Задачи учителя русского языка и литературы в процесса организации выявления и сопровождения одаренных детей

Тема: Задачи учителя русского языка и литературы в процессах организации выявления и сопровождения одаренных детей.
БМОУ «Ахтубинская СОШ»
Красноярского района
Учитель русского языка и литературы
Султанова Марьям Дисеновна


Я за одаренность!
За одаренностью вижу будущее школы!
Нужна сильная идея!
Нужна сильная команда единомышленников!
Думаете не получится?!
Получится!


«Если школьник с первого класса подготовлен к тому, что он должен учиться создавать, придумывать, находить оригинальные решения, то формирование личности будет проходить на основе обогащения ее интеллектуального профиля Обучая детей творческому мышлению, мы обогащаем их не только интеллектуально, но и личностно»
Р.Дж.Стернберг, Е.Григоренко


В образовательном пространстве БМОУ « Ахтубинская СОШ» Красноярского района является самостоятельным образовательным учреждением. Самостоятельным – здорово ,правда!? Гениальной мысли не выскажу.., но , к сожалению, не помню автора этих слов ( хотя и чрезмерно ему благодарна!): « Гений - это один процент таланта и девяносто девять процентов труда!» Формула успеха выглядит так: ( Г=1%Т+99%Т ).
А теперь поразмыслим Один процент таланта человеку подарила природа. Природа подарила ребенку дар. Обычно одаренностью называют генетически обусловленный компонент способностей – «дар», в значительной мере определяющий как итог развития, так и его темп. Генетический дар раскрывается благодаря среде, и она либо подавляет его, либо помогает ему раскрыться.
Какой дар в каждом из них – вот это задача потруднее и решать ее нам , педагогам. Это девяносто девять процентов труда . Развить этот дар , чтобы ребенок трудился и стал одаренным- конечный результат любой программы по одаренности в школе...

И несомненно, работа с одаренными детьми в школе во многом зависит от того, какая работа проводится с учащимися не только в среднем и старшем звене, но и в начальной школе.
Каждый человек талантлив по-своему, у каждого есть значительный творческий потенциал. Но возможность творить – это не талант, а умение, которое каждый может в себе выработать. Способность к творчеству, к созиданию является признаком одаренности. Формы проявления способностей могут быть разные: явная, скрытая одаренность. Однако, ребенок должен получать удовольствие от умственного труда.
Способный, одаренный ученик – это высокий уровень каких-либо способностей человека. Этих детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную, творческую.
В раннем возрасте у него должна быть потребность в новых впечатлениях ( дошкольное детство). Впечатлений должно быть много и как можно больше ярких, удивительных.

Основные этапы развития одаренности или модель одаренности .

От впечатлений к развитию любознательности.
Любознательность выражаться в интересе к определенным занятиям.
От занятий интерес к изучению конкретного предмета.
От конкретного предмета к познавательной деятельности .
От познавательной деятельности к научному исследованию.
От научного исследования к профессиональному определению.


С целью решения проблемы при работе с одаренными детьми , думаю , правомерны следующие действия:
- создание разноуровневой поточной модели школы;
- определение основных направлений по созданию оптимальных условий для развития одаренных детей (организация учебного процесса):
- нестандартные уроки, деятельностный тип обучения, обучение самооценке, самоанализу, самоконтролю, развитие творческих способностей путем самостоятельного переноса ранее изученного на новую ситуацию;
- работа с дополнительной литературой, обдумывание и размышление, высказывание своего мнения, нестандартные задания;
- выставка творческих работ одаренных детей; развитие творческих способностей учащихся посредством взаимосвязи уроков с внеклассной работой по предмету; участие детей в олимпиадах, конкурсах;
- обеспечение базового дополнительного образования: организация специальных факультативов, работа кружков по предметам;
- проведение научно-практических конференций в школе; общеразвивающие традиционные мероприятия школы;
- организация раннего изучения иностранного языка, информатики в начальных классах (2-4 классы), углубленное изучение математики и биологии с 8 класса;
- информатизация образовательного процесса;
- осуществление традиционного психолого-педагогического сопровождения и поддержка детей, начиная с начальных классов, выявление детей для более углубленных индивидуальных исследований, системное диагностирование психологом;
- привлечение к работе с детьми более высокого уровня развития высококвалифицированных специалистов – учителей высшей и первой категории, имеющие большой опыт работы с детьми.
Но убеждаюсь и практика показывает, что существуют проблемы и нереализованные возможности в организации работы с одаренными детьми, которые выражаются в следующих противоречиях:
- между необходимостью создания нормативной и учебно-материальной базы для организации работы с одаренными детьми и отсутствием новой и конкретной управленческой программы для ее осуществления в школе;
- между высокими требованиями, предъявляемыми сегодня к обучению и развитию одаренных детей, и теми социальными гарантиями в области образования, которые им предоставляются;
-между огромными потенциальными возможностями развития одаренного ребенка и несоответствием общего уровня культуры;
- между специфичностью и проблемностью развития одаренных детей и недостатком психолого-педагогических знаний учителей и родителей.
Разрешение вышеуказанных противоречий возможно при комплексном и системном подходе к проблеме.
Проявление одаренности:
1.Высокая одаренность « у всех на виду».
2. Возрастная одаренность « в одном возрасте одаренность явная, в другом куда-то исчезла».
3. Скрытая одаренность « непроявленная в учебной или иной деятельности».

Одаренность бывает :
художественной (музыкально-художественной),
психомоторной (спортивная),
академической (способность учиться),
интеллектуальной (умение анализировать, мыслить),
творческой (не шаблонное мышление)
Направления в работе по развитию одаренности :
- создание благоприятных условий для работы с одаренными детьми (внедрение передовых образовательных технологий, нормативно-правовое обеспечение деятельности, формирование банка данных по проблеме одаренности, укрепление материально-технической базы)
- методическое обеспечение работы с одаренными детьми (повышение уровня профессионального мастерства педагогов, организация обмена опытом учителей, работающих с одаренными детьми, научно-методическое и информационное обеспечение программы)
- мероприятия по работе с одаренными детьми (участие способных и одаренных детей в школьных и районных мероприятиях)
Формы работы с одаренными детьми
- Индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков;
- Дополнительные занятия с одаренными учащимися, подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм, дискуссии, консультации по возникшим проблемам;
- Участие в школьных и районных олимпиадах по предметам (математика, русский язык, окружающий мир, литературное чтение и др.);
- Психологические консультации, тренинги, тестирование;
- Конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования;
- Посещение предметных и творческих кружков по способностям, а также спортивных секций по интересам;
- Использование современных средств информации (Интернет, медиатека, компьютерные игры по предметам, электронная энциклопедия);
- Создание детских портфолио.

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми

- принцип создания комфортных условий для совместной работы учащихся и учителя;
- принцип создания условий для самопознания и самореализации каждой одаренной личности;
- принцип вариативности реализации содержания, форм, методов учебно-воспитательного процесса;
- принцип свободы выбора учащимися предметных и творческих кружков, спортивных секций;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности.

Таким образом, очевидна необходимость привлечения внимания всего педагогического коллектива школы, родителей учащихся и общественности к проблеме одаренности, поиска дополнительных ресурсов и возможностей для оптимизации этого важного направления в деятельности школы. Задача школы - систематизировать эту деятельность, а также поднять ее на более качественный уровень.
15