в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности;
 б) создание и использование системы развивающегося на основе психолого-педагогических исследований, обеспечивающих раннее выявление, раскрытие и развитие творческого потенциала детей повышенного уровня обучаемости;
в) изучение факторов психолого-педагогического содействия процессам формирования личности, эффективной реализации познавательных способностей учащихся
г) внедрение в учебно-воспитательный процесс идеи гармонизации всех учебных  дисциплин в системе базисного учебного п
·лана, что является условием обеспечения доминирующей роли познавательных мотиваций, активизации всех видов и форм творческой самореализации личности.
д) управление процессом развития интеллектуальных способностей учащихся.
В обучении одаренных детей нами применяются четыре основных подхода:
Ускорение. Этот подход позволяет учесть потребности и возможности определенной категории детей, отличающихся ускоренным темпом развития. Но он должен применяться с особой осторожностью и только в тех случаях, когда в силу особенностей индивидуального развития одаренного ребенка и отсутствия необходимых условий обучения применение других форм организации учебной деятельности не представляется возможным.
Углубление. Данный подход эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес по отношению к той или иной конкретной области знания или области деятельности. При этом предполагается более глубокое изучение ими тем, дисциплин или областей знания. В нашей стране не широко (или может имеются школы) распространены школы с углубленным изучением математики, физики и иностранных языков, где обучение ведется по углубленным программам соответствующих предметов. Практика обучения одаренных детей в школах и классах с углубленным изучением учебных дисциплин позволяет отметить ряд положительных результатов: высокий уровень компетентности в соответствующей предметной области знания, благоприятные условия для интеллектуального развития обучающихся и т.п.
Обогащение. Этот подход ориентирован на качественно иное содержание обучения с выходом за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами, проблемами или дисциплинами. Занятия планируются таким образом, чтобы у детей оставалось достаточно времени для свободных, нерегламентированных занятий любимой деятельностью, соответствующей виду их одаренности. Кроме того, обогащенная программа предполагает обучение детей разнообразным приемам умственной работы, способствует формированию таких качеств, как инициатива, самоконтроль, критичность, широта умственного кругозора и т.д., обеспечивает индивидуализацию обучения за счет использования дифференцированных форм предъявления учебной информации. Такое обучение может осуществляться в рамках инновационных образовательных технологий, а также через погружение обучающихся в исследовательские проекты, использование специальных тренингов.
- Проблематизация. Этот подход предполагает стимулирование личностного развития обучающихся. Специфика обучения в этом случае состоит в использовании оригинальных объяснений, пересмотре имеющихся сведений, поиске новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у обучающихся личностного подхода к изучению различных областей знаний, а также рефлексивного плана сознания. Как правило, такие программы не существуют как самостоятельные (учебные, общеобразовательные). Они являются либо компонентами обогащенных программ, либо реализуются в виде специальных вне учебных программ.
В обучении интеллектуально одаренных обучающихся применяются методы творческого характера - проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные - в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы.
Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных обучающихся. Они исключительно эффективны для развития творческого мышления и многих важных качеств личности (познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и способности к сотрудничеству и др.).
Процесс обучения одаренных детей в МОБУ СОШ №1 с. Малояз осуществляется на основе принципов дифференциации и индивидуализации (с помощью выделения групп обучающихся в зависимости от вида их одаренности, организации индивидуального учебного плана, обучения по индивидуальным программам по отдельным учебным предметам и т.д.) и предусматривает наличие и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации, в том числе через компьютерные сети. В той мере, в какой у обучающегося есть потребность в быстром получении больших объемов информации и обратной связи о своих действиях, необходимо применение компьютеризованных средств обучения.
Большие возможности содержатся в такой форме работы с одаренными детьми, как организация исследовательских секций или объединений, предоставляющих обучающимся возможность выбора не только направления исследовательской работы, но и индивидуального темпа и способа продвижения в предмете.
Дополнительное образование в МОБУ СОШ №1 с. Малояз включает следующие образовательные области и направления деятельности, реализуемые соответствующими направлениями (примерный перечень):

Направления
Области деятельности
Виды образования

Художественно-эстетическое

Художественно- творческая, эстетическая, культурно-досуговая
Сценическое искусство, эстрадные танцы, вокально-хоровое пение, художественно-декоративное, изобразительное искусство

Научно- гуманитарное

Социальная, научно-исследовательская, лингвокультурологическая, краеведческая

Краеведение, профориентация, проектирование, исследование,
интерактивное

Экологическое

Экологическая, туристско-краеведческая
Краеведение, туризм, эколого-туристическое, проектирование

Техническое творчество

Научно-техническая, научно- естественная


Информатика и информационные технологии


Спортивно-оздоровительное
Оздоровительная, культурно-досуговая, спортивная
Общая физическая подготовка, волейбол, национальная борьба

Декоративно- прикладное
Декоративная, художественная


Декоративное, художественное, оформительское

Контроль над развитием познавательной деятельности одаренных школьников осуществляется через ежеурочное диагностирование, тематический контроль знаний в рамках учебной деятельности и контроль за обязательным участием одаренных и талантливых детей в конкурсах разного уровня.
Таким образом, структурная целостность образовательного процесса  в МОБУ СОШ №1 с. Малояз основана на взаимозависимости компонентов структурирования:   идея -  содержание  -  обновление содержания обучения, вариативность образовательных программ -  определение индивидуальных      образовательных траекторий - технологии  - методика развивающего обучения и практика - образовательная деятельность  - помощь семьи в образовании и воспитании детей и направлена на поддержку талантливых детей.















Приложение №1
Формы работы с одаренными обучающимися


Мини и макси проектные деятельности














Приложение №2

Модель сетевого взаимодействия школы с учреждениями Салаватского района.


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415





Приложение №3
Система поощрительных мер для одаренных детей.

























Приложение №4
Система стимулирования педагогических кадров, работающих с одаренными детьми.


Совет
ветеранов

Учреждения
культуры


МОБУ СОШ с. Малояз

Музыкальная школа с. Малояз

Администрация МР
Салаватский район

Центры
дополнительного образования

Районная
поликлиника

Центр
занятости

Связь со школами республики и БГПУ им.М.Акмуллы



Библиотеки


Комиссии КДН,ПДН

Редакции районных
газет

ДДТ
с. Малояз

Пожарная
часть

Краеведческие музеи

Предприятия
села

Районная ДЮСШ

Награждение ценными подарками

Ходатайства о награждении премиями

Публикации о достижениях в СМИ, на сайте школы


Благодарности родителям

Размещение на сайте школы информации об ученике

Размещение фотографий на стенде «Наша гордость»

Награждение
грамотами,
дипломами, сертификатами


Одаренные
дети



15